Автор: Абакарова Зарема Магомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Избербаш, Республика Дагестан
Наименование материала: Сценарий
Тема: "Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова"
Раздел: полное образование
Сценарий литературного вечера о жизни и творчестве К. Симонова
(К 100-летию писателя)
«Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»
Цели литературного вечера:
- формирование у школьников старшего возраста интереса к литературе и
личностного восприятия произведений К. Симонова;
- воспитание познавательной активности, пробуждение интереса к судьбе поэта;
- развитие творческих способностей учащихся: умение декламировать
поэтические тексты;
- раскрытие значимости творчества К.М.Симонова в формировании
патриотических чувств гражданина России.
Оформление:
Аудиозаписи песен:
«Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача);
«Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова);
«На всю оставшуюся жизнь»
Фрагменты из кинофильма «Живые и мертвые» (по одноименной
трилогии К. Симонова);
Презентация
ЧТЕЦ(1):
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где не помнящих – нет,
Попробуем это представить…
ВЕДУЩИЙ(1) :
(Слайды1, 2)
Константин Симонов… Поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист,
общественный деятель государственного масштаба. Депутат Верховного Совета
СССР и РСФСР, делегат нескольких съездов партии, член Центральной
ревизионной комиссии КПСС. Активный участник движения борцов за мир.
Член корреспондент Академии искусств ГДР, главный редактор журнала «Новый
мир», «Литературной газеты», секретарь Правления Союза писателей СССР. Как
много он сделал в своей жизни.
В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 – он уже лауреат
Государственной премии СССР. А потом – шесть Государственных премий
СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя
Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два
ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали,
медали, медали…
Так страна отметила силу его поэзии, прозы, публицистики, общественную
работу. Отметила его вклад, внесенный в развитие нашего государства.
ВЕДУЩИЙ(2):
(Слайд 3)
Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году. Детство прошло в
Рязани и Саратове. Отчим – кадровый офицер. Жизнь в командировках,
общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная. Это
ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванищеву – посвятил он в 1950-е
годы поэму «Отчим».
ЧТЕЦ(2):
Я раньше слишком зелен был,
Себе недотолковывал,
Как смолоду бы жизнь прожил,
Не будь тебя, такого вот –
Такого вот, сурового,
С «ноль-ноль», с солдатской выправкой,
Всегда идти готового
По жизни с полной выправкой…
ВЕДУЩИЙ (2): «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей
автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне
привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность,
соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как
потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».
ВЕДУЩИЙ (1): Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и
юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям,
которым суждено стать судьбой его поколения.
ВЕДУЩИЙ (2): Война стала для Симонова временем возмужания, временем
формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и
нравственных качеств. Война была темой, делом, школой, судьбой.
ВЕДУЩИЙ (1):
(Слайд 4)
Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой
Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на
Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская».
Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны.
(Слайд 5) (Звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз. А. Александрова,
сл. В. Лебедева-Кумача).)
ВЕДУЩИЙ (2):
(Слайд 6, 7)
Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его
творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым
поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.
ВЕДУЩИЙ (1): За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и
длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под
Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин.
ВЕДУЩИЙ (2): Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в
горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного
важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь,
Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты –
Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария,
Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.
ВЕДУЩИЙ (1): Военная лирика сделала имя Симонова широко известным.
Известность переросла в любовь к нему, в любовь искреннюю и вполне
заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые
тяготы: страх смерти, голод, разруху.
Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они
сражались, мужественного и беззаветно.
ВЕДУЩИЙ (2): «Мы влюблялись по Симонову, ссорились по Симонову. По
Симонову учились ненавидеть врага и дружить терпкой, горьковатой, как дымок
его неизменной трубки, мужской дружбой…Пленяло все – музыка стихов, их
тематика, настрой…
ЧТЕЦ(3):
«Я понял , насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, -
насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти
люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему
находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к
березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно
позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных
стихах.
(Слайд 8)
ЧТЕЦ(4,5):
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом
Весь в белом, как на смерть одетый, старик,
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем».
«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
ВЕДУЩИЙ (1): В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор
на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет
стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».
(Слайды 9, 10)
ЧТЕЦ(6):
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
ВЕДУЩИЙ (2): 1942 год. В авиационной катастрофе погибает один из авторов
«12 стульев» - писатель, военный корреспондент Евгений Петров.
Симонова потрясла смерть друга – эта простая, горькая, неотвратимая истина
войны: «На наших глазах умирали товарищи».
Он пишет об этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно,
потому что есть в жизни и такие события, к которым не привыкаешь, как бы
часто они не повторялись.
(Слайд 11)
ЧТЕЦ(7):
Памяти Евгения Петрова.
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.
В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.
Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.
Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты все себе в наследство взял.
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.
Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.
Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.
Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!
Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.
И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.
ВЕДУЩИЙ (1):
(Слайд 12)
Годы войны были лучшим временем поэзии Симонова, часом большой выверки
ее. В эти годы написаны лучшие его стихи.
ВЕДУЩИЙ (2): В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе
твой дом», о котором Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы
присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило
гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».
ЧТЕЦ(8):
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…
<…>
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, -
Знай: никто не спасет ее,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
<…>
ВЕДУЩИЙ (2):
(Слайд 13)
Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила
семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой,
лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не
написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль
миллионов. Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было
заключено все – вера, надежда и любовь.
ЧТЕЦ(9): «Прочел и вздрогнул, как от удара током. Поэт словно угадал мысли.
Словно у меня самого сложились слова «Жди меня…». Тогда это были самые
главные, самые сокровенные слова. Мои слова. Я так долго носил их в сердце. И
вот нашелся поэт, которые опередил меня и высказал всем мою сокровенную
мысль, мое желание. Но в то время эти слова принадлежали не только ему, не
только мне, - они были всеобщей думой, надеждой, мольбой» - так напишет о
стихотворении «Жди меня» литовский поэт Межелайтис .
(Слайд 14)
ЧТЕЦЫ(9,10,11): <…>
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
ВЕДУЩИЙ (2):
(Слайд 15)Все годы войны Симонов поражал своей работоспособностью. По
свидетельству Николая Тихонова, он писал «в походе, на машине, в блиндаже
между двух боев, в ходе случайного ночлега под обгорелым деревом, занося в
блокнот виденное».
ВЕДУЩИЙ (1): Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без
отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом
«виллисе», сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже
вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что
сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой.
Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко
разговаривал сам с собой. По приезде водитель сигнализировал в санчасть
штаба полка. Недоразумение было выяснено. А мы с вами давайте послушаем,
что писал поэт в дороге.
( Слайд 16.Звучит аудиозапись мелодии песни «Корреспондентская застольная»
(муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).)
ВЕДУЩИЙ (2): Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший
всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы
оглянуться. Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во
Вьетнаме и многих других странах.
(Слайды 17,18)
ВЕДУЩИЙ (2): Симонову присылали стихи и прозу, пьесы и мемуары, военно-
исторические работы и литературоведческие исследования. К нему постоянно
обращались начинающие и так называемые, бывалые люди пишущие мемуары, и
уже профессионалы-литераторы.
ВЕДУЩИЙ (1):
(Слайд 19)
Он был потрясающе работоспособен. Он просто садился за стол и писал, и
писал, и писал. «Во всем Советском Союзе не было более трудолюбивого
писателя», - скажет позднее один из друзей писателя. Пятнадцать лет писатель
работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются»,
«Последнее лето». «Это самое капитальное из того, что написано о войне», -
писал Алексей Сурков.
ВЕДУЩИЙ (2): Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела
миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались,
она порождала порой жаркие споры.
Так было и с двумя другими книгами трилогии.
(Слайд 20.Демонстрация видеофрагмента из кинофильма «Живые и
мертвые».)
(Слайд 21 .Буктрейлер книги «Живые и мёртвые)
ВЕДУЩИЙ (1):
( Слайд 22)
Множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его
содействии были организованы в доме писателей выставки Петрова-Водкина,
Пиросмани, Татлина, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена
квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и
многое, многое другое.
ВЕДУЩИЙ (2): По инициативе и стараниями Симонова были выпущены в свет
или переизданы после долгого перерыва «Мастер и Маргарита» М. Булгакова,
романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга
и другие.
ВЕДУЩИЙ (1): И помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим
писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.
ВЕДУЩИЙ (2): «Островом верной земли, где можно перевести дыхание,
набраться сил перед следующим плаванием по бурному морю жизни» назовет
Симонова актер Михаил Ульянов. «Ну, а если потерпишь кораблекрушение, то
такие острова примут тебя».
ВЕДУЩИЙ (1): Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова.
И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979
года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном
бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов
записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано
и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести
в порядок не приведенное в него».
И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный
архив…
ВЕДУЩИЙ (2):
(Слайд 23)
Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом,
откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
ВЕДУЩИЙ (1): Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено
«Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го
полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним
навсегда.
(Слайд 24. Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь»)