Напоминание

Духовно–нравственное воспитание детей в ДШИ в условиях реализации ФГОС


Автор: Данилова Валентина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 40 с⁄п "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г Томск
Наименование материала: методическая статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание детей в ДШИ в условиях реализации ФГОС
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАОУ СОШ № 40 г. ТОМСКА

С/П «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОКЛАД

Духовно-нравственное воспитание детей

в ДШИ в условиях реализации ФГОС

Данилова В.Н.,

методист

2017 г.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДШИ

в условиях реализации ФГОС.

Данилова В.Н.,

методист МАОУ СОШ № 40 г. Томска

с/п «Детская школа искусств»

На современном этапе развития общества, в условиях модернизации

образования,

проблема

духовно-нравственного

воспитания

детей

является

наиболее

актуальной.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

основного

общего

образования

в

качестве

решения

данной

проблемы

педагогам

предлагается

организовать

работу,

направленную

на

формирование

у

обучающихся

основ

духовно-нравственной

культуры

средствами

системно-деятельностного

подхода,

который

обеспечивает

формирование и становление личностных качеств выпускника школы.

Решение

задачи формирования духовно богатой, высоконравственной,

образованной

и

творческой

личности

возможно

только

в условиях

взаимодействия

и

интеграции

общеобразовательных

учреждений

и

учреждений дополнительного образования детей.

Несмотря

на

уже

имеющийся

в

учреждении

дополнительного

образования

детей

опыт

и

серьезный

потенциал

в

сфере

формирования

духовно-нравственной культуры у детей и молодежи, следует отметить ряд

проблем, значительно снижающих эффективность обозначенного процесса в

учреждении дополнительного образования детей.

Общеизвестно,

что

на

формирование

личности

воспитанника

значительное

влияние

оказывает

личность

педагога.

Под

этим

влиянием

подразумевается

не

только

индивидуально-личностные

особенности

педагога, но и его социально обусловленное поведение, деятельность. Дети

должны быть уверены в нравственных позициях своего педагога, его умении

принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в нем

свою моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться.

Только педагог с определившимися духовными ценностями и нравственными

установками способен эффективно управлять образовательным процессом,

ведь личность педагога во многом определяет содержание и организацию

учебно-воспитательного

процесса

в

образовательном

учреждении,

обеспечивая

постановку

обучения

и

воспитания

в

русле

целостной

человеческой

культуры.

В

современных

условиях,

когда

требования

к

педагогу переносятся с узкопрофессионального подхода к многосторонне

интеллектуально-духовному,

проблема

духовного

и

профессионального

совершенствования педагога является одной из актуальных. Как известно,

система

профессиональной

подготовки

педагогов

дополнительного

образования

на

данном

этапе

несовершенна,

педагогические

ВУЗы

и

колледжи

включают

общекультурную

подготовку

по

отдельным

дисциплинам. К тому же в учреждении дополнительного образования детей

не всегда работают выпускники вышеуказанных учебных заведений. Поэтому

духовно-нравственное становление личности педагога должно проходить в

стенах

учреждения

дополнительного

образования

детей

и

строиться

на

принципах:

-

направленности

содержания

преподаваемых

дисциплин

на

приоритетное значение духовно-нравственных ценностей профессиональной

деятельности, творческое развитие каждого педагога;

- организации творческого взаимодействия субъектов образовательного

процесса;

-

развития

профессионального

самосознания

педагога

на

основе

формирования

культуры

этического

мышления,

чувств,

системы

нравственных убеждений;

- повышения степени мотивации и творчества в профессиональной

деятельности педагога;

- формирования индивидуально-творческого стиля и положительной

«Я» - концепции на основе развитой рефлексии.

Все это обеспечит формирование потребности у педагога в постоянном

совершенствовании

собственных

профессиональных

знаний,

личностных

качеств, уровня духовной культуры, стремление к удовлетворению духовных

запросов,

общения

с

произведениями

искусства,

на

основании

чего

стремление

к

развитию

общей

культуры,

с о ве р ш е н с т во ва н и е

профессионально-этических качеств.

Следующей

проблемой

в

решении

задач

формирования

духовно-

нравственной

культуры

у

детей

и

молодежи является

разрушение

традиционных

устоев

семьи.

Деформация

сферы

семейного

воспитания

заключается в следующем:

-

утрате родителями традиционных нравственных ориентиров;

-

отсутствии

преемственности

педагогической

традиции

в

семье,

когда родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и

воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о

закономерностях становления нравственного мира ребенка.

Воспитательные задачи семьи, по мнению И.А.Ильина, заключаются в

том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы

его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы

его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое

явление Божественного в мире и людях».

Семья

является

одним

из

важнейших

социальных

институтов

воспитания,

и

целесообразным

в

процессе

формирования

духовно-

нравственной культуры будет взаимодействие учреждения дополнительного

образования и родителей. Взаимодействие - универсальная форма развития,

обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее

каждое

звено

в

новое

качественное

состояние.

Но

на

пути

организации

эффективного

взаимодействия

семьи

и

учреждения

дополнительного

образования детей возникают такие сложности, как:

-

отсутствие четких, систематизированных представлений родителей

о

традициях

отечественной

семейной

педагогической

культуры

и

недостаточность личной духовной опытности;

-

отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей,

педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей.

В

рамках

данной

проблемы

можно

назвать

несколько

направлений

деятельности учреждений дополнительного образования:

1.

Содержательное

направление:

включает

разработку

содержания,

форм

и

методов

интегрирования

духовно-нравственных

компонентов

в

практику семейного воспитания;

2.

Диагностическое направление: направлено на изучение семьи и ее

воспитательного потенциала, особенностей семейного воспитания (традиции,

правила, нормы);

3.

Социально-педагогическое направление: предполагает реализацию

системы

мероприятий,

форм

и

методов

интегрирования

духовно-

нравственных компонентов в практику семейного воспитания, адресованных

различным категориям семей (семейные клубы, коллективные творческие

дела и др.);

4.

Программно-структурное

направление,

которое

предполагает

выделение,

организационную

и

содержательную

разработку

этапов

формирования духовно-нравственной

культуры

личности в

работе

по

педагогическому сопровождению семейного воспитания:

- просвещение родителей;

- организация совместной деятельности семей.

5.

Консультационное

направление,

оказывающее

своевременную

социально-педагогическую,

психологическую,

валеологическую

помощь

родителям и воспитанникам, выпуск специальной литературы.

Следующей проблемой, также актуальной, на наш взгляд, является

слабое программно-методическое и информационное освещение вопросов

формирования

д у хо в н о - н р а в с т в е н н о й

к ул ьт у р ы в

у ч р е ж д е н и и

дополнительного

образования

детей.

Анализ

исходного

состояния

образовательных программ в учреждениях данного типа показал, что при

наибольшем

количестве

программ

художе ственно-эстетиче ского,

общекультурного направления (85 %), лишь сотая часть их ставит целью

духовно-нравственное

просвещение

или

приобщение

к

духовно-

нравственной культуре и ценностям общества. Причинами этого является, с

одной

стороны,

неготовность

педагога

заниматься

воспитательным

процессом,

отсутствие

критериальной

базы,

психолого-педагогических

методик, необходимых для оценки результатов воспитания, с другой стороны

невостребованность в данной услуге со стороны основных заказчиков - детей

и родителей.

Отсюда

возникает

еще одна

проблема

отсутствие

со

стороны

государственных

органов,

СМИ

активной

пропаганды

мировоззренческо-

идеологических

основ,

духовной

культуры

российского

народа,

мировой

цивилизации. Наоборот,

наблюдается

усиление

негативного

воздействия

средств

массовой

информации

на

подрастающее

поколение,

концепция

государственно-патриотической

идеологии

находится

в

процессе

формирования

и

страдает

недостатками

(слабо

выражена

духовная

компонента

и

гуманистическая

направленность,

недооцениваются

роль,

значение

принципа

взаимосвязи,

взаимозависимости,

неразрывности

духовности, личности и патриотизма).

Таким образом, решение задач формирования духовно-нравственной

культуры у детей и молодежи видится в следующем:

1.

организации

образовательного

проце сс а

в

у ч р е ж д е н и и

дополнительного образования детей с наибольшей эффективностью

для решения ситуаций духовно-нравственного выбора всех субъектов

образовательного процесса;

2.

решении

вопросов

повышения

профессионализма

педагогов

по

формированию духовно-нравственной личности;

3.

оказании

помощи

семье

в

воспитании

духовно-нравственных

ценностей;

4.

укреплении и разработке научно-методического обеспечения процесса

формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи;

5.

усилении

государственной

политики,

СМИ

в

решении

вопросов

формирования

духовно-нравственной

культуры

подрастающего

поколения.

Список литературы:

1.

Бруднов

А.К.

Духовное

воспитание

детей

в

системе

дополнительного образования // Вечное слово. 1999. - № 1.

1.

Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного

образования // Дополнительное образование. – 2000. - № 9. – С. 6-9.

2.

Ильин

И.А.

Путь

духовного

обновления.

Путь

к

очевидности. – М., 1993.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования. /Утвержден приказом Министерства

образования и науки РФ от 17.12.10 г. № 1897.



В раздел образования