Автор: Лебедева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 92
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Как правильно подготовить ребёнка к школе?"
Раздел: дошкольное образование
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым
запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это
не цель, а средство развития ребёнка.
Гл а в н о е — это не само знание, а умение им пользоваться,
самостоятельно его добывать, анализировать.
Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе
является формирование умения учиться
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к
школе:
I. Общая готовность к школе, к которой относятся:
– личностная (отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к
учителям, к самому себе);
–
интеллектуальная
(развитое
дифференцированное
восприятие,
включающее
выделение
фигуры
из
фона;
концентрацию
внимания;
аналитическое
мышление,
выражающееся
в
способности
постижения
основных связей между явлениями; возможность логического запоминания;
умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и
сенсомоторную координацию);
– физическая (функциональные возможности ребенка и состояние его
здоровья.);
– социально-психологическая (формирование у детей нравственных и
коммуникативных способностей) [32].
II.
Специальная
готовность
детей
к
школе,
к
которой
относится
подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним
можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.)
Успешная подготовка ребёнка к школе невозможна без установления
диалога между детским садом и семьёй.
Взаимодействие детского сада с семьей при подготовке ребенка к школе
характеризуется как умение построить взаимоотношения с родителями на
основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать
творческую атмосферу сотрудничества. В ходе совместной деятельности для
воспитателей и родителей важно не только обменяться информацией, но и
организовать сотрудничество, поэтапно определить шаги согласованных
действий, с учетом индивидуальных проблем становления готовности
ребенка к школе.
Осуществление
полноценного
взаимодействия
дошкольного
учреждения и семьи возможно при следующих условиях:
– готовности педагогов к взаимодействию с родителями;
– настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание
своих детей;
– определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, по
которым будет осуществляться взаимодействие;
–
разработки
этого
взаимодействия
с
учетом
индивидуальных
и
возрастных особенностей дошкольников;
–
создание
материальных
условий,
обеспечивающих
эффективное
взаимодействие ДОО и семьи.
За
последние
годы
учеными
и
практиками
разработано
много
интересных форм работы с родителями: родительские собрания, проекты,
семинары,
тренинги,
беседы,
консультации,
«круглый
стол»,
оформление
наглядной информации, анкетирование…
Предлагаю
вашему
вниманию
примерную
анкету
для
родителей
Приложение 1.
2. Анкета для родителей
Цель:
проанализировать
особенности
родительского
понимания
готовности ребенка к школе, выявить какие главные задачи они решают по
подготовке к школе, как организована подготовка к школе в семье, а так же
степень удовлетворенности взаимодействием с ДОО по вопросам подготовки
детей к школьному обучению.
Родителям предлагалось ответить на девять вопросов:
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Какие знания, умения и навыки вы развиваете в своем ребенке для
подготовки его к школе?
3. Какие способы и методы вы используете для мотивации ребенка к
учебной деятельности?
4.
Довольны
ли
вы
результатами
деятельности
воспитателя
по
подготовке вашего ребенка к школе и уровнем взаимодействия детского сада
с родителями по вопросам формирования готовности детей к обучению в
школе?
5. Как часто вы по собственной инициативе обращаетесь к воспитателю
по поводу воспитания ребенка и подготовки его к школе?
6. Какие вопросы волнуют вас в подготовке вашего ребенка к школе?
7. Как часто воспитатель по собственной инициативе обращается к
вам? Какие формы взаимодействия использует чаще всего?
8. Какие на ваш взгляд формы взаимодействия ДОО и родителей по
вопросам подготовки детей к школе являются наиболее эффективными?
9. Какую помощь от воспитателя в подготовке вашего ребенка к школе
вы хотели бы получить?
С целью освоить технику эффективного взаимодействия педагогов и
родителей
при
подготовке
детей
к
школе,
повышение
педагогической
компетентности
родителей
в
период
подготовки
детей
к
школе;
научить
родителей игровым способам общения с ребенком в семье для укрепления
его желания учиться; можем применить, например:
– проект «Почтовый ящик». Цель: собрать банк данных о проблемах
детского развития при подготовке к школе. Дать возможность родителям
анонимно задать вопросы на волнующие их темы.
В
раздевалке
группы
висит
почтовый
ящик
«Вы
спрашиваете
…»,
рядом с которым лежат ручка и чистые листы бумаги. При проведении
консультаций, бесед, собраний воспитатель отвечает на вопросы родителей.
Родительское
собрание
«Готовимся
к
школе
вместе».
Цель
–
дать
установку
родителям
на
активное
взаимодействие
с
ДОО
в
форме
сотрудничества
в
период
подготовки
детей
к
школе
для
комплексного
решения проблем.
На собрании воспитатель оповещает родителей, с какими проблемами
они
могут
встретиться
при
подготовке
детей
к
школьному
обучению,
о
положительном значении сотрудничества ДОО и семьи при решении проблем
подготовки к школе.
Тренинг для родителей «Подготовка детей к школе», состоит из цикла
занятий.
Цель:
организация
обучения
родителей
по
направлениям:
знакомство
с
основами
психического
и
педагогического
развития
детей;
дидактические приемы и игры, способствующие формированию и развитию
предпосылок учебной деятельности.
1.
Готовность
к
школе.
Что
это
такое?
Цель:
дать
родителям
представление о том, что скрыто за понятие – готовность к школе. Обратить
внимание на важность эмоциональной подготовки. Обсудить с родителями
принципы
организации
занятий
дома.
Предложить
для
работы
с
детьми
беседу на темы: «Что я знаю о школе?».
2. Психофизические особенности детей 6-7 лет.
Цель: помочь родителям понять, что развитие ребенка индивидуально и
уникально, поэтому не может оцениваться только на хорошо или плохо,
показать значимость дошкольного детства для общего развития дошкольника.
Предложить для работы с детьми игры на развитие зрительно-моторной
ориентации.
3. Играем пальчиками.
Цель:
показать
роль
развития
мелких
мышц
руки
ребенка
для
его
общего
развития
и
создание
базы
для
успешного
формирования
навыка
письма. Предложить детям пальчиковые игры. Приложение 2.
4. Сенсорное развитие ребенка – фундамент его развития.
Цель:
показать
родителям
роль
чувственного
опыта
ребенка
для
умственного развития, что ощущение и восприятие – база для развития.
памяти
и
мышления.
Родители
должны
заботиться
о
пополнении
сенсорного
опыта
ребенка.
Для
детей
предложить
игры
на
развитие
восприятия, мышления и тактильных ощущений.
5. Как научить ребенка запоминать?
Цель: познакомить родителей с особенностями развития памяти. Дать
информацию о мнемотехническом приеме, приеме заучивания, составление
рассказа. Предложить для работы с детьми стихи для заучивания и тексты для
пересказа.
6. Что важно знать о внимании ребенка?
Цель:
познакомить
родителей
с
особенностями
развития
внимания
детей
дошкольного
возраста.
Родители
часто
недостатки
внимания
и
недостатки волевой регуляции воспринимают как недостатки памяти. Детям
предложить игры для развития внимания.
7. Как развивать эмоции детей?
Цель: познакомить родителей с понятиями и определением, что такое
эмоции,
объяснить,
зачем
нужна
улыбка,
что
такое
стресс.
Разъяснить
родителям значение развития эмоционально-волевой сферы.
ребенка. Для детей – игры на развитие мимики и пантомимики (помощь
психолога).
8. Что такое детское «Я».
Цель: познакомить родителей с понятиями – темперамент, характер,
особенности нервной системы детей, реакции детей, самоконтроль ребенка,
самоанализ ребенка, как главными аспектами взросления ребенка.
9. В доме первоклассник.
Пригласить учителя начальных классов. Проводятся совместные игры-
тренинги (дети и родители).
Результаты
реализации
программы
повышения
педагогической
культуры
родителей
положительно
отражаются,
как
на
развитии
родительской
компетентности
в
вопросах
воспитания
ребенка,
так
и
на
развитии у детей предпосылок учебной деятельности и интереса к школе,
сформированности у детей старшего дошкольного возраста таких качеств как
внимание, усидчивость, самостоятельность, самоконтроль и пр.
Семинар «Семья на пороге школьной жизни».
Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского
сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного
возраста при подготовке их к обучению в школе.
Семинар – практикум для родителей направлен на активное вовлечение
семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической
компетентности
родителей
при
подготовке
дошкольников
к
обучению
в
школе,
а
также
профилактику
школьной
дезадаптации
будущих
первоклассников.
Содержит особенности подготовки к школьному обучению, основные
факторы успешности подготовки ребенка к школе. Серия рекомендаций и
практических
советов
педагога-психолога
для
родителей
будущих
первоклассников представлена в Приложении 3.
Семинар-практикум «Подготовка руки ребенка к письму».
Цель:
повысить
педагогическую
компетентность
родителей
по
вопросам подготовки руки ребенка к письму.
Семинар-практикум состоит из двух частей:
–
теоретической,
на
которой
воспитатель
просвещает
родителей
в
особенности развития мелкой моторики руки у детей, с которыми может
столкнуться ребенок при освоении письма и способах их решения;
– практической – воспитатель знакомит родителей с упражнениями для
развития мелкой моторики руки .
Экскурсия в школу.
Цель: дать представление о том, что такое школа, класс. Познакомить с
учителем,
правилами
поведения
в
школе.
Сформировать
образ
учителя,
вызвать эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему
самому.
Воспитатель в школе показывает детям гардероб, классы, спортивный и
концертный залы, столовую, кабинет медсестры, и т.д. Затем знакомит с
учительницей, которая рассказывает детям о том, чем занимаются ученики в
школе.
Дети
рассматривают
класс,
плакаты,
доску,
школьный
уголок,
выставку
работ
первоклассников,
садятся
за
парты.
Учительница
рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети
учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как
много
узнают
школьники,
посещая
уроки.
Знакомит
со
школьными
правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что
ученики
одного
класса
не
только
вместе
посещают
уроки,
но
и
вместе
играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят на экскурсии в музеи,
посещают театр, кино, цирк и прочие интересные места.
Для
развития
основных
компонентов
готовности
к
школе
и
формирования более яркого образа школы предметно-развивающая среда, в
которой
проходит
воспитательно-образовательный
процесс
играет
немаловажную роль.
Для оптимизации предметной среды можно проделать следующее:
– в группе выделить место под уголок школьника, которой оснащен
школьной партой, стулом, меловой доской, на столе находится глобус, в
ящиках
стола
тетради
в
клеточку
и
в
линеечку,
пенал
с
канцелярскими
принадлежностями (ручки, карандаши простые и цветные, ластик, циркуль,
линейка, ножницы, фломастеры и т.д.), прописи, на стене рядом с доской
висят плакаты «Алфавит» и «Числа (от 1 до 10)», с боковой стороны парты
висит портфель;
–
создать
специальный
информационный
стенд
для
родителей,
включающий информацию по организации работы в период подготовки детей
к
школе
(план
мероприятий
для
детей
по
формированию
и
развитию
познавательных мотивов и пробуждения интереса к школе, рекомендации по
подготовке ребенка к школе.) Приложение 4.
Таким образом, семья и ДОО – это партнеры, которые обладают общей
целью
и
задачами,
строящие
свою
деятельность
по
формированию
готовно сти
детей
старшего
дошкольного
возраста
на
о с н о в е
взаимопонимания и открытого диалога.
Реализуя общие цели, педагоги и родители в значительной степени
повышают уровень готовности детей к школе, что в свою очередь блокирует
различные
проблемы,
оказывающие
негативное
влияние
на
развитие
личности ребенка, его мотивации.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Оценка степени удовлетворенности взаимодействием с ДОО по вопросам
подготовки детей к школьному обучению»
1.Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в школу?
_______________________________________________________________
2. Какие знания и умения вы развиваете в своем ребенке для подготовки его к
школе?____________________________________________________________
3. Какие способы и методы вы используете для мотивации ребенка к учебной
деятельности?______________________________________________________
4. Довольны ли вы результатами деятельности воспитателя по подготовке
вашего
ребенка
к
школе
и
уровнем
взаимодействия
детского
сада
с
родителями
по
вопросам
формирования
готовности
детей
к
обучению
в
школе?____________________________________________________________
5. Как часто вы по собственной инициативе обращаетесь к воспитателю по
поводу воспитания ребенка и подготовки его к школе?
__________________________________________________________________
6. Какие вопросы волнуют вас в подготовке вашего ребенка к школе?
__________________________________________________________________
7. Как часто воспитатель по собственной инициативе обращается к вам?
Какие формы взаимодействия использует чаще всего?
__________________________________________________________________
8. Какие на ваш взгляд формы взаимодействия ДОО и родителей по вопросам
подготовки детей к школе являются наиболее эффективными?
__________________________________________________________________
9. Какую помощь от воспитателя в подготовке вашего ребенка к школе вы
хотели бы получить?
Приложение 2.
Некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Если
ваш
ребенок
не
готов
к
новой
социальной
роли
–
позиции
школьника,
то,
возможно,
у
него
возникнут
трудности.
Вы
можете
столкнуться
со
стойким
нежеланием
идти
в
школу,
невысоким
познавательным
интересом,
слабой
учебной
активностью,
низкой
работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления
в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше
своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя
«надо».
Он
негативно
относится
к
любой
умственной
работе,
не
любит
отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности
ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны.
Если Вы это замечаете в ребенке, то необходимо принять ряд шагов.
Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей,
посетите
уроки,
школьные
мероприятия,
поговорите
после
уроков
с
первоклассниками, с учителями.
Нежелание
идти
в
школу
может
объясняться
и
завуалированным
страхом перед «взрослением». Такие дети не уверены в себе, тревожны, не
могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут
обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях,
интересных моментах школьной жизни.
Спросите
ребенка,
кем
он
хочет
стать,
на
кого
быть
похожим.
Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет,
достичь цели.
Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не
обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не
ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть
учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего
первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего
ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что
все будет хорошо.
За год до поступления в школу можно потихоньку покупать ребенку
необходимые для учебы атрибуты, но не все сразу, а по одному. Сначала
удобную
ручку,
чтобы
с
ее
помощью
учиться
писать
буквы
и
цифры,
выполнять
задания.
Потом
карандаши,
чтобы
рисовать
ими
только
подарочные рисунки, затем несколько тетрадей, в одной из которых можно
выполнять задания. Постепенно у ребенка появится желание собрать все, что
у него есть в ранец и отправиться за знаниями.
Приложение 3.
Упражнения по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму
1 группа – «массаж».
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной
щеткой
сначала
подушечку
пальца,
затем
медленно
опускаться
к
его
основанию.
Массаж поверхностей ладоней мячиками – ежиками. Вертеть их в
руках, щелкать по ним пальцами.
Массаж
шестигранными
карандашами.
Грани
карандаша
легко
«укладываются»
в
ладони
и
активизируют
нервные
окончания,
снимают
напряжение.
Массаж грецкими орехами (каштанами).
«Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью
вверх.
Ребром
правой
ладони
имитируем
движение
пилы
по
всей
поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
«Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем,
растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
«Каток».
Исходное
положение
то
же:
костяшками
сжатых
в
кулак
пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же
для другой руки.
«Буравчик». Исходное положение то же. Фалангами сжатых в кулак
пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой
ладони. То же для другой руки.
«Краб». Исходное положение то же. Пальцы расставлены. Сгибаем
указательный
и
средний
пальцы
правой
руки
и
фалангами
пощипываем
пальцы левой. То же для другой руки.
«Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
2 группа – пальчиковый тренинг.
«Прищепки» – прищепками поочередно «кусать» фаланги пальцев от
большого
пальца
к
мизинцу.
Так
же
можно
использовать
различные
трафареты для надевания на них прищепок. Прищепками можно брать и
перекладывать бумажные комочки, фасолины и другие мелкие предметы.
«Узелки» – перебирать веревочки с узелками пальцами, называя по
порядку день недели, месяцы, гласные звуки; развязывать узелки, назвав
слово на заданный звук.
Так же для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать
такие подручные средства фасоль, горох и другие крупы (под присмотром
взрослых).
Можно
смешать
белую
и
черную
фасоль,
а
ребенок
должен
разложить
на
2
тарелочки
(можно
с
использованием
пинцета);
можно
выложить из крупы различные геометрические фигуры, спрятать в мешочек с
фасолью различные мелкие игрушки, а ребенок должен найти их.
«Узнай
предмет»
–
опознание
предмета,
буквы,
цифры
на
ощупь
поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной
рукой
ощупывает
предложенный
предмет,
а
другой
рукой
(с
открытыми
глазами) его зарисовывает.
«Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для
волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача
состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360%
сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом
другой
рукой.
Так
же
натягивание
резинки
на
различные
предметы,
например, кубики.
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и
обратно поочередно каждой рукой.
«Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»).
Взрослый,
садясь
напротив
ребенка,
делает
пальцами
своей
руки
какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены –
любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести
пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем,
что
ему
ее
еще
необходимо
зеркально
отразить
(ведь
взрослый
сидит
напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала
можно потренироваться, проводя упражнение сидя, рядом (а не напротив
ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
«Строим сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее
сруб, тем лучше.
Выкладывание
картинок
из
счётных
палочек
по
об разцу,
самостоятельно.
Игры
со
скрепками
–
рассортировать
мелкие
скрепки
от
крупных,
надеть друг на друга, чтобы получилась цепочка.
3 группа – упражнения, направленные на развитие умения держать
карандаш,
ручку,
ориентироваться
на
листе
бумаги;
упражнения
на
подготовку руки к письму.
«Штриховка»
–
дается
объект
в
тетради,
который
необходимо
заштриховать по образцу.
Дорисовывание, раскрашивание предмета, картины.
Прописывание заданных фигур, элементов букв, различных палочек,
кружочков по клеточкам до конца строчки.
Приложение 4.
Дидактические игры по развитию положительной мотивации
к обучению
Версия для печати
Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных навыков,
психических процессов, мелкой моторики, положительной мотивации к обучению.
Такие упражнения можно использовать в работе с первоклассниками в адаптационный период, с
учащимися 1 – 4 классов в течение учебного года, для проведения учителем наблюдений в целях
фиксации
результатов
развития
и
обучения
младших
школьников,
для
мониторинга
образовательного
процесса
и
для
работы
по
реализации
коррекционной
программы
(коррекционная папка).
Целью
упражнений является
развитие
и
корректировка
у
детей
всех
компонентов
психологической готовности обучаться в школе.
Задачи:
• развитие психологических качеств детей:
—
в н и м а н и я ;
—
п а м я т и ;
—
м ы ш л е н и я ;
— п р о и з в о л ь н о с т и
п о в е д е н и я ;
—
м е л к о й
м о т о р и к и ;
—
з р и т е л ь н о - м о т о р н о й
к о о р д и н а ц и и ;
— речи;
• формирование интереса и положительной мотивации к обучению;
• выявление личностного потенциала обучения и развития.
Отдельные игры и упражнения в зависимости от ситуации можно включать во время организации
досуга
детей
на
переменах,
во
время
прогулок
на
улице,
в
группе
продленного
дня,
в
определенных моментах на уроках.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других,
оказывать поддержку и сопереживать.
Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за
руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь
подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2
шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так
животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг
вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.
Игра «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет,
например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот
предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая
очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся
оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это
сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так,
чтобы ее тебе отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Игра «Гусеница»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.
Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе
передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего.
Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара
строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).
Игра «Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.
Группа
разбивается
на
пары,
где
есть
ведомый
(«турист»)
и
ведущий
(«компас»).
Каждому
ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают
глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с
«компасом»,
разговаривать
с
ним.
Учитель
движением
рук
помогает
ведомому
держать
направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами
и полагались на своего партнера.
Игра «Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так,
чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими
головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только
головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по
комнате.
Игра "Аэробус"
Цель: научить
детей
согласованно
действовать
в
небольшой
группе,
показать,
что
доброжелательные взаимоотношения товарищей по команде дают уверенность и спокойствие.
Учитель: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит
самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать
Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"».
Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья
самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают
руки под ноги, живот и грудь лежащего. На счет "три" они одновременно встают и поднимают
Аэробус в воздух.
Учитель: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя
совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова
медленно "приземлится" на ковер».
Когда Аэробус "летит", учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на
аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать
тех, кто его понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно "запускать" два Аэробуса
одновременно.
Игра "Глаза в глаза"
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Учитель: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя
руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я
рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».
Игра "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу.
Учитель: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух,
поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы
наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как
увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А
теперь покажите друг другу шары".
Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра "Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Учитель: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Да-
вайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки...
А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет
кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"
Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра "Смена ритмов"
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.
Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт
хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в
ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают
все реже, считают все тише и медленнее.
Игра "Узнай по голосу"
Цель: развитие
внимания,
умения
узнавать
друг
друга
по
голосу,
создание
положительного
эмоционального фона в коллективе детей.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается
узнать детей по голосу.
Игра"Возьми и передай"
Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения
передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать по-
ложительные эмоции, радость, счастье.
Игра"Тень"
Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", другой
- его "тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по
помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать
цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.
Игра "Дракон кусает свой хвост"
Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок -
"голова" дракона, последний - "хвост", все остальные в цепочке - "тело". "Голова" пытается поймать
"хвост", а тот уворачивается. 'Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она
становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух
ролях.
Игра "Цветик-семицветик"
Цель: развитие
у
детей
умения
делать
правильный
выбор,
способности
сотрудничать
со
сверстниками.
Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное,
чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.
1.
Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди
дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:
2.
Л е т и ,
л е т и ,
л е п е с т о к ,
Ч е р е з
з а п а д
н а
в о с т о к ,
Ч е р е з
с е в е р ,
ч е р е з
ю г ,
В о з в р а щ а й с я ,
с д е л а в
к р у г .
Л и ш ь
к о с н е ш ь с я
т ы
з е м л и ,
Быть по-моему вели!
Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных
потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение -
красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного
развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои
заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие
желания им понравились и почему.
2.
Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они "совершают полет", обдумывая
и согласуя друг с другом общее желание.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики
1.
Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно
выполнять каждой рукой.
2.
Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний,
указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
3.
Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к
указательному.
4.
Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно
каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
5.
Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть.
Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
6.
Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке,
потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
7.
Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с
мизинца.
8.
Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
9.
На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой
собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать
карандаши по одному.
10.
Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что
сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
11.
Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.
12.
У п р а ж н е н и е
" О б в е д и
п о
т о ч к а м "
Цель: развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий
без отрыва карандаша от бумаги.
На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все
точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
У п р а ж н е н и е
" Ш т р и х и
в
р и с у н к е "
Цель: развитие тонкой моторики рук.
Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные
виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ
И г р а
" З е в а к и "
Цель: развитие у детей произвольного внимания.
Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4
хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется
после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закон-
читься, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.
И г р а
" Н е
п р о п у с т и
р а с т е н и е "
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.
Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз,
когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.
Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла,
гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика,
гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру,
киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель,
сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...
И г р а " Ч е т ы р е
с т и х и и "
Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анали-
заторов.
Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.
Команда
Движение руками
"Земля"
Дети опускают руки вниз
"Вода"
Вытягивают руки вперед
"Воздух"
Поднимают руки вверх
"Огонь"
Вращают руками в локтевых т лучезапястных
суставах
И г р а
" Н о с ,
н о с ,
р о т "
Цель: развитие у детей зрительного внимания.
Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: "Нос, нос, нос, рот..." При первых
словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то
другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как
он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.
И г р а
" Н а й д и
о т л и ч и я "
Цель: развитие у детей зрительного внимания.
Детям
показываются
изображения
двух
похожих
предметов,
имеющих
при
этом
некоторые
отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.
Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на
этих картинках.
И г р а
" Н а р и с у й
п о
к л е т о ч к а м "
Цель: развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.
Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял
задание - показать последовательность рисования.
Игра "Запомни точки"
Детям предлагаются карточки с расставленными в них точками. Время показа каждой карточки - 1-
2 с. Необходимо посмотреть на карточку, запомнить расположение точек и воспроизвести рисунок
у себя на бланках. Время на зарисовывание не более 15 с.
И г р а
" Л а д о н ь !
К у л а к ! "
Цель: развитие у детей слухового внимания и координации движений.
Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается
соответствующими действиями): "Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!" и т. д. Затем темп произношения
команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.
И г р а
" Д е л а й ,
к а к
я "
Цель: развитие у детей произвольного внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя
поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу - второй ребенок и т. д. Когда правую
руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую
руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем
левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку,
выбывает из игры.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У п р а ж н е н и е
" Р а с к р а с ь
ф и г у р ы "
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно
закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное -
аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа
прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель
произвольной
регуляции
деятельности,
терпеливости
при
выполнении
малоинтересной
и
монотонной работы.
У п р а ж н е н и е
" З а ч е р к н и
ф и г у р ы "
Детям
предлагается
картинка
с
изображением
предметов:
домиков,
мячиков,
елочек.
Нужно
зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога.
Время работы ограничивается до 2,5 мин.
У п р а ж н е н и е
« " Д а " и " Н е т " н е
г о в о р и т ь »
Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.
Учитель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но
существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить "Да" и "Нет"».
Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе
читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты
хочешь учиться? Ты любишь болеть?
Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать
в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контроли-
ровать
свои
ответы,
сдерживать
желание
ответить
словами
"да"
и
"нет"
и
одновременно
обдумывать содержательный ответ.
И г р а
" Т р о п и н к а "
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.
Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую
сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Кто быстрее
и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок,
набравший наибольшее количество очков.
Слово-задание Движения
"Тропинка"
Все дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего
"Копна"
Дети направляются к центру круга, вытянув руки вперед
“Кочки"
Дети приседают, положив руки на голову
Игра "Сосед!"
Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают
водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается
напротив одного из игроков и громко произносит: "Сосед!". Тот игрок, к которому обратился
водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться
точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять одну
руку:
сосед
справа
-
левую,
сосед
слева
-
правую,
т.
е.
ту
руку,
которая
ближе
к
игроку,
находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это
сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался
поднять не ту руку.
Игра "Летает - не летает"
Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и
спрашивать: "Летает?". Например: "Муха летает? Стол летает?" Если я назову предмет, который в
самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать
рук. Пожалуйста, будьте внимательными».
Затем педагог начинает игру: "Голубь летает?" - и поднимает руки. Дети говорят: "Летает" - и тоже
поднимают руки. "Автомобиль летает?" - спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило,
повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять
бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание
вопроса.
Игра "Нарисуй домик"
Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка
которого составлены из элементов прописных букв и цифр.
Учитель: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста,
такую
же
картинку,
какую
вы
видите
на
этом
рисунке.
Не
торопитесь,
постарайтесь
быть
внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что-то не так нарисуете,
не стирайте, а нарисуйте правильно поверх неправильного или рядом".
При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:
♦ присутствие всех деталей, соотношение их размеров;
♦ правильность изображения - нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и
низ;
♦ количество деталей и способ их изображения - считает ли ребенок или рисует на глазок.
И г р а
" С к у ч н о ,
с к у ч н о
т а к
с и д е т ь "
Цель: развитие у детей раскованности, тренировка самоорганизации.
Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной - по количеству детей,
возле другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:
С к у ч н о ,
с к у ч н о
т а к
с и д е т ь ,
Д р у г
н а
д р у г а
в с е
г л я д е т ь .
Н е
п о р а
л и
п р о б е ж а т ь с я
И местами поменяться.
Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются
занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать
по одному стулу.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПАМЯТИ
Упражнение на развитие механической зрительной памяти
Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необ-
ходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.
Упражнение на развитие ассоциативной памяти
Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов,
каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изобра-
жения и слова, объяснить свое решение.
Изображения на картинке
Слова
Корова, курица, книга, пылесос, карандаш,
яблоко, ландыш, пирог, игла, рыба
Молоко, цыпленок, читать, уборка, острый,
сад, душистый, вкусный, шить, река
Упражнения на развитие зрительной памяти
1. Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них
значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради
по памяти.
2.
Детям
предлагаются
для
запоминания
4
карточки
разного
цвета
с
изображением
на
них
значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 10 с) и воспроизвести в тетради
по памяти:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ
Упражнение "Найди лишнее слово"
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объ-
ектов.
Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть
объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть
исключено. Задача детей - определить слово, которое является "лишним".
Примерные серии слов:
• старый, дряхлый, маленький, ветхий;
• храбрый, злой, смелый, отважный;
• яблоко, слива, огурец, груша;
• молоко, творог, сметана, хлеб;
• час, минута, лето, секунда;
• ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
• платье, свитер, шапка, рубашка;
• мыло, метла, зубная паста, шампунь;
• береза, дуб, сосна, земляника;
• книга, телевизор, радио, магнитофон.
Упражнение "Поезд"
Цель: развитие у детей логического мышления.
Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, свя-
занных между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть оди-
накового размера.
Учитель: "Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по одной.
И так по очереди. Получатся вагончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг
с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скреплены.
Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить,
например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка -
это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что
она
сделана
с
тарелкой
из
одного
материала
-
фарфора.
Кладем
картинку
с
поливальной
машиной, потому что и в вазу, и в поливальную машину набирают воду".
Упражнение "Сложи узор"
Цель: развитие у детей логического мышления.
Детям предлагается набор "Сложи узор" (если данный набор отсутствует, можно заменить его ква-
дратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить
узор.
Упражнение "Закончи предложение"
Цель: развитие у детей понятийного мышления.
Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок,
поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.
Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар... У человека две ноги, а у собаки... Собака лает,
а кошка... Птицы живут в гнездах, а люди... Ночью темно, а днем... Зимой идет снег, а летом...
Трава зеленая, а небо... Из шерсти вяжут, а из ткани... Зимой холодно, а летом... Балерина танцует,
а пианист... Ты ешь ртом, а слушаешь... Дрова пилят, а гвозди... Утром мы завтракаем, а днем...
Певец поет, а строитель... Птица летает, а змея... Композитор сочиняет музыку, а музыкант... Лодка
плывет, а машина... В России говорят по-русски, а в Англии... Ты смотришь глазами, а дышишь...
Книгу читают, а музыку...
Игра "Много - один"
Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.
Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, воз-
вращая мяч, - в единственном.
Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза,
шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты,
фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.
Игра "Кем (чем) был раньше?"
Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем)
был раньше?".
Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова
(теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко-
жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка
(гусеницей), собака (щенком).
Упражнение "Что было раньше"
Цель: развитие у детей связной речи, умения устанавливать причинно-следственные отношения.
Детям
раздается
комплект
из
4-х
последовательных
картинок.
Задание:
«Посмотрите
на
эти
картинки.
По
ним
можно
придумать
рассказ,
но
для
этого
их
нужно
выложить
по
порядку
происходящих
событий.
Попробуйте
это
сделать
самостоятельно».
Далее
каждый
ребенок
рассказывает свою историю.
Игра «Говори наоборот»
Цель: развитие у детей сообразительности.
Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по
значению слово.
Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой
- полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый -
храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Упражнение "Соберем портфель!"
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.
Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:
Е с л и
е й
р а б о т у
д а ш ь
–
Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)
Д о
ч е г о
ж е
с к у ч н о ,
б р а т ц ы ,
Н а
ч у ж о й
с п и н е
к а т а т ь с я !
Д а л
б ы
к т о
м н е
п а р у
н о г ,
Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)
Б е л ы й
к а м у ш е к
р а с т а я л ,
На доске следы оставил. (Ответ: мел)
Ж м у т с я
в
у з е н ь к о м
д о м и ш к е
Р а з н о ц в е т н ы е
д е т и ш к и .
Т о л ь к о
в ы п у с т и ш ь
н а
в о л ю
–
Г д е
б ы л а
п у с т о т а ,
Там, глядишь, - красота! (Ответ: цветные карандаши)
Т о
я
в
к л е т к у ,
т о
в
л и н е й к у .
Н а п и с а т ь
п о
н и м
с у м е й - к а !
М о ж е ш ь
и
н а р и с о в а т ь . . .
Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)
В
с н е ж н о м
п о л е
п о
д о р о г е
М ч и т с я
к о н ь
м о й
о д н о н о г и й
И
н а
м н о г о - м н о г о
л е т
Оставляет черный след. (Ответ: ручка)
Н е
к у с т ,
а
с
л и с т о ч к а м и ,
Н е
р у б а ш к а ,
а
с ш и т а ,
Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)
Игра «Первоклассник»
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться,
собранность, аккуратность.
На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь,
дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть
на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда
ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как бы-
стро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.
Упражнение "Кот и лодыри"
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:
— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
— Быть лодырем - это плохо или хорошо?
— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
— Зачем люди учатся?
— Зачем дети ходят в школу?
Упражнение "Что я знаю о школе?"
Цель: уточнить знания детей о школе.
Педагог проводит блицопрос детей.
Примерные вопросы:
— Как надо обращаться к учителю?
— Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
— Что говорят, если нужно выйти в туалет?
— Что такое урок?
— Как узнают, что нужно начинать урок?
— Что такое перемена?
— Для чего нужна перемена?
— Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
— Где пишет учитель, когда объясняет задание?
— Что такое отметка?
— Какие отметки хорошие, а какие плохие?
— Что такое школьный дневник?
— В классе учатся дети одного возраста или разного?
— Что такое каникулы?
Приложение 5.
Психологическое развитие ребенка седьмого года
жизни
Развитие моторики:
Умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, самокате, двухколесном велосипеде. Учатся
плавать, играть в бадминтон, теннис. Умеют работать с ножницами, бумагой, картоном,
тканью. Умеют вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, пользоваться пилой и молотком.
Интеллектуальное развитие:
Правильно
различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и
сходство.
Ус¬пешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной
деятельности.
Решает простые задачи со сложением и вычитанием.
Правильно
дифференцирует
количество
независимо
от
формы,
величины
и
пространственного расположения объектов.
Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы.
Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые
признаки.
Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное
звено.
Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы.
Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст.
Развитие игровой деятельности:
Создает
план
игры.
В
процессе
игры
способен
обобщать,
анализировать
свою
деятельность. Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры. Предпочитает
групповые игры индивидуальным.
Поведение:
Способен
оценивать
свои
и
чужие
поступки,
однако
в
оценках
ориентируется
на
взрослого.
Укрепляются
навыки
общественного
повеления:
первым
здоровается,
благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам.
Навыки самообслуживания:
Может выполнять длительные индивидуальные поручения (убирает групповые комнаты,
ухаживает за растениями). Свободно владеет ножницами, Умеет пришивать пуговицы,
мальчики умеют пользоваться столярными инструментами.