Автор: Сафиулова Фания Минсалимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка»
Населённый пункт: г.Нурлат РТ
Наименование материала: адаптация в детском саду
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
Дошкольное образование
Воспитатель: Сафиулова Фания Минсалимовна
МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка» общеразвивающего вида г.Нурлат РТ
Методическая разработка
Родительское собрание на тему:
«Адаптация ребенка к детскому саду»
С
поступлением
ребенка
в
дошкольное
учреждение
в
его
жизни
происходит
множество
изменений:
строгий
режим
дня,
отсутствие
родителей,
новые
требования
к
поведению,
постоянный
контакт
со
сверстниками, с незнакомыми для малыша взрослыми, новое помещение,
таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Все эти изменения
обрушиваются
на
ребенка
одновременно,
создавая
для
него
стрессовую
ситуацию, которая без специальной организации может привести к таким
невротическим реакциям как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и
т.д.
Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые
попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый
город с путаницей улиц, наполненный жителями, причем они все больше вас,
а есть и просто гиганты. Все они проявляют интерес к вам и их намерения к
вам совсем неясны. А в квартире, в которой вам предстоит жить, находится
еще много других людей, которые постоянно о чем-то говорят, бегают, и нет
места, где можно было бы укрыться от всего этого шума. Согласитесь,
картина не из приятных.
Безусловно, со временем
малыш привыкнет и
освоится
в
новой
обстановке,
поближе
познакомится
с
воспитателями,
подружится со сверстниками, будет ориентироваться в группе, в детском
саду. Возможно, кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то
неумение осваиваться в новых условиях приведет к нежеланию ходить в
детский сад. Именно поэтому одна из задач педагогов и родителей помочь
ребенку
как
можно
быстрее
и
безболезненно
пережить
адаптационный
период.
Различают три степени адаптации:
1. Тяжелый вид адаптации – на фоне смены обстановки у детей происходит
нервный срыв, возникают простудные заболевания. Ребенок не идет ни с кем
на контакт, находясь в саду, не может выбрать игрушку для игры, выглядит
встревоженным.
Никак
не
реагирует
на
замечания
или
поощрения
воспитателей, либо пугается внимания к нему. В данной ситуации очень
важно,
чтобы
родители
влияли
на
малыша
дома,
рассказывали
больше
хорошего о жизни в саду и были терпеливыми. Также не стоит пренебрегать
советами
специалиста
(детского
психолога),
для
того
чтобы
быстрее
адаптировать крошку в детском саду.
2. Средняя адаптация — в эту группу входят дети, которые реагируют на
перемены частыми простудными заболеваниями. Врач может помочь снизить
частоту заболеваний, назначив корректирующие мероприятия, тем самым
снизив
степень
заболеваемости
ребенка
и
обеспечив
ему
благоприятную
адаптации в детском саду и в будущем, когда наступит время идти в школу.
Ребенок охотно идет на контакт, играет в разные игры, общается как с
воспитателями, так и с детьми, адекватно реагирует на критику и похвалу,
может,
как
соблюдать,
так
и
нарушать
нормы
социального
поведения
и
правила. Как правило, средний тип адаптации в детском саду длиться около
месяца. В течение этого времени ребенок может заболеть, но без особых
осложнений.
3. Легкий вид адаптации — самая благополучная группа детей, для которых
новые изменения не несут потерь и даже вызывают положительные эмоции.
По времени такая адаптация занимает 3-4 недели. Изменения в поведении
поддаются коррекции, малыш ведет себя адекватно и практически не болеет.
Ребенок спокойно посещает группу, идет на контакт с окружающими, по
своей инициативе вступает в игры, может сам обращаться с просьбами о
помощи, сам себя занимает, придумывает игры (например, кормит куклу,
играет
посудой,
строит
из
кубиков
дом).
Ребенок
спокойно
соблюдает
правила
поведения,
позитивно
воспринимает
похвалу
и
замечания,
дружелюбен с другими детьми.
Чтобы как можно легче пережить период привыкания, необходимо
готовить ребенка к детскому саду за
один-два месяца. В первую очередь
необходимо
привести
распорядок
дня
ребенка
дома
в
соответствии
с
режимом детского сада. В процессе подготовки уделить внимание рациону
питания; в детском саду малыш не будет отказываться от знакомой пищи. Для
хорошего
самочувствия
малыша
значимы
и
такие
моменты,
как
способ
кормления и укладывания спать.
В
это
время
необходимо
обратить
внимание
на
формирование
самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться, не
будет
чувствовать
себя
таким
беспомощным
и
зависимым
от
взрослых.
Самостоятельность
ребенка
создает
предпосылки
для
более
быстрого
установления контакта с взрослыми и со сверстниками. Полная
адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого
периода
надо как можно больше уделять внимания ребенку. Раньше
забирать его из садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить
особое внимание ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша,
интересуйтесь делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с
другими детьми, восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой.
Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и
ребенок будет с радость ходить в детский сад.
Если ваш малыш еще не умеет хорошо говорить или просто не отвечает
на вопросы, о том, чем он занимался в садике, то поиграйте дома в ролевые
игры, например, возьмите мягкие игрушки и представьте что они ходят в
детский сад. Дайте одну игрушку ребенку, другую игрушку возьмите сами и
создайте похожие ситуации, которые обычно происходят в саду. Как правило,
ребенок в игре может рассказать, что он делает, с кем дружит, что есть или
что его волнует.
Не поддавайтесь эмоциям и переживаниям ребенка слишком сильно.
Часто дети, которые рыдают при расставании, очень быстро успокаиваются,
как только мама уходит, и спокойно ведут себя в течение всего дня. Если
ребенок
поймет
что
может
манипулировать
вашими
чувствами,
то
он
продолжить «играть на публику» дальше. В таких случаях можно поручить
отводить
ребенка
в
сад
папе,
поскольку
отцы
имеет
более
серьезный
авторитет
и
влияние
на
своих
детей
и
менее
податливы
детским
переживаниям и слезам.
Вы можете заметить то, что после садика ребенок очень сильно устает,
как, будто сам не свой. Не переживайте заранее, просто ребенку требуется
время привыкнуть к новому режиму, и образу жизни и это совсем не означает
что адаптация ребенка в детском саду проходит со сложностями.
Дайте ребенку время привыкнуть к новому режиму, и все встанет на свои
места.
Литература.
1. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: пособие для воспитателей
дет.сада /под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1983
2. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. сада и
родителей/
Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. - М.: Просвещение: учеб.
лит., 1996.