Автор: Коротаева Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №100
Населённый пункт: г. Челябинска, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей: "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«
ДЕТСКИЙ
САД
№ 100
г
.
ЧЕЛЯБИНСКА
»
454021,
г
.
Челябинск
,
улица
Аношкина
, 8-
а
,
тел
.: 724-06-41
Консультация для родителей:
"Здоровьесберегающие технологии в
педагогическом процессе ДОУ"
Подготовила воспитатель:
Коротаева Анна Николаевна
г. Челябинск 2018
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-
дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи
являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из
средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без
которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое
здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до
сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической
аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике.
Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека .
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс
воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и
здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и
социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение -
важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени
и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов,
направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе
образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно
характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность
педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность
(пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на
каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть
промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической
деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и
задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и
приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с
организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки
результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого
уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической
культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием
элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к
взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению
родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация
здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также
ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического
процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие
образовательные технологии в детском саду.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и
дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация
профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в
обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие
физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные
процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к
повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и
воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной
работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами
дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на
занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе
педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни
человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и
сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий
относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения
дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей
ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в
содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение
педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом
содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка –
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.
Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-
эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается
психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и
специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому
виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-
педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе .
Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей
воспитанников ДОУ.