Автор: Штейникова Светлана Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ "ООШ №5"
Населённый пункт: Пермский край, г. Кудымкар
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование фонематического слуха у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование
Формирование фонематического слуха
у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Штейникова Светлана Леонидовна
учитель-логопед
МОБУ «ООШ №5»
г. Кудымкар
Слух даёт ребёнку возможность слушать тишину и звуки, он даёт
информацию, которая находится вне зрительного поля.
Дети различают три вида звуковых ощущений:
речевые, музыкальные и шумы.
В речевых ощущениях выделяют фонематический слух, который
формируется
в
зависимости
от
речевой
среды,
в
которой
воспитывается
ребёнок. Уровень развития фонематического слуха влияет на грамотность
письменной
речи
и
на
умение
читать,
а
также
способствует
освоению
иностранных языков.
Фонематический слух-это способность чётко отличать одни звуки от
других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.
В понятие фонематический слух входит:
- умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- умение делить слова на слоги;
- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;
- умение определять место заданного звука в слове.
В 1-ом классе, на первых занятиях мы учимся различать понятия: звук, слог,
слово. Слово обозначаем полоской, звук квадратиком. Сначала белым, затем
вводится цвет: красный, синий, зелёный. Учимся выделять звук из слова,
определяем, какой это звук, определяем его место в слове. Выполняем схему
слова, используя полоску и квадратик.
Выполняем
звуковой
анализ
простых
слов
с
помощью
цветных
квадратиков. Выкладываем квадратики и определяем, сколько звуков в слове,
сколько гласных и согласных, проговариваем каждый звук.
Чтобы дети лучше запомнили твёрдые и мягкие согласные звуки, при
составлении слов квадратики заменяем предметами:
- мягкий звук – вата, поролон, пух;
- твёрдый звук – камень, орех, металл.
Теперь дети не только на слух определяют твёрдый это звук или мягкий, но
и подключают свои тактильные ощущения.
Из цветной бумаги вырезаем символы:
- синий (молоток, лопата, топор);
- зелёный – листик.
Пишем звуковой диктант. Я называю звук, дети рисуют молоточек или
листочек. А самое главное учимся сравнивать твёрдые и мягкие согласные
звуки по артикуляции:
- твёрдый согласный звук – язык прямой;
- мягкий согласный звук – спинка языка поднимается к нёбу.
В 1-ом классе стараемся больше писать под диктовку, проговаривая чётко
каждый звук в слове. Выполняем звуковой анализ. Рисуем кружочки (синим,
зелёным, красным цветом). Сначала разбираем слова, а потом и предложения.
Предложение написали, все звуки в словах обозначили цветом.
В 1-ом классе, восполняя пробелы детского сада, использую литературу и
наглядность для детей дошкольного возраста, так как фонематический слух
должен быть сформирован к 5 годам жизни ребёнка.
Для развития фонематического слуха выполняем следующие задания:
- делим слова на слоги;
- учимся находить предметы, названия которых звучат похоже;
- учимся находить ошибки в стихах и в рисунках;
- учимся образовывать новые слова, изменяя один звук;
- образовываем слова, добавляя слог;
- выделяем из слова слово;
- звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с
последовательным произнесением и слуховых восприятий звуков слова.
При такой работе ученик неоднократно получает попытку уточнить
количество и последовательность, преодолеть свои ошибки в процессе такого
«письма без тетради и ручки», чего не происходит при письменных работах.
- выполняем графические диктанты.
Слово изображаем одной чертой, затем делим слова на слоги и выделяем
гласные. Во 2-ом классе при дифференциации гласных, выделяем только
нужные нам гласные. Например: при дифференциации «ы-и» выписываем
только «ы».
- читаем слоговые таблицы.
По слоговым таблицам можно использовать разные задания:
чтение слогов по горизонтали или по вертикали, выборочное чтение слогов с
твёрдыми или мягкими согласными, дополняем слоги до слов и т. д.
-соединяем предметы, названия которых звучат похоже.
Если вначале учились находить предметы, которые отличались только
одним звуком: мак-рак, далее учимся соединять предметы, названия которых
звучат похоже: лейка-скамейка, чашка- рубашка.
- подскажи словечко.
Подсказываем слово в конце стихотворения, используя картинки.
- закончи слово слогом жи или ши.
При дифференциации парных согласных звуков выполняем следующие
задания:
закончи
слово
слогом жи
или ш и (дифференциация
шипящих
звуков), отрабатываем правила правописания «жи-ши».
- преобразуй слово, заменив одну букву.
При замене буквы в слове, смысл слова становится совершенно другим:
Тело-дело, кости-гости.
- догадайтесь, какое это слово.
Вставляем пропущенные буквы в слове.
- звонкие и глухие согласные звуки.
При дифференциации согласных звуков используем символику:
звонкий согласный звук – человечек с ушами (уши - мы слышим),
глухой согласный звук (ушей нет - глухо).
Звонкие и глухие согласные звуки сравниваем по артикуляции:
звонкий согласный звук – работают голосовые связки,
глухой согласный
звук – глухо.
Такого вида работы развивают у детей не только зрительное восприятие, но
и слуховое. Задействованные в работе два этих анализатора способствуют
более качественному усвоению материала. Опираясь на зрительную память,
дети
имеют
возможность
компенсировать
недоразвитие
фонематических
процессов зрительным запоминанием написания слов.
В 3-м классе фонетический разбор слова проводим по схеме.
В 1-м и во 2-м классах на групповых занятиях изучаем общие темы.
С 3-го класса в основном идёт индивидуальная работа с учащимися, так как у
всех ошибки разные.
Литература.
Е.В. Колесникова «От звука к букве».
П.Д. Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с
ЗПР».
И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков».