Напоминание

Лингвистическая разминка


Автор: Переверзева Людмила Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Школа № 3 г.Черемхово
Населённый пункт: город Черемхово Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Лингвистическая разминка
Раздел: среднее образование





Назад




Лингвистическая разминка

1.

Выборочный диктант.

Первый вариант записывает слова, которые употребляются только в единственном числе,

второй – только во множественном:

Щипцы, бельё, синоним, хвастовство, сумерки, шорты, кефир, сливки, честь, ножницы,

форма, ловкость, Москва, сутки, борьба, земляника, снег, воровство, Гималаи, счастье,

сани, чувство, проделки, брюки, субтропики, кино, Сочи, именины, молодёжь, пони,

поминки, прятки, деньги, тиски.

(Слова синоним, форма, чувство, проделки имеют и ед. и мн. число – не записываем.

1-й вариант: Бельё, хвастовство, кефир, честь, ловкость, Москва, борьба, земляника,

снег, воровство, счастье, кино, молодёжь, пони, Сочи.

2-й вариант: Щипцы, сумерки, шорты, сливки, ножницы, сутки, Гималаи, сани, брюки,

субтропики, именины, поминки, прятки, деньги, тиски.)

2.

а) Словарный диктант ( Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях,

проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова.)

участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист,

интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворятся,, прибытие,

бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный,

расспросить, оптимист.

б) Грамматическое задание.

1-й вариант: выделить слова с приставками.

2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.

3.

Диктант с последующей проверкой с помощью словаря.

Фельдмаршал, объединиться, обаятельный, воплощать, восхищение, претворять в жизнь,

цинизм, бескомпромиссный, псевдоним, безымянный, колоссальный,

антитеррористический, мировоззрение, сжигать, грациозной, несмотря на то что, либерал,

пьеса, дирижёр, эпиграмма.

Задания: 1) Подчеркнуть слова, в которых количество букв не совпадает с количеством

звуков; 2) Выяснить с помощью толкового словаря значение некоторых слов

(фельдмаршал, цинизм, бескомпромиссный, псевдоним, антитеррористический,

грациозный, либерал, эпиграмма), подобрать к ним синонимы в скобках (если возможно)

4.

Словарный диктант.

Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссёр, обыграть, популярный,

призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный,

эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный,

исподлобья, серебряный, Мировоззрение.

Задание: Найти слова с двумя приставками, сделать их словообразовательный разбор и

разбор по составу. (Призадуматься, исподлобья.)

5.

Расставить ударение в словах, написанных на доске: договор, столяр, предположить,

красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь,

позвонит, облегчить.)

Слова, которые привыкли произносить неверно, надо занести в рабочий словарь в

раздел «Говори правильно».

6.

1. Фонетика: в каких словах количество букв и звуков совпадает?

а) копьё, б) копия, в) ядро, г) подъём, д) солнце

(а, г )

2. Состав слова: какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

а)издавна, б)подыгрывая, в) переводчица, г)входящий, д)пороша

(в, г )

3. Лексика: какие слова являются однозначными?

а) гипотенуза, б) эпитет, в) канал, г)дубовый, д) палисадник

(а, б, д )

7.

Орфоэпические нормы. Произнесите слова, записанные на доске:

Детектив, свекла, свекольный, партер, береста, туфля, жалюзи, арахис, баловать,

каталог, верба, газопровод, генезис, еретик, знамение, иначе, исподволь, квартал,

километр, мельком.

(Детектив – твёрдые (д) и (т), свекольный, берёста, туфля, жалюзи, арахис,

баловать, свёкла, каталог, верба, партер – твердый (т), газопровод, километр, генезис,

еретик, знамение, мельком, иначе, исподволь, квартал.)

8.

1.Словообразование: какие слова образованы суффиксальным способом?

а)заказчик, б) умыться, в) подсвечник, г) кухонный, д) гостиная

(а, б, г ).

2. Морфология.

Какие существительные относятся к третьему склонению?

а) рояль, б) шампунь, в) тушь, г) картечь, д) тюль

(в, г ).

9.

1. Морфология.

В каких словосочетаниях есть личные местоимения?

а) извини меня, б) свой парень, в) иду к тебе, г) знакомый мне голос, д) чувствовать себя

хорошо.

(а, в, г )

2. Лексика.

В каких словосочетаниях есть личные слова?

а) футбольные бутсы, б) колоть дрова, в) поставить точку, г) джем из апельсинов,

д) стоять над обрывом.

(б, в, д )

10.

Словарный диктант.

Присутствовать, доклад, тезисы, сожжённый, конспект, реферат, межинститутский,

будущее, снисхождение, резервы, ресурсы, расстилаться, радиофикация,

электрификация, блистательный, газификация, дирижер, исподволь, принцип, обаяние.

Дополнительное задание: выделить морфемы с чередованием гласных или согласных.

(присутствовать, снисхождение, расстилаться, блистательный, исподволь.)

11.

1. Лексика.

Дайте определение паронимам: диктант – диктат, языковой – языковый.

Диктант – письменная работа, упражнение в правописании «на слух».

Диктант – навязывание своей воли другому ( в политике – навязывание своих условий,

требований другому государству ).

Языковой – относящийся к речи, языку, словесному способу общения, выражения мыслей

(языковые явления).

Языковый – относящийся к языку – органу в полости рта; сделанный из языка ( языковая

колбаса).

2. Морфология.

В каких словосочетаниях есть числительные?

а) Третий лишний, б) тройка лошадей, в) тройственный Союз, г) трое друзей, д) трио

скрипачей.

( а, г )

12.

Орфоэпия и фонетика.

Расставить ударения в словах, написанных на доске, сделать фонетический разбор

выделенных слов:

Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, принять,

бытие, процент, пуловер, ракушка, столяр, танцовщица, опека, украинский, феномен,

цемент, щавель, эксперт, щелка.

(Новорожденный, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, процент, пуловер,

принят, ракушка, столяр, танцовщица, украинский, феномен, цемент, щавель, эксперт.)

(Афера), (бытийе), (апека), (щолка).

13.

Морфология.

1. Найдите глаголы II спряжения:

а) задержаться, б) спать, в) отвечать, г) расстилать, д) солить.

(а, б, д ).

2. Найдите глагольные формы совершенного вида:

а) возразить, б) скрываться, в) задуматься, г) купленный, д) решить.

(а, в, г, д )

3. Найдите страдательные причастия:

а) устроивший, б) построивший, в) гонимый, г) смотрящий, д) поющий.

(б, в )

14.

1.Найдите слова, в которых пишется буква «е»:

а) оч…рование, б) пораж…нный, в) компл…мент, г) жест…ной, д) буревестник ре..т.

(б, д )

2. Повторение темы «Сложноподчинённые предложения»: сделать синтаксический разбор

предложений, их смены, определить значение придаточных.

1) о, знал бы я, что так бывает… (Б. Пастернак.)

( ), что ( ). Придаточное изъяснительное.

2) Нос парохода время от времени так глубоко закрывался в воду, что брызги долетали

до меня. (В. П. Астафьев)

(…так), что ( ). Придаточное степени.

15.

В каких предложениях есть речевые ошибки?

а) Хочется предупредить тех, кто плохо знает Правила дорожного движения.

б) В состав продукта входят пастеризованное молоко, соль, сычужный фермент,

консерваторы, пищевые добавки.

в) Около девяносто абитуриентов получили на экзамене высший бал.

г) У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми.

д) Сегодня я чувству. Себя намного более лучше.

(б, г, д )

16.

1. Найдите словосочетание со связью «управление»:

а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д)

стена из кирпича.

( а, б, д )

2. Найдите нарушения в употреблении предлогов с существительными:

а) по истечению срока, б) управлять автомобилем, в) согласно расписания, г)

по прибытию поезда, д) вопреки всему.

(б, в, г )

17.

Словарный диктант.

Прогнозирование результатов матча, строить новую железнодорожную магистраль,

различать вдали силуэт корабля, систематически подвозить цемент и бетон, не

зависеть от климатических условий, слышать отдалённую канонаду,

не доверять прогнозу погоды, планомерно использовать трудовые резервы,

ориентироваться на местности, регулярно смотреть по телевизору трансляции

спектаклей, сеять яровую пшеницу, приобрести билеты в амфитеатр, разредить

рассаду в палисаднике.

Дополнительное задание: подчеркнуть по четыре словосочетания со связью управление

(1-й вариант), примыкание (2-й вариант).

(1-й вариант: прогнозирование результатов матча, строить магистраль,

ориентироваться на местности, трансляция спектаклей.

2-й вариант: различать вдали, систематически подвозить, планомерно использовать,

регулярно смотреть.)

18.

Найдите предложения с предлогами:

а) Дом напротив недавно отремонтировали.

б) Неожиданно передо мной распахнулись двери.

в) Небольшие пьесы и я могу играть, не смотря в ноты.

г) Удачно, что прямо напротив школы находится кинотеатр.

д) Благодаря долгожданному дождю изнуряющая жара отступила и животные пустыни

были спасены.

(б, в, г, д )

19.

Найдите предложения с речевыми ошибками, исправьте предложения с ошибками:

а) Работы ведутся согласно графику.

б) Внимание! Ведётся ремонт малярных работ.

в) Благодаря вмешательства милиции преступление было предотвращено.

г) У меня сносилась набойка на правом туфле.

д) Отец Некрасова хотел, чтобы сын получил военную карьеру.

Ответы:

б) Внимание! Ведутся малярные работы.

в) Благодаря вмешательства милиции преступление было предотвращено.

г) У меня сносилась набойка на правом туфле.

д) Отец Некрасова хотел, чтобы сын получил военную карьеру.

20.

1.Найдите словосочетания с деепричастиями совершенного вида:

а) идёт задумавшись, б) признавая ошибки, в) опустив голову, г) радуясь жизни,

д) решив задачу.

(а, в, д)

2. Найдите глаголы изъявительного наклонения:

а) ходишь, б) напишите, в) думаю, г) хотелось бы, д) обратитесь.

(а, в)

21.

Задание: Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы:

1. а) устранить возгорание, б) потушить пожар, в) победить в битве с огнем;

2. а) дрыхнуть, б) находиться в объятиях Морфея, в) находиться в состоянии сна;

3. а) встреча, б) стрелка, в) саммит.

Ответы:

1. а) официально-деловой, б) разговорный, нейтральный,

в) художественный (публицистический).

2. а) разговорный, просторечный, б) художественный, в) официально-деловой.

3. а) художественный, разговорный, нейтральный, б) разговорный, сленг,

в) официально-деловой(публицистический).

22.

Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик-, б) -ащ-, в)-у, г) –ся, д) –ишь.

Ответы: а) существительное: ключик, б) причастие: держащий, в) существительное, если

это окончание: брату или наречие, если это суффикс: сбоку, г) глагол: купаться, д) глагол:

стоишь.

23.

1. Определите, к каким разрядам относятся прилагательные:

Багровый, отблеск, рыбачьи баркасы, прогрессивный метод, оглушительный выстрел,

бобровый воротник, охотничье чутьё, экологическое движение, колоссальные нагрузки,

бабушкино вязание, угловатая фигура, интенсивное обучение, морской порт, вредные

советы, птичье гнездо, удобная «мышь», заячий характер, июльская жара,

петербургские проспекты, керамическая ваза, компьютерное обеспечение, мышиная

норка.

Ответы: 1) качественные: багровый отблеск, прогрессивный метод, оглушительный

выстрел, колоссальные нагрузки, угловатая фигура, интенсивное обучение, вредные

советы, удобная «мышь», заячий характер;

2) относительные: бобровый воротник, экологическое движение, морской порт, июльская

жара, керамическая ваза, компьютерное обеспечение;

3) притяжательные: рыбачьи баркасы, охотничье чутьё, бабушкино вязание, птичье

гнездо, мышиная норка.

24.

Осложнённый словарный диктант: образовать и записать словосочетания с данными

глаголами:

Приступить, систематизировать, упорядочить, экзаменовать, телеграфировать,

приплясывать, преувеличивать, засеять, учувствовать, чувствовать, обессилить,

развеяться.

Дополнительное задание: указать способы образования словосочетаний, морфологические

признаки одного- двух глаголов.

25.

1. Найдите словосочетания с наречиями:

а) говорить по-английски, б) читать лежа, в) смутившись, извинился,

г) жить припеваючи, д) любя, прощать.

(а, б, г)

2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, сделайте морфологический

разбор глаголов, деепричастий и наречий, синтаксический разбор предложений ( можно по

вариантам, с последующей проверкой в классе; можно дать в качестве индивидуальных

заданий):

1) Учились бы, на старших глядя.

2) Всё по-французски, вслух, читает запершись.

3) Что, сударь, плачете? –живите-ка смеясь.

4) Он слова умного не выговорил сроду.

5) Мне кажется, так напоследок людей и лошадей знобя, я только тешил сам себя.

(Глаголы: учились бы, читает, плачете, живите, не выговорил, кажется, тешил;

Деепричастия: глядя, знобя.

Наречия: по-французски, вслух, запершись, смеясь, сроду, так, напоследок.)

Дополнительное задание: определите, из какого произведения взяты цитаты и каким

героям принадлежат эти реплики.

(«Горе от ума» А. С. Грибоедова. 1) Фамусов; 2), 3) Лиза, 4) София, 5) Чацкий.)

26.

Задание: представим типичную речевую ситуацию и попробуем проанализировать ее.

1. Одиннадцать часов вечера. Разговор по телефону:

-Алло! Мне Сашу.

-Алло! Я слушаю.

-Привет! Ну что?

-Что - что?

-Ты завтра идёшь?

-Куда?

-Ты что, забыл?

-А это кто вообще-то?

-Не узнал? Богатым будешь

-Не узнал…

-Да это я, Витка!

-Не знаю я никакого Витьку.

-Постой, ты Сашка Кузнецов?

-Я Сашка Попов.

-Так что ж ты мне голову морочишь!

(Отбой)

Комментарий: Стоит отметить ошибки построения речи, нарушения этики поведения и

разговора: во-первых, звонить в одиннадцать часов вечера можно только в крайних

случаях; во-вторых, надо поздоровается, извиниться за поздний звонок, представиться и

попросить позвать к телефону того, кто вам нужен, а не требовать «Мне Сашу!» разговор

должен быть конкретным, а приведённые реплики говорят о неумении позвонившего

строит разговор. Если выяснилось, что вы не туда попали, надо попросить прощения, а не

обвинять человека несправедливо не бросать в раздражении трубку: ведь вы сами

виноваты в создавшейся ситуации.



В раздел образования