Напоминание

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ .


Автор: Миленина Галина Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 18 г. Магадан, Магаданской области
Населённый пункт: город Магадан, Магаданской области
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ .
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ

ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ .

Миленина Г.Ф.

Мы живем в обществе, которое характеризуется стремительным развитием науки и

техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом

преобразующих нашу жизнь. Начиная с конца 80-х годов XX века, постепенно нарастает

неудовлетворённость результатами, полученными в процессе школьного образования, их

неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. Ориентирами школьного

образования были конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного

совершенствования образовательного пространства, определение целей образования,

учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.[2]

Задача современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания,

умения и навыки от учителя к ученику. Таким образом, появилась необходимость в

реформирование системы образования. Приоритетной целью современного российского

образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика

самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения,

контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Все это

должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

В 2012-2013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по апробации ФГОС

второго поколения в пятых классах. Согласно новому стандарту изучение биологии

начинается теперь не с шестого, а с пятого класса. Стандартом также определены

требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного

предмета. [4]

Личностные результаты:

* знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

* сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

живой природы; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

* давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать

выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи;

* умение работать с разными источниками биологической информации: находить

биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-

популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

* способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках

по отношению к живой природе;

* умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей

позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать

свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

* выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков

живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и

процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, размножение);

* классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной

систематической группе;

* объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных

организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития

растительного мира;

* различение на таблицах частей клетки, растений разных отделов, съедобных и ядовитых

грибов;

* сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе

сравнения;

* выявление приспособлений организмов к среде обитания;

* овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических

объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

* знание основных правил поведения в природе;

* анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

* знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

* соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

* освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

5. В эстетической сфере:

* выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию

системы универсальных учебных действий (УУД). [1] В примерной программе основного

общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и

коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающихся, а в основе развития

УУД лежит системно-деятельностный подход. [3]

Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Вот перечень

проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в пятом классе:

1. Выбор учебников. Для учителей, впервые начинающих работать по новым стандартам в

пятом классе, выбрать учебники по своему усмотрению не представилось возможным, так

как бюджетные деньги, выделенные, для этой цели пришли в январе 2011 года, когда

учебники всех линий находились в разработке. Соответственно пришлось заказать линию

того автора, по которому работала ранее (Пасечник В.В., издательство «Дрофа»), хотя не

все в этой линии устраивает.

2. Соответствие новых учебников требованиям ФГОС. Когда, наконец – то учебник вышел

в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось, что он не совсем соответствуют

ожиданиям:

Достоинства учебника Недостатки учебника

* Введение дает правильное

представление о биологии

* Хорошо иллюстрированный,

много фотографий, схем

* Тексты параграфов

структурированы

* Удобный формат * Некоторые определения даны очень сложно для пятиклассников *

Мало разноуровневых заданий * Практически не встречаются задания на развитие УУД

Кроме того, методические рекомендации и электронное приложение к учебнику вышли в

широкий доступ в середине мая текущего года, когда учебный год подошел к концу.

Рисунки в рабочей тетради не соответствуют рисункам учебника. Возникает вопрос, как

Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС?

3. Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология современного

урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,

изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать универсальные учебные действия?

4. Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные

результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и

навыки? Как будет меняться ОГЕ и ФГОС, определить модель современного

урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения;

2. Разработка собственной рабочей программы по биологии для 5-ого класса в

соответствии с требованиями ФГОС;

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований

к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных

направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего

образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного

предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. [5]

3. Применение на уроках активных методов обучения. К ним относятся методы

проблемного обучения; разные формы совместной работы (групповой, парной);

использование ИКТ и другие. ИКТ в процессе обучения биологии не только повышает его

эффективность, делает более наглядным, насыщенным, но и способствует развитию у

школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает

работу на уроке. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в

сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели

дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки,

самообучаться. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не

только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,

творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания,

работать с различными источниками информации.

4. Создание программы формирования универсальных учебных действий для всей школы,

рабочей группой из учителей-предметников и учителей начальной школы под

руководством администрации. Такая программа позволит избежать разногласий и

обеспечит системно-деятельностный подход.

В результате моей работы я пришла к выводу, что новый стандарт, обозначив требования к

образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих

находок, не ограничивает учителя в выборе средств и методов преподавания. Но пока

стандарты апробируются, не стоит отбрасывать прежние методы работы и находить им

применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной

среде. В заключении хочется сказать, что стандарты второго поколения – одна из важных

образовательных тем сегодня, которая вызывает, и будет вызывать еще множество

вопросов, а чтобы работа по внедрению ФГОС прошла плодотворно, необходимо

выработать механизм поэтапных действий по изменению уже сложившейся

образовательной системы.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование универсальных

учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для

учителя/ Под ред. Асмолова А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011. – 159 с.

2. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальной ядро содержания общего образования.

– М.: Просвещение, 2009. – 48 с.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.:

Просвещение. 2011. – 54 с.

5. Федеральный государственный стандарт



В раздел образования