Напоминание

"Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность"


Автор: Зубцова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Тогучинского района "Нечаевский детский сад"
Населённый пункт: п. Нечаевский, Тогучинский район, Новосибирская область
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание во второй младшей группе

Цель: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей

– выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

План проведения:

1.

Вступительное слово.

2.

Выступление педагогов по теме.

3.

Игра – путешествие по стране «Развитие речи»

4.

Разное.

Предварительная работа:

1.

Оформить к собранию мудрые мысли.

2.

Консультация для родителей в родительском уголке

3.

Изготовление памяток, с советами на тему данной встречи.

4.

Выставка дидактических игр, театров, книг, способствующих развитию речи

детей.

Ход собрания:

1.

Вступительное слово

- Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время для встречи с

нами. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья знакомит его с

окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Мы привлекаем вас к

сотрудничеству,

к

взаимодействию.

Только

совместными

усилиями

родителей

и

детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных

процессов человека – речи. С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства,

впечатления.

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м

взаимосвязанным направлениям:

речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в

орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

овладение

нормами

и

правилами

родного

языка,

определёнными

для

каждого

возраста;

развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться);

подготовка

мышц

артикуляционного

аппарата,

мимической

мускулатуры,

дыхательной системы;

развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения

же

речи

сказываются

на

формировании

детского

характера,

т.

к.

не

исправленный

вовремя

речевой

дефект

делает

ребёнка

неуверенным

в

себе,

замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети

достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы

создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к

речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи

дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному

воспитанию.

Таким

образом,

овладение

родным

языком

необходимо

для

полноценного формирования личности ребёнка.

Чему мы должны учить ребёнка на протяжении всего дошкольного

возраста?

Формирование звуковой культуры речи.

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи. Обучение рассказыванию

Развитие выразительности речи.

Ребенок овладевает речью в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют,

направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести. Предлагаем

Вам

выбрать

из

предложенного

перечня

факторы,

способствующие

речевому

развитию

ребенка

и

прокомментировать

свой

выбор

(Положить

на

стол

в

виде

ромашки).

1. Эмоциональное общение взрослых с ребенком.

Постоянно разговаривать, давать поручения, связанные с необходимостью, что- то

сказать.

2. Общение ребенка с другими детьми.

Общение детей является одним из источников для развития у них познавательной

деятельности.

Присутствие

поблизости

других

детей

побуждает

к

поиску

и

исследованию, служит источником подражаний.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

Говорить не спеша, внятно, размеренно, четко произносить звуки, не употреблять

лишних слов.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

На ладонях рук много рецепторов, их развитие способствует развитию речи. Ребенку

необходимо давать игры на развитие мелкой моторики (Пуговицы, пробочки, мозаики

и т.п.), играть в пальчиковые игры (В родительском уголке представлены памятки с

подбором пальчиковых игр).

А также занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки,

что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

5. Чтение

и рассматривание детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

После обсуждения факторов родителям предлагается памятка:

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос,

просьбу, восклицание.

У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части

речи.

У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок

овладевает основными грамматическими формами речи.

В речи появляются сложные формы предложений.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и

сложными предложениями.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах

деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, также на других занятиях;

вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Во время проведения занятий и в течение дня мы ставим перед собой те основные

задачи развития речи, которые я уже перечисляла.

1. Восприятие звуковой культуры речи. Учим произносить внятно отдельные звуки.

(Н-р: Водичка льется – с- с- с; Комарик пищит З- з –з .)

2. Формирования словаря. Помогаем

расширять,

активизировать

активный

словарный запас. Используем потешки, все свои действия проговариваем.

3. Формирование грамматического строя речи. Согласовывать существительные с

прилагательными. (Морковка – большая, а не большой) Учим употреблять предлоги

(в,

на,

под,

за,

около).

Употреблять

существительные

во

множественном

и

единственном числе: кошка – котята, утка – утята.

4. Совершенствуем связную речь.

Учимся

слушать

внимательно,

понимать

заданный

вопрос,

понятно

на

него

отвечать.

Говорить,

не

перебивая

друг,

друга.

Употреблять в речи вежливые слова.

Игра-путешествие по стране

«Развитие

речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на

основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений

природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На

каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

-лиса (пушистая, рыжая, хитрая, ловкая и т. д.)

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

- луна (яркая, растущая и т.д.)

Станция «Сказочная»

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять

настроение,

научить

понимать

другого,

улучшить

самочувствие.

Сказка

поможет

скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и

родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и

проиграть.

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе

сказать).

Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться

неприятностями.

Я

думал,

все

кругом

такие

же

добрые

как

баба

и

дед.

Но

оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется

меня съесть …

Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги

мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не

обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле

стою! Мечтал, я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не

также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и

рухнул!

Ну и хвост у этой зверушки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И

надо

же

было

этой

ей

выбежать

в

самый

неподходящий

момент!

Махнула

хвостиком – я и разбилось!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем

поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с

моторными

центрами

пальцев,

поэтому,

развивая

речь,

и

стимулируя

моторику

пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Станция «Наши руки не знают скуки»

Пальчиковые игры

Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как

это

наиболее

заметный

дефект.

Окружающие

могут

не

заметить

ограниченность

словаря

или

особенности

грамматического

строя

речи,

а

вот

не

правильное

произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая

игра

«Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» -

говорят

громче;

по

сигналу-

«вьюга

кончается

говорят

тише;

по

сигналу

«вьюга

кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог

предлагает

взять

насос

и

накачать

велосипедные

шины.

Дети,

подражая

действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки

Ко-ко-ко

не

ходите

далеко

(зв.К

).

Са-са-са-укусила в нос оса (зв. С ).

Зы-зы-зы- розы, вазы и тазы (зв. З ).

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Итог

родительского

собрания:

1. родители задают вопросы на уточнение.

2. проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям

воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.



В раздел образования