Автор: Матвеева Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ Детский сад № 20 войсковая часть 30632 МО РФ
Населённый пункт: Хабаровский край п⁄о Князе–Волконское 1
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной
образовательной деятельности по
познавательному развитию во 2 младшей
группе
«Путешествие в осенний лес».
Воспитатель Матвеева Н.В.
2018 год
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое
развитие.
Познавательное развитие:
Формировать познавательный интерес и представления о диких животных
заяц, медведь, белка, еж . Способствовать углублению и обобщению знаний
детей, расширять представления о лесе и его обитателях, продолжать
знакомить с характерными особенностями времени года. Воспитывать
умение вести себя в лесу.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать у детей интерес к наблюдению за животными, заботу о них,
вызвать эмоциональный отклик от совершенных действий, формировать
доброжелательность.
Речевое развитие:
Учить свободному общению детей со взрослыми, развивать память, связную
речь, умение слушать друг друга.
Физическое развитие: Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные
ощущения. Сохранение и укрепление физического здоровья детей.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать творческое воображение.
Предварительная работа:
Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких
животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы
об осени, чтение стихотворений об осени чтение сказок о животных;
дидактические игры «Дикие животные», просмотр презентаций «Животные
нашего леса», «Осень в лесу».
Оборудование
Листья березы, дуба из картона, аудио запись , иллюстрации с изображением
диких животных, ватман, клей, кисточки, картинки моркови, орехов,
листочков, корзинка.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько листочков осенних ветер
разбросал на полянке.( Разбрасываю березовые и дубовые листья).
Воспитатель: С какого дерева этот листик (дуб), а этот (береза)?
А давайте мы поиграем с листочками.
Д/и « Найди свое дерево».
Ой, ребята, посмотрите, какой необычный листочек к нам прилетел! У него
есть глазки, ротик. А вы знаете, дети, листик – то у нас не простой, а
волшебный. Он умеет разговаривать.
Приглашаю вас, ребята,
В лес осенний погулять.
Воспитатель: Отправимся с листиком в осенний лес?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в гости к лесным жителям. Как
называются животные, которые живут в лесу?(Дикие животные). Но прежде
чем отправиться в лес, нам надо вспомнить, как нужно вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу
помогать.
Встаньте на ноги и повторяйте за мной:
«Вокруг себя повернись,
В лесу осеннем окажись».
Воспитатель: Вот, мы и в лесу, куда же нас дальше листок поведет?
Посмотрите, ребята, а это кто?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно! Ребята, а кто знает, что медведь делает летом
и осенью?
Дети: Ест ягоды, орехи, мёд.
Воспитатель: Молодцы! Всё лето и осень медведь ест, накапливает себе
жир. Медведь любит и рыбку, и ягоды, и корешками растений может
полакомиться ,а может и медом побаловаться. Поздней осенью готовит
берлогу, ищет себе удобное место, натаскивает туда ветки, листья и
укладывается. Всю зиму медведь спит и сосет лапу. А пока давайте поиграем
с ним.
Физминутка:
Топай мишка, хлопай мишка,
Приседай со мной братишка.
Лапы вверх ,вперёд и вниз,
Покачайся и садись.
Воспитатель: Куда листок нас поведет? Кто же нас тут поджидает?
Отгадайте загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Воспитатель: Правильно. Белочка давно начала готовить себе запасы на
зиму, сушит грибы, собирает орешки, шишки. Утепляет свой домик - дупло
сухой травой, чтобы было тепло зимовать.
Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, кто это прячется под деревом?
Дети: Ёж.
Воспитатель: Правильно, ёж. Возле старого пня ежик устраивает себе
норку и устилает её сухими опавшими листьями. катается по траве и
накалывает листву на свои иглы. Ёж не делает запасов на зиму. Когда
настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит
до весны. Накроет пушистый снег ежиную норку, никто под снегом не
найдет. Там он будет зимовать.
Физкультминутка
Осень, осень – листопад, (показываем руками как падают листья)
Листья желтые летят
Ветер дует, задувает.(руки вверх, качаем из стороны в сторону)
Туча солнце закрывает (закрыть глаза руками)
Дождик капает с утра…(пальцами по коленям)
Это осень к нам пришла.
Воспитатель: Веди нас , листочек дальше, по осеннему лесу.
Посмотрите, а это кто?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Правильно, дети. А вы знаете, дети, что осенью заяц меняет
шубу. Весной, летом и осенью он серый, а зимой белый – белый. Белый,
чтобы его не было видно на снегу, а серый – незаметный в лесу, среди
деревьев. Посмотрите, будет серый зайчик заметен на белом снегу?
( Прикладываю сначала серый силуэт зайца к белому листу, а затем белый
силуэт зайца к белой бумаге).
Ребята, листочек приготовил для зверят подарочки.(Показываю корзинку)
Здесь орехи, листочки и морковки. Кого можно угостить орехами? Кого
морковкой? А кому пригодятся листочки?
Воспитатель: Ребята, а давайте мы отдадим их зверятам. Выберете себе
листочек, морковку или орешек и наклейте их тому животному, которому оно
пригодиться зимой.
Дети выбирают себе «подарок».
Воспитатель: Покажите, как мы будем держать кисточку? На чем мы будем
намазывать клеем свой «подарок»?
Дети: На клеенке, потом прижимаем тряпочкой.
Дети проходят к столам, работают за столами, приклеивают на лист с
понравившимся животным, нужный ему подарок. Помогаю детям, обращаю
внимание на осанку.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень старались.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Ребята, вам
понравилось в лесу? Дикие звери вам благодарны за помощь! Давайте
пожелаем зверям удачно перезимовать зиму, а весной мы снова встретимся.
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись…
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, а где мы сегодня
были?(В лесу).
Воспитатель: А в каком лесу мы были?
Дети: В осеннем лесу.
Воспитатель: А с кем мы встречались?
Дети: С ёжиком, медведем, зайчиком, белочкой.
Воспитатель: Кто нас позвал в путешествие?
Дети: Осенний листок.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да