Автор: Лозович Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №121
Населённый пункт: г. Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Лекция для родителей на родительское собрание
Тема: Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Лекционный материал
«как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»
Педагог-психолог Лозович Е.В.
С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с
расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается
один
на
один
с
чужой
тётей
и
незнакомыми
ребятами. Поэтому
нам,
родителям,
надо
подготовить
и
себя,
и
ребёнка
к
этому
нелегкому
испытанию.
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать
мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы
рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы
в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя
положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада
был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая
«школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные
минуты.
Бесспорные плюсы
Главное
преимущество
детского
сада
в
том,
что
ребенок
получает
возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает
неоценимый
опыт
взаимодействия,
сочувствия,
сопереживания,
коллективного
творчества
и
сотрудничества.
Всё
это
готовит
ребенка
к
дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера,
закладываются основные жизненные принципы.
Неизбежные минусы
Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные
модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие –
командовать
и
указывать,
третьи
–
подчиняться.
8
часов
предельного
напряжения
всех
сил
маленький
человек
просто
не
выдерживает.
Он
становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого
перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник
детсадовского ребенка.
Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в
возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама
сегодня может себе этого позволить.
Готовимся к первому дню
Начните
издалека.
К
мысли
о
детском
саде,
необходимости
его
посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо
говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.
Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых
игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте
на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение
радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке:
практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой
ритуал
прощания.
Ребенок
должен
быть
уверен
в
том,
что
вы
всегда
возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду,
не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним.
Как
правило,
многие
дети
через
несколько
дней
привыкают
к
новым
условиям.
До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство
уверенности
в
себе,
а
это
невозможно
без
развития
самостоятельности.
Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок,
кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с
ребенком
в
игру
«Давай
познакомимся,
поиграем»,
ролевые
игры
учат
малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все
дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться
молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как
сложится этот непростой период в его жизни.
Как скоро ребенок привыкнет к садику?
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов,
составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем
дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он
привыкает
к
новым
условиям.
Психологи
полагают,
что
особенности
привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа
нервной
системы
и
состояния
здоровья,
личностных
черт,
семейной
атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в
адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от
шума,
с
трудом
засыпающие
днём,
имеющие
плохой
аппетит.
Тяжело
привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков
самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям
сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.
Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к
детскому
саду.
Тревожными
сигналами,
говорящими
об
эмоциональном
неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского
сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание
посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой
аппетит,
беспокойный
сон.
В
старшем
дошкольном
возрасте
у
плохо
адаптированных
детей
могут
даже
появиться
нервные
симптомы
в
виде
грызения ногтей, тиков, заикания.
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к
этому
нелегкому
испытанию
и
физически.
Каждый
ребенок
перед
посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать
анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к
посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не
будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему
дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм
встречается
с
незнакомыми
бактериями,
вирусами.
Иммунная
система
формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким
образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит
так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает
сложно
с
массой
негативных
сдвигов
в
детском
организме.
Эти
сдвиги
происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом
состоянии,
которое
психологи
называют
«третьим
состоянием»
между
здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или
просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от
степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы
позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что
беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной
адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет
срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации
к
детскому
саду–
закаливание.
Приступать
к
закаливающим
процедурам
лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени
проводит
на
свежем
воздухе,
купается
в
природных
водоемах,
бегает
босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится.
Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь
на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете
регулярные посещения бассейна.
Психологи
советуют
родителям
в
период
адаптации
ребенка
к
детскому саду:
1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень
здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно
раньше забирать домой.
3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
4. Щадить его ослабленную нервную систему.
5.
Не
увеличивать,
а
уменьшать
нагрузку
на
нервную
систему.
Сократить просмотр телевизионных передач.
6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных
особенностях малыша.
7.
Не
кутать
своего
ребенка,
а
одевать
его
так,
как
необходимо
в
соответствии с температурой в группе.
8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в
детском учреждении.
9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские
капризы.
10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как
можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет
ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он
для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему
усомниться в этом.