Автор: Рудакова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ – детский сад № 368 г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: "Страна Загадок"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад
комбинированного вида № 368 г.о. Самара
Конспект занятия в средней группе по художественной литературе
на тему: «Страна загадок»
Составитель: воспитатель Рудакова Н.Г.
Программное содержание:
Познакомить детей с малыми фольклорными формами;
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;
Развивать умение определять место звука [Ж] в слове и соотносить его с
буквенным изображением:
Развивать
у
детей
выражать
свои
эмоции
в
речевой
разминке
«Хнык»
(неприязнь, неудовольствие) при произнесении стихотворного текста;
Воспитывать у детей интерес к занятиям и желание заниматься.
Оборудование:
Чудесный
мешочек;
игрушки:
мышка,
белка,
заяц,
волк;
картинки
для
ковролина: зайчик, жук, рак.
Ход занятия:
В гости приходит кукла Анжела и приносит «чудесный мешочек»
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут кукла Анжела. А как зовут Вас?
Игра «Познакомимся»
- Какие красивые у вас имена. Очень приятно с вами познакомится. Ребята,
давайте с вами поиграем. Я принесла с собой мешочек, но он не простой, а
чудесный. В нем, что-то лежит. А как мы можем узнать, что там лежит?
Ответы детей: туда можно заглянуть, можно потрогать и т.д.
- Ребята, а угадывать можно по-разному: можно потрогать и сказать, что там
лежит в мешочке, но есть и другой способ. Я расскажу о предмете, а вы
угадаете:
Маленький рост,
Длинный хвост
Серенькая шубка
Острые зубки (ответы детей)
- А как вы догадались, что это мышка? Что есть у мышки? О чем говорилось
в загадке?
Ответы детей:
маленький рост,
длинный хвост, серая шубка,
длинные
ушки.
- Вот еще один маленький рассказ:
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (ответы детей)
- А как вы догадались, что это белка? Что говорится о ней в загадке? Где она
живет? В какой шубке она ходит? Что грызет?
- У меня есть еще один рассказ, слушайте внимательно:
Что за зверь лесной:
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы (ответы детей)
- Правильно, это заяц. А что есть у зайчика? О чем вы услышали в загадке?
Ответы детей.
- Молодцы! А как вы думаете, что такое «загадка»? Загадка – это маленький
рассказ, в котором предмет не называется, а говориться о том, какой он есть,
то есть описывается этот предмет. Давайте мы с вами попробуем придумать
и составить свои загадки.
Воспитатель показывает предмет и строит предложения так, чтобы в
нем было сравнение, например:
Зайчик пушистый, как кто? (как комочек пуха, как шубка, как кошка)
Жук жужжит (как пчела, как моторчик)
У черепахи домик твердый (как камень)
Воспитатель:
Жу-жу, жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
И звук [Ж] все твержу.
- Что за песенку поет жук?
Дети: ж-ж-ж-ж-ж
Воспитатель показывает картинку, а дети определяют, где живет этот
звук.
Речевая разминка «Хнык»
Анжела:
-
Ребята,
у
меня
есть подружка,
которая
всегда
плачет
и
ее
прозвали:
ревушка, капризуля, плакса.
- А я знаю, ребята, почему она всегда плачет. У нее в глазах поселился
маленький вредный человечек, которого зовут «Хнык». Давайте мы поможем
подружке Анжелы изгнать этого человечка из детских глазок.
Хнык, Хнык, Хнык.
Как ты в глазки к нам проник?
Вредный, вредный и плаксивый,
Уходи отсюда живо!
Дети плакать не привыкли,
Уходи отсюда, Хнык!
Анжела: Спасибо вам, ребята! Теперь моя подружка – ревушка, плакать
никогда не будет. И я думаю в вашей группе «ревушек» тоже не станет.
- Анжела, а тебе понравилось заниматься вместе с нами? Ребята, а вам
понравилось? Что же интересного и нового вы узнали? Чему научились? В
какую игру играли? Кто нам сегодня помогал? (ответы детей)
Мне понравилось, как вы занимались на занятие. Вы, молодцы!
Спасибо, Анжела, что пришла к нам в гости и помогла нам узнать, что такое
загадка.
Ребята,
давайте
еще раз
вспомним,
что
такое загадка.
Ответы
детей. Дети прощаются с гостями.