Напоминание

Использование сказки в познавательно-речевом развитии детей с ТНР


Автор: Охорзина Светлана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ ДО "ППМС-центр МО Алапаевское"
Населённый пункт: Свердловская область, Алапаевский район, р.п. Верхняя Синячиха
Наименование материала: стать
Тема: Использование сказки в познавательно-речевом развитии детей с ТНР
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование сказки в познавательно-речевом развитии детей с ТНР

Охорзина Светлана Михайловна

учитель-дефектолог

МОУ ДО «ППМС-центр

МО Алапаевское»

р.п. Верхняя Синячиха

Алапаевского района

Применение на коррекционно-развивающих занятиях

«безречевыми»

детьми традиционных методов игры в сказку

позволяют совершенствовать

звуковую

сторону

речи,

диалогическую

и

монологическую

речь;

помогают

расширять пассивный и активный словарь детей. Для формирования у таких

детей стремления подражать речи педагога необходимо на занятии создать

положительную

эмоциональную

обстановку.

Ребенку

предлагаем

игровой

материал, который вызовет у него желание и интерес действовать с ним, а

главное начать говорить. Именно таким понятным и простым является игра в

сказку.

Цель:

- вызывание с помощью сказки подражательной деятельности детей в

форме любых звуковых проявлений;

расширение объема понимания речи;

формирование умения правильно строить двухсловные предложения; развитие

связной речи.

Задачи:

-

формировать

навыки

пересказа

сказки

с

соблюдением

интонации

сказочных персонажей;

- развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук, умения

соотносить движения с речью;

-

закреплять

умение

детей

пересказывать

и

обыгрывать

сказки

с

помощью сказочных персонажей;

- закреплять умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие

загадки - описания.

Игра

в

сказку

на занятиях

постепенно формирует

мотивационную

основу

речи. В

этом

помогает

применение

различных

видов

театра.

Это

пальчиковый

театр,

театр

на

фланелеграфе,

настольный

театр,

театр

на

зубочистках, сказка на песке.

Детям нравится рассказывать сказки с помощью пальчиков. Достаточно

всего лишь надеть героя на палец, и ребёнок сам действует за персонажа. По

ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая

текст сказки. Для этого используется сказка «Теремок» и «Сорока».

Театр на фланелеграфе интересен детям тем, что сказочных персонажей

легко можно прикрепить на плоскость и открепить. Передвигая

фигурки

сказочных персонажей, ребенок сопровождает действия речью. Герои сказки

как бы оживают, начинают говорить. Дошкольник подражает интонационным

особенностям «речи» сказочных персонажей. Для детей младшего возраста

используется сказка «Колобок», а для старшего возраста - сказка «Лиса и волк».

Настольный театр позволяет познакомить ребенка с действиями сериации,

являющимися

одними

из

первых

мыслительных

действий (действие

упорядочивания). Суть его в выстраивании объектов в порядке возрастания или

убывания. Например, в сказке «Репка» первой ребенок выставляет репку, затем

следующих персонажей, и так - от большого к маленькому. В сказке «Теремок»

- от маленького к большому.

Активизация

тонких движений пальцев рук предшествует появлению

первых слогов. Продуктивным способом развития мелкой моторики является

использование театра на зубочистках. С помощью этого театра у ребенка во

время занятий формируется умение брать предметы и втыкать их в пластилин

или пенопласт с помощью пинцетного захвата, контролируя силу нажима. В

ходе игры дети с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные

фразы. Многократно повторяя речевые формулы, слова, отдельные фразы у

детей тренируется речевой аппарат. Здесь применяется сказка «Курочка Ряба».

Игра с песком - не только развлечение для детей, но и развитие высших

психических

функций

мышления,

речи,

а

также

тактильных

ощущений,

мелкой моторики рук и творческого потенциала ребенка.

Ребенок пальчиками проделывает в песке отверстия, изображает следы

животных, при этом подражает голосам животных и птиц. Так же применяются

приемы

обводки

контура

фигур

сказочных

персонажей,

животных

и

их

прорисовывание по ходу игры со сказкой.

Коррекционно-развивающие

занятия

с

использованием

сказки,

проводимые

в

непринужденной

игровой

обстановке

с

применением

разнообразных

видов

театра,

способствуют

формированию

у

детей

познавательного и речевого развития близкого к возрастной норме. Они имеют

целенаправленное воздействие и создают оптимальные условия для развития

речи детей.



В раздел образования