Автор: Белозёрова Елена Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГБУСО "Екатериновский детский дом–интернат" для умственно отсталых детей
Населённый пункт: с. Екатериновка, Приморский край
Наименование материала: коррекционно–развивающая программа
Тема: ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАТЕЙНИКИ»
Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Екатериновский детский дом - интернат для умственно – отсталых детей»
Принято Утверждаю
На педагогическом совете Директор КГБУ СО «ЕДДИ»
КГБУСО «ЕДДИ» Нечипоренко Л.Г.
от «__6__»___июня____2013г. _______________________
«__6_»___июня_20_13_г.
ПРОГРАММА
ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАТЕЙНИКИ»
Составил:
педагог дополнительного образования
Е. Н. Белозерова
с. Екатериновка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному
образованию.
В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности
детей, с учётом специфических особенностей умственно отсталых детей.
Программа осуществляет развитие творческой активности детей 10-14 лет в
процессе театрализованной деятельности.
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и
творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться
ему в социальной среде.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает
преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Воспитать привычку
к выразительной публичной речи путем привлечения его к выступлениям перед
аудиторией.
Таким образом: театрализованные занятия помогают всесторонне развивать
ребенка.
Занятия проводятся по специально составленному расписанию в соответствии
СанПиН.
Количество занятий - 2 занятия в неделю по подгруппам. Количество детей в
п/группе не более 4 человек. Продолжительность занятий – 30 минут.
Набор воспитанников для занятий театрализованной деятельностью
осуществляется по рекомендациям ПМПК, ИПР и учитывая интересы клиентов.
Срок реализации программы 1 год.
Направленность данной программы:
• художественно-эстетическое развитие умственно отсталых детей в процессе
театрализованной деятельности.
Актуальность данной программы
Анализ опыта работы с умственно отсталыми детьми показывает, что в теории и
практике
воспитания
детей
в
последние
годы
стала
ярче
проявляться
новая
тенденция.
Вся
система
работы
ориентируется
на
ребёнка.
На
раскрытие
и
реализацию потенциальных возможностей его развития.
Таким образом, педагогический процесс в детском доме должен обеспечивать у
детей не только формирование системы знаний, умений и навыков, которые
необходимы
для
дальнейшей
социализации,
но
и
потребность
в
реализации
своего творческого потенциала, способностей и интересов, а для этого просто
необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои
эмоции, чувства, желания, как в обычном разговоре так и публично, не стесняясь
слушателей.
В
связи
с
этим
театрализованную
деятельность
можно
рассматривать,
как
деятельность,
моделирующую
биосоциальные
отношения,
которые
дают
возможность
развивать
эмоциональную
сферу
ребенка,
приобщить
его
к
духовным ценностям, учить сочувствовать, сопереживать, развивать уверенность
в себе. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и
способности
ребенка;
способствуют
общему
развитию;
проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и
новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости,
целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании
ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка
решительности,
систематичности
в
работе,
трудолюбия,
что
способствует
формированию
волевых
черт
характера.
У
ребенка
развивается
умение
комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к
импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления
на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных
потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование
функций
исполнителя
и
зрителя,
которые
постоянно
берет
на
себя
ребенок,
помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Новизна данной программы:
Новизна
данной
программы
заключается
в
том,
что
созданы
условия,
обеспечивающие
полноценное
художественно-творческое
и
творческо-
эстетическое развитие умственно отсталого ребёнка, а так же в развитии речи и
умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей
жизни ребенка.
Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и
нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на
развитие устной речи детей.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с
культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность данной программы:
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
возможности
средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить
свои психические, физические и нравственные качества, а так же повышение
уровня
общей
культуры
и
эрудиции
(развитие
памяти,
мышления,
речи,
музыкально-эстетического
воспитания,
пластики
движений),
что
в
будущем
поможет
детям
быть
более
успешными.
А
так
же
одной
из
самых
важных
потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В
этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких
качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что
все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать
возникающие противоречия в общении.
Создание условий для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности и праздничных мероприятиях, а также поэтапного
освоения детьми различных видов творчества
Цель программы:
Развитие
творческих
способностей
детей
средствами
театрального
искусства.
Подготовка детей к театрализованным представлениям, помощь в преодолении
скованности и застенчивости.
Задачи:
Образовательные:
Развивать речь: пополнять и активизировать словарь
клиентов, работать над интонационной выразительностью, над дикцией,
диалогической и монологической речью.
Формировать навыки театрально - исполнительской деятельности
Обогащать жизненный опыт детей художественными впечатлениями.
Коррекционно- развивающие: Развивать и коррегировать память,
воображение, фантазию, общую и мелкую моторику, координацию движений,
восприятие, мышление, внимание, эмоционально- волевую сферу.
Воспитательные: развивать устойчивый интерес и любовь к театрализованной
деятельности; развивать социальные навыки: умение работать в группе,
договариваться, учитывать мнение партнёра.
Формы работы:
Занятия.
Упражнения и этюды на развитие эмоций.
Упражнения и этюды на развитие выразительности мимики и жестов.
Игры .
Просмотр презентаций, мультипликационных фильмов.
Чтение русских народных сказок и произведений разных авторов.
Драматизация сказок.
Изготовление костюмов и декораций.
Методы и приёмы:
Наглядно-зрительный.
Наглядно- слуховой.
Метод поисковой ситуации.
Игровой.
Оценочный метод.
Метод упражнения с усложнением.
Дидактический.
Словесный.
Метод умелого переключения с одного вида на другой.
Учебно – тематический план.
№
Название раздела
Всего
часов
Теория
Практик
а
1
Знакомство с правилами ТБ
1
1
_
2
Мониторинг
1
_
1
3
Снятие мышечного напряжения и
раскрепощение детей
4
_
4
4
Распознавание и изображение эмоций
6
2
4
5
Освоение пантомимических навыков
4
_
4
6
Совершенствование художественно-образных
выразительных умений
7
1
6
7
Развитие интонационной выразительности
речи
6
_
6
8
Знакомство с произведениями худ. литературы
6
6
_
9
Драматизация литературных произведений
9
1
8
10
Подготовка инсценировок, постановок
9
1
8
11
Участие детей в постановках
6
_
6
12
Мониторинг
2
1
1
13
61
13
48
Календарно – тематическое планирование .
месяц
неделя
задачи
октябрь
1
Знакомство с правилами ТБ
мониторинг
2
«Давайте познакомимся» Цель: формировать интерес
к театрализованной игре при помощи сказок, потешек.
Творческие упражнения.
Пальчиковый игротренинг.
«Расскажи стихи руками».
3
Артикуляционные упражнения.
Голосовые интонации.
Артикуляционные упражнения
Голосовые интонации.
4
Упражнение для развития пластики рук.
Ритмопластика.
Загадки без слов.
Игралочка.
ноябрь
1
Наши эмоции.
Этюды на сопоставление эмоций.
Развитие выразительной мимики.
Отгадай кто (что) мы ?
Попробуем измениться.
Игры с воображаемым предметом.
2
«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА». Рассказывание сказки с
помощью настольного театра игрушек. Беседа по
содержанию сказки.
Танец-игра:
«ЗАИНЬКА».
Танец:
«ЗАЙЧИКОВ
И
ПЕТУШКОВ». Рассказывание вместе с детьми сказки.
Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Разыгрывание
ситуаций.
3
Рассказывание сказки с помощью детей. Музыкальная
игра: «КОМУ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ ПОДХОДИТ
ЭТА МУЗЫКА? » /отгадай и покажи персонажа/.
Распределение
ролей.
Разыгрывание
с к а з к и
«ЗАЮШКИНА
ИЗБУШКА»
/по
мотивам
русской
народной сказки/.
4
Подготовка мюзикла «Заюшкина избушка». Знакомство
со сценарием. Распределение ролей.
Игра с чистоговорками, заучивание ролевых текстов к
мюзиклу «Заюшкина избушка».
Цель:
учить
делать
интонационное
ударение
на
нужном
слове,
произносить
слова
с
различной
интонацией, развивать память
декабрь
1
«Здравствуй, зимушка – зима!». Игра «Мы водили
хоровод». Подготовка постановки мюзикла.
Цель: воспитывать доброжелательные отношения
между детьми; развивать подражательные навыки и
фантазию; формировать у детей необходимый запас
эмоций и впечатлений.
Нам праздник весёлый зима принесла. Разыгрывание
стихотворного текста. Подготовка постановки мюзикла.
Цель: учить детей с помощью средств интонационной
выразительности передавать различные эмоции, развивать
пантомимические навыки.
2
«Мы водили хоровод». Подготовка постановки
мюзикла. Цель: воспитывать доброжелательные
отношения между детьми; развивать подражательные
навыки и фантазию; формировать у детей
необходимый запас эмоций и впечатлений.
«Встали детки в кружок – закружились как снежок».
Подготовка постановки мюзикла.
Цель: продолжать учить детей импровизировать под
музыку; развивать фантазию, ассоциативное
мышление; формировать эстетическое восприятие
природы; развивать память физических ощущений.
3
Мы водили хоровод”. Подготовка постановки мюзикла.
Цель: воспитывать доброжелательные отношения
между детьми; развивать подражательные навыки и
фантазию; формировать у детей необходимый запас
эмоций и впечатлений. Учить разрабатывать эскизы
декораций.
«Звери в гостях у Снегурочки». Подготовка постановки
мюзикла. Подготовка костюмов.
Цель: вызвать желание участвовать в играх-
драматизациях; подводить детей к созданию образа
героя, используя для этого мимику, жест, движения.
4
«Волшебная палочка» Подготовка постановки
мюзикла. Подготовка костюмов.
Цель: продолжать учить детей импровизировать под
музыку, развивать фантазию, ассоциативное
мышление.
Подготовка постановки мюзикла. Подготовка костюмов.
Цель: Развитие пластической выразительности при
создании образа.
Этюды на выразительность жеста.
январь
3
Прогонная репетиция мюзикла «Заюшкина избушка»
Генеральная репетиция мюзикла «Заюшкина избушка»
4
Показ мюзикла «Заюшкина избушка». Цель: развивать
артистические способности детей.
Показ
мюзикла
«Заюшкина
избушка»(
отделение
«Милосердие»)
Цель:
развивать
артистические
способности детей.
5
Показ
мюзикла
«Заюшкина
избушка»
(отделение
«Ромашк а»)
Цель:
развивать
а рт и с т и ч е с к и е
способности детей.
Показ мюзикла «Заюшкина избушка» Цель: развивать
артистические способности детей.
февраль
1
«Прогулка
в
волшебный
лес».
Цель:
углубление
восприятия театрального искусства, через интеграцию
различных видов деятельности.
«Игры с бабушкой Загадушкой»
Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать
ассоциативное мышление.
2
Этюды на выражение основных эмоций.
Знакомство с пиктограммами.
Нарисуй и скажи.
"Частушки" и "Дразнилки"
Разучить
юмористические тексты. Ролевая гимнастика у зеркала.
3
"Частушки" и "Дразнилки" - 2.
Учить обыгрывать
знакомые произведения. У зеркала. Интонационно-
выразительное проговаривание фразы.
Веселые превращения.
Договорим то, чего не придумал автор.
Разыгрывание мини-сценки.
4
Игра с чистоговорками, заучивание стихотворных
текстов.
Цель: учить делать интонационное ударение на
нужном слове, произносить слова с различной
интонацией, развивать память
Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть.
Игра «Дед Мазай».Цель: развивать выразительность
движений.
март
1
Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
Беседа по
содержанию сказки.
Вызвать интерес и желание к участию
в постановке.
Игра: «Отгадай по загадке персонажа из сказки».
Ритмические упражнения с использованием движений
персонажей из сказки «Волк и семеро козлят».
2
Презентация сказки «Волк и семеро козлят»/с
использованием ИКТ/ Создать хорошее настроение и
помочь распределить роли.
Проигрывание сценок по сценарию. Отрабатывать
движения и жесты.
3
Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/Упражнения на
развитие дикции, мимики и жестов.
Учить
имитационным движениям. Театральные этюды.
Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра:
«Изобрази героя сказки» /этюды/. Танец: «ДРУЖНЫЕ
РЕБЯТА».
4
Творческие задания на сценической площадке.
Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят на новый
лад» с переодеваниями.
Продолжить разыгрывать театральные этюды.
Театрализованные импровизации. Рассказывание
сказки с помощью магнитного театра.
Апрель
1
Пальчиковые игры. Артикуляционные упражнения.
Массаж.
Разыгрывание мини-сценок з постановки «волк и
семеро козлят на новый лад»
Дыхательная гимнастика. Игра: «Узнай по описанию
персонажа
из
сказки».
Музыкальная
игра:
«Покажи
кого-нибудь из персонажей, а мы угадаем» /этюды/.
2
Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый
лад». Инсценирование песен из сказки.
Ритмические
упражнения
с
и с п ол ь зо ва н и е м
подражательных движений.
3
Игра:
«Узнай
по
описанию
персонажа
из
сказки».
Музык альная
игра:
«Пок ажи
кого-нибудь
и з
персонажей, а мы угадаем» /пантомима/.
Игра: « Изобрази героя сказки» /этюды/.
4
Примерка
костюмов.
Ритмические
упражнения
с
использованием
подражательных
движений.
Танец
всех персонажей инсценировки.
Примерка
костюмов.
Ритмические
упражнения
с
использованием
подражательных
движений.
Танец
всех персонажей инсценировки.
Май
1
Прогонная
репетиция
постановки
«Волк
и
семеро
козлят на новый лад»
Прогонная
репетиция
постановки
«Волк
и
семеро
козлят на новый лад»
2
Генеральная
репетиция
постановки
«Волк
и
семеро
козлят на новый лад»
Показ сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» для
групп отделения «Милосердие»
3
Показ сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» для
групп отделения «Ромашка»
Мониторинг
4
Мониторинг
Показ сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»
родителям и детям в День защиты детей.
Ожидаемые результаты:
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
повышение интереса у детей к театральному искусству;
сформированы
способности
анализировать
героев
сказок,
делать
простейшие
обобщения;
дети
умеют
применять
в
спектаклях,
инсценировках
полученные
знания
о
различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные
средства выразительности речи;
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
проявляют
умение
взаимодействовать
и
ладить
со
сверстниками
в
непродолжительных инсценировках или драматизациях;
умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями;
пересказывают
содержание
произведения
с
опорой
на
рисунки
в
книге,
с
использованием
настольного
или
магнитного
театров,
опираясь
на
вопросы
воспитателя;
могут
исполнить
небольшую
роль
в
инсценировках
или
драматизациях
при
помощи взрослого.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы:
идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок,
клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. могут самостоятельно выполнять
танцевальные
движения
под
плясовые
мелодии;умеют
выполнять
движения,
передающие характер изображаемых животных.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в
год: вводный — в октябре, итоговый — в мае. Основным способом проверки
знаний и умений, навыков, является наблюдение за деятельностью детей во
время выполнения заданий.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности:
Высокий уровень: 3 балла
Средний уровень: 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
ПАРАМЕТРЫ
Речевая культура
3балла
Понимает
главную
идею
литературного
произведения,
поясняет
свое
высказывание
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев
Творчески
интерпретирует
единицы
сюжета
на
основе
литературного
произведения
Умеет
пересказывать
произведение
от
разных
лиц,
используя
языковые
и
интонационно-образные средства выразительности речи
2балла
Понимает главную идею литературного произведения
Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев
Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета
В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения,
образные выражения)
1балл
Понимает содержание произведения
Различает главных и второстепенных героев
Затрудняется выделить единицы сюжета
Пересказывает произведение с помощью педагога
Эмоционально-образное развитие
3балла
Творчески
применяет
в
спектаклях
и
инсценировках
знания
о
различных
эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства
выразительности.
2балла
Владеет
знаниями
о
различных
эмоциональных
состояниях
и
может
их
продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь
воспитателя.
1балл
Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их
продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения
Музыкальное развитие
3балла
Импровизирует
под
музыку
разного
характера,
создавая
выразительные
пластические образы
2балла
Передает в свободных пластических движениях характер музыки
1балл
Затрудняется
в
создании
пластических
образов
в
соответствии
с
характером
музыки
Основы коллективной творческой деятельности
3балла
Проявляет
инициативу,
согласованность
действий
с
партнерами,
творческую
активность на всех этапах работы над спектаклем
2балла
Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании
коллективной деятельности
1балл
Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
фестивали, конкурсы, выступления перед сверстниками, сотрудниками ДДИ и
родителями.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Настольный театр игрушек.
Театр картинок на магнитной доске.
Пальчиковый театр.
Театр Би-ба-бо.
Детские костюмы для спектаклей.
Взрослые костюмы для спектаклей.
Элементы костюмов для детей и взрослых.
Атрибуты для занятий и для спектаклей.
Музыкальный центр, видеоаппаратура, ПК.
Медиотека ( CD диски) .
Декорации к спектаклям.
Книги и иллюстрации к сказкам.
Методическая литература.
ЛИТЕРАТУРА:
Баряева
Л.Б.,
Вечканова
И.Г.
Театрализованные
игры
в
коррекционно
–
развивающей работе с дошкольниками. С.П. 2007.
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М. 2005-2010.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском
саду. М., 2000.
Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова т.А. Азбука общения.
С.П.. 2003.
Чурилова
Э.
Г.
Методика
и
организация
театрализованной
деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2004.