Автор: Волосникова Оксана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 86
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность на уроках литературы
Организация проектной деятельности на
уроках
литературы
–
одно
из
приоритетных
направлений
современного
образования.
Учебные
проекты
способствуют
не
только
формированию активной и самостоятельной позиции учащегося
в процессе
учения, но и развитию умений и компетенций, сопряженных с практической
деятельностью. Действительно, литературное образование – благодатная почва
для реализации различных форм и видов проектов. Роль учителя в процессе
работы над реализацией проекта очень велика. Он – консультант, помогающий
учащимся
достичь
поставленной
цели,
учит
самостоятельно
находить
информацию, работать с ней, проводить исследования, передавать и представлять
полученные
результаты
и
опыт.
Кроме
того,
групповая
работа
над
проектом
способствует развитию навыков совместной работы и делового общения.
В основу проектной деятельности положена идея, направленная на решение
какой-либо
проблемы,
при
этом
организация
данного
вида
работы
имеет
следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план,
действия,
результаты,
рефлексия.
Работа
над
проектом
–
сложный
учебный
процесс, потому что при его выполнении нужно «учить мыслить», поэтому работа
именно
в
структурированном
режиме
способствует
развитию
в
учащемся
настойчивости в накоплении знаний и умений и творческому труду.
Работа
по
проектированию
–
р а б от а
постепенная.
С
помощью
учебного
проекта
с о зд а ют с я
у с ло в ия
д ля
с а м о с т о я т е л ь н о й
познавательной
и
творческой
деятельно сти
учащихся, это всегда эффективно, если начинать с
сильного
мотива,
то
есть
работа
должна
быть
актуальна
с
точки
зрения
ученика
и
иметь
1
Проект (от лат. projectus –
брошенный вперед) – 1)
совокупность документов
для создания какого-либо
сооружения или изделия; 2)
предварительный текст
какого-либо документа; 3)
замысел, план.
Знание только тогда
становится
знанием,
когда
оно
приобретено
усилиями
своей мысли, а не памятью
Л.Н.Толстой
практическую
направленность.
Деятельность
учащихся
в
учебном
проекте
подчинена строгой логике, которая реализуется в последовательности ее этапов.
Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы, проблемы) следует
самостоятельное для учащихся формулирование цели, задач, организация групп,
распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и ее
осуществление.
Завершается
все
презентацией
полученных
результатов
и
рефлексией.
Проектные
работы
различны
как
по
срокам,
так
и
по
предметной
направленности.
Литература
как
учебный
предмет
позволяет
реализовывать
проекты
на
стыке
с
такими
науками,
как
история,
искусство,
русский
язык.
Организацию
проектной
работы
по
литературе
можно
представить
в
виде
следующего алгоритма:
Этапы работы
Содержание работы
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Подготовительный
Определение
темы
и
целей проекта
Обсуждение и выбор
темы
Предложение
темы
проекта
Выделение
подтем
в
теме проекта
Выбор
подтемы
или
предложение
новой
подтемы
Совместное
обсуждение
подтем
проекта
Формирование
творческих групп
О б ъ е д и н е н и е
в
микрогруппы,
распределение
обязанностей
между
членами команды
Организационная
работа по объединению
школьников в группы
Подготовка
м а т е р и а л о в
к
исследовательской
работе
Совместная
работа
по
разработке
заданий,
вопросов для поисковой деятельности, подбор
литературы
Установление
способов
предоставления
результатов
(формы
отчета)
и
критериев
оценки
результата
и
процесса
О б с у ж д е н и е
и
корректировка
форм
предоставления
р е з у л ь т а т а
и
критериев
оценивания
Предлагает
ф о рмы
отчета
и
примерные
критерии оценивания
Планирование
Определение
источников,
способов
с б о р а
и
а н а л и з а
информации
Ко р р е к т и р о в к а
и
дополнение
предложений учителя
Предлагает
основную
литературу,
способы
сора информации
Разработка
проекта
Осуществление
накопления
информации
путем
работы с литературой
Поисковая
д е я т е л ь н о с т ь
п о
накоплению,
систематизации,
Консультации,
координирование
работы учащихся
2
обобщению
информации
Оформление
результатов
Оформление
результатов
согласно
в ы б р а н н о й
ф о р м е
отчета
Оформление
результатов
согласно
форме отчета
Консультации,
координирование
работы учащихся
Презентация
Предоставление
выполненной работы
Доклад о результатах
работы
Организация
э к с п е р т и з ы
с
приглашением
п е д а г о г о в
ш к о л ы ,
других учащихся
Оценивание
Оценка работ согласно
разработанным
критериям
Участие
в
оценке
путем
коллективного
о б с у ж д е н и я
и
самооценок
С о в м е с т н о е
с
экспертной
группой
оценивание, выявление
неиспользованных
возможностей,
потенциала
продолжения работы
Уже
с
первых
уроков
изучения
литературы
в
пятом
классе
при
использовании в учебном и внеучебном процессах метода проекта учащийся
начинает
осознавать,
что
может
дать
проект
для
его
собственного
развития.
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе;
решить интересную проблему, сформулированную самими учащимися в виде
цели
и
задач;
максимально
использовать
свои
возможности
проявить
себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания; принести пользу;
публично
показать
достигнутый
результат.
С
точки
зрения
учителя
проект
–
это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое
позволяет
вырабатывать
и
развивать
специфические
умения,
навыки
и
компетенции, в числе которых рассмотрение проблемной ситуации, выделение
имеющихся
противоречий,
формулирование
проблемы
и
подпроблем;
целеполагание и планирование деятельности; самоанализ и рефлексия; поиск и
критическое
осмысление
информации;
освоение
методов
исследования;
практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.
При работе над проектами используются различные методы, в том числе
методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака»,
«мозговая
осада»,
«карикатура».
Для
пересмотра
постановки
задач
можно
использовать
следующие
методы:
«наводящая
задача-аналог»,
«изменение
3
формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение функции».
К
творческим
методам
относятся
такие,
как
«аналогии»,
«ассоциации»,
«неологии», «эвристическое комбинирование», «антропотехника».
Классификация проектов
Организационно
метод
проектов
предусматривает
с оч е т а н и е
индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых
группах
и
в
коллективе.
Реализация
метода
проектов
на
практике
ведет
к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится
переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на
разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности
4
индивидуальные
парные
групповые
по участию в разработке
мини-проекты (в рамках одного урока)
краткосрочные
долгосрочные
по времени исполнения
монопроекты (в рамках одного учебного предмета)
межпредметные
по комплектности
проекты со скрытой координацией
проекты с открытой явной координацией
по характеру координации проекта
исследовательские проекты
игровые и творческие проекты
коммуникационные проекты
по доминирующей деятельности
учащихся
исследовательского,
поискового,
творческого
характера.
Обеспечение
и
сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и
включает:
помощь в определении школьником замысла проектной деятельности;
консультирование
стадий
проекта:
поиска
информации,
решений
проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с
текстом;
внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и
образного мышления, рассуждений и интерпретации, инициирование навыков
продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта;
поощрение
инициативы
и
творческого
характера
проектной
деятельности;
участие
в
обеспечении
презентации
и
общественной
экспертизы
результатов проектной деятельности детей.
Проектная работа может быть как частью самого урока литературы, так и
частью домашнего задания. Элементы исследовательского труда можно осваивать
уже с первых уроков литературы в пятом классе, например, при изучении темы
«Фольклор». В соответствии с программой ребятам предстоит изучить малые
фольклорные
жанры
и
русские
сказки,
освоить
первые
литературоведческие
термины,
связанные
с
композицией
произведения.
Первые
учебные
проекты
отвечают возможностям, умениям, навыкам учащихся. Так, при изучении темы
«Малые фольклорные жанры» можно разделить класс на группы, результатом
работы которых над проектом будут либо мультимедийные презентации по теме,
либо выпуск книги с самостоятельно подобранными примерами. Работа над этим
проектом позволяет учащимся просмотреть книги с пословицами, поговорками,
загадками,
окунуться
в
мир
русского
фольклора,
почувствовать
его
красоту,
подобрать
примеры
скороговорок,
потешек,
интересных
для
них.
Но
вся
эта
работа
не
должна
стать
проектом
одного
урока.
Ведь
все
это
можно
будет
использовать и в дальнейшем процессе изучения литературы. Так, подобранные
ребятами скороговорки можно использовать и на уроках
русского языка, и на
5
уроках литературы для развития речи, для развития чистоты произношения. А вот
потешки и пестушки – это то, что может найти применение и дома в общении со
своими младшими братьями и сестрами. Умение же отгадывать и придумывать
загадки
–
это
умение,
способствующее
развитию
творческого
и
логического
мышления.
При
работе
над
выполнением
этого
учебного
проекта
ребята
применяют
свои
умения
в
рисунке,
в
аппликации,
в
компьютерной
обработке
материала. Итог работы интересен всем: и ученикам, и
родителям, и учителю.
Изучение сказок пятиклассниками сопряжено со знакомством с понятием
«композиция».
Само
понятие
достаточно
сложно
для
учащихся,
но
если
превратить его в понятный для них проект, то все сложное становится ясным.
Домашним заданием после первого знакомства со сказкой «Царевна-лягушка»
может
стать
следующее
задание:
рисунками
или
схематично
отобразить
последовательные события этого произведения. Представляя свои работы, ребята
пересказывают произведения, указывают те события, которые важны для развития
сюжета.
Таким
образом,
можно
выделить
основные
события,
определить
те,
которые являются завязкой, кульминацией и развязкой. Дальнейшая работа в
тетрадях – схема развития сюжета – становится схемой композиции произведения,
понятной
учащимся
и
используемой
в
дальнейшем
при
изучении
и
других
произведений.
Работа над проектами в начале пятого класса позволяет учителю настроить
учащихся
на
творческое
изучение
литературы
в
дальнейшем,
на
умение
рассматривать литературу в связи с другими науками. Работа над этими проектами
может быть организована как в групповом, так и в индивидуальном режимах,
подобное
распределение
может
помочь
учителю
лучше
узнать
учащихся,
их
возможности при выполнении учебных и творческих заданий.
Одним
из
интересных
творческих
проектов
для
учащихся
остается
кроссворд.
Данный
вид
работы
чаще
всего
реализуется
учащимися
индивидуально,
но
общим
результатом
работы
класса
может
стать
сборник
6
…учить трудному, но
так,
чтобы
о с во е н и е
этого
трудного
было
творчеством,
то
есть
радостью и победой.
Г. А. Гуковский
кроссвордов,
подготовленных
учащимися
в
течение
года
или
при
изучении
отдельных тем.
Как сборник, так и сами кроссворды могут быть составлены
учащимися
в
различных
формах:
бумажной,
мультимедийной
или
с
использованием
программы Visual Basic. Работа над составлением кроссворда
способствует
развитию
креативности,
беглости,
гибкости
и
оригинальности
мысли, при работе над кроссвордом особое внимание уделяется интеллектуальной
самостоятельности
учащихся,
как
результат
–
активизация
мыслительной
деятельности учащихся. Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на
личность
учащегося,
на
его
интеллектуальный
уровень,
его
творческие
возможности, а это является одним из самых главных требований к проектным
заданиям. Что приносит работа над составлением кроссворда учащемуся? Во-
первых,
возможность
говорить
о
своих
планах,
идеях,
взглядах;
во-вторых,
вариативность и разнообразие; в-третьих, решение проблемных задач; наконец,
новизна. Все это стимулирует активность учащегося при выполнении данного
вида работы.
В
рамках
урока
литературы
можно
организовать
урок
изучения
литературного произведения через сопоставление иллюстраций, сравнение работ
разных
художников
к
одному
и
тому
же
произведению,
прослушивание
аудиозаписей,
музыкальных
отрывков,
просмотр
отрывков
фильмов,
частью
такого урока может быть виртуальная экскурсия в музей. Подготовку к такому
уроку можно начать предварительно, распределив учащихся на отдельные группы,
учитывая их склонности, возможности, желания. Такой урок – это творчество
учащихся, при котором учитель занимает позицию независимого консультанта,
обладающего умением ненавязчиво подсказать, помочь в выборе варианта подачи
материала.
Зрелищность,
яркость,
новизна
компьютерных
элементов
урока
в
сочетании
с
другими
методическими
приемами
делают
урок
необычным,
увлекательным и запоминающимся. Проектная деятельность становится одним из
лучших способов для совмещения современных информационных технологий,
личностно-ориентированного
обучения
и
самостоятельной
работы
учащихся,
формирования
умения
использования
информационных
технологий
при
7
разработке
инструментов
и
материалов,
повышающих
эффективность
и
результативность учебного процесса.
Для учащихся пятого класса таким уроком-проектом, подготовленным ими,
стал урок по изучению басен И. А. Крылова. В процессе подготовки к урока
ребята
распределились
на
группы:
художники,
артисты,
оформители,
исследователи,
техники.
Результатом
проведения
урока
стала
мультимедийная
презентация
по
биографии
и
творчеству
И.
А.
Крылова,
прослушивание
аудиозаписей
с
чтением
басен
артистами,
снятые
видеоролики
с
участием
пятиклассников, в которых были представлены сценки по басням или чтением
произведений
писателя,
подбор
иллюстраций
разных
художников,
а
также
собственные рисунки учащихся.
Плюсы
реализации
данного
проекта
очевидны.
Во-первых,
при
неизменности
отведенного
на
урок
времени
резко
увеличивается
объем
содержания предмета, что требует от учащихся увеличения доли самостоятельной
работы, а от учителя – изменения подходов в преподавании предмета. Во-вторых,
в
творческих
работах
в
рамках
выполнения
проектов
раскрывается
характер
ребенка, его отношение к миру. В-третьих, творческий подход позволяет помочь
ребенку
обрести
психологическое
равновесие,
почувствовать
и
осознать
стремление
души,
научить
устанавливать
гармонические
взаимоотношения
с
миром и людьми. И, наконец, индивидуальный подход к учащимся в рамках
проектной
деятельности
важен
для
каждого
ученика
и
для
того,
чтобы
он
нормально
учился
и
развивался,
и
для
того,
чтобы
раскрывалась
индивидуальность ребенка, создания благоприятных условий для формирования
его способностей.
Басни
И.
А.
Крылова
остаются
интересны
учащимся
и
более
старших
классов.
Так,
учащиеся
7-х
классов
в
рамках
подготовки
к
Всероссийской
олимпиаде
школьников
и
внутришкольным
конкурсам
самостоятельно
сняли
видеоролики
по
басням.
Ими
были
подготовлены
сценки
по
самостоятельно
выбранным басням с подбором музыкального ряда, реквизита, костюмов.
8
В общем виде схему подготовки к уроку-проекту можно представить в виде
схемы:
Проблема проекта
«Почему?»
Актуальность проблемы
– мотивация
Цель проекта
« З а ч е м ? »
( м ы
д е л а е м
проект)
Целеполагание
Задачи проекта
« Ч то ? »
( д л я
э то го
м ы
делаем)
Постановка задач
Методы и способы
«Как?»
(мы
это
можем
сделать)
В ы б о р
с п о с о б о в
и
методов, планирование
Результат
«Что
получится?»
( к а к
решение проблемы)
Ожидаемый результат
Для успешной работы на этапе презентации работы над проектом нужно
научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать
сообщение,
готовить
наглядность,
вырабатывать
струтурированную
манеру
изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В
связи
с
этим
возрастает
роль
учителя,
который
обобщает,
резюмирует,
дает
оценку. Несомненно, оценивание результатов -
важный этап работы обучающихся, потому что
именно в этот момент участники проекта делятся
мнениями,
учитель
оценивает
активность
участников, креативность, качество и объем использования материалов. Самое
главное для учителя – быть при оценивании работы учащихся объективным и
давать мотивированную оценку.
Мотивированная оценка работы важна, потому что примерно третья часть
учащихся хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют
учиться,
но
предпочитают
это
делать
с
помощью
известных
им
средств
и
способов. Такая позиция учащихся объяснима, то есть они субъективно трактуют
эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных
действий. Познавательная мотивация в этом случае может быть очень высокой. В
современных условиях учитель должен сделать все возможное, чтобы учащийся
испытывал удовлетворение от приложенных усилий, пережил успех достижения
цели.
Учащийся
же,
получая
теоретически
обоснованные
способы
действий,
9
В основе метода проектов:
1.
Креативность.
2.
Умение ориентироваться в
информационном пространстве.
3.
Умение самостоятельно
конструировать свои знания.
знания, может самостоятельно вырабатывать подобные действия в незнакомых
ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем.
Проект
следует
отличать
от
самостоятельной
творческой
работы.
Действительно, проект является творческой работой, но не всякая творческая
работа
является
проектом.
Творческая
работа
–
более
свободный вид
деятельности, чем проектирование. Он не предполагает такой четкой работы в
структуре.
В
проекте
предусмотрен
обязательный
первый
шаг-обозначение
проблемного
поля,
выявление
некой потребности,
которая
должна
быть
удовлетворена
в
результате
работы.
Если
в
формулировке
темы
проекта
не
обозначена проблема,
а
просто
дано
задание
изготовить
некий
объект,
то
последующий процесс нельзя считать проектной деятельностью. Но это может
быть самостоятельной творческой работой. Выполнение проектного задания для
школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением
проблемы
и
осуществлением
обоснованного
выбора
из
ряда
альтернативных
вариантов
с
последующей
рефлексией.
В
этом
заключается
принципиальное
отличие проекта.
Грамотно организованная проектная деятельность может стать основой для
формирования
умения
выражать
разные
точки
зрения
на
одну
проблему,
принимать
и
критически
переосмысливать
позицию
другого.
Итогом
работы
учащихся 6-х классов по изучению повести-феерии А. Грина «Алые паруса» стала
книга с таким же заголовком, выпущенная самими учащимися. В этот сборник
вошли иллюстрации к произведению, отзывы не только на прочитанную книгу, но
и
на
одноименный
спектакль
молодежного
театра
«Глобус»
в
постановке
режиссера Нины Чусовой. И книга, и мюзикл показали ребятам историю веры,
надежды, любви, они окунулись в сказку алых парусов, приносящих исполнение
желаний, они сумели понять, что мечта исполнится тогда, когда человек верит в
нее.
Тип работы над данным проектом групповой. Учащиеся разделились на
художников, критиков, артистов, техников, каждая из групп составляет свой план
работы по реализации своей части проекта. На уроке-презентации представители
10
групп рассказывают о своей работе, отвечают на вопросы аудитории. Работы
учащихся были очень интересными. Авторские вступительные статьи о повести-
феерии показали, насколько глубоко ученики поняли смысл произведения А.
Грина.
Оформление
и
иллюстрации
также
отличались
оригинальностью.
Просмотр спектакля в театре «Глобус» и фильма режиссера Александра Птушко,
снятого на киностудии «Мосфильм» в 1961 помог ребятам увидеть другой взгляд
на это произведение. Отзывы на фильм и на спектакль показали, насколько идея
мечты близка душе ученика, насколько хочется каждому верить во что-то, хочется,
чтобы его мечта осуществилась.
Изучение поэтических произведений как в классах средней ступени, так и в
старших всегда связано с обучением выразительному чтению, которое «состоит в
творческом
воплощении
литературного
произведения
в
действенно
звучащем
слове»
(Б.
Найденов).
Воплотить
произведение
в
слове
–
значит
вызвать
в
воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и
многообразии,
раскрыть
отношение
художника
к
изображаемому,
передать
особенности художественной формы, стиля автора. Уроки-концерты – отдельный
вид проектной работы на уроках литературы. Такие уроки помогают расширить
знания
о
поэтах
определенной
эпохи
или
создающих
стихотворения
на
определенную тему, развивают интерес к поэзии и навыки защиты проекта по
выбору стихотворения, воспитывают чувство ответственности и взаимопомощи
при
подготовке
концерта.
Наиболее
интересными
стали
уроки-концерты,
подготовленные учащимися по следующим темам: «У войны не женское лицо…»
(8 класс), «Мы этой памяти верны» (5 класс), «Мой край родной!» (7 класс).
Разделение
учащихся
на
группы
при
подготовке
урока-концерта
также
необходимо.
Не
каждый
учащийся
готов
к
выразительному
чтению,
ведь
исполнение художественного произведения чтецом влечет за собой воплощение
всей системы образов одним исполнителем. Однако каждому артисту требуется
помощь: в подготовке оформления, музыкального сопровождения, представления
участника – именно в этом помогает чтецу его группа. Нужны ли подобные
проекты в современной школе? Конечно, нужны. Ведь каждый исполнитель по-
11
своему трактует образы героев, мысли и намерения автора, по – своему «видит»
изображенную им жизнь, по-своему определяет смысл ее явлений и ту идею,
которая
в
них
раскрывается.
Разнообразие
трактовки
обусловлено
личными
индивидуальными особенностями каждого исполнителя: его жизненным опытом,
пониманием
данного
автора,
теми
оттенками
чувств,
переживаний,
которые
вызывают у него изображенные в произведении люди и события. Эти личные
впечатления,
мысли
и
чувства,
обусловливая
своеобразие
трактовки,
определяют творческое намерение чтеца, то есть что и с какой целью он хочет
раскрыть
слушателям,
читая
данное
произведение.
Подтверждение
важности
проектной работы – самостоятельно подготовленные учащимися видеоролики с
художественным чтением.
Ценность метода проектов на уроках литературы состоит в том, что он
значительно расширяет возможности выбора художественного текста для урока.
Так, в рамках уроков внеклассного чтения можно не только проконтролировать
самостоятельное чтение школьников, но и стимулировать это чтение, развивать
интерес к книге. Участие в проекте «Моя книжная полка» помогает учащимся
расширить
собственное
литературное
пространство,
развить
творческие
и
эстетические
вкусы
учащихся.
Учителю
помогает
достичь
таких
целей,
как
формирование
читательских
интересов,
содействие
развитию
читательской
самостоятельности,
воспитанию
читательской
культуры.
Итогом
работы
по
реализации
данного
проекта
на
различных
стадия
обучения
могут
быть:
читательский дневник для учащихся пятых классов; ведение альбома собственных
иллюстраций
или
составление
каталогов
с
карточками,
содержащими
библиографические
сведения
и
краткую
аннотацию
для
учащихся
шестых
классов; составление аннотаций, послесловий, предисловий к художественным
текстам для учащихся седьмых классов; проведение заседаний клуба книголюбов
для учащихся восьмых и девятых классов; написание рецензий, отзывов, эссе для
учащихся старших классов.
К
выбору
произведений
для
внеклассного
чтения
следует
подходить
творчески, не ограничивая эти уроки только классической литературой. Учителю
12
нужно научиться доверять своим учащимся как при подготовке таких уроков, так
и при выборе литературного материала.
Современные компьютерные технологии позволяют реализовывать самые
смелые
творческие
задумки
учащихся,
н а п р и м е р ,
т а к и е ,
к а к
с о з д а н и е
мультипликационного
фильма
«У
Лукоморья
дуб
зеленый»
и
«Я
ищу
в
С е т и
д о б р о » .
У ч а щ и м и с я
б ы л о
проведено
исследование
процессов,
необходимых для создания мультипликационного фильма, подбор материалов,
создание
сценария
и
т.д.
Открытием
учащихся
стало
то,
что
создание
мультфильма – это сложный творческий процесс, но желание воплотить в жизнь
сказочный
мир
стало
мощным
толчком
в
реализации
проекта.
Для
создания
мультфильма
были
использованы
компьютерные
технологии
и
пластилиновая
анимация. Подводя итоги работы над данным проектом, можно сказать, что делать
мультипликационный фильм собственными руками не только интересно, но и
полезно.
Этот
долгий
и
трудоемкий
процесс
развивает
фантазию,
мелкую
моторику пальцев, учит терпеливости и последовательности.
Итогом
проектной
работы
по
изучению
творчества
Н.В.
Гоголя
и
его
комедии
«Ревизор»
в
восьмом
классе
стали
мультимедийные
презентации
учащихся. Эта работа позволили проверить глубину понимания произведения,
способствовала развитию творческого потенциала каждой личности, входящей в
группу, а также умений взаимодействовать друг с другом. Вступительное слово
учителя о комедии, о творчестве Н. В. Гоголя дает возможность задуматься о
произведении, о проблемах, которые поднял автор в этом произведении. Итоговые
презентации оказались очень интересными. Подбор иллюстративного материала
для
презентаций
показывает,
насколько
глубоко
сумели
проникнуть
в
текст
произведения учащиеся.
Проектная деятельность – переход в иное психологическое состояние, это
другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве
13
– первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои
творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их
применение на
практике. Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают
значительным
воспитательным
потенциалом,
реализация
которого
зависит
от
продуманной
организации
воспитательной
среды,
содержания
и
форм
взаимодействия учащегося и учителя. Урок литературы позволяет организовать
такое
пространство,
которое
способствует
воспитанию
свободной
личности,
предоставляет учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм
и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты,
ведь в основе урока литературы положена учебно-познавательная деятельность,
направленная
на
стимулирование
личностного
восприятия
литературы,
когда
каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства
слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой
словарный
запас,
но
находит
в
них
пищу
для
размышлений
и
глубоких
переживаний.
Литература
Пахомова
Н.
Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении.
М.:Аркти, 2003.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Аркти,
2007.
Яковлева
Н.Ф.
Проектная
деятельность
в
образовательном
учреждении:
учеб.пособие. М.:ФЛИНТА, 2014.
14