Напоминание

Формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения


Автор: Каратаева Елена Сергеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ города Иркутска гимназия №2
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: Формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения
Раздел: среднее образование





Назад





Формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и

условия применения.

Формы работы
по видам деятельности учебная трудовая спортивная художественная по способу влияния педагога непосредственные опосредованные по времени проведения кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) продолжительные (от нескольких дней до несколь- ких недель) традиционные (регулярно повторяющиеся). по времени подготовки без включения обучающихся в предва- рительную подготовку предусматривающих предварительную работу, подготовку обучающихся. по субъекту организации организаторами детей вы- ступают педагоги, родители и другие взрослые деятельность организуется на основе сотрудничества инициатива и ее реализация принадлежит детям по результату результат — информацион- ный обмен результат — выработка об- щего решения (мнения) результат — общественно значимый продукт по числу участников индивидуальные (воспита- тель — воспитанник) групповые (воспитатель — группа детей) массовые (воспитатель — несколько групп, классов) Выбор форм 1) учесть воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, чет- верть); каждая форма работы должна способствовать их решению; 2) на основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в кото- рые целесообразно включить детей; 3) составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом: а) принципов организации воспитательного процесса; б) возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей; в) внешних условий (культурные центры, производственное окружение); г) возможностей педагогов, родителей. 4) организовать коллективный с участниками работы поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы: а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.; б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм; 5) в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Методы воспитания
 стимулирование  воздействие на эмоциональную сферу  воздействие на волевую сферу  воздействие на сферу саморегуляции  воздействие на предметно-практическую сферу  воспитывающие ситуации  воздействие на экзистенциальную сферу  дилеммы Требования к дилеммам сводятся к следующему: 1) отнесенность к реальной жизни школьников; 2) простота понимания; 3) незаконченность; 4) наличие двух или более вопросов, наполненных нравственным содержанием; 5) предлагаемые на выбор учащимся варианты ответов с акцентированным главным во- просом  самовоспитание
Выбор методов
воспитания зависит от ряда условий, среди которых: - цель и задачи воспитания; - содержание воспитания; - возрастные особенности воспитанников; - индивидуальные особенности; - уровень сформированности ученического коллектива; - взаимоотношения между педагогом и воспитанниками; - используемые средства; - уровень владения педагогом тем или иным методом; - время, отводимое на достижение результата остром дефиците времени
Приемы воспитания
Коммуникативные приемы  «ролевая маска».  «непрерывная эстафета мнений».  «самостимулирование».  «импровизация на свободную тему».  «импровизация на заданную тему».  «обнажение противоречий». Организаторская деятельность учителя  «инструктирование».  «распределение ролей».  «коррекция позиций».  «самоотстранение учителя».  «обмен ролями».  «мизансцена».
Средства воспитания
Различная деятельность учебная трудовая игровая Общение общение педагога с воспитанниками взаимное влияние участников общения друг на друга Различные объекты плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы
эстетического оформления окружающей среды, кинодемонстрации и т.д. Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят педа- гогов перед проблемой их выбора . Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям— в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. Однако нельзя отрицать возможность использования описаний уже созданных и апробиро- ванных на практике форм воспитательной работы. В поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Поскольку каждый ребенок и детское объединение уникально, следовательно, фор- мы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы — педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей. Среди множества педагогических приемов большое место занимают юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и др. Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые, каждый учи- тель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному сти- лю. Прием, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для другого. Воспита- тельная работа классного руководителя многогранна, а выбор способов решения воспита- тельных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педа- гогической деятельности.


В раздел образования