Автор: Мельникова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 11"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение детей с ОВЗ английскому языку в общеобразовательной школе."
Раздел: среднее образование
Обучение детей с ОВЗ английскому языку в общеобразовательной школе.
Мельникова Ольга Геннадьевна, учитель английского языка, МБОУ «СШ» №11,
г. Нижневартовск, ХМАО – Югра
Дети
с
ограниченными
возможностями
-
это
дети,
имеющие
различные
отклонения
психического
или
физического
плана,
которые
обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно
увеличивающееся
число
детей
с
проблемами
здоровья,
в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Количество
детей
с
тем
или
иным
видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране
нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать
детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться. Еще
недавно
такие
дети
воспитывались
и
учились
в
специализированных
коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании
стали
проводиться
реформы,
призванные
помочь
особым
детям
влиться
в
общество,
обучаться
вместе
со
своими
здоровыми
ровесниками
и
стать
со
временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа
«Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под
потребности людей с ограниченными возможностями.
Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально
в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как
можно
больший
багаж
знаний,
сколько
обеспечить
его
общекультурное,
личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как
умение учиться. Уроки английского языка как раз обладают такой возможностью,
так как они способствуют развитию личности ребенка.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в
необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной
информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной
деятельности
на
другую.
Недостатки
организации
внимания
обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков
и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и
интереса к учению.
3.
Память
ограничена
в
объеме,
преобладает
кратковременная
над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
4.
Снижена
познавательная
активность,
отмечается
замедленный
темп
переработки информации.
5. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
6. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой
системы не сформированы.
9.
Наблюдается
низкая
работоспособность
в
результате
повышенной
истощаемости,
вследствие
возникновения
у
детей
явлений
психомоторной
расторможенности.
10.
Наблюдается
несформированность
произвольного
поведения
по
типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие
этого
у
детей
проявляется
недостаточная
сформированность
психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной
деятельности.
Возникают
трудности
формирования
учебных
умений
(планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения
учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном
темпе).
Я начала работать с обучающимся с ОВЗ полтора года назад. Я для себя выявила
следующие принципы:
1. Индивидуальный подход к ученику.
2.
Предотвращение
наступления
утомления.(
преподнесение
материала
небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического
материала и средств наглядности)
3.
Использование
методов,
активизирующих
познавательную
деятельность
обучающегося.
4.
Проявление
педагогического
такта.
Постоянное
поощрение
за
малейшие
успехи.
Исходя из выше сказанного, выбрана форма обучения – индивидуальный
образовательный
маршрут.
Использую
конкретные
специальные
технологии,
применимые к обучающемуся с ОВЗ в целях эффективного усвоения учебно-
практического материала. Под специализированной педагогической технологией
следует
понимать
последовательную
взаимосвязанную
систему
действий
педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и
последовательное
воплощение
на
практике
заранее
спроектированного
педагогического
процесса.
Педагогическая
технология
-
это
строго
научное
проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических
действий. В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных
технологиях
развития
и
образования
лиц
с
особыми
образовательными
потребностями.
Исходя
из
этого,
можно
выделить
современные
технологии,
элементы которых возможно применять на уроках в целях эффективного усвоения
учебно-практического материала, формирования устойчивых навыков и умений у
детей с особенностями развития:
технология разноуровневого обучения
технология проблемного обучения
личностно-ориентированное обучение
игровые технологии
информационно-коммуникационные технологии
здоровьесберегающие технологии.
Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного
процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного
материала,
но
не
ниже
базового,
в
зависимости
от
способностей
и
индивидуальных особенностей обучающегося. Цель данной технологии состоит в
том,
чтобы
учащийся
овладел
базовым
уровнем
знаний
и
умений
и
имел
возможность для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает
возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно
подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология проблемного обучения.
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо
выдвинуть перед ребёнком
такую проблему, которая интересна и значима для
каждого.
Процесс
создания
мотивации
требует
от
педагога
особенного
творческого
подхода,
нужно
всё
предвидеть
и
просчитать.
От
правильно
поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают
увлекательным
учебный
процесс,
способствуют
появлению
активного
познавательного интереса школьника. Игровую технологию можно использовать в
качестве проведения целого урока, например, игра – путешествие. Дидактические
игры
на
закрепление,
повторение
и
обобщение
материала.
Кроссворды,
головоломки,
ребусы
и
т.
д.
Таким
образом,
дидактическая
игра
на
уроках
пополняет,
углубляет
и
расширяет
знания,
является
средством
всестороннего
развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей,
вызывать
положительные
эмоции,
наполнять
жизнь
учащегося
интересным
содержанием, способствует
самоутверждению ребёнка. При подборе игры или
задания для занятий учитываются интересы и склонности ребенка.
Информационные технологии.
Внедрение
ИКТ
даёт
возможность
улучшить
качество
обучения,
повысить
мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными
возможностями
здоровья,
т.к.
у
них
помимо
системного
недоразвития
всех
компонентов
языковой
системы
имеется
дефицит
развития
познавательной
деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас,
недостаточные представления об окружающем мире. Самый распространенный
вид
информационных
технологий-
мультимедийные
презентации.
Подготовка
презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен
быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Проведение таких
уроков
требует
от
учителя
специальной
подготовительной
работы.
Уроки
становятся
интереснее,
эмоциональнее,
они
позволяют
учащимся
в
процессе
восприятия
задействовать
зрение,
слух,
воображение,
что
позволяет
глубже
погрузиться
в
изучаемый
материал.
Мультимедийная
презентация
даёт
возможность
подать
информацию
в
максимально
наглядной
и
легко
воспринимаемой форме.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель
здоровьесберегающих
технологий
-
обеспечить
школьнику
возможность
сохранения
здоровья.
Важная
составная
часть
здоровьесберегающей
работы
учителя
–
это
рациональная
организация
урока.
Для
повышения
умственной
работоспособности
детей,
предупреждения
преждевременного
наступления
утомления
и
снятия
у
них
мышечного
статического
напряжения,
проводятся
физкультпаузы, эмоциональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки,
рефлексия,
соблюдение
учащимися
правильной
осанки.
Использование
здоровьесберегающих технологий обучения в школе позволяет без каких-либо
особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ,
но и повысить эффективность учебного процесса. Цель и задача коррекционной
работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию
по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную
образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в
том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития,
воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ.
Литература:
1.
Алехина
С.В.
Готовность
педагогов
как
основной
фактор
успешности
инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и наука»,
2012.
2. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с
ОВЗ. – М.: Владос, 2011.
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с
ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
4. . Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с
проблемами
в
развитии
в
общеобразовательную
школу.
Материалы
международного
семинара.
Интегрированное
обучение:
проблемы
и
перспективы.- СПб., 1996