Автор: Данилова Валентина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 40 с⁄п "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г Томск
Наименование материала: методическая статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание детей в ДШИ в условиях реализации ФГОС
Раздел: дополнительное образование
МАОУ СОШ № 40 г. ТОМСКА
С/П «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОКЛАД
Духовно-нравственное воспитание детей
в ДШИ в условиях реализации ФГОС
Данилова В.Н.,
методист
2017 г.
Духовно-нравственное воспитание детей в ДШИ
в условиях реализации ФГОС.
Данилова В.Н.,
методист МАОУ СОШ № 40 г. Томска
с/п «Детская школа искусств»
На современном этапе развития общества, в условиях модернизации
образования,
проблема
духовно-нравственного
воспитания
детей
является
наиболее
актуальной.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
основного
общего
образования
в
качестве
решения
данной
проблемы
педагогам
предлагается
организовать
работу,
направленную
на
формирование
у
обучающихся
основ
духовно-нравственной
культуры
средствами
системно-деятельностного
подхода,
который
обеспечивает
формирование и становление личностных качеств выпускника школы.
Решение
задачи формирования духовно богатой, высоконравственной,
образованной
и
творческой
личности
возможно
только
в условиях
взаимодействия
и
интеграции
общеобразовательных
учреждений
и
учреждений дополнительного образования детей.
Несмотря
на
уже
имеющийся
в
учреждении
дополнительного
образования
детей
опыт
и
серьезный
потенциал
в
сфере
формирования
духовно-нравственной культуры у детей и молодежи, следует отметить ряд
проблем, значительно снижающих эффективность обозначенного процесса в
учреждении дополнительного образования детей.
Общеизвестно,
что
на
формирование
личности
воспитанника
значительное
влияние
оказывает
личность
педагога.
Под
этим
влиянием
подразумевается
не
только
индивидуально-личностные
особенности
педагога, но и его социально обусловленное поведение, деятельность. Дети
должны быть уверены в нравственных позициях своего педагога, его умении
принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в нем
свою моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться.
Только педагог с определившимися духовными ценностями и нравственными
установками способен эффективно управлять образовательным процессом,
ведь личность педагога во многом определяет содержание и организацию
учебно-воспитательного
процесса
в
образовательном
учреждении,
обеспечивая
постановку
обучения
и
воспитания
в
русле
целостной
человеческой
культуры.
В
современных
условиях,
когда
требования
к
педагогу переносятся с узкопрофессионального подхода к многосторонне
интеллектуально-духовному,
проблема
духовного
и
профессионального
совершенствования педагога является одной из актуальных. Как известно,
система
профессиональной
подготовки
педагогов
дополнительного
образования
на
данном
этапе
несовершенна,
педагогические
ВУЗы
и
колледжи
включают
общекультурную
подготовку
по
отдельным
дисциплинам. К тому же в учреждении дополнительного образования детей
не всегда работают выпускники вышеуказанных учебных заведений. Поэтому
духовно-нравственное становление личности педагога должно проходить в
стенах
учреждения
дополнительного
образования
детей
и
строиться
на
принципах:
-
направленности
содержания
преподаваемых
дисциплин
на
приоритетное значение духовно-нравственных ценностей профессиональной
деятельности, творческое развитие каждого педагога;
- организации творческого взаимодействия субъектов образовательного
процесса;
-
развития
профессионального
самосознания
педагога
на
основе
формирования
культуры
этического
мышления,
чувств,
системы
нравственных убеждений;
- повышения степени мотивации и творчества в профессиональной
деятельности педагога;
- формирования индивидуально-творческого стиля и положительной
«Я» - концепции на основе развитой рефлексии.
Все это обеспечит формирование потребности у педагога в постоянном
совершенствовании
собственных
профессиональных
знаний,
личностных
качеств, уровня духовной культуры, стремление к удовлетворению духовных
запросов,
общения
с
произведениями
искусства,
на
основании
чего
–
стремление
к
развитию
общей
культуры,
с о ве р ш е н с т во ва н и е
профессионально-этических качеств.
Следующей
проблемой
в
решении
задач
формирования
духовно-
нравственной
культуры
у
детей
и
молодежи является
разрушение
традиционных
устоев
семьи.
Деформация
сферы
семейного
воспитания
заключается в следующем:
-
утрате родителями традиционных нравственных ориентиров;
-
отсутствии
преемственности
педагогической
традиции
в
семье,
когда родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и
воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о
закономерностях становления нравственного мира ребенка.
Воспитательные задачи семьи, по мнению И.А.Ильина, заключаются в
том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы
его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы
его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое
явление Божественного в мире и людях».
Семья
является
одним
из
важнейших
социальных
институтов
воспитания,
и
целесообразным
в
процессе
формирования
духовно-
нравственной культуры будет взаимодействие учреждения дополнительного
образования и родителей. Взаимодействие - универсальная форма развития,
обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее
каждое
звено
в
новое
качественное
состояние.
Но
на
пути
организации
эффективного
взаимодействия
семьи
и
учреждения
дополнительного
образования детей возникают такие сложности, как:
-
отсутствие четких, систематизированных представлений родителей
о
традициях
отечественной
семейной
педагогической
культуры
и
недостаточность личной духовной опытности;
-
отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей,
педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей.
В
рамках
данной
проблемы
можно
назвать
несколько
направлений
деятельности учреждений дополнительного образования:
1.
Содержательное
направление:
включает
разработку
содержания,
форм
и
методов
интегрирования
духовно-нравственных
компонентов
в
практику семейного воспитания;
2.
Диагностическое направление: направлено на изучение семьи и ее
воспитательного потенциала, особенностей семейного воспитания (традиции,
правила, нормы);
3.
Социально-педагогическое направление: предполагает реализацию
системы
мероприятий,
форм
и
методов
интегрирования
духовно-
нравственных компонентов в практику семейного воспитания, адресованных
различным категориям семей (семейные клубы, коллективные творческие
дела и др.);
4.
Программно-структурное
направление,
которое
предполагает
выделение,
организационную
и
содержательную
разработку
этапов
формирования духовно-нравственной
культуры
личности в
работе
по
педагогическому сопровождению семейного воспитания:
- просвещение родителей;
- организация совместной деятельности семей.
5.
Консультационное
направление,
оказывающее
своевременную
социально-педагогическую,
психологическую,
валеологическую
помощь
родителям и воспитанникам, выпуск специальной литературы.
Следующей проблемой, также актуальной, на наш взгляд, является
слабое программно-методическое и информационное освещение вопросов
формирования
д у хо в н о - н р а в с т в е н н о й
к ул ьт у р ы в
у ч р е ж д е н и и
дополнительного
образования
детей.
Анализ
исходного
состояния
образовательных программ в учреждениях данного типа показал, что при
наибольшем
количестве
программ
художе ственно-эстетиче ского,
общекультурного направления (85 %), лишь сотая часть их ставит целью
духовно-нравственное
просвещение
или
приобщение
к
духовно-
нравственной культуре и ценностям общества. Причинами этого является, с
одной
стороны,
неготовность
педагога
заниматься
воспитательным
процессом,
отсутствие
критериальной
базы,
психолого-педагогических
методик, необходимых для оценки результатов воспитания, с другой стороны
невостребованность в данной услуге со стороны основных заказчиков - детей
и родителей.
Отсюда
возникает
еще одна
проблема
–
отсутствие
со
стороны
государственных
органов,
СМИ
активной
пропаганды
мировоззренческо-
идеологических
основ,
духовной
культуры
российского
народа,
мировой
цивилизации. Наоборот,
наблюдается
усиление
негативного
воздействия
средств
массовой
информации
на
подрастающее
поколение,
концепция
государственно-патриотической
идеологии
находится
в
процессе
формирования
и
страдает
недостатками
(слабо
выражена
духовная
компонента
и
гуманистическая
направленность,
недооцениваются
роль,
значение
принципа
взаимосвязи,
взаимозависимости,
неразрывности
духовности, личности и патриотизма).
Таким образом, решение задач формирования духовно-нравственной
культуры у детей и молодежи видится в следующем:
1.
организации
образовательного
проце сс а
в
у ч р е ж д е н и и
дополнительного образования детей с наибольшей эффективностью
для решения ситуаций духовно-нравственного выбора всех субъектов
образовательного процесса;
2.
решении
вопросов
повышения
профессионализма
педагогов
по
формированию духовно-нравственной личности;
3.
оказании
помощи
семье
в
воспитании
духовно-нравственных
ценностей;
4.
укреплении и разработке научно-методического обеспечения процесса
формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи;
5.
усилении
государственной
политики,
СМИ
в
решении
вопросов
формирования
духовно-нравственной
культуры
подрастающего
поколения.
Список литературы:
1.
Бруднов
А.К.
Духовное
воспитание
детей
в
системе
дополнительного образования // Вечное слово. 1999. - № 1.
1.
Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного
образования // Дополнительное образование. – 2000. - № 9. – С. 6-9.
2.
Ильин
И.А.
Путь
духовного
обновления.
Путь
к
очевидности. – М., 1993.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. /Утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.10 г. № 1897.