Автор: Миленина Галина Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 18 г. Магадан, Магаданской области
Населённый пункт: город Магадан, Магаданской области
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ .
Раздел: среднее образование
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ
ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ .
Миленина Г.Ф.
Мы живем в обществе, которое характеризуется стремительным развитием науки и
техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом
преобразующих нашу жизнь. Начиная с конца 80-х годов XX века, постепенно нарастает
неудовлетворённость результатами, полученными в процессе школьного образования, их
неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. Ориентирами школьного
образования были конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определение целей образования,
учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.[2]
Задача современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания,
умения и навыки от учителя к ученику. Таким образом, появилась необходимость в
реформирование системы образования. Приоритетной целью современного российского
образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика
самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения,
контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Все это
должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
В 2012-2013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по апробации ФГОС
второго поколения в пятых классах. Согласно новому стандарту изучение биологии
начинается теперь не с шестого, а с пятого класса. Стандартом также определены
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного
предмета. [4]
Личностные результаты:
* знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
* сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
* давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
* умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
* способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе;
* умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
* выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и
процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, размножение);
* классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
* объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных
организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития
растительного мира;
* различение на таблицах частей клетки, растений разных отделов, съедобных и ядовитых
грибов;
* сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
* выявление приспособлений организмов к среде обитания;
* овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
* знание основных правил поведения в природе;
* анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
* знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
* соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
* освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
5. В эстетической сфере:
* выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию
системы универсальных учебных действий (УУД). [1] В примерной программе основного
общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающихся, а в основе развития
УУД лежит системно-деятельностный подход. [3]
Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Вот перечень
проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в пятом классе:
1. Выбор учебников. Для учителей, впервые начинающих работать по новым стандартам в
пятом классе, выбрать учебники по своему усмотрению не представилось возможным, так
как бюджетные деньги, выделенные, для этой цели пришли в январе 2011 года, когда
учебники всех линий находились в разработке. Соответственно пришлось заказать линию
того автора, по которому работала ранее (Пасечник В.В., издательство «Дрофа»), хотя не
все в этой линии устраивает.
2. Соответствие новых учебников требованиям ФГОС. Когда, наконец – то учебник вышел
в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось, что он не совсем соответствуют
ожиданиям:
Достоинства учебника Недостатки учебника
* Введение дает правильное
представление о биологии
* Хорошо иллюстрированный,
много фотографий, схем
* Тексты параграфов
структурированы
* Удобный формат * Некоторые определения даны очень сложно для пятиклассников *
Мало разноуровневых заданий * Практически не встречаются задания на развитие УУД
Кроме того, методические рекомендации и электронное приложение к учебнику вышли в
широкий доступ в середине мая текущего года, когда учебный год подошел к концу.
Рисунки в рабочей тетради не соответствуют рисункам учебника. Возникает вопрос, как
Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС?
3. Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология современного
урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать универсальные учебные действия?
4. Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные
результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и
навыки? Как будет меняться ОГЕ и ФГОС, определить модель современного
урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения;
2. Разработка собственной рабочей программы по биологии для 5-ого класса в
соответствии с требованиями ФГОС;
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований
к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных
направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего
образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. [5]
3. Применение на уроках активных методов обучения. К ним относятся методы
проблемного обучения; разные формы совместной работы (групповой, парной);
использование ИКТ и другие. ИКТ в процессе обучения биологии не только повышает его
эффективность, делает более наглядным, насыщенным, но и способствует развитию у
школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает
работу на уроке. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в
сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели
дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки,
самообучаться. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не
только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,
творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания,
работать с различными источниками информации.
4. Создание программы формирования универсальных учебных действий для всей школы,
рабочей группой из учителей-предметников и учителей начальной школы под
руководством администрации. Такая программа позволит избежать разногласий и
обеспечит системно-деятельностный подход.
В результате моей работы я пришла к выводу, что новый стандарт, обозначив требования к
образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих
находок, не ограничивает учителя в выборе средств и методов преподавания. Но пока
стандарты апробируются, не стоит отбрасывать прежние методы работы и находить им
применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной
среде. В заключении хочется сказать, что стандарты второго поколения – одна из важных
образовательных тем сегодня, которая вызывает, и будет вызывать еще множество
вопросов, а чтобы работа по внедрению ФГОС прошла плодотворно, необходимо
выработать механизм поэтапных действий по изменению уже сложившейся
образовательной системы.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование универсальных
учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для
учителя/ Под ред. Асмолова А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011. – 159 с.
2. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальной ядро содержания общего образования.
– М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.:
Просвещение. 2011. – 54 с.
5. Федеральный государственный стандарт