Напоминание

"Воспитание и развитие качеств личности обучающихся, отвечающих требованиям ФГОС и внедрение инновационных технологий в образовании".


Автор: Черных Лариса Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Оекская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: ОЕК
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание и развитие качеств личности обучающихся, отвечающих требованиям ФГОС и внедрение инновационных технологий в образовании".
Раздел: начальное образование





Назад




«Во с п и т а н и е

и

ра з в и т и е

кач е с т в

л и ч н о с т и

обучающихся,

отвечающих

требованиям

ФГОС

и

внедрение инновационных технологий в образовании».

Черных Лариса Георгиевна, учитель начальных классов

Двадцать первый век нередко называют информационной эпохой. На мой взгляд, народная

мудрость: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» очень точно отражает суть

происходящих в современном мире процессов.

В эпоху, когда информация быстро устаревает, когда для полного ее обновления требуется

менее двух лет, человеку, который хочет быть в курсе происходящих событий, всегда

«держать руку на пульсе времени» необходимо уметь быстро перестроиться и быть

открытым для новых знаний.

Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию

и творчеству в течение всей жизни, формирование «компетентности к обновлению

компетенций».

Школа, как социальный институт, призванный реализовывать цели образовательной

политики государства, должна научить ребенка учиться, сформировать в нем внутреннюю

потребность к саморазвитию, самообразованию.

Как это сделать? Ведь дети, которые приходят в школу, очень разные. Как сделать процесс

обучения интересным для каждого ребенка, как вызвать и закрепить в нем потребность к

процессу познания? Как сделать так, чтобы ребенок «не испугался» того объёма

информации, которой он еще не знает, но должен узнать? Как сделать так, чтобы процесс

получения знаний не был здоровьезатратным? Вопросов «как сделать так, чтобы...» много,

а каковы же ответы?

Проработав учителем много лет, я начала искать в педагогической литературе методики,

которые позволяли бы усваивать большие объемы информации за относительно короткий

промежуток времени, методики, которые позволяли бы эффективно работать над

развитием познавательных процессов, сохраняя здоровье ученика. Мне кажется, что мой

поиск увенчался успехом.

Цель: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям

информационного общества, инновационной экономики, задачам построения

гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения

его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.

Задачи:

1.

Формировать умение работать с разнообразными источниками информации;

2.

Развивать личность обучающихся на основе освоения универсальных учебных

действий, познания и освоения мира;

3.

Воспитывать толерантность и эмпатию – понимание и принятие чувств, мыслей,

переживаний других людей.

В основе моей системы работы по формированию качеств личности, отвечающих

требованиям информационного общества через использование методик КСО лежат

следующие принципы:

1.

Принцип системности – соответствие содержания, принципов и форм

деятельности поставленным целям;

2.

Принцип комплексности – использование целого комплекса методик и приемов при

организации деятельности обучающихся;

3.

Принцип индивидуальности – учет индивидуально-типологических особенностей

учеников при организации деятельности;

4.

Принцип личностно-ориентированности – опора на уже сформированные

личностные структуры обучающихся (мотивацию, ценностные ориентиры, Я-

концепцию);

5.

Принцип позитивности – позитивная ориентация работы (указывать на то, чего

сумел добиться ребенок, а не на то, что у него «западает»);

6.

Принцип гуманистичности – ребенок не пассивный объект воздействия, а

активный субъект, вера в способность обучающихся сделать правильный выбор;

7.

Принцип системно-деятельностной организации воспитательно-

образовательного процесса – организация урочной и внеурочной деятельности

обучающихся.

Методику «Оргдиалог» я использую на уроках развития речи, например, при изучении

темы «Текст», так как она позволяет развивать коммуникативно-речевые умения

обучающихся.

Методики «Взаимотренаж», «Взаимообмен заданиями» и «Взаимодиктант» наиболее

эффективно использовать, на мой взгляд, при проведении уроков повторения и

закрепления изученного материала.

На уроках, когда требуется проверить технику чтения, умение пересказывать, выделять

главную мысль в прочитанном, отвечать на вопросы, я использую методику

«Взаимообучение чтению, пересказу».

При изучении стихов наиболее целесообразно использовать методику Александра

Григорьевич Ривина. Она предполагает следующие шаги:

обучающиеся выразительно читают текст,

анализируют лексику,

учат наизусть текст по строфам.

Методика «Опрос мнений» хорошо «работает» при изучении художественного текста

(например, я применяю ее на уроках при изучении стихотворения А.С. Пушкина «У

лукоморья дуб зеленый». Методика позволяет выявить знание сюжета, развивает умение

делать выводы, четко формулировать свою мысль при ответе на вопросы.

В целом же хотелось бы отметить, что для работы в малых группах, можно предлагать

ребятам задания различного типа:

обсуждение вопросов по содержанию почитанного;

лексическую работу;

речевую и цитатную характеристику героев;

выявление литературно-художественных особенностей текста.

Работа в малых группах позволяет выстраивать на уроке

содержательную коммуникацию, обеспечивает эффективное взаимообучение и проверку

сформированности универсальных учебных действий.

Во внеурочной деятельности я тоже применяю методики и считаю, что они «работают»

здесь не менее эффективно, чем в урочной деятельности. Так, на мой взгляд, работа в

парах сменного состава и в сводных отрядах позволяет вовлечь в обсуждение актуальных

проблем, волнующих коллектив, всех ребят. Ни у кого из участников нет возможности

«отсидеться». Наиболее эффективны они при обсуждении, вопросов нравственных норм и

моральных ценностей. Так, например, у нас проходят классные часы:

Как ты понимаешь дружбу?

Любовь – всему начало.

Лидер. Кто он?

Вверх по лестнице успеха! (профориентационный классный час) и другие.

В МОУ ИРМО «Оекская СОШ» проходят оргдеятельностные игры (ОДИ), к участию в

которых привлекаются обучающиеся, их родители, педагоги. Работа идет в

деятельностном режиме. Так у нас обсуждаются вопросы:

Современная школа. Чему учить и как учить?

Образ современного ученика.

Образ современного учителя.

Учащиеся и их родители всегда откликаются на предложение поучаствовать в ОДИ,

активно включаются в процесс работы.

В заключение хотелось бы сказать:

В результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического

мышления, понимания смысла полученной информации;

Развивается память, монологическая и диалогическая речь, актуализируется

предшествующий опыт и знания детей;

Совершенствуется умение слушать и слышать партнера, культура постановки

вопросов;

Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результат

коллективного труда;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и

способностей;

Обсуждение информации обеспечивает более прочное и качественное усвоение

знаний.

Эти методики позволяют познакомиться с большим массивом информации за

относительно короткий промежуток времени;

Комфортный микроклимат, создаваемый на уроке с использованием методик,

способствует качественному усвоению знаний и сохранению здоровья

обучающихся;



В раздел образования