Автор: Ильичева Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Великосельская средняя школа Гаврилов–Ямского муниципального района"
Населённый пункт: село Великое
Наименование материала: Статья
Тема: "Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку"
Раздел: полное образование
Система подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
(из опыта работы)
Ильичева Е.В., учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
МОУ «Великосельская средняя школа Гаврилов-Ямского
муниципального района»
Знание только тогда становится
знанием, когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики
умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция
-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется
выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса
взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Единый государственный экзамен и Основной государственный
экзамен стали частью профессиональной жизни учителя-словесника. Один из
существенных факторов успеха экзамена - обеспечение качественного
преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная
подготовка к его сдаче. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к
экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют
правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что
изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
по русскому языку - это не одно и то же!
Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ
прослеживаются одни и те же проблемы.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя
задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что
традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил
орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты
русского языка и изучение системы языка в целом. Так ли часто мы
обращаемся к таким вопросам, как нормы орфоэпии, лексики,
грамматические нормы и их классификация, виды грамматической связи
предложений в тексте, синтаксические, лексические средства
выразительности и др.?
При ежегодном анализе результатов ЕГЭ по области приходится
наблюдать, что наибольшие трудности у выпускников вызывают задания №5
(лексические нормы: употребление слова в соответствии с точным
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости), №21
(функционально-смысловые типы речи), №19 (знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи).
С чего же начинается моя работа по подготовке к сдаче экзаменов?
Подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом
классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми
орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи,
культурой общения и так далее.
С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда
записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в
таблицы, разрабатывают алгоритмы и рассуждения по ним. Мои ребята
любят составлять кластеры по темам, которые они защищают как свою
творческую работу, готовят по нему выступление, а значит, таким образом
еще раз повторяют, а самое главное, систематизируют изученный материал.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и
навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го
класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно
готовя их к формату ЕГЭ. В УМК Разумовской, по которому я работаю,
входит пособие Груздевой «Тесты по русскому языку», также в этом году мы
приобрели пособие Хаустовой «Итоговая аттестация», в котором
предусмотрены задания по работе с текстом.
Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является
формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и
создание собственного текста. Поэтому ключевым моментом по подготовке к
ОГЭ и ЕГЭ считаю комплексную работу с текстом, которую начинаю также в
5 классе. Сначала это небольшие тексты, которые использую и в качестве
разминки, и в качестве отработки навыков по теме, причем анализ текста
обязательно предусматривает определение стиля текста, типов речи, средств
грамматической связи.
При разработке системы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию",
"Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию",
"Орфографию", «Синтаксис», "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к
изложению и сочинению).
.Для успешного выполнения тестовых заданий необходимы глубокие и
прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все
полученные знания за курс 5-9 класса. Для этого использую пошаговую
систему работы, которая, наверное, знакома и вам.
Шаг 1. Повторение теоретического материала. Систематизация
теоретического материала осуществляется двумя способами: методом
индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой
работы. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы.
Шаг 2. "Продвинутая" лекция. (технология РКМЧП)
Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем или
учащимся при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа
(это могут быть слайды, таблицы).
Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.
В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый
материал заданий, это помогает им сэкономить время на выполнении
заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль.
Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.
Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки
домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и
отрабатывают тестовые задания. Для этого использую пособия или
дополнительный материал.
Обязательно знакомлю выпускников с критериями оценивания ОГЭ и
ЕГЭ (прежде всего, части С).
В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые
варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание
того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при
написании собственной работы ученик ориентируется на те требования,
которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет
полезен как ученику, так и учителю.
Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер.
Практически на каждом уроке использую разминки на повторение. Такой вид
работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная
«разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над
произношением и лексическим значением слов; орфографический разбор
слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по
исправлению грамматических ошибок.
У многих учащихся работа с текстом вызывает трудности. Подготовка к
ОГЭ также обязательно должна включать в себя анализ работ, которые были
выполнены выпускниками в прошлом учебном году. Использую такую форму
работы, где самим учащимся предлагаю проверить изложение или сочинение
в качестве экспертов. Это заостряет внимание учащихся на проверке
собственной работы, на использовании приемов сжатия (упрощение,
обобщение, исключение). К сжатому изложению по аудиозаписи я стала
готовить, конечно, не в 9 классе, а гораздо раньше.
При подготовке к изложению отметила, что наиболее трудным является
обобщение, поэтому стала применять следующие виды работы:
сокращение текста;
составление плана текста;
замена сложных предложений простыми;
исключение повторов;
замена прямой речи косвенной;
передача смысла прочитанного одним предложением;
исключение лишней информации из текста.
Последний вид работы в ОГЭ – сочинение. Для выпускников
сочинение является самой сложной частью экзаменационной работы.
В идеале (так подразумевает программа по русскому языку)
выпускник 9 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит,
владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. А
если признаться честно, все ли наши 9-классники могут этим владеть в
достаточной степени? Поэтому опытный учитель последовательно
отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных,
публицистических текстов.
Комплексный анализ текста помогает учащимся
исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного
высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом
приведена в книгах Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому
языку", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович
"Обучение анализу поэтического текста". Сочинения на лингвистическую
тему практикую, начиная также с 5 класса. При изучении морфологических,
пунктуационных, синтаксических тем предлагаю сочинения о роли той или
иной части речи, знака препинания, обращения, вводных слов и т.д.
Для подготовки к сочинению 15.3 составляем словарик понятий
(доброта, честность, доблесть, подвиг, человечность и т.д.)
Конечно, если учащиеся успешно готовились к экзамену в 9 классе, то к
10-11 классу у них сформирована основная база знаний и умений. На первых
уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения
ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями. Сразу
показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся
при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую
школьникам, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе
сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который
позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории
языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они
посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о
необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в
самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так
как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и
низким уровнем подготовки.
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это
и есть сочинение. Опыт работы показывает, что многие выпускники не
умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая
ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как
избежать этого досадного явления?
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые
комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить
отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения
темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене
начинается именно с этого.
В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних
классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст
сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что…
2. По его мнению, ...
3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором,
потому что…
4. Итак, …
Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это
выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить
главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа.
Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:
1) пересказ текста;
2) выделение микротем по абзацам;
3) поиск ключевых слов;
4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце,
выявление главной из них;
5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед
читателем.
Определенные трудности вызывает составление комментария к
тексту. А в этом году этот критерий, как известно, уточнен:
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте
чрезмерного цитирования).
Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым
пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям,
анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее
важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале
текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а
они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный
эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать
большой фрагмент исходного текста.
Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает
автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что
авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли
ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о
поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо,
недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.
Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это
формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по
традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо
научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства,
от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?»
Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно
посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него
должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка
позволит избежать логических ошибок.
Важная композиционная часть сочинения - это завершение или
вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема,
актуальна ли проблема, поднимаемая автором.
В старших классах уместно предложить ребятам использовать план
работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку.
1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и
фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение
сочинения должно быть самостоятельным, связанным с основной темой
текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...»
Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В
первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно
построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в
виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно
относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного
текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так
сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к
русскому народу.)
2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько)
данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики
должны четко знать определение проблемы. Проблема - вопрос,
поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)
З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им
проблеме)
4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-
х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую
мысль я доказываю?»
5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им
проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность,
богатство языка, средств выразительности.
Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при
подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-
рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения.
Приносит свои плоды и использование различных клише во время
подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне
понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня
убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример
того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые
фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны,
использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с
другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет
добиться лучших результатов.
Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к
выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику
преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля
знаний.
В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке
выпускников к итоговой аттестации много. Безусловно, любой компетентный
учитель способен готовить школьника к экзамену. А любой школьник изучает
все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети
усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд,
результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную
подготовку к экзамену. Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена
учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность
подготовки к нему.
Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации
по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит
для себя и своих учеников путь к успеху.
Я считаю, что каждый педагог
вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,
но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная
сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности,
уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной
речью.