Напоминание

методическая разработка


Автор: Сафиулова Фания Минсалимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка»
Населённый пункт: г.Нурлат РТ
Наименование материала: адаптация в детском саду
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольное образование

Воспитатель: Сафиулова Фания Минсалимовна

МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка» общеразвивающего вида г.Нурлат РТ

Методическая разработка

Родительское собрание на тему:

«Адаптация ребенка к детскому саду»

С

поступлением

ребенка

в

дошкольное

учреждение

в

его

жизни

происходит

множество

изменений:

строгий

режим

дня,

отсутствие

родителей,

новые

требования

к

поведению,

постоянный

контакт

со

сверстниками, с незнакомыми для малыша взрослыми, новое помещение,

таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Все эти изменения

обрушиваются

на

ребенка

одновременно,

создавая

для

него

стрессовую

ситуацию, которая без специальной организации может привести к таким

невротическим реакциям как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и

т.д.

Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые

попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый

город с путаницей улиц, наполненный жителями, причем они все больше вас,

а есть и просто гиганты. Все они проявляют интерес к вам и их намерения к

вам совсем неясны. А в квартире, в которой вам предстоит жить, находится

еще много других людей, которые постоянно о чем-то говорят, бегают, и нет

места, где можно было бы укрыться от всего этого шума. Согласитесь,

картина не из приятных.

Безусловно, со временем

малыш привыкнет и

освоится

в

новой

обстановке,

поближе

познакомится

с

воспитателями,

подружится со сверстниками, будет ориентироваться в группе, в детском

саду. Возможно, кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то

неумение осваиваться в новых условиях приведет к нежеланию ходить в

детский сад. Именно поэтому одна из задач педагогов и родителей помочь

ребенку

как

можно

быстрее

и

безболезненно

пережить

адаптационный

период.

Различают три степени адаптации:

1. Тяжелый вид адаптации – на фоне смены обстановки у детей происходит

нервный срыв, возникают простудные заболевания. Ребенок не идет ни с кем

на контакт, находясь в саду, не может выбрать игрушку для игры, выглядит

встревоженным.

Никак

не

реагирует

на

замечания

или

поощрения

воспитателей, либо пугается внимания к нему. В данной ситуации очень

важно,

чтобы

родители

влияли

на

малыша

дома,

рассказывали

больше

хорошего о жизни в саду и были терпеливыми. Также не стоит пренебрегать

советами

специалиста

(детского

психолога),

для

того

чтобы

быстрее

адаптировать крошку в детском саду.

2. Средняя адаптация — в эту группу входят дети, которые реагируют на

перемены частыми простудными заболеваниями. Врач может помочь снизить

частоту заболеваний, назначив корректирующие мероприятия, тем самым

снизив

степень

заболеваемости

ребенка

и

обеспечив

ему

благоприятную

адаптации в детском саду и в будущем, когда наступит время идти в школу.

Ребенок охотно идет на контакт, играет в разные игры, общается как с

воспитателями, так и с детьми, адекватно реагирует на критику и похвалу,

может,

как

соблюдать,

так

и

нарушать

нормы

социального

поведения

и

правила. Как правило, средний тип адаптации в детском саду длиться около

месяца. В течение этого времени ребенок может заболеть, но без особых

осложнений.

3. Легкий вид адаптации — самая благополучная группа детей, для которых

новые изменения не несут потерь и даже вызывают положительные эмоции.

По времени такая адаптация занимает 3-4 недели. Изменения в поведении

поддаются коррекции, малыш ведет себя адекватно и практически не болеет.

Ребенок спокойно посещает группу, идет на контакт с окружающими, по

своей инициативе вступает в игры, может сам обращаться с просьбами о

помощи, сам себя занимает, придумывает игры (например, кормит куклу,

играет

посудой,

строит

из

кубиков

дом).

Ребенок

спокойно

соблюдает

правила

поведения,

позитивно

воспринимает

похвалу

и

замечания,

дружелюбен с другими детьми.

Чтобы как можно легче пережить период привыкания, необходимо

готовить ребенка к детскому саду за

один-два месяца. В первую очередь

необходимо

привести

распорядок

дня

ребенка

дома

в

соответствии

с

режимом детского сада. В процессе подготовки уделить внимание рациону

питания; в детском саду малыш не будет отказываться от знакомой пищи. Для

хорошего

самочувствия

малыша

значимы

и

такие

моменты,

как

способ

кормления и укладывания спать.

В

это

время

необходимо

обратить

внимание

на

формирование

самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться, не

будет

чувствовать

себя

таким

беспомощным

и

зависимым

от

взрослых.

Самостоятельность

ребенка

создает

предпосылки

для

более

быстрого

установления контакта с взрослыми и со сверстниками. Полная

адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого

периода

надо как можно больше уделять внимания ребенку. Раньше

забирать его из садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить

особое внимание ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша,

интересуйтесь делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с

другими детьми, восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой.

Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и

ребенок будет с радость ходить в детский сад.

Если ваш малыш еще не умеет хорошо говорить или просто не отвечает

на вопросы, о том, чем он занимался в садике, то поиграйте дома в ролевые

игры, например, возьмите мягкие игрушки и представьте что они ходят в

детский сад. Дайте одну игрушку ребенку, другую игрушку возьмите сами и

создайте похожие ситуации, которые обычно происходят в саду. Как правило,

ребенок в игре может рассказать, что он делает, с кем дружит, что есть или

что его волнует.

Не поддавайтесь эмоциям и переживаниям ребенка слишком сильно.

Часто дети, которые рыдают при расставании, очень быстро успокаиваются,

как только мама уходит, и спокойно ведут себя в течение всего дня. Если

ребенок

поймет

что

может

манипулировать

вашими

чувствами,

то

он

продолжить «играть на публику» дальше. В таких случаях можно поручить

отводить

ребенка

в

сад

папе,

поскольку

отцы

имеет

более

серьезный

авторитет

и

влияние

на

своих

детей

и

менее

податливы

детским

переживаниям и слезам.

Вы можете заметить то, что после садика ребенок очень сильно устает,

как, будто сам не свой. Не переживайте заранее, просто ребенку требуется

время привыкнуть к новому режиму, и образу жизни и это совсем не означает

что адаптация ребенка в детском саду проходит со сложностями.

Дайте ребенку время привыкнуть к новому режиму, и все встанет на свои

места.

Литература.

1. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: пособие для воспитателей

дет.сада /под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1983

2. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. сада и

родителей/

Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. - М.: Просвещение: учеб.

лит., 1996.



В раздел образования