Автор: Слепнева Марина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа № 132
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Икона в православной культуре"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Икона в православной культуре.
Цель: донести до детей назначение православной иконы через её сравнение с картиной,
научить выявлять отличительные характеристики иконы.
Задачи:
- обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в
написании иконы и картины;
- развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;
- воспитывающая:
усвоить
отношение
к
иконам,
как
к
изображению
священных
для
православных христиан образов.
Ход урока
1.
Организация класса.
2.
Постановка темы и целей урока. Эмоциональный настрой.
Чтобы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд. (на доске)
Слово, которое вы получите по вертикали, и будет темой сегодняшнего урока.
Б
и
б
л
и
я
к
р
е
с
т
м
о
л
и
т
в
а
Е
в
а
н
г
е
л
и
е
а
л
т
а
р
ь
1. Самая главная книга православных христиан. (Библия
.)
2. Символ православия, он воспринимается христианами как знак любви Бога к людям. (Крест.)
3. С ней обращаются к Богу, святым … (Молитва.)
4. Часть Библии. (Евангелие.)
5. Самая важная часть храма, где невидимо присутствует Бог. (Алтарь.)
Таблички с ответами прикрепляются на доску.
Итак, какова же тема нашего урока? (Икона. Икона в православной культуре)
Сегодня на уроке нам предстоит найти ответы на вопросы:
1.
Что такое икона?
2.
Чем различаются картина и икона?
3.
Для чего нужна икона?
Слайд-шоу (презентация), хор
Ученица читает стихотворение Майкова (или отрывок).
Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжженный
Чьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поет:
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой...
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:
Это - светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души...
.
Как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают)
Слайд 3. Образ души.
Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств,
значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить
образ души. Как, например, на этой картине «Голова монаха», с помощью красок и линий художник
Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость.
Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают)
Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». Т.е. святой
человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е.
образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах,
которые называются иконами.
- Что же такое икона? Ответ на этот вопрос нам подготовила….
(Ответ ученицы. Определение иконы из разных источников: толковые словари Д.Н.Ушакова,
В.Даля; Википедия).
Итак, слово икона в переводе с греческого означает «образ», «изображение».
Немного истории:
Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В русском языке
сохранилось название иконы «образа». Бог сотворил мир, дав ему образ. В христианской культуре,
каждый человек хранит в себе Образ Бога. Интересно, что слово безобразный обозначает «без
образный», другими словами, не имеющий в себе образа Бога или несуществующий. Прежде всего,
это относится к душевной красоте.
- Давайте вспомним наших предков, перенесёмся в простую деревенскую избу.
Это красный угол в избе. Красный означает красивый. В нём находятся иконы, а перед ними
лампадка или свеча – символ света и живого огня, освещающего лик святой иконы. По старинному
русскому обычаю икона укреплялась ещё в городах на городских воротах, покровительствуя, таким
образам, его жителям.
- А сейчас перенесёмся в храм. (Слайд)
Храм заполнен иконами. Одни образы помещены на стенах. А другие стоят на полу. Это -
люди.
Как вы думаете, почему люди в храмах сравниваются с иконами? (дети отвечают)
Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Образ Божий в человеке заключается в
способностях души любить, быть свободной от греха, думать и творить. И как зернышко, имеющее
свойство прорастать и давать плод, в благоприятных условиях может стать колосом, также и образ
Божий в человеке может возрасти в подобие Божие. Т.е. душа станет святой. На иконах изображены
образы людей, достигших святости. В храме стоят люди, которые стремятся к святости. И именно
потому, что человек – это образ Божий, христианин каждого человека воспринимает как святыню.
Поэтому люди кланяются друг другу, оказывая почтение образу Божьему в человеке. И поэтому же
священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и живым людям.
Исследовательская работа с текстом учебника
Сегодня мы проведём исследовательскую работу и узнаем, чем икона отличается от картины.
У вас на партах лежат карточки с изображениями иконы и картины.
Вспомните, что такое картина? Что такое икона? (Слайд - определение)
- Картина – изображение предметов, людей, событий. На картине изображено обычное или
фантастическое событие, которое изобразил художник.
Картина представляет собой художественный образ, созданный фантазией художника и
являющийся формой передачи его собственного мироощущения.
- Икона – это изображение Бога, Богоматери, святых, изображение христианских праздников.
Икона – это окно в неведомый духовный мир. Икона обычно пишется по строгим канонам –
правилам.
Определите, какая из карточек является репродукцией с картины, а какая с иконы? Посовещайтесь,
и по моей команде I вариант каждой пары поднимает изображение иконы, а II – картины.
Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать
внутренний
мир
святого
человека,
изобразить
Божественный
свет
в
душе.
Но
не
всякое
изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам
Церкви.
Православные
иконы
пишутся
по
определенным
правилам.
Эти
правила
называются
иконописным каноном.
Сегодня основную задачу будем решать в парах. На столе кроме карточек у вас лежат таблицы.
Ваша задача – сравнить икону и картину. На основе материала учебника найти особенности иконы,
её отличие от картины. Для каждой группы выделены свои вопросы, по которым вы будете искать
информацию и результаты записывать в таблицу. Далее представитель пары расскажет, что удалось
выяснить, и мы объединим наши исследования в общую таблицу.
Работа в парах.
Каждая пара представляет результаты своей работы. По ходу заполняется таблица.
вопросы
картина
икона
1. Какова главная
задача?
Может быть любая
Показать мир души
святого
2. Как показан свет?
Падает на человека,
образуя тень
Проступает через фигуру
святого
3.
Есть ли тень?
Есть.
Нет
4.
Добро и зло
Идёт борьба добра со
злом.
Добро победило.
5. Каким бывает фон?
Фон может быть любого
цвета
Золотой фон - символ
божественного света.
6. Нимб - золотой круг
вокруг головы.
Нет
Есть. Это знак вечности
и Божией благодати.
7. Изображение лица
Разные эмоции
В ликах проступают
мудрость и любовь. Глаза
передают
«Радостопечалие».
8. Гармония линий
Гармония может быть
нарушена.
Нет беспорядка.
Внутренняя гармония
передаётся через
внешнюю гармонию.
9. Задний план и линия
горизонта.
Есть
Отсутствуют.
10. Пространство
Ограничено
Не ограничено
11. Особенность
построения
(перспектива)
Прямая перспектива.
Обратная перспектива.
12. Кто изображает?
Художник
Иконописец
13.Назначение
Для созерцания,
получения эстетического
наслаждения
Для молитвы
- Кто знает, как называют человека, который пишет иконы? (Иконописец)
- Предположите, любой художник может написать икону? (Нет)
- Каким должен быть иконописец? (верующим в Бога, добрым, любящим людей, соблюдающий
пост, молящийся)
- Добавим слова иконописец и художник в нашу таблицу отличий иконы от картины. (На доске)
VII. Итог урока.
Итак, мы выяснили, чем различаются икона и картина.
Каково же назначение картины и иконы?
Картину мы созерцаем.
-А для чего нужны иконы?
-Икона была создана не для того, чтобы на неё смотрели, а чтобы перед нею – молились!
- Икона приглашает людей к чему? (к молитве)
- Христиане не молятся иконам, они молятся перед иконами. (тому, кого они видят на иконах).
- Итак, ребята, мы узнали, что православные христиане не молятся иконам. Они
молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона
приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой
жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.
- В начале урока мы для себя поставили вопросы. Ответили мы на них?
1. Что такое икона? (Образ.)
2. Для чего нужна икона? (Это окно в неведомый духовный мир. Поэтому обращаясь к образу
святого через икону, наши прошения и молитвы усиливаются.)
3. Как отличить портрет от иконы?
Наш урок мне хочется завершить строками из стихотворения одной маленькой девочки
(Ученица читает стихотворение на фоне музыки)
Глаза икон и свечи плачут…
Дрожащий голос в тишине:
«Пошли нам, Боженька, удачу,
Любовь и счастье на земле…
Пускай дожди проходят мимо,
Пусть солнце каждый день встаёт
Лучами яркими над миром,
В сердцах растапливая лёд…
И пусть спокойным будет небо,
Цветы в лугах и детский смех,
И в доме пахнет свежим хлебом,
Благослови нас, Боже, всех!»
Н. Алдохина
Тема урока: Икона в православной культуре.
План урока:
I.
Организационный момент.
II.
Постановка темы и цели урока. Эмоциональный настрой.
III.
Введение в тему.
IV.
Исследовательская работа в парах.
V.
Итог урока.
Глаза икон и свечи плачут…
Дрожащий голос в тишине:
«Пошли нам, Боженька, удачу,
Любовь и счастье на земле…
Пускай дожди проходят мимо,
Пусть солнце каждый день встаёт
Лучами яркими над миром,
В сердцах растапливая лёд…
И пусть спокойным будет небо,
Цветы в лугах и детский смех,
И в доме пахнет свежим хлебом,
Благослови нас, Боже, всех!»
Н. Алдохина
Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжженный
Чьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поет:
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой...
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:
Это - медный грош вдовицы,
Это - лепта бедняка,
Это... может быть... убийцы
Покаянная тоска...
Это - светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души...
Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый,
чистый, белый». Т.е. святой человек – это праведный человек с чистой
душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ
Божественного света, с помощью художественных средств передается
на особых картинах, которые называются иконами.
- Что же такое икона? Ответ на этот вопрос нам подготовила….
(Ответ ученицы. Определение иконы из разных источников: толковые словари
Д.Н.Ушакова, В.Даля; Википедия).
Итак, слово икона в переводе с греческого означает «образ», «изображение».
Немного истории:
Слово
икона
пришло
в
русский
язык
из
Византии,
как
и
вся
православная
вера.
В
русском
языке
сохранилось
название
иконы
«образа». Бог сотворил мир, дав ему образ. В христианской культуре,
каждый человек хранит в себе Образ Бога. Интересно, что слово
безобразный
обозначает
«без
образный»,
другими
словами,
не
имеющий в себе образа Бога или несуществующий. Прежде всего, это
относится к душевной красоте.
- У кого из вас дома есть иконы?
- А где они находятся в вашем доме?
- Давайте вспомним наших предков, перенесёмся в простую деревенскую избу.
Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.
Как
истинную
святыню
её
богато
украшали
золотом,
серебром
и
драгоценными
камнями.
По
старинному
русскому
обычаю
икона
укреплялась на городских воротах, покровительствуя, таким образом, его
жителям. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В
горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме.
Красный
означает
красивый.
В
нём
находятся
иконы,
а
перед
ними
лампадка или свеча – символ света и живого огня, освещающего лик святой
иконы.
Я взяла информацию из трёх источников.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова:
Икона – живописное изображение бога или святых, являющееся
предметом почитания у христиан; образ.
Рис. 1
Толковый словарь В. Даля:
Икона ж. – образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или
угодников.
Рис. 2
Информация из Википедии:
Икона (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») –
христианстве
(главным
образом,
в
православии,
католицизме
и
древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий
библейской или церковной истории.
Вначале о внутренних.
Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского
характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой
художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся
формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою
очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической
системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все
выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и,
преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне
сконцентрированный художественный образ своего
времени.
.
Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой
фантазией художника. Картине присуща ярко выраженная
индивидуальность автора и картина передаёт его мироощущения.
Авторство
иконописца
намерено
скрывается,
так
как
икона
–
творение
соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое
делание. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что
означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение,
то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В
онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания
и
отражения
окружающего
мира
через
чувства.
Картина принадлежит
миру душевному.
Кисть
иконописца
бесстрастна: личные
эмоции
не
должны
иметь
места.
В
литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком,
намеренно
лишена
внешних
эмоций;
сопереживание
произносимым
словам
и
восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые
могут
быть
как
сугубо
индивидуальными,
так
и
выражать
характерные
общественные умонастроения.
Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
Свет.
На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый
человек – звезда. Отличие звезд (солнц) от планет в том, что звезды сами
рождают свой свет, а планеты посылают в космос лишь отражаемый ими
свет солнца. Это как отличие лампочки от зеркала. Свет на иконе
проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины
их, как символ святости.
Технически это достигается за счёт того, что белый грунтовой слой –
левкас, просвечивает сквозь красочный слой.
Тень.
Главное в иконе - свет. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его
проявлений. Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не
осталось места для зла, нет тьмы. Все стало пронизано светом. Поэтому ни
один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать
борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек,
если победит в этой борьбе.
Добро и зло.
Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона же
показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.
Фон.
Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного
божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней
стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие
происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно
рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает
как бы занавес – «велум» (по латыни velum означает парус).
Нимб.
Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом
и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати,
которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. На
православных иконах нимбы описывают вокруг головы круг, составляющий
единое целое с фигурой святого. Для католических священных изображений
и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над
головой святого.
Нимб католический — это венец святости, приданный извне, а нимб
православный — венец святости, рожденный изнутри
Гармония линий.
Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки
одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец
внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
Главное на иконе - лик.
Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. Особое значение
имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно
через глаза икона и показывает святость изображённого. Создаётся
впечатление, что не вы смотрите на икону, а она на вас. В ликах проступают
мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно
выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это
радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на
кого он смотрит, порою
еще далеки от Него.
Пространство.
Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не
потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка.
Это означает, что свет иконы струится в наш мир. Иногда и нога святого
заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона
воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу
жизнь. Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни,
вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.
Горизонт.
На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Все
действие разворачивается в одной плоскости. Когда смотришь на яркий
источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение
пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая
земная даль становится невидимой.
Перспектива
. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно
выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного
полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке,
расположенной на линии горизонта.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается
не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке
— идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные
линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве
иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний
планы в иконах имеют не перспективное — изобразительное, а смысловое
значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной
пеленой, как их изображают на реалистических картинах, — нет, эти
предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как
первоплановые.
Большое значение в иконе имеет
жест: благословляющий или молитвенный,
воздетые
к
небу
или
прижатые
к
груди
руки,
поднесенная
к
уху
рука
слушающего Бога и т.д
Христиане считали, что изобразить духовную (внутреннюю) красоту красками
очень трудно. Поэтому к написанию икон иконописец тщательно готовился.
Прежде всего, он в молитве обращался за помощью к Богу, чтобы просветил Бог
разум
и
даровал
силы
отобразить
священный
образ.
Он
также
старался
не
совершать
и
малейших
грехов,
преодолеть
свои
страсти,
стать
лучше.
Он
внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами, не допуская в
них
ничего
недоброго
(это
называлось постом),
сосредоточившись
на
предстоящем написании иконы. Затем иконописец готовил особые краски —
темперу: растирал разноцветные природные камешки — минералы, смешивал с
яичным желтком, разводил водой. Для написания иконы специально готовилась
доска.
На
неё
натягивали холст (паволоку).
Для
прочности
он покрывался
смесью
клея
и
мела
(левкасом).
Высохшую
поверхность
тщательно,
до
зеркального
блеска
полировали.
Затем
иконописец
приступал
к
написанию
иконы.
Нимб
Говоря
о
свете
на
иконах,
необходимо
коснуться
и
такой
характерной
детали
иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным
светом
–
важнейшая
особенность
христианских
священных
изображений.
На
православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое
целое с фигурой святого. Для западных, католических священных изображений и
картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой
святого. Можно сделать вывод, что католический вариант нимба – это награда,
данная
святому
извне,
а
православный
–
венец
святости
рожденный
изнутри.
Православная традиция изображения нимба предполагает соединение двух воль:
воли
человека,
стремящегося
к
святости
и
воли
Бога,
откликающегося
на
это
стремление и возрождающего в человеке тот негасимый свет, который дан каждому.
Свет.
Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины
их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью.
Действительно,
если
внимательно
поглядеть
на
икону
древнего
письма,
то
невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и
падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за
счет света, изливающегося изнутри самих ликов. Технически это осуществляется
особым
способом
письма,
при
котором
белый
грунтовый
слой
–
левкас
–
просвечивает сквозь красочный слой.
можно
проследить,
как
изображают
одежды
на
канонических
иконах:
вместо
мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-
особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны,
они
подчинены
общему
композиционному
ритму
иконы.
В
таком
подходе
к
изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов,
окружающих его.
По словам
Леонида Александровича Успенского
«свойством святости является то, что
она
освящает
все
то,
что
с
ней
соприкасается.
Это
есть
начало
грядущего
преображения мира».
Икона Божьей Матери «Одигитрия»
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»)
Пример изображения складок одежды на иконе (слева) и на картине (справа)
Другой
пример:
изображение
гор
на
православных
иконах.
Это
не
синие
рериховские
вершины
–
на
иконах
это
символы
духовного
восхождения,
восхождения к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют
лещадки
–
своего
рода
стилизованные
ступени,
благодаря
которым
гора
приобретает смысл лестницы.
Горки на иконе (слева) и горы на картине (справа)
Перспектива.
Картина
построена
по
законам
прямой
перспективы.
Что
это
такое,
можно
выяснить,
если
представить
рисунок
или
фотографию
железнодорожного
полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной
на линии горизонта. +Слайд Для иконы характерна обратная перспектива, где
точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем
перед иконой человеке . И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот,
расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет.
+Слайд
На иконе создана «обратная перспектива» - это значит, что предметы изображаются не такими, какими их
видим мы, а какими их видят персонажи иконы. Часто на иконе изображено сразу несколько событий или
даже целая жизнь святого, поэтому прошлое и будущее может соединиться вместе.
Вопрос: Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?
Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских
праздников.
Вопрос: Что такое картина?
Изображение предметов, людей, событий.
Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи
"Мадонна Бенуа" (Слайд 7). И там, и там один и тот же сюжет. Младенец
Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо
"Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого?
Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в
Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие
детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с
цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая
семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так,
как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы
видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное
достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и
преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд
Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не
просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на
себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на
истинный Путь ко спасению.
Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине
приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли
сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ.
Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих,
каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя
менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и
изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это
соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко
узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят
правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур
(пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются
вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под
складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот –
мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их
следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография
Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен
придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид.
Существуют специальные книги, которые называются иконописными
подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с
характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом
одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих
подлинников.
Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже
цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же
нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это
соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система
правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон: о пропорциях фигур
(пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше,
тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб
пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их
следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа).
5.
Цвет в иконе выполняет исключительно символическую функцию.
Красный цвет на иконах мучеников символизирует жертвенность, или царскую власть. Золото - символ
нетоварного света, который имеет совершенную иную природу, чем остальные физические вещества.
Отчего его невозможно передать с помощью краски. Золото на иконах противоположно идее о земном
золоте, богатстве. Существуют также и цвета, заменяющие присутствие золота на иконе - охра,
красный и белый цвета. Черный цвет на иконах используется только в тех случаях, когда надо
показать силы зла или преисподнюю.
6. В иконе отсутствует время. Все события происходят единовременно.
Зачастую на одной иконе изображаются несколько различных сюжетов, иногда это сцены жития
одного святого, иллюстрирующие весь его путь от рождения до упокоения. Так передается
причастности иконы миру вечности, где всё открыто в единое время, а вернее, - время просто
отсутствует. В картине, напротив, происходит в одной временной плоскости.
1. Самая главная книга православных христиан. (Библия.)
2. Символ православия, он воспринимается христианами как
знак любви Бога к людям. (Крест.)
3. С ней обращаются к Богу, святым … (Молитва.)
4. Часть Библии. (Евангелие.)
5. Самая важная часть храма, где невидимо присутствует
Бог. (Алтарь.)
Таблички с ответами прикрепляются на доску.
вопросы
картина
икона
1. Какова главная
задача?
2. Как показан свет?
3.Есть ли тень?
4.Добро и зло
5. Каким бывает фон?
6. Нимб - золотой круг
вокруг головы.
7. Изображение лица
8. Гармония линий
9. Задний план и линия
горизонта.
10. Пространство
11. Особенность
построения
(перспектива)
12. Кто изображает?
13.Назначение