Автор: Белименко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: Конструируем родной город
Раздел: дошкольное образование
Конструируем родной город
Белименко Н.М.
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №29»
г. Н.Новгород
Ребенку-дошкольнику легче творить на основе имеющихся впечатлений, а
ближайшее окружение и является богатым источником его созидания.
Теоретической основой нашей работы явились труды. Куцаковой, В.Г.
Нечаева, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой, О.И.Давыдовой и др. В них
описана технология обучения детей конструированию с помощью
конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и
других материалов.
Единой программы по ознакомлению детей с архитектурой в
конструировании не существует. Возможно, поэтому и проблема разработки
системы методов ознакомления с архитектурой остается недостаточно
изученной. Долгое время вопросы использования архитектуры
рассматривались исследователями в рамках краеведческой и экскурсионной
работы.
Активно этим вопросом занималась С.Ю.Бологова . В своей работе «Худо-
жественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в
процессе ознакомления с архитектурой» она отмечает, что при восприятии
произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные
эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой
деятельности.
Автор выявила следующие особенности восприятия архитектуры у детей 5 –
6 лет:
– неполные, поверхностные представления об основных свойствах
архитектурных сооружений, таких как польза, прочность и красота;
– дети не анализируют форму основных частей, её величину, соотношение
целого и частей. Как правило, их привлекают наиболее яркие элементы кон-
струкций и отдельные детали декоративного убранства;
– они затрудняются в выделении особенностей объёмной конструкции
Цель нашей работы: Развитие у дошкольников ценностного отношения к
архитектурному пространству города посредством конструктивной
деятельности.
Задачи
1.
Познакомить детей с различными типами архитектурных строений
(жилой дом, промышленные постройки, культурные учреждения, культовые
постройки, детские сады, школы, памятники старины)
2.
Продолжать учить детей создавать объемные сооружения знакомых
зданий родного города.
3.
Закреплять навыки графического изображения построек .
4.
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
5.
Воспитывать любовь к родному краю, вызвать интерес и уважение к
прошлому и настоящему родного города.
6.
Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои
поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть
работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
7.
Развивать творчество, воображение.
Работа проводилась в три этапа
1 этап – подготовительный был направлен на
•
Изучение методического материала по знакомству детей с родным
краем,
•
Анкетирование родителей (выявление уровня знаний и представлений о
родном городе, его истории, достопримечательностях);
•
Подготовку материала для реализации поставленных задач( выбор
средств, методов)
•
Составление перспективного плана работы
Анкетирование родителей показало слабый интерес взрослых к
формированию любви к родному городу у детей. 50% считают, что с
достопримечательностями города дети познакомятся в школе. В детском саду
– главное научить считать и читать.
40% - родителей периодически устраивают экскурсии по городу, знакомят с
названиями главных улиц, зданий.
10% - родителей организуют прогулки с детьми по району, но чаще всего
это развлекательные торговые центры или спортивные сооружения.
Однако, вопрос о наличии разнообразного конструктора, в большинстве
семей решается положительно.
Мы определили виды конструирования, которые будем использовать в ра-
боте
•
конструирование из строительного материала,
•
конструирование из бумаги,
•
конструирование из природного и бросового материала
2 – Практический этап строился по принципу «Вижу – строю - творю».
Очень важно было, чтобы дети научились выделять простые, знакомые
формы в целостной конструкции, чтобы потом иметь возможность самим
пользоваться этим приемом в процессе конструирования. Данное умение
формируется в процессе визуального анализа архитектуры на предмет
наличия скрытых геометрических форм и в ходе поисков возможных
вариантов путем мысленного добавления или убирания каких-либо
конструктивных элементов.
Экскурсии и прогулки давали возможность детям рассмотреть здания раз-
ного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр, мет-ро
и пр., определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение,
количество этажей, цвет здания, элементы украшения. Мы использовали
условные карточки с геометрическими формами. Дети, рассматривая здание,
находили подходящую для него фигуру.
Презентации и интерактивные игры расширяли представления детей об
архитектуре города и профессии строителя.
Презентация «Какие были дома в старину» познакомила детей с тем, что в
старину на Руси существовали избы — бревенчатые дома с маленькими
окнами и хранилищем под полом; хоромы - дом с пристройками, у каждого из
них разные окна, крылечки, крыша: двускатная, бочка, луковка, главка,
шатер; Каменные палаты состояли тоже из нескольких помещений, которые
постепенно пристраивались: светелка для жены, для детей и пр. Все они
были связаны между собой переходами - открытыми или закрытыми
Интерактивная игра «Мой современный дом» расширила знания детей о
многообразии современных домов: высотные, стеклянные ,коттеджи.
Презентация «Профессия – архитектор, строитель» расширила знания де-тей
о профессиях.
Вычленять геометрические формы и более четко определять структуру ар-
хитектурных форм, из которых состоит сооружение, позволяли упражнения
с использованием схем, иллюстраций, репродукций картин, фотографий,
открыток.
Дидактическая игра « Дом и его части» формировала умение выделять
существенные части из целого объекта, называть их значение для выполнения
главного функционального назначения. Мы предлагали детям наугад
вытащить по одной картинке с изображением разных построек и выделить их
главные части. Затем пояснить, для чего нужна каждая из частей.
В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагались контурные
изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фото-
графии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто
сделает это первым.
Знакомство детей с основными чертами разных типов сооружений и специ-
фикой каждого вида мы закрепляли в дидактических играх.
В играх «Сложи картинку», «Архитектурные пазды» дети должны были из
отдельных фрагментов собрать целостное изображение архитектурного со-
оружения.
В конструировании мы использовали все виды конструирования.
конструирование по образцу:
В игре «Строим гараж», мы вспоминали с детьми марки машин нашего ав-
тозавода, выбирали образец постройки для каждой машины: для Газели или
Волги.
В конструировании по условиям, детям не давался образец, рисунок, а
определялись лишь условия, которым постройка должна соответствовать и
которые подчеркивали ее практическое назначение (мост через реку, чтобы
под мостом прошел корабль, определенной ширины)
Интересным было конструирование по чертежам и схемам. Сначала мы
учили детей читать схему-чертеж, отражающую образцы построек:
например, в играх « Мой двор», «Мой детский сад» ребятам предлагалось
выбрать модель многоэтажного дома со множеством квартир и цветные
модели дворовых построек и игровых комплексов .
Дети на листах бумаги создавали плоскостной макет своего двора.
Затем, предлагали создать конструкцию по простым чертежам-схемам.
Конструирование по теме. Детям предлагалась общая тематика конструкций
и они сами создавали замыслы конкретных построек, выбирали материал и
способы их выполнения. Тема «Мосты нашего города» дала возможность
детям построить и метромост и автомобильный мост, используя разные ма-
териалы.
В конструировании «Стадион Нижний Новгород», «Цирк» дети упражня-
лись в использовании бросовых материалов. Например, коробок из-под торта.
Копилка фотографий и личные впечатления дети отражали в своих
постройках. Архитектурный облик Кремля дети представили и Вечным
огнем, и Кремлевской стеной, и местами для отдыха в кремле.
Конструирование из природного материала учило детей сохранять общий
облик зданий, не нарушая их очертаний.
Далее мы использовали конструирование из бумаги, картона и других
дополнительных материалов, которое является более сложным видом
конструирования в дошкольном образовательном учреждении и
способствовал развитию воображения, фантазии, творчества. В результате
получились макеты стадиона, двора, домика в деревне .
На этом этапе мы оформили фотоальбом с фотографиями лучших детских
построек, организовали фотовыставки комплексного конструирования
"Улица", "Микрорайон", "Театр", "Цирк".
С детьми, имеющими затруднения в конструировании, мы использовали
следующие приемы:
• напоминание о приёмах стройки;
• предложение рассмотреть предмет, который надо построить, или
иллюстрацию, изображающую его;
• путём вопросов предложить детям вспомнить отдельные части постройки
(например, у парохода: нос, корма, машинное отделение);
• обратить внимание на главные части постройки (например, при постройке
моста спросить: "А на вашем мосту будет пешеходная дорожка?"
• в случае явных затруднений у детей в осуществлении замысла, объяснить и
показать, как надо строить то или иное строение.
В нашей работе большую помощь оказывали родители. Они посещали с
детьми достопримечательности города, участвовали в выполнении творче-
ских заданий, в создании фотовыставок и макетов.
В помощь родителям были выпущены буклеты, которые содержали инфор-
мацию о достопримечательностях города; ссылки на сайты, в которых со-
держится интересная информация об истории нашего города; реклама экс-
курсий по городу.
Консультация «Учим детей строить», устный журнал «Материал для кон-
струирования в уголке вашего ребенка» познакомили родителей с условиями
и значением конструктивной деятельности для развития ребенка.
Конкурс «Любимый уголок Нижнего» позволил активизировать совмест-
ную деятельность детей и родителей. В ходе выполнения макетов, дети за-
крепляли полученные навыки, учились творить вместе с папами и мамами, а
иногда и со старшими сестрами и братьями.
Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач, мы обновили уголок по
конструированию в группе. Были приобретены различные строительные
наборы : крупный напольный конструктор, « Лего», тематические
конструкторы «Город», «Зоопарк», «Детская площадка», наборы
геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования,
игрушки небольшого размера для обыгрывания построек (куклы, фигурки
животных, транспорт).
Многие пособия создали сами :
Поскольку фигурки для обыгрывания не очень просто найти , мы создавали
их сами. Такие фигурки оживляли игру и вызывали желание детей
придумывать новые строительные конструкции.
Оформляли простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зда-
ний разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника). схе-
мы, рисунки и фото построек, городских достопримечательностей.
Постоянно пополняли уголок художественного творчества: наборами бумаги,
бросовым материалом ( коробочки, баночки, ленточки, одноразовая посуда,
фольга, коробки из-под обуви, ящики из-под конфет, обои). Из мелкого
материала дети мастерили поделки, а крупный использовали для
обыгрывания построек.
Результат деятельности: дети пополнили представления о своем родном го-
роде, узнали, какие достопримечательности имеются в нашем городе.
Научились создавать различные модели и конструкции по рисунку, по сло-
весной инструкции воспитателя, по схемам и планам из разнообразных кон-
структоров.
У детей появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, уме-
ние применять полученные знания при проектировании и сборке конструк-
ций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая
инициатива.
Ребята коллективно планируют свою деятельность, создают конструкции,
объединенные общей темой, договариваются о распределении функций, ра-
ботают по замыслу, находят рациональные способы конструирования, пере-
нимают друг у друга опыт.
Знакомясь с архитектурой – мы вместе с детьми изучали историю своего
Отечества, становились наследниками богатейшей культуры, усваивали тра-
диции своих предков, учились творить и созидать.