Напоминание

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду


Автор: Лозович Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №121
Населённый пункт: г. Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Лекция для родителей на родительское собрание
Тема: Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лекционный материал

«как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

Педагог-психолог Лозович Е.В.

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с

расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается

один

на

один

с

чужой

тётей

и

незнакомыми

ребятами. Поэтому

нам,

родителям,

надо

подготовить

и

себя,

и

ребёнка

к

этому

нелегкому

испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать

мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы

рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы

в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя

положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада

был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая

«школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные

минуты.

Бесспорные плюсы

Главное

преимущество

детского

сада

в

том,

что

ребенок

получает

возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает

неоценимый

опыт

взаимодействия,

сочувствия,

сопереживания,

коллективного

творчества

и

сотрудничества.

Всё

это

готовит

ребенка

к

дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера,

закладываются основные жизненные принципы.

Неизбежные минусы

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные

модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие –

командовать

и

указывать,

третьи

подчиняться.

8

часов

предельного

напряжения

всех

сил

маленький

человек

просто

не

выдерживает.

Он

становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого

перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник

детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в

возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама

сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните

издалека.

К

мысли

о

детском

саде,

необходимости

его

посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо

говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых

игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте

на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение

радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке:

практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой

ритуал

прощания.

Ребенок

должен

быть

уверен

в

том,

что

вы

всегда

возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду,

не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним.

Как

правило,

многие

дети

через

несколько

дней

привыкают

к

новым

условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство

уверенности

в

себе,

а

это

невозможно

без

развития

самостоятельности.

Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок,

кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с

ребенком

в

игру

«Давай

познакомимся,

поиграем»,

ролевые

игры

учат

малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все

дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться

молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как

сложится этот непростой период в его жизни.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов,

составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем

дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он

привыкает

к

новым

условиям.

Психологи

полагают,

что

особенности

привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа

нервной

системы

и

состояния

здоровья,

личностных

черт,

семейной

атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в

адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от

шума,

с

трудом

засыпающие

днём,

имеющие

плохой

аппетит.

Тяжело

привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков

самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям

сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к

детскому

саду.

Тревожными

сигналами,

говорящими

об

эмоциональном

неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского

сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание

посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой

аппетит,

беспокойный

сон.

В

старшем

дошкольном

возрасте

у

плохо

адаптированных

детей

могут

даже

появиться

нервные

симптомы

в

виде

грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к

этому

нелегкому

испытанию

и

физически.

Каждый

ребенок

перед

посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать

анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к

посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не

будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему

дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм

встречается

с

незнакомыми

бактериями,

вирусами.

Иммунная

система

формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким

образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит

так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает

сложно

с

массой

негативных

сдвигов

в

детском

организме.

Эти

сдвиги

происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом

состоянии,

которое

психологи

называют

«третьим

состоянием»

между

здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или

просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от

степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы

позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что

беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной

адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет

срыв, и он, по-видимому, заболеет.

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации

к

детскому

саду–

закаливание.

Приступать

к

закаливающим

процедурам

лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени

проводит

на

свежем

воздухе,

купается

в

природных

водоемах,

бегает

босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится.

Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь

на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете

регулярные посещения бассейна.

Психологи

советуют

родителям

в

период

адаптации

ребенка

к

детскому саду:

1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень

здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно

раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему.

5.

Не

увеличивать,

а

уменьшать

нагрузку

на

нервную

систему.

Сократить просмотр телевизионных передач.

6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных

особенностях малыша.

7.

Не

кутать

своего

ребенка,

а

одевать

его

так,

как

необходимо

в

соответствии с температурой в группе.

8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в

детском учреждении.

9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские

капризы.

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как

можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет

ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он

для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему

усомниться в этом.



В раздел образования