Напоминание

Проблемно-диалогическая технология открытия новых знаний


Автор: Петюшик Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 73
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: мастер - класс
Тема: Проблемно-диалогическая технология открытия новых знаний
Раздел: начальное образование





Назад




МАСТЕР - КЛАСС

«Проблемно-диалогическая технология открытия новых знаний».

Вступительное слово:

- Сегодня я представлю вам проблемно-диалогическую технологию открытия новых знаний.

Актуальность данной технологии неоспорима. Проработав несколько лет в школе, я поняла,

что традиционный урок направлен на заучивание учебного материала, и ведущая роль

отводится учителю. Считаю, что такой подход к обучению не достаточно развивает

интеллектуальные, творческие способности детей.

В ходе изучения методической литературы пришла к выводу, что учитель должен быть

помощником на уроке. Он должен направлять на поиск правильного решения, а не

преподносить его в готовом виде.

Ученик перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом

выстраиваются партнерские взаимоотношения.

Не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы,

принимать решения и отвечать за них.

Сущность данной технологии:

Сущность данной технологии в том, что постановку проблемы и поиск решения ученики

осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог применяется на этапе постановки проблемы:

противоречие → проблемная ситуация → проблема → гипотезы → «открытие» знаний путем

проб и ошибок.

Подводящий диалог – система вопросов и заданий → умозаключение → новое знание.

Таким образом, проблемно-диалогическая технология – это тип обучения, обеспечивающий

творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем

диалога.

- Методическая задача мастер -класса – показать два вида диалога при изучении нового

материала.

Мастер-класс.

Введение темы через задание:

- Тему и цель нашего занятия вы узнаете после выполнения следующего задания.

Разберите слова по составу.

(4 человека разбирают на доске, остальные на листочке.)

Разобрали и сели.

- Какое было задание?

(Разобрать по составу.)

- Какие получились результаты? Все ли разобрали одинаково?

( Разобрали по-разному. Если все разобрали правильно, сказать о том, что дети на уроке

имели другие результаты - разобрали по-разному. На основе тех результатов мы и

рассмотрим данную технологию.)

- Кто догадался, какова тема нашего занятия?

«Разбор слова по составу».

- Попробуйте сформулировать цель занятия.

(Учиться правильно разбирать слова по составу).

- Все данные вопросы и задание являлось частью побуждающего диалога.

Далее рассмотрим диалог подводящий к открытию нового знания.

- Вернемся к нашим словам.

Чем они интересны?

1.

Все слова немного похожи (существительные).

2.

Во всех словах есть суффикс –ОЧК-.

3.

Не везде –ОЧК- - это суффикс. (Если не сказали об этом, задать вопрос: «Одной ли

морфемой является –ОЧК- во всех словах?»)

- Проблемный вопрос. Какие у вас были основания для выделения морфем?

Прошу вас выдвинуть свои варианты, гипотезы:

1.

Подобрать однокоренные слова.

2.

Найти слово, от которого образовано данное слово.

3.

Есть уменьшительный суффикс –ОЧК-, и мы смело можем его выделять (если не

назвали этот пункт, задаю вопрос: «Помните ли вы из школьной программы значение

суффикса –ОЧК- - уменьшительно-ласкательное).

Мой комментарий:

- На данном этапе вы выдвинули несколько гипотез. Проверим, верны эти гипотезы или нет.

Проверим гипотезу – подобрать однокоренные слова:

Возьмем слово «бабочка». Попробуйте подобрать однокоренные слова. Нет такой

возможности. Вывод: не для всех слов можно подобрать однокоренные слова, следовательно,

гипотеза о том, что именно подбор однокоренных слов является основанием для выделения

морфемы –ОЧК-, неверна.

Проверим гипотезу: есть такой суффикс – ОЧК-, который смело можно выделять во всех

словах.

Для примера возьмем слово «бабочка». Подберите к данному слову форму с

уменьшительным значением. Нет такого.

Значит, гипотеза неверна.

Третья гипотеза – нужно подобрать слово, от которого образовалось данное.

Найдите образующее слово к слову «бабочка».

Нет такого слова.

Мы можем сделать промежуточный вывод:

Если нет образующего слова, то основу слова членить не нужно. Все слово является корнем.

Суффикс –ОЧК- - в основу слова.

А если искомое слово есть? Как поступить? Например, слово «вазочка». Какое слово

является образующим, от какого слова образовалось?

(ваза).

Следовательно, –ОЧК- является какой морфемой?

(суффиксом)

- Итак, попробуем полученные знания применить на практике:

Определение границ морфем

1. Запишите образующую основу под исходной.

2. Наложите одну на другую и выделите словообразующую морфему.

3. Какие фонетические особенности наблюдаются?

яблочко белочка

яблоко белка

Суффикс -к-

Чередование к//ч

Беглый гласный о

(ср. белка/белок/белоч-

РАЗБЕРЕМ СЛОВА ПО СОСТАВУ ПРАВИЛЬНО

ВАЗОЧКА

ЯБЛОЧКО

БЕЛОЧКА

БАБОЧКА

1.

Заметьте:

Слово белка не имеет суффикса – к/оч-, так как не может быть истолковано через слово

белый → белк-/ белоч- далее не членится.

Обобщим наблюдения

1. Какое задание мы выполняли?

2. Какой вид разбора проводили в процессе анализа слов?

3. Сделайте вывод:

Как правильно разобрать слово по составу?

Разбирали слова по составу.

Словообразовательный

Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести

словообразовательный разбор.

- А теперь самостоятельно разберите слова.

Проверим себя

1.

Разберите слова по составу:

Больница

Мельница

Путаница

Куница

Столица

1.

Обратите внимание:

При поиске производящего нужно находить слова для толкования только из современного

языка!

Творческое задание. Слово «рашмявка».

Выводы: как правильно разобрать слова по составу?

Важно установить:

Есть образующее слово

1.Найти, с помощью чего образовано данное (исходное) слово.

2. Выделить из толкования значение суффикса.

Нет образующего слова

Основу слова членить не нужно. Всё слово (основа) является корнем.

Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный

разбор



В раздел образования