Напоминание

"Формирование фонематического слуха у детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Штейникова Светлана Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ "ООШ №5"
Населённый пункт: Пермский край, г. Кудымкар
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование фонематического слуха у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование фонематического слуха

у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Штейникова Светлана Леонидовна

учитель-логопед

МОБУ «ООШ №5»

г. Кудымкар

Слух даёт ребёнку возможность слушать тишину и звуки, он даёт

информацию, которая находится вне зрительного поля.

Дети различают три вида звуковых ощущений:

речевые, музыкальные и шумы.

В речевых ощущениях выделяют фонематический слух, который

формируется

в

зависимости

от

речевой

среды,

в

которой

воспитывается

ребёнок. Уровень развития фонематического слуха влияет на грамотность

письменной

речи

и

на

умение

читать,

а

также

способствует

освоению

иностранных языков.

Фонематический слух-это способность чётко отличать одни звуки от

других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.

В понятие фонематический слух входит:

- умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- умение делить слова на слоги;

- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;

- умение определять место заданного звука в слове.

В 1-ом классе, на первых занятиях мы учимся различать понятия: звук, слог,

слово. Слово обозначаем полоской, звук квадратиком. Сначала белым, затем

вводится цвет: красный, синий, зелёный. Учимся выделять звук из слова,

определяем, какой это звук, определяем его место в слове. Выполняем схему

слова, используя полоску и квадратик.

Выполняем

звуковой

анализ

простых

слов

с

помощью

цветных

квадратиков. Выкладываем квадратики и определяем, сколько звуков в слове,

сколько гласных и согласных, проговариваем каждый звук.

Чтобы дети лучше запомнили твёрдые и мягкие согласные звуки, при

составлении слов квадратики заменяем предметами:

- мягкий звук – вата, поролон, пух;

- твёрдый звук – камень, орех, металл.

Теперь дети не только на слух определяют твёрдый это звук или мягкий, но

и подключают свои тактильные ощущения.

Из цветной бумаги вырезаем символы:

- синий (молоток, лопата, топор);

- зелёный – листик.

Пишем звуковой диктант. Я называю звук, дети рисуют молоточек или

листочек. А самое главное учимся сравнивать твёрдые и мягкие согласные

звуки по артикуляции:

- твёрдый согласный звук – язык прямой;

- мягкий согласный звук – спинка языка поднимается к нёбу.

В 1-ом классе стараемся больше писать под диктовку, проговаривая чётко

каждый звук в слове. Выполняем звуковой анализ. Рисуем кружочки (синим,

зелёным, красным цветом). Сначала разбираем слова, а потом и предложения.

Предложение написали, все звуки в словах обозначили цветом.

В 1-ом классе, восполняя пробелы детского сада, использую литературу и

наглядность для детей дошкольного возраста, так как фонематический слух

должен быть сформирован к 5 годам жизни ребёнка.

Для развития фонематического слуха выполняем следующие задания:

- делим слова на слоги;

- учимся находить предметы, названия которых звучат похоже;

- учимся находить ошибки в стихах и в рисунках;

- учимся образовывать новые слова, изменяя один звук;

- образовываем слова, добавляя слог;

- выделяем из слова слово;

- звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с

последовательным произнесением и слуховых восприятий звуков слова.

При такой работе ученик неоднократно получает попытку уточнить

количество и последовательность, преодолеть свои ошибки в процессе такого

«письма без тетради и ручки», чего не происходит при письменных работах.

- выполняем графические диктанты.

Слово изображаем одной чертой, затем делим слова на слоги и выделяем

гласные. Во 2-ом классе при дифференциации гласных, выделяем только

нужные нам гласные. Например: при дифференциации «ы-и» выписываем

только «ы».

- читаем слоговые таблицы.

По слоговым таблицам можно использовать разные задания:

чтение слогов по горизонтали или по вертикали, выборочное чтение слогов с

твёрдыми или мягкими согласными, дополняем слоги до слов и т. д.

-соединяем предметы, названия которых звучат похоже.

Если вначале учились находить предметы, которые отличались только

одним звуком: мак-рак, далее учимся соединять предметы, названия которых

звучат похоже: лейка-скамейка, чашка- рубашка.

- подскажи словечко.

Подсказываем слово в конце стихотворения, используя картинки.

- закончи слово слогом жи или ши.

При дифференциации парных согласных звуков выполняем следующие

задания:

закончи

слово

слогом жи

или ш и (дифференциация

шипящих

звуков), отрабатываем правила правописания «жи-ши».

- преобразуй слово, заменив одну букву.

При замене буквы в слове, смысл слова становится совершенно другим:

Тело-дело, кости-гости.

- догадайтесь, какое это слово.

Вставляем пропущенные буквы в слове.

- звонкие и глухие согласные звуки.

При дифференциации согласных звуков используем символику:

звонкий согласный звук – человечек с ушами (уши - мы слышим),

глухой согласный звук (ушей нет - глухо).

Звонкие и глухие согласные звуки сравниваем по артикуляции:

звонкий согласный звук – работают голосовые связки,

глухой согласный

звук – глухо.

Такого вида работы развивают у детей не только зрительное восприятие, но

и слуховое. Задействованные в работе два этих анализатора способствуют

более качественному усвоению материала. Опираясь на зрительную память,

дети

имеют

возможность

компенсировать

недоразвитие

фонематических

процессов зрительным запоминанием написания слов.

В 3-м классе фонетический разбор слова проводим по схеме.

В 1-м и во 2-м классах на групповых занятиях изучаем общие темы.

С 3-го класса в основном идёт индивидуальная работа с учащимися, так как у

всех ошибки разные.

Литература.

Е.В. Колесникова «От звука к букве».

П.Д. Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с

ЗПР».

И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков».



В раздел образования