Автор: Чередова Нина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Татарск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Право, его роль в жизни общества и государства"
Раздел: полное образование
Тема урока.Право, его роль в жизни общества и государства
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Создать условия для понимания связи между правом, свободой и
ответственностью, подвести учащихся к пониманию значения права в жизни
человека, общества, государства.
Ознакомление
учащихся
с
понятием
«право»,
«норма
права»,
«естественное
право»,
«закон»,
«нормативный
акт»,
категорический
императив,
Норма права как регуляторов жизни общества, законодательство
Задачи:Образовательные: познакомить учащихся с содержанием понятия
«право», показать разницу между социальными нормами и нормами права,
подвести к осознанию важности соблюдения норм для как для общества, так
и для отдельной личности.
Развивающие: формировать навыки работы с текстом, представления
результатов
учебной
деятельности,
обобщать
изученный
материал
и
определять самостоятельно тему и цели на урока; способствовать развитию
у учащихся коммуникативной компетенции через коллективную работу и
работу в группах, анализировать ответы одноклассников во время мозгового
штурма и блиц-опросов и самостоятельно делать вывод; найти объяснение
тому, что право четко устанавливает меру свободы людей.
Воспитательные: способствовать формированию целостного мировоззрения
учащихся,
содействовать
воспитанию
ответственности,
уважения
к
правовыми
моральным
нормам,
к
обязанностям,
помочь
превратить
требования морали в личную задачу.
УДД:ЛичностныеУУД:
нравственно-этическая
ориентация
(зна ние
моральных, правовых норм и обязанностей, умение выделить нравственный
аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми нормами).
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование, оценка - выделение и
осознание
того,
что
уже
усвоено
и
что
еще
нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня усвоения
Коммуникативные
УУД:
постановка
вопросов,
умение
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли,
владение
монологической
формой речи.
Познавательные
УУД:общеучебные
-
поиск
и
выделение
необходимой
информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
определение
основной
и
второстепенной
информации,
логические
-
выявление отличий, выбор оснований и критериев для сравнения
Планируемые результаты:Предметные: Знать - значение понятия «право»,
«норма права», «ответственность», как они соотносятся, когда проявляются,
зачем
нужны;
о
правильном
выборе
человека
«поступать
так,
чтобы
не
нарушать
права
других
лиц».
Уметь
определять,
давать
оценку
и
характеристику
правам
и
нормам
права.
Уметь
-
давать
характеристику
поступкам
человека
с
точки
зрения
правовых
принципов,
искать,
анализировать,
оценивать
информацию
об
изучаемом
явлении
из
жизни
общества
< / Личностные:
расширение
представлений
учащихся
о
регуляторах
поведения
человека
и
общества,
формирование
коммуникативной
компетентности,
освоение
социальных
норм,
правил
поведения,
умение
о с о з н а в а т ь
с в о и
п р а в а
и
о т в е т с т в е н н о с т ь .
Метапредметные:
умение
отбирать
информацию,
формулировать
мысль,
представлять результаты учебной деятельности (краткие записи, таблица);
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; развитие
навыков
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
в
разных
учебных
ситуациях; формирование готовности к саморазвитию; умение планировать
свою деятельность.
Основные
понятия: Право, норма права, норма морали, ответственность,
естественное
право,
позитивное
право,
закон,
нормативный
акт,
законадательство
Межпредметные связи: обществознание, юриспруденция, история, этика.
Форма работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная
Технология: Технология развития критического мышления
Оборудование: понятия, таблицы, КРФ, листы ватмана, фломастеры
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Объединяем ребят в 3 группы.
2. Мотивация. Погружение в игру «Новая страна»:
Учитель:
Закрываем глаза, и представляем, что мы плывем на огромном круизном
корабле. Кто-то из вас житель Амстердама, кто-то из вас житель Москвы, есть
среди вас представители Монголии, кто-то поднялся на борт судна в Дали,
кто-то из Филиппин, кто-то коренной житель Сиднея, кто-то покинул свою
уютную
квартиру
в
Нью-Йорке
и
решил
отправиться
в
кругосветное
плавание, кто-то оставил шумный Берлин, кто-то из Парижа решил подарить
путевку в плавание друзьям из Крыма, один человек, из племени аборигенов,
решил коренным образом изменить свою жизнь, и отправился в кругосветку.
Плавание проходило без каких-либо происшествий. Но, неожиданно небо
затянуло тучами, сильный порыв ветра раскачивал судно, волны, дождь,
ШТОРМ. В Индийском океане штормы жестокие. Судно потерпело крушение
и
пошло
ко
дну.
Люди
успели
выпрыгнуть
из
иллюминаторов,
с
борта
корабля. Ухватывались за разные плавающие средства. Волнами их всех
прибило к острову. Когда все утихло, люди поняли, что это была новая
неоткрытая до этого земля. Здесь есть все необходимое для человеческого
существования. Раньше на этом острове никто не жил. Там нет законов и
истории.
Открываем глаза.
Представьте, что эти люди - это вы!
Задание:Ваша задача: Работая небольшими группами, дайте этой стране
название и составляют перечень из десяти прав, с которыми согласна вся
группа.
(Каждая группа представляет свой перечень прав. Тем временем учитель
составляет общий перечень на доске, в который включены все упомянутые
права)
Учитель:
- В чем состояла трудность задания?
-О чем бы вы сегодня хотели больше узнать?
Слайд 1.
Постановка темы урока: «Право, его роль в жизни человека, общества,
государства».
Учитель: Одна из самых древних потребностей человеческого общества –
потребность в порядке и справедливости. Людям всегда был остро необходим
регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по
самым
острым
проблемам,
мирно
и
справедливо
улаживать
любые
конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл,
присущий человеку, привели к открытию права, предназначение которого и
состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения. Постепенно, в
ходе
истории сложились
нормы
права
–
общеобязательные
правила,
которые надо соблюдать.
Великий знаток права немецкий философ И. Кант размышляя о роли права в
жизни и судьбе людей, пришел к потрясающему выводу «Право –самое
святое
из
того,
что
является
высшим
принципом
жизни
общества,
конечной целью человеческого общества»
Постановкапроблемы: «Какую ценность имеет право?»(учащиеся дают
свои версии)
Учитель:
Выход
из
игры.
Закрываем
глаза
и
представляем,
что
вдруг
неожиданно над островом начал кружить вертолет. Люди были обнаружены и
спасены. Доставлены на материк, а затем к себе на Родину. Открываем глаза.
Мы живем с вами в обществе. Между людьми существуют связи и эти связи
регулируются правилами поведения.
Эти правила поведения мы называем социальными нормами. Ни одного шага
не сделает человек без определенных правил поведения.
- Назовите известные вам виды норм правил поведения, регулирующие жизнь
общества, согласно примерам(обряд, ритуал, обычай, религиозная норма,
мораль, этические нормы)
1. Антон Ш., стремясь обратить на себя внимание одноклассницы, которая
ему нравилась, после школы предложил донести до дома ее портфель. Какой
нормой он руководствовался?(мораль)
2. На масленицу каждый день едят блины. Определите вид этой нормы.
(обычай)
3.На новый год принято дарить подарки. Почему?(традиция)
4. Выходя из автобуса, мужчина должен сойти первым и подать своей даме
руку (этическая норма)
5. Выдвижение лозунга политической партией (политическая норма)
Учитель:
Задание:Найдите
в
словаре
понятие
«Норма
права».
Какие
черты
имеет
норма
права
в
отличие
других
правовых
норм? (установленное
и
охраняемое государством).
Пример нормы права:В законе об образовании установлено, что основное
(девятилетнее) образование является обязательным.
Задание в группах: Приведите по 2 примера норм права установленных и
охраняемых государством.
1 группа – семья (право ребенка иметь родителей, семью т. д)
2 группа – школа (обязанность соблюдать устав школы, посещать школу, и
т.д.)
3 группа – улица(соблюдать ПДД, не мусорить, не уосквернять памятники
культуры и т. д)
Учитель:
- Какое значение имеет право для людей? (регулирует поведение людей)
Учитель: А теперь давайте определим смысловую трактовку понятия право».
Блиц-опрос.
Задание в группах:Запишите на ватмане в виде схемы смысловые значения
понятия «право» (учебник стр. 69-72) и объясните признаки по группам
Представление группами своих работ.
Слайд «Понятие право»
1.
ПРАВО – править, управлять, устанавливать правильный, единый для
всех порядок(если кто нарушает созданный с помощью права порядок,
то на него находят управу, т. е заставляют считаться с установленными
нормами)
2. ПРАВО – Справедливость, правда. Право устанавливает определенную
меру справедливости.
3. ПРАВО – Естественное право(не всегда закреплено в законе, а дается от
рождения,
но
в
современных
условиях
,
включенным
в
национальное
законодательство, оно из идеала становится юридической реальностью)
Задание:стр.
72
(мнение).Какое
мнение
по
поводу
естественного
права
высказал философ. Вы согласны с данным мнением?
Учитель:
Но существует еще трактовка понятия – ПРАВО.
4. ПРАВО – мера свободы, ответственности (объяснить учителю)
Учитель:
- Как вы понимаете слово «мера»? (единица измерения, граница, предел,
масштаб)
-Для чего люди используют, применяют меру, что это им дает?
Значит право – это мера свободы. Право четко определяет её меру, границу.
Только
право
способно
наиболее
полно
выразить
социальную
свободу-
границу должного и возможного поведения – и вместе с тем определить
ответственность людей за свои поступки. Право это и есть свобода – они
едины и не отделимы друг от друга. Других, столь же четких, конкретных
выразителей свободы не существует. Все, что выходит за границы свободы –
это
уже
не
свобода,
а
своеволие,
бесконтрольность,
безответственность,
произвол. Вот почему право – это мера свободы.
И тот кто хочет знать все о своей свободе, т.е. о своих возможностях и
обязанностях в обществе, о том, что он может делать по своему усмотрению,
а чего категорически не может, должен изучать право и знать его.
И.
Кант-
немецкий
философ
точно
выразил
взаимосвязь
прав,
свобод
и
ответственности.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ
ИМПЕРАТИВ
(абсолютно,
обязательном повелительном требовании) ПРАВА
« ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ СВОБОДА ТВОИХ ПОСТУПКОВ БЫЛА
СОВМЕСТИМА
СО
СВОБОДОЙ
КАЖДОГО
И
СО
ВСЕОБЩИМИ
ЗАКОНАМИ»(очень
ответственно
относиться
к
своим
поступкам.
Следовательно-право – это ответственность)
Вывод: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права
другого человека».
Задание:В КРФ зафиксированы статьи о возможностях и обязанностях
гражданина РФ(обязанности ст.15,43, 44, 57, 58, 59).Назовите возможности
согласно КРФ (называют права)
Учитель:
Право - одно из наиболее ценных приобретений, сделанных человечеством на
путях
его
исторического
развития.
Оно
обеспечивает
государство
необходимой системой правил, что придаёт его деятельности правильно
организованный характер. Исторический опыт показывает, что именно те
страны, которые в полной мере использовали возможности права для защиты
прав
и
свобод
граждан,
всегда
достигали
наилучших
результатов
в
общественном развитии.
Значит, Какое бы смысловое значение не имело «право», его нельзя
свести к отдельному закону, норме. Право – совокупность всех принятых
государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные
права и обязанности как отдельных лиц , так и организаций (в том числе
и государственных).
Задание:Исходя из понятия «ПРАВО» выделите основные черты (признаки)
норм права. В чём главное отличие « норм права» от других социальных
норм?
Мозговой штурм (индивидуальное задание) Особенности норм права:
Закреплённость в законе
Общеобязательность
Обеспеченность силой государства
Слайд
ЗаданиеОГЭ
(индивидуально). Задания
части
А.-основные
черты
норм
права(у доски 3 человека)
Задание.Прочитать стр. 74.Определить, что такое «нормативный акт»,
закон(словарь учебника)
Слайд
Задание. Используя
текст
учебника
со
стр.
74,
установите
виды
нормативных актов (конституция РФ, законы, подзаконные акты).
-От чего зависит сила нормативного акта? (какой орган государства его
принимает.
Высшая
юридическая
сила
законов
объясняется,
что
их
принимает
Высшая
законодательная
власть-парламент
–путем
или
же
непосредственно-народ страны-путем референдума)
Слайд
Задание: Расставьте нормативные акты по мере возрастания
Слайд
Задание:Вы
к
уроку
готовили
индивидуальные
задания.
Какие
законы-
нормативные
акты,
обладающие
высшей
юридической
силой
приняты
нашим государством, а именно парламентом? (сообщения учащихся)
Учитель:
Как
вы
понимаете
слово
законодательство?
(совокупность
нормативных актов, действующих в государстве)
Слайд
(Законодательство-совокупность
нормативных
актов,
подразделяют
на
отдельные
большие
группы
прав-отрасли
права.
Каждая
отрасль
права
представляет совокупность (группу) правовых норм, которые
регулирует
отдельную сферу общественных отношений)
Слайд
Задание: Заполнить пропуски в схеме «Отрасли права» стр. 76. (проверить
в группах)
Слайд
Учитель: Указать, какая отрасль права регулирует приведенные ситуации
кратко аргументируйте свой выбор(какие нормы права применяются в данной
ситуации)
Итог урока
РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель: Подводя итог урока, хочется сделать вывод по проблеме «Какую
ценность имеет право?
Возьмите листочки бумаги и напишите самое ценное на листочке, сомните и
выкиньте. Теперь поднимите. Какое чувство вы испытали? (жалко, дорого и
т. д)
Какие социальные ценности права можно отметить? (методичка)
Таким образом, ценность права состоит в его способности удовлетворять
потребность
человека
и
общества
в
свободе,
порядке,
равенстве,
справедливости.
Домашнее
задание.
П.
8,
словарные
слова.
Рубрика
в
«классе
и
дома»
задание 2, 3. Объяснить утверждение стр. 78 «говорят мудрые».
2 человека проекты-презентации Система юридических наук, Юридические
профессии