Автор: Данильчук Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: Троицк, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Решение текстовых задач"
Раздел: среднее образование
Разработка урока по математике в 5 классе
«Решение текстовых задач
»
Ф. И.О. учителя (полностью)
Данильчук Елена Владимировна
Должность (с указанием предмета)
учитель математики
Педагогический стаж
25 лет
Квалификационная категория
высшая
Учебный предмет Математика
Авторы УМК
Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А, Кузнецова Л.В. и д.р. Математика. 5
класс
Класс
5
Название раздела
программы
Действия с натуральными числами
Тема урока
Решение текстовых задач
Тип урока
Урок систематизации знаний и умений
Цели урока
Углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом;
сформировать умение проверять правильность ответа, полученного при
решении заадачи
Планируемые
образовательные
результаты
(личностные,
метапредметные,
предметные)
Личностные: обучающиеся учатся принимать точку зрения другого,
привыкают понимать смысл поставленной задачи, учатся
контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности.
Метапредметные: обучающиеся учатся планировать и осуществлять
деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера, учатся организовывать учебное сотрудничество и
совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группах.
Предметные: обучающиеся учатся работать с математическим текстом,
анализировать, извлекать необходимую информацию, овладевают
умением использовать алгоритмы для решения текстовых задач.
Межпредметные
связи
Физика, история (поисковое домашнее задание)
Используемые
методы,
технологии
Активные методы обучения: имитационные неигровые (коллективная
мыслительная деятельность), имитационные игровые (дидактическая
игра «Блиц-опрос»). Традиционные методы обучения: проверочная
самостоятельная работа.
Используемые
формы работы
Фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.
Основные
понятия и
термины
Сложение, вычитание натуральных чисел
Оборудование
(для учителя, для
учащихся)
Проектор, творческие работы учащихся, раздаточный материал «Блиц-
опрос», карточки для размещения на магнитной доске и магниты.
Образовательные
ресурсы
В. Г. Коваленко Дидактические игры на уроках математики : Кн. для
учителя / В. Г. Коваленко . – Москва : Просвещение, 1990 .
Мультимедийная презентация
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельн
ость
учащихся
Формируемые УУД
Формы
оценивани
я
Личностн
ые
Регуляти
вные
Коммуник
ативные
Познавате
льные
Организац
ионный
Проверяет
готовность
класса к уроку.
Слушают
речь
учителя,
психолог
ический
настрой
на
продукти
вную
работу.
Организа
ция
своей
учебной
деятельн
ости
Развитие
коммуника
тивных
умений.
Формиров
ание
положител
ьной
мотивации
, развитие
логически
х действий
Постановк
а цели и
задач
урока.
Мотиваци
я учебной
деятельно
сти
учащихся.
Здравствуйте,
ребята.
Сегодня мы с
вами будем
выполнять
очень
интересную
работу. Какую?
Вы узнаете
это, прочитав
тезис урока и
ответив на
вопрос: Надо
ли на практике
учиться
решать
задачи?"
Тезис: "Умение
решать задачи
- такое же
Читают
тезис для
урока,
думают,
отвечают
на вопрос
учителя
Оцениван
ие
усваиваем
ого
материала.
Контрол
ь и
оценка
процесса
и
результа
тов
деятельн
ости
Организац
ия и
планирова
ть
учебного
времени
урока.
Структури
рование
собственн
ых знаний.
Комментир
ование
правильны
х и
неправиль
ных
ответов
учащихся
практическое
искусство, как
умение
плавать или
бегать на
лыжах. Ему
надо научиться
только путем
подражания
или
упражнения"
д.Пойа.
Тема нашего
сегодняшнего
урока
«Решение
текстовых
задач."
Проверка
домашнего
задания
Проверяет
задания и
выбирает
наиболее
удачные
Сдают
творчески
е задания
Инициати
вное
сотруднич
ество,
интерес к
творчеств
у
однокласс
ников
Организа
ция
своей
учебной
деятельн
ости
Развитие
коммуника
тивных
умений.
Формиров
ание
положител
ьной
мотивации
к учёбе
Выставлен
ие оценок
за удачные
работы
Обобщени
е и
системати
зация
знаний
Подготовка
учащихся к
обобщенной
деятельности.
Устная работа.
Задание 1.
Найдите
правило, по
которому моно
продолжить
последователь
ность, и
назовите
следующие
три числа:
а)20,25,30,...б)
4,14,24,34,...
в)50,42,34,...
Расширя
ют свой
кругозор,
учатся
мыслить
абстрактн
о,
повторяю
т
сложение,
вычитани
е
натуральн
ых чисел,
нахожден
ие "на
сколько
больше",
"на
сколько
меньше".
Инициати
вное
сотруднич
ество в
поиске и
сборе
информац
ии
Организа
ция
своей
учебной
деятельн
ости
Организац
ия
учебного
сотруднич
ества с
учителем
и
сверстник
ами.
Структури
рование
собственн
ых знаний.
Поощрени
е наиболее
активных
учеников
похвалой
Блиц-опрос.
1.В классе 8
мальчиков, 17
Сколько всего
учащихся в
кассе?
2.У продавца
37 кг орехов.
Он продал 19
кг. Сколько кг
орехов у него
осталось?
3. В апреле
было 15
солнечных
дней, а в мае
на 9 больше.
Сколько
солнечных
дней было в
мае?
4. На сколько
см провод
длиной 28м
короче провода
длиной 37м?
5. Придумайте
задачу со
словами "на
столько
больше", "на
столько
меньше",
"всего".
Формиров
ание
умений и
навыков
Обсуждение и
решение
задачи из У. №
206.
Действовать
по алгоритму
на экране:
1. Прочитать
задачу,
составить
краткую
Расширя
ют свой
кругозор,
учатся
мыслить
логическ
и,
повторяю
т
алгоритм
решения
текстовых
Инициати
вное
сотруднич
ество в
поиске и
сборе
информац
ии
Организа
ция
своей
учебной
деятельн
ости
Организац
ия
учебного
сотруднич
ества с
учителем
и
сверстник
ами.
Структури
рование
собственн
ых знаний.
Оценивани
е учащихся
за устные
ответы,
решение
задачи на
доске
запись.
2. Можно ли
сразу ответить
на вопрос
задачи?
Почему?
3.Можно ли
узнать, сколько
км семья
пролетела на
самолете?
проехала на
поезде?
4.Составьте
план задачи.
5.Во сколько
действий
решается
задача?
6. Запишите
решение
задачи в
тетрадь.
7. Проверка
задач
Применен
ие знаний,
умений и
навыков в
новой
ситуации
Учащиеся
разбиты на
шесть групп;
каждая группа
разбирает
решение
текстовых
задач из ДМ.О-
9 № 1,2,3,4.
(задания с
выбором
ответа).
После
проверка
задания в
классе.
Работают
в группах
Формиров
ание
готовност
и к
самообраз
ованию,
самоопред
еление.
Целепол
агание,
планиро
вание
своей
деятельн
ости для
решения
поставле
нной
задачи и
контроль
получен
ного
результа
та.
Умение
вступать в
диалог,
участвоват
ь в
коллектив
ном
обсуждени
и вопроса,
умение
оформлять
свои
мысли в
устной
форме;
слушать и
понимать
речь
других.
Умение
осознанно
и
произволь
но строить
речевое
высказыва
ние в
устной
форме,
формиров
ание
интереса к
данной
теме.
Проверить
цепочки у
всех групп,
внести
необходим
ые
корректив
ы
Физкультм
инутка.
Устали.
Встаньте
Выполня
ют
Учащиеся
сменили
Проводит
физкультм
рядом с
партами.
1.Посмотрите
на рис.,
постарайтесь
запомнить.
2.Закройте
глаза.
Сделайте три
приседания.
Откройте
глаза. Что
изменилось на
рис.?
3. Повернитесь
спиной к
доске.
Сделайте три
наклона в
стороны.
Повернитесь.
Что
изменилось?
4. Закройте
глаза. Три раза
подпрыгните
на левой ноге,
три раза - на
право.
Откройте
глаза, что
изменилось?
Рис.
(приложение
1)
упражнен
ия
вид
деятельно
сти и
готовы
продолжи
ть работу.
инутку
Закреплен
ие
усвоения,
обсуждени
е
допущенн
ых
ошибок и
их
коррекция
Решение
задачи
самостоятельн
о, используя
алгоритм
решения задач.
Сделать
проверку
ответа.
Учатся
мыслить
логическ
и,
закрепля
ют
применен
ие
алгоритм
а
решения
текстовых
Оцениван
ие
усваиваем
ого
материала
Умение
самостоя
тельно
адекватн
о
анализир
овать
правильн
ость
выполне
ния
Умение
самостоят
ельно
адекватно
анализиро
вать
правильно
сть
выполнен
ия
Структури
рование
собственн
ых знаний.
Учитель
проверяет
работу 1
уч-ся во
время
урока и
выставляет
оценки в
журнал
У. № 223.
Дополнительн
о № 220,221.
задач;
Учатся
самоконт
ролю
Рефлексия
(подведен
ие итогов
урока)
Дать,
количественну
ю оценку
работы
учащихся.
Повторить
алгоритм
решения
текстовых
задач
Оценива
ние
собствен
ной
деятельн
ости на
уроке
Оценка
учителя и
взаимооце
нка
Информир
ование о
домашнем
задании,
инструкта
ж о его
выполнен
ии
Повторить
алгоритм
решения
текстовых
задач
№
205,212,217,22
2.
Учащиеся
записыва
ют в
дневники
задание