Напоминание

"Связь урочной с внеурочной деятельностью"


Автор: Лалаева Айслу Намазгалиевна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: КОУРК "Лаганская коррекционная школа- интернат"
Населённый пункт: г.Лагань Лаганский район Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: "Связь урочной с внеурочной деятельностью"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Связь урочной с внеурочной деятельностью.

Современная

общеобразовательная

школа

качественно

обновляется,

используя

взаимосвязи

традиционных

и

инновационных подходов к организации целостного учебно-

воспитательного

процесса

как

совместной

творческой

жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся

реально освоить теорию и технологию интеграции школьного

и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий

школьников.

Существующие

вариативные

технологии

интеграции школьной и внешкольной деятельности учащихся.

Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые

педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и

определенного

контингента

школьников.

Эти

занятия

включены

в

школьное,

классное

расписание.

Структурная

единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной

формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по

нормативным

учебным

программам,

а

также

большинство

факультативных

занятий

по

учебным

предметам.

Урочные

занятия обеспечивают четкое планирование и организацию

учебно-воспитательной

работы,

а

также

систематический

контроль

процесса

и

результатов

учебно-познавательной

деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют

ограниченные

возможности

для

вариативной

творческой

организации

обучения,

воспитания

и

развития

личности

школьника,

создания

оптимальных

условий

д л я

самостоятельной

деятельности

учителей

и

учащихся,

для

учета

личностных

особенностей

педагогов

и

школьников,

региональных возможностей и потребностей, для реальной

индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания

детей,

для

их

эффективной

социальной

адаптации,

для

развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых

и детей в совместной деятельности.

Успешная

реализация

вышеперечисленных

позиций

возможна

во

внеурочной

деятельности.

Она

ориентирует

педагогов

и

школьников

на

систематический

интенсивный

тв о р ч ес к ий

п о ис к

ф о р м

и

с п о с о б о в

с о в м е с т н о й

жизнедеятельности,

продуктивное

с о т р у д н и ч е с т в о ,

взаимодоверие и взаимоуважение.

Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия

для

позитивного

сотворчества

в

педагогическом

процессе

школьных

учителей,

учащихся,

их

родителей,

работников

детских

учреждений

дополнительного

образования,

культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия

проводятся как в школе, так и вне ее.

Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют

друг друга

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

П о с т р о е н и е

н а у ч н о -

рациональной

картины

мира

и

способов нормативно целесообразной

деятельности.

Р а с к р ы т и е

ц е н н о с т н о -

смысловых компонентов этого мира и

развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и

способов их употребления. Освоение

общеучебных умений и навыков, как

у н и в е р с а л ь н ы х

с п о с о б о в

деятельности и познания.

Раскрытие личных интересов и

склонностей, где учебные предметы

-лишь одно из средств раскрытия

О с в о е н и е

в о з р а с т н о г о

нормативного пространства.

По строение

п р о с т р а н с т ва

саморазвития.

С о ц и а л и з а ц и я

д е т е й ,

ф о р м и р о в а н и е

с о ц и а л ь н о -

адаптированной личности

Индивидуализация,

« в ы р а щ и в а н и е »

с в о б о д н о й ,

самобытной личности.

Опора

на

общечеловеческий

опыт познания.

О п о р а

н а

л и ч н ы й

о п ы т

практической

жизнедеятельности

ребенка

А д а п т и р у ю щ е е

и

корректирующее образование

Р а з в и в а ю щ е е

и

реабилитирующее образование

Внеурочная

деятельность,

как

и

д е я т е л ь н о с т ь

обучающихся в рамках уроков направлена на достижения

планируемых результатов освоения основной образовательной

программы

начального

общего

образования

(личностных,

метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это

достижение личностных и метапредметных результатов. Это

определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе

которой обучающийся не только и даже не столько должен

узнать,

сколько

научиться

действовать,

чувствовать,

принимать решения и др.

Поэтому

важное

место

в

организации

внеурочной

деятельности детей занимает создание условий для духовного

становления личности, подготовки ребенка к предстоящему

жизненному самоопределению, формирование у него активной

г р а ж д а н с к о й

п о з и ц и и ,

г о т о в н о с т и

у ч а щ е г о с я

к

самостоятельному нравственному выбору, становление у него

системы

ценностей

и

способности

реализовать

их

в

п р а к т и ч е с к о й

д е я т е л ь н о с т и ,

п о т р е б н о с т ь

в

самосовершенствовании,

самореализации

в

социально

и

личностно

значимой

деятельности,

формирование

у

школьника определенного отношения к окружающему миру и

к самому себе, и др.

Основным

преимуществом

внеурочной

деятельности

является

предоставление

обучающимся

возможности

широкого

спектра

занятий,

направленных

на

их

развитие

(спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких

формах

как

экскурсии,

кружки,

секции,

круглые

столы,

конференции, диспуты, соревнования, общественно полезные

дела.

Проследить

преемственность

урочной

и

внеурочной

деятельности

можно

на

любом

предмете.

Возьмем

уроки

чтения,

посвященные

разным

видам

сказок.

Как

известно

сказка – это один из самых интересных жанров произведений.

И одно из самых увлекательных заданий это проигрывания

сказки или фрагмента из сказки по ролям. Одного урока

недостаточно чтобы подготовится и проиграть всем группам.

Дети, кого не удалось опросить на уроке, могут показать, что

у

них

получилось

после

уроков

во

время

внеурочной

деятельности.

В

настоящее

время

широкую

популярность

приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно нет. Во 2

классе

по

окружающему

миру

предлагается

проект:

«Моя

страна». На уроке невозможно выполнить всю работу только

часть,

например,

составили

план

работы

и

инструкцию,

распределили роли в группе, если это групповой проект. А

остальная

работа

перешла

во

внеурочную

деятельность.

Получились очень красивые и интересные работы. Во время

выполнения

проектов

и

исследовательских

работ

у

детей

формируются все виды универсальных учебных действий.

Также

во

внеурочную

деятельность

относится

и

посещение различных спортивных секций, художественной и

музыкальных

кружков.

Урочные

и

внеурочные

занятия

школьников

в

педагогическом

процессе

генетически

взаимосвязаны

и

взаимозависимы.

Взаимосвязь

урочной

и

внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет

успешно

интегрировать

различные

виды

и

формы

нормативных

и

самодеятельных

занятий.…………………………

Внеурочная

деятельность —

это

отнюдь

не

механическая

добавка

к

основному

общему

образованию,

призванная

компенсировать

недостатки

работы

с

отстающими

или

одарёнными

детьми.

Главное

при

этом

— осуществить

взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного

образования как механизма обеспечения полноты и цельности

образования.



В раздел образования