Напоминание

"МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ"


Автор: Юлаева Лариса Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 135"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧКАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС ДОУ

Аннотация.

С т а т ь я

п о с в я щ е н а

п р о б л е м е

развития профессиональной компетентности

педагогов

в

дошкольной

организации.

Представлены теоретическое

обоснование

и

практическое

использование активных форм и методов в работе с педагогами ДОУ с

целью

развития

профессиональной

компетентности

в

использовании

современных образовательных технологий.

Позиция

социального

конструктивизма,

заявленная

в

современном

дошкольном образовании, утверждает, что главным фактором образования

дошкольника

является

качество

отношений

«ребенок

взрослый».

В

настоящее время образование - это социальный процесс, в котором ребенок и

взрослый

одинаково

активны

и

образование

происходит

в

определенном

социальном

и

культурном

контексте,

где

в

центре

находится

чуткий

и

внимательный

взрослый,

понимающий

потребности

ребенка

в

развитии,

умеющий создать условия для наилучшего развития каждого.

Ц е л ь ю «Федерального

государственного

стандарта

дошкольного

образования» является обеспечение равенства возможностей для каждого

ребенка в получении дошкольного образования. Поэтому основная задача при

организации образовательного процесса в ДОУ - выбрать методы и формы

организации

работы

с

детьми,

образовательные

технологии,

которые

оптимально соответствуют постановленной цели развития личности каждого

ребенка.

Таким

образом,

современные

реалии

и

требования,

предъявляемые

государством

к

качеству

образовательной

деятельности

в

дошкольных

организациях, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми

образовательными технологиями.

Разработчиками основ образовательных и педагогических технологий

являлись В.

П.

Беспалько,

Н.Ф.

Талызина,

Ю.

К.

Бабанский.

Так

же

проблемами

педагогических

технологий

занимались:

Г.

К.

Селевко,

И.П.Волков,

В.М.Монахов

и

другие.

Наиболее

полная

классификация

принадлежит Г.К. Селевко. Она объединяет технологии по сущностным и

инструментально значимым свойствам. [3]

Само слово «технология» имеет различные трактовки. В общем смысле

«технология» – это прописанный детально путь проведения определенной

деятельности на основе выбранного метода.

Образовательная

технология

-

всесторонне

направленный

комплекс

педагогических

приемов,

способов

и

методов

ведения

образовательной

деятельности педагогом для достижения поставленных целей. Относительно

образовательных

технологий

хочется

отметить,

что

они

предполагают

результативное

обучение.

То

есть

речь

идет

о

построении

деятельности

педагога

таким

образом,

что

в

нее

включены

действия,

выполняемые

в

строгой последовательности, с обязательным выдвижением прогнозируемого

результата. [4]

Использование

современных

образовательных

технологий

в

современном

детском

саду

дает

характеристику

профессиональной

компетентности педагога.

Подходы

к

определению

профессиональной

компетентности

в

настоящее

время

нельзя

назвать

однозначными.

В

сфере

дошкольного

образования

проведено исследование профессиональной компетентности педагогических

кадров

(И.В.

Бичева),

профессионально-значимых

качеств

личности

воспитателя

детского

сада

(Н.В.

Шурова),

развития

профессиональной

компетентности

педагога

дошкольного

образовательного

учреждения

в

области воспитания (Г.И. Захарова).

А.

А.

Майер

выделяет

психолого-педагогические

о собенно сти

профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения. [2]

А.А.

Чеменева,

Е.В.

Вербовкая,

В.

Р.

Попова

предлагают

структуру

компетентности

педагога

с

выделением

отдельных

компонентов

в

соответсвии

с

ведущими

видами

профессиональной

работы

педагога,

которые

включают методическую

коммуникативную

технологическую

деятельностную, креативную, игровую рефлексивную компетентности.

Однако,

как

отмечают

авторы,

«каким

бы

значимым

ни

был

объем

имеющихся

компетенций,

без

практики

невозможно

быть

готовым

к

разрешению

конкретных

педагогических

проблем,

предпринимать

конкретные

конструктивные

и

компетентные

действия

в

постоянно

меняющихся условиях». [5]

Таким

образом,

воспитатель сегодня

-

это

педагог,

способный

последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику

своей профессиональной

деятельности,

д о с т и г а я

п р и

э т о м

гарантированных качественных результатов. [1]

Решая

проблему

развития

профессиональной

компетентности

педагогов

в

ДОУ,

мы

провели

анализ деятельности

педагогического

коллектива, который выявил следующие противоречия:

между

возрастающими

требованиями

к

уровню

профессиональной

деятельности

педагога

и

неготовностью

педагога

к

созданию

образовательного пространства, обеспечивающего реализацию

«Основной

образовательной программы ДОУ»;

между

необходимостью

мобильно

реагировать

на

непрерывно

меняющиеся требования к развитию субъектов образовательного процесса и

актуальным уровнем профессиональных компетенций педагогов ДОУ.

Передо мной, как страшим воспитателем, встал вопрос: «Как сделать

так, чтобы педагоги активно использовали современные образовательные

технологии

в

своей

деятельности?»

.

Поэтому

необходимой

и

актуальной

стала

разработка

и

реализации

в

ДОУ

модели

методической

работы

по

повышению

профессиональной

компетенции

педагогических

кадров

в

использовании современных образовательных технологий в образовательном

процессе.

Однако, традиционные формы методической работы, в которых

главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, при решении

данной проблемы будут малоэффективны. Для решения данной проблемы

актуально использование интерактивных форм работы с педагогами.

«Интерактивный»

-

значит

способный

взаимодействовать

или

находиться в режиме беседы, диалога кем-либо. [1]

Поэтому, основная идея

методической работы: «Обучение интеркативу через интерактив» - чтобы

педагоги

использовали

современные

образовательные

технологии,

необходимо

показать,

как

они

работают

на

практике.

Интерактивное

обучение

-

это

прежде

всего,

диалоговое

обучение,

построенное

на

взаимодействии

субъектов

образовательного

процесса

между

собой,

и

образовательной средой.

Для реализации данной модели в ДОУ были предприняты следующие

шаги:

убеждение педагогов в необходимости перемен;

осуществление прорыва в профессиональных педагогических знаниях;

последующий прорыв в профессиональном мышлении;

прорыв в профессиональном поведении.

В

целях

убеждения

педагогов

в

необходимости

использования

современных

технологий

в

образовательном

пространстве

ДОУ

был

организовано

обсуждение

«Мозговой

штурм

«Как

провести занятие

(организованную образовательную деятельность)

с учетом требований

Ф Г О С

Д О » . В

ходе

работы

была

высказаны

ключевые

идеи:

«Участниками образовательного процесса по-прежнему являются педагог

и

воспитанник.

Время

«готовых»

занятий

ушло.

Но,

сколько

бы

ни

говорили о позиции «взрослый-ребенок на равных»,

именно взрослый

задает тон, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к

познанию.

Поэтому

современное

занятие

должно

проектироваться

педагогом таким образом, чтобы дети «учились с удовольствием»! А для

этого необходимо применять современные технологии». Плоды мозгового

штурма

важно

«материализовать»

в

ближайшее

время,

то

есть

осуществить прорыв в профессиональных педагогических знаниях. Чтобы

познакомить педагогов с современными образовательными технологиями

мной был спроектирован и создан «Методический лэпбук».

Создание

лэпбука

помогло

познакомить

педагогов

с

образовательными

технологиями

и

систематизировать

материал.

С

лэпбуком

педагоги

работали

на

консультациях

и

семинарах.

В

последующем

работа

с

лэпбуком помогает быстро освежить в памяти знакомый материал.

Осуществить порыв в профессиональном мышлении нам помог метод

модерации. Данная технология позволила повысить мотивацию педагогов

в

применении

современных

образовательных

технологий,

стимулировать их мыслительную активность и творчество. Целью нашего

мероприятия

стало

определение

путей

и

средств

решения

проблем

в

применении

образовательных

технологий. Педагогам было

предложено

каждому самостоятельно сформулировать самую актуальную для него или

коллектива ДОУ проблему по взаимодействию с детьми и записать её

стикере. Здесь оказался важным момент, что педагоги не называли вслух

своих затруднений, таким образом, мы получили более искренние ответы.

Затем все стикеры мы сгруппировали их по содержанию в четыре группы.

Д а л е е

п ед а го г и

р а зд е л и л и с ь

н а

ч е т ы р е

г ру п п ы .

К а ж д о й

группе педагогов предлагалось

проработать

содержание

проблемы,

выделить

причины,

разработать

ряд

мероприятий

по

устранению

проблемы. В результате работы мы педагогическим коллективом создали

«Практическое пособие по применению современных образовательных

технологий в ДОУ для реализации ФГОС ДО».

На

заключительном

этапе-

этапе

прорыва

в

профессиональном

поведении в детском саду были проведены практические мероприятия:

мастер-класс «Игровые технологии в работе с детьми», конкурс «Лучший

лэпбук», флэшмоб «Мы играем в квест», проект «Нескучный детский сад»

Таким образом, через систему активных форм работы с педагогами

мы

попытались

повысить

интерес

педагогов

к

современным

образовательным технологиям, применение которых будет способствовать

росту профессиональной компетентности.

Литература.

1.

Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в

методической работе ДОУ // Управление Дошкольным

Образовательным Учреждением. – 2006. - № 6

2.

Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога

дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным

учреждением. – 2007. – № 1 (35). – С. 8 – 15.

3.

Методические и справочные материалы по внедрению развивающих

педтехнологий в профессиональное образование. /Под научной

редакцией Н.Н. Михайловой/. М: ИРПО., 2000.

4.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие. М.: Феникс, 2008.

5.

Чеменева А. А., Е. В. Вербовская, В. Р. Попова Компетентностная

модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС

ДО // Нижегородское образование. – 2015. – №3. – С.109-116.



В раздел образования