Автор: Лалаева Айслу Намазгалиевна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: КОУРК "Лаганская коррекционная школа- интернат"
Населённый пункт: г.Лагань Лаганский район Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: "Связь урочной с внеурочной деятельностью"
Раздел: среднее профессиональное
Связь урочной с внеурочной деятельностью.
Современная
общеобразовательная
школа
качественно
обновляется,
используя
взаимосвязи
традиционных
и
инновационных подходов к организации целостного учебно-
воспитательного
процесса
как
совместной
творческой
жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся
реально освоить теорию и технологию интеграции школьного
и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий
школьников.
Существующие
вариативные
технологии
интеграции школьной и внешкольной деятельности учащихся.
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые
педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и
определенного
контингента
школьников.
Эти
занятия
включены
в
школьное,
классное
расписание.
Структурная
единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной
формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по
нормативным
учебным
программам,
а
также
большинство
факультативных
занятий
по
учебным
предметам.
Урочные
занятия обеспечивают четкое планирование и организацию
учебно-воспитательной
работы,
а
также
систематический
контроль
процесса
и
результатов
учебно-познавательной
деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют
ограниченные
возможности
для
вариативной
творческой
организации
обучения,
воспитания
и
развития
личности
школьника,
создания
оптимальных
условий
д л я
самостоятельной
деятельности
учителей
и
учащихся,
для
учета
личностных
особенностей
педагогов
и
школьников,
региональных возможностей и потребностей, для реальной
индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания
детей,
для
их
эффективной
социальной
адаптации,
для
развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых
и детей в совместной деятельности.
Успешная
реализация
вышеперечисленных
позиций
возможна
во
внеурочной
деятельности.
Она
ориентирует
педагогов
и
школьников
на
систематический
интенсивный
тв о р ч ес к ий
п о ис к
ф о р м
и
с п о с о б о в
с о в м е с т н о й
жизнедеятельности,
продуктивное
с о т р у д н и ч е с т в о ,
взаимодоверие и взаимоуважение.
Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия
для
позитивного
сотворчества
в
педагогическом
процессе
школьных
учителей,
учащихся,
их
родителей,
работников
детских
учреждений
дополнительного
образования,
культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия
проводятся как в школе, так и вне ее.
Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют
друг друга
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
П о с т р о е н и е
н а у ч н о -
рациональной
картины
мира
и
способов нормативно целесообразной
деятельности.
Р а с к р ы т и е
ц е н н о с т н о -
смысловых компонентов этого мира и
развитие самодеятельности детей.
Усвоение предметных знаний и
способов их употребления. Освоение
общеучебных умений и навыков, как
у н и в е р с а л ь н ы х
с п о с о б о в
деятельности и познания.
Раскрытие личных интересов и
склонностей, где учебные предметы
-лишь одно из средств раскрытия
О с в о е н и е
в о з р а с т н о г о
нормативного пространства.
По строение
п р о с т р а н с т ва
саморазвития.
С о ц и а л и з а ц и я
д е т е й ,
ф о р м и р о в а н и е
с о ц и а л ь н о -
адаптированной личности
Индивидуализация,
« в ы р а щ и в а н и е »
с в о б о д н о й ,
самобытной личности.
Опора
на
общечеловеческий
опыт познания.
О п о р а
н а
л и ч н ы й
о п ы т
практической
жизнедеятельности
ребенка
А д а п т и р у ю щ е е
и
корректирующее образование
Р а з в и в а ю щ е е
и
реабилитирующее образование
Внеурочная
деятельность,
как
и
д е я т е л ь н о с т ь
обучающихся в рамках уроков направлена на достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной
программы
начального
общего
образования
(личностных,
метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это
достижение личностных и метапредметных результатов. Это
определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе
которой обучающийся не только и даже не столько должен
узнать,
сколько
научиться
действовать,
чувствовать,
принимать решения и др.
Поэтому
важное
место
в
организации
внеурочной
деятельности детей занимает создание условий для духовного
становления личности, подготовки ребенка к предстоящему
жизненному самоопределению, формирование у него активной
г р а ж д а н с к о й
п о з и ц и и ,
г о т о в н о с т и
у ч а щ е г о с я
к
самостоятельному нравственному выбору, становление у него
системы
ценностей
и
способности
реализовать
их
в
п р а к т и ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и ,
п о т р е б н о с т ь
в
самосовершенствовании,
самореализации
в
социально
и
личностно
значимой
деятельности,
формирование
у
школьника определенного отношения к окружающему миру и
к самому себе, и др.
Основным
преимуществом
внеурочной
деятельности
является
предоставление
обучающимся
возможности
широкого
спектра
занятий,
направленных
на
их
развитие
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких
формах
как
экскурсии,
кружки,
секции,
круглые
столы,
конференции, диспуты, соревнования, общественно полезные
дела.
Проследить
преемственность
урочной
и
внеурочной
деятельности
можно
на
любом
предмете.
Возьмем
уроки
чтения,
посвященные
разным
видам
сказок.
Как
известно
сказка – это один из самых интересных жанров произведений.
И одно из самых увлекательных заданий это проигрывания
сказки или фрагмента из сказки по ролям. Одного урока
недостаточно чтобы подготовится и проиграть всем группам.
Дети, кого не удалось опросить на уроке, могут показать, что
у
них
получилось
после
уроков
во
время
внеурочной
деятельности.
В
настоящее
время
широкую
популярность
приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно нет. Во 2
классе
по
окружающему
миру
предлагается
проект:
«Моя
страна». На уроке невозможно выполнить всю работу только
часть,
например,
составили
план
работы
и
инструкцию,
распределили роли в группе, если это групповой проект. А
остальная
работа
перешла
во
внеурочную
деятельность.
Получились очень красивые и интересные работы. Во время
выполнения
проектов
и
исследовательских
работ
у
детей
формируются все виды универсальных учебных действий.
Также
во
внеурочную
деятельность
относится
и
посещение различных спортивных секций, художественной и
музыкальных
кружков.
Урочные
и
внеурочные
занятия
школьников
в
педагогическом
процессе
генетически
взаимосвязаны
и
взаимозависимы.
Взаимосвязь
урочной
и
внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет
успешно
интегрировать
различные
виды
и
формы
нормативных
и
самодеятельных
занятий.…………………………
Внеурочная
деятельность —
это
отнюдь
не
механическая
добавка
к
основному
общему
образованию,
призванная
компенсировать
недостатки
работы
с
отстающими
или
одарёнными
детьми.
Главное
при
этом
— осуществить
взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования как механизма обеспечения полноты и цельности
образования.