Автор: Охорзина Светлана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ ДО "ППМС-центр МО Алапаевское"
Населённый пункт: Свердловская область, Алапаевский район, р.п. Верхняя Синячиха
Наименование материала: стать
Тема: Использование сказки в познавательно-речевом развитии детей с ТНР
Раздел: дополнительное образование
Использование сказки в познавательно-речевом развитии детей с ТНР
Охорзина Светлана Михайловна
учитель-дефектолог
МОУ ДО «ППМС-центр
МО Алапаевское»
р.п. Верхняя Синячиха
Алапаевского района
Применение на коррекционно-развивающих занятиях
«безречевыми»
детьми традиционных методов игры в сказку
позволяют совершенствовать
звуковую
сторону
речи,
диалогическую
и
монологическую
речь;
помогают
расширять пассивный и активный словарь детей. Для формирования у таких
детей стремления подражать речи педагога необходимо на занятии создать
положительную
эмоциональную
обстановку.
Ребенку
предлагаем
игровой
материал, который вызовет у него желание и интерес действовать с ним, а
главное начать говорить. Именно таким понятным и простым является игра в
сказку.
Цель:
- вызывание с помощью сказки подражательной деятельности детей в
форме любых звуковых проявлений;
расширение объема понимания речи;
формирование умения правильно строить двухсловные предложения; развитие
связной речи.
Задачи:
-
формировать
навыки
пересказа
сказки
с
соблюдением
интонации
сказочных персонажей;
- развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук, умения
соотносить движения с речью;
-
закреплять
умение
детей
пересказывать
и
обыгрывать
сказки
с
помощью сказочных персонажей;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие
загадки - описания.
Игра
в
сказку
на занятиях
постепенно формирует
мотивационную
основу
речи. В
этом
помогает
применение
различных
видов
театра.
Это
пальчиковый
театр,
театр
на
фланелеграфе,
настольный
театр,
театр
на
зубочистках, сказка на песке.
Детям нравится рассказывать сказки с помощью пальчиков. Достаточно
всего лишь надеть героя на палец, и ребёнок сам действует за персонажа. По
ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая
текст сказки. Для этого используется сказка «Теремок» и «Сорока».
Театр на фланелеграфе интересен детям тем, что сказочных персонажей
легко можно прикрепить на плоскость и открепить. Передвигая
фигурки
сказочных персонажей, ребенок сопровождает действия речью. Герои сказки
как бы оживают, начинают говорить. Дошкольник подражает интонационным
особенностям «речи» сказочных персонажей. Для детей младшего возраста
используется сказка «Колобок», а для старшего возраста - сказка «Лиса и волк».
Настольный театр позволяет познакомить ребенка с действиями сериации,
являющимися
одними
из
первых
мыслительных
действий (действие
упорядочивания). Суть его в выстраивании объектов в порядке возрастания или
убывания. Например, в сказке «Репка» первой ребенок выставляет репку, затем
следующих персонажей, и так - от большого к маленькому. В сказке «Теремок»
- от маленького к большому.
Активизация
тонких движений пальцев рук предшествует появлению
первых слогов. Продуктивным способом развития мелкой моторики является
использование театра на зубочистках. С помощью этого театра у ребенка во
время занятий формируется умение брать предметы и втыкать их в пластилин
или пенопласт с помощью пинцетного захвата, контролируя силу нажима. В
ходе игры дети с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные
фразы. Многократно повторяя речевые формулы, слова, отдельные фразы у
детей тренируется речевой аппарат. Здесь применяется сказка «Курочка Ряба».
Игра с песком - не только развлечение для детей, но и развитие высших
психических
функций
–
мышления,
речи,
а
также
тактильных
ощущений,
мелкой моторики рук и творческого потенциала ребенка.
Ребенок пальчиками проделывает в песке отверстия, изображает следы
животных, при этом подражает голосам животных и птиц. Так же применяются
приемы
обводки
контура
фигур
сказочных
персонажей,
животных
и
их
прорисовывание по ходу игры со сказкой.
Коррекционно-развивающие
занятия
с
использованием
сказки,
проводимые
в
непринужденной
игровой
обстановке
с
применением
разнообразных
видов
театра,
способствуют
формированию
у
детей
познавательного и речевого развития близкого к возрастной норме. Они имеют
целенаправленное воздействие и создают оптимальные условия для развития
речи детей.