Напоминание

Диагностическая работа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова (Модуль «Человек и общество», Государство)


Автор: Голикова Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Школа №15 г.Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: Мониторинг по обществознанию учащихся 10 класса
Тема: Диагностическая работа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова (Модуль «Человек и общество», Государство)
Раздел: полное образование





Назад




Диагностическая работа №1 по обществознанию. Вариант 1 от 19.11.18г

1.Запишите слово, пропущенное в схеме:

Уровни научного познания

Теоретический ??????

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

Запишите это слово (словосочетание).

Описание объекта, метод познания, социальный эксперимент, историческая аналогия, классификация.

3.

Ниже

приведен

перечень

терминов.

Все

они,

за

исключением

двух,

относятся

к

понятию

«общественный

прогресс». 1) реформа 2) эволюция 3) революция 4) застой 5) скачок 6) спад

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

.

4.

Найдите

в

приведенном

списке

свойства

человека,

имеющие

социальную

природу.

Запишите

цифры,

под

которыми

они

указаны. 1)

способность

к

совместной

преобразовательной

деятельности

2)

стремление

к

самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в

нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе

5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные факты

Формы культуры

А) показ многосерийного телевизионного фильма

Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов

В) празднование масленицы

Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен

Д) концерт эстрадной музыки

1) народная

2) массовая

6. Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали

семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к

пастору.

Они

убеждены,

что

их

толкование

Святого

Писания

является

единственно

верным. Выберите

в

приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

1) мировоззренческая 2) компенсаторная 3) коммуникативная 4) эстетическая 5) хозяйственная

7. Выберите верные суждения о потребителе в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они

указаны.

1) Потребитель в условиях рыночной экономики заинтересован в централизованном планировании производства.

2) В условиях рыночной экономики потребитель выигрывает при устранении монополизации экономики.

3) Потребителю в условиях рыночной экономики выгодно установление ввозных пошлин.

4) Потребитель заинтересован в сохранении рыночной конкуренции.

5) В условиях рыночной экономики потребителю выгодно повышение налогов на производителя.

8. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) конкуренция производителей

Б) централизованное распределение

В) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) саморегуляция спроса и предложения

1) рыночная

2) командная

9.

Гражданин

Н.

закончил

курс

основ

предпринимательства

и

решил

основать

собственное

индивидуальное

предприятие, заняться разработкой сайтов. Выберите в приведённом ниже списке преимущества подобной формы

бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) лёгкость получения банковских кредитов 2) высокая степень сохранности коммерческой информации

3) простота организации и управления 4) не надо делиться прибылью с совладельцами

5) достаточно средств для рекламной кампании 6) возможность привлечь высококлассных специалистов

10.

Ha

графике

отражено

изменение

предложения

бананов

на

соответствующем

рынке:

кривая

предложения

переместилась из положения S в положение S

1

(на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под

которыми они указаны.

1) увеличение доходов потребителей 2) увеличение таможенных пошлин на импорт

бананов

3) предоставление льготных кредитов продавцам бананов

4) уменьшение цен на энергоносители 5) неурожай бананов в странах-производителях

11. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они

указаны. 1) бойкот 2) аплодисменты 3) насмешка 4) выговор 5) комплименты 6) улыбка

12. В нашей стране социологическая служба проводила опросы населения, выясняя, что на данном этапе форми-

рует основы жизненного опыта молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %).

Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья остаётся основным фактором, влияющим на социализацию личности.

2) Место и роль каждого из факторов, влияющих на социализацию молодёжи, за прошедшее десятилетие не

изменились. 3) Наиболее быстрыми темпами возрастает влияние виртуального общения.

4) Школа во влиянии на молодёжь по-прежнему уступает влиянию компании сверстников.

5) Наблюдается тенденция снижения роли всех общественных институтов в формировании жизненного опыта

молодежи.

13. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политическая 2) правоохранительная 3) социальная 4) демократическая 5) этническая

14. Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и обведите цифры, под

которыми они указаны.

1) диктатура 2) республика 3) демократия 4) унитарное государство 5) монархия 6) федерация

15. Найдите в приведённом ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту. За-

пишите цифры, под которыми они указаны.

1) законодательная деятельность 2) выборность органов власти 3)

суверенитет 4) территориальная целостность 5) наличие публичной власти 6) разделение властей

16. Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ? Запишите цифры, под ко-

торыми они указаны. 1) утверждает военную доктрину 2) объявляет амнистию

3) принимает решение об отставке Правительства РФ 4) осуществляет помилование 5) утверждает изменение

границ между субъектами РФ 6) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ

17. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они

указаны. 1) формулируется и поддерживается государством 2) существует как в устной, так и в письменной форме

3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)

4) относится к нормативной системе общества 5) определяет границы должного поведения людей

18. Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными

правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

ВИДЫ ПРАВОВОГО

СТАТУСА

A) право на жизнь

Б) право на участие в управлении делами государства

B) право на защиту чести и доброго имени

Г) право равного доступа к государственной службе

Д) право иметь в частной собственности землю на приграничной территории

1) Гражданин РФ

2) Каждый человек, за-

конно проживающий в РФ

19. Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под

которыми они указаны: 1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства

при разводе родителей 2) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. 3) зарегистрировать на

своё имя юридическое лицо 4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами 5) совершать мел-

кие бытовые сделки 6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова,

которые необходимо вставить на место пропусков.

«Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство — один из способов

________(Б)

человеком

мира.

Создавая

художественные

________(В),

экспериментируя

с

ними

при

помощи

собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства

воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В

масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна

из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один

раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)культура 2)группа 3)действительность 4)искусство 5)общество 6)результат 7)познание 8)образ 9)система

25. Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «мораль»; 2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;

− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

26. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из

них на примере.

27. Сравните три ситуации: 1) ураганный ветер валит в лесу деревья, 2) животное подрывает корни дерева, чтобы

добраться до плодов, 3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку. К какой из

этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

28.Составьте сложный план на тему «Социализация индивида». Не менее трех пунктов, из них два и более в

подпунктах

Диагностическая работа №1 по обществознанию. Вариант 2 от 19.11.18г

1.Запишите слово, пропущенное в схеме:

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Чувственное

Ощущение, ?... , представление

Рациональное

Понятие, суждение, умозаключение

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

Запишите это слово (словосочетание).

Потребность, установка, убеждение, мотив, интерес, эмоция, идеал.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. 1)

добро 2) смысл жизни 3) деньги 4) свобода 5) собственность 6) счастье

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4.

Найдите

в

приведенном

ниже

списке

черты,

присущие

только

научному

познанию.

Запишите

цифры,

под

которыми они указаны. 1) использование понятий 2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов 4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой

позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПЕРАЦИИ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

1) чувственное

2) логическое

6. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гу-

манизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов 2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика 4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию 6) компьютеризация образования

7. Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.

2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.

3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.

4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.

5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

8. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) централизованное планирование

Б) свобода предпринимательства

В) принцип уравнительного распределения

Г) директивное ценообразование

Д) конкуренция товаропроизводителей

1) рыночная

2) командная (плановая)

9.

Рынок

мобильной

связи

области

Z

контролируется

одной

крупной

компанией,

другие

производители

не

представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под кото-

рыми они указаны. 1) региональный рынок 2) монополия 3) совершенная конкуренция 4) рынок услуг

5) рыночный дефицит 6) рынок товаров

10. Ha графике отражена ситуация на рынке мяса и мясных продуктов: кривая предложения переместилась из

положения S в положение S

1

(на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они

указаны.

1) рост числа производителей мясных продуктов

2) увеличение доходов потребителей

3) снижение налогов с производителей мясных продуктов

4) известие об эпидемическом заболевании животных

5) сокращение поголовья скота в фермерских хозяйствах

11.

Найдите

в

приведенном

списке

компоненты

социальной

структуры

общества.

Запишите

цифры,

под

которыми они указаны.1) фирмы 2) сословия 3) партии 4) касты 5) классы

12. В стране Z социологическая служба проводила опросы для выявления отношения к различным факторам,

влияющим на благополучие человека. Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Какой вывод можно сделать на основе приведённых данных? Выберите верные положения и запишите цифры,

под которыми они указаны. 1) За годы, прошедшие с первого опроса, произошли позитивные перемены в обществе.

2) Объективные факторы остаются в глазах общественного мнения определяющими в жизни людей.

3) В обществе усиливаются ожидания перемен. 4) Люди начинают больше верить в свои силы.

5) Большинство опрошенных верит в возможность устройства общества на принципах справедливости.

13. Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под кото-

рыми они указаны. 1) унитарное государство 2) монархия 3) конфедерация 4) республика 5) федерация

14. Найдите в перечне позиции, отражающие полномочия Правительства РФ, и запишите цифры, под которыми

они указаны. 1) принимает федеральные законы 2) разрабатывает государственный бюджет

3) издает указы 4) осуществляет управление федеральной собственностью

5) обеспечивает проведение единой денежной политики 6) назначает выборы Государственной Думы

15. Найдите в перечне позиции, отражающие полномочия Правительства РФ, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

1)

принимает

федеральные

законы

2)

разрабатывает

государственный

бюджет

3)

издает

указы

4)

осуществляет управление федеральной собственностью 5) обеспечивает проведение единой денежной политики 6)

назначает выборы Государственной Думы

16. Что из перечисленного согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации?

Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.

1) федеративное устройство и территория РФ 2)

установление правовых основ единого рынка 3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихиями

4) общие вопросы воспитания, образования 5) оборона и безопасность 6) уголовное законодательство

17. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права. Запишите цифры, под которыми они

указаны 1) совокупность представлений о добре и зле 2) общеобязательность выполнения

3) обеспеченность

выполнения принудительной силой государства 4) форма общественного сознания 5) многократность применения

18.

Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЯ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) задержка выплаты заработной платы

Б) отказ от уплаты алиментов

В) нарушение правил перевозки грузов

Г) объявление выговора за опоздание

Д) заключение брака

1) трудовое

2) административное

3) семейное

19. Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z обратился в полномочный орган государства Z

с заявлением об отказе от гражданства, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Джон

может вступить в гражданство РФ в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.

1) наличие среднего общего образ-ния 2) владение рус\яз 3) наличие родственников в РФ 4) наличие ч\с в РФ.

5) наличие законного источника средств к существованию 6) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова,

которые необходимо вставить на место пропусков.

«А.

Кондорсе,

как

и

другие

французские

просветители,

считал

источником

совершенствования

человечества

развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму

организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества

запутались

в

спорах

о

критериях________

(В).

Одни

рассуждают

о

совершенствовании

человечества

в

области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы:

критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение

его к______ (Е) государству».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) использовать только один раз.

1)общество 2)разум 3)правовое 4)прогресс 5)цивилизация 6)мораль

25.

Используя

обществоведческие

знания,

1)

раскройте

смысл

понятия

«образование»;

2)

составьте

два

предложения: − одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ;

− одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.

26. Приведите три примера проявления человека как личности.

27. Мальчик пяти лет на прогулке поделился своими наблюдениями с мамой: если смотреть на солнце, а потом за-

крыть глаза, то увидишь чёрные точки. Какой вид познания проявился в этом наблюдении? Назовите три отличитель-

ные черты этой формы познания.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в

подпунктах.

.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Постиндустриальная

наука

XXI

в.

величайшее

достижение

человеческого

интеллекта,

которая способна и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернётся

ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом

столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не

обскурантизм.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: ещё не всё потеряно. Но

время не ждёт. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь,

вступает

на

инновационный,

а

поддержка

фундаментальной

науки

наконец-то

объявлена

государственным

приоритетом.

Теперь

страна

стоит

перед

другой

альтернативой:

или

эта

стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно

действовать национальная инновационная система, и начнётся преобразование производства на

основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными

последствиями, и стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только

не перейдёт в производство новых технологий, но, напротив, начнёт постепенно угасать как

сфера познавательной деятельности.

Будем

надеяться,

что

этого

не

произойдёт.

Конечно,

ослаб

экономический

и

научно-

технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определённая

индустриальная база, развитая система

образования, фундаментальная наука, культура с её великолепными традициями. Все эти

институты поддерживают человеческий потенциал России – духовный и интеллектуальный.

Несмотря

на

эмиграцию,

утечку

умов,

страна

располагает

высоко

квалифицированными

кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет,

что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и

тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это даёт основания полагать,

что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что

будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень

преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжёлых

ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у неё хватит сил, ума, воли, таланта,

активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.

из статьи В.Ж. Келле «От производства знаний к производству технологий»

(Владислав Жанович Келле (21 октября 1920— 2 августа 2010, Москва) — советский и российский философ,

специалист в области социальной философии)

21. В чём суть стратегического выбора России, по мнению автора текста? Через какие меры,

по мнению автора, может быть реализована эта стратегия?

22. Назовите три основания, дающие автору текста уверенность в том, что Россия сможет пе-

рейти к постиндустриальному обществу. Привлекая обществоведческие знания, факты обще-

ственной жизни, назовите ещё одно основание, не названное в тексте.

23. Какую роль, по мнению автора текста, играет наука в процессе модернизации? Привлекая

обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера, раскрывающих

роль науки при переходе к постиндустриальному обществу.

24. Как Вы понимаете слова автора «инновационное развитие, национальная инновационная

система»? Приведите два объяснения, в чём состоит их роль в преобразовании производства на

основе высоких технологий. Как Вы понимаете слова автора «инновационное развитие, нацио-

нальная инновационная система»? Приведите два объяснения, в чём состоит их роль в преобразо-

вании производства на основе высоких технологий.

Ключ

1

Эмпирический

Восприятие

2

Метод познания

Мотив

3

46

35

4

124

34

5

21112

112122

6

123

345

7

24

123

8

12211

21221

9

234

124

10

25

45

11

13

245

12

13

24

13

123

135

14

46

245

15

1345

245

16

134

34

17

145

235

18

21211

13213

19

15

256

20

478361

214683

1в 25. 1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие

идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса,

например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из

категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».

26. Пояснение. Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысла).Могут быть названы любые три проявления роли средств массовой коммуникации на

общественную жизнь и приведены соответствующие им примеры, например:

1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного

общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических,

социальных, культурных процессов и явлений);

2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и

социальных

стереотипов

(средства

массовой

коммуникации

способствуют

формированию

отрицательного

общественного мнения в отношении международного терроризма);

3)

возможность

использования

средств

массовой

коммуникации

в

манипулировании

и

управлении

общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в

период проведения избирательных кампаний);

4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации

индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе);

5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур

(средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных

премьерах и т. д.).

27. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа,).

В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. В качестве аргументов

приводятся следующие положения:

- именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);

- лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты — орудия труда.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Социализация

индивида».

План

должен

содержать

не

менее

трех

пунктов,

из

которых

два

или

более

детализированы в подпунктах.

1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых

для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:

а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):

а) имитация (дети копируют поведение взрослых);

б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);

в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).

4. Агенты (институты) социализации:

а) агенты первичной социализации — это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида

(родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);

б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.

5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.

2вариант

.25 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)

смысл

понятия,

например:

образование

это

целенаправленный

процесс

получения/передачи

систематизированных знаний, умений и навыков, приобщающий человека к культуре, ценностям данного общества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структуре общего образования в РФ, опирающейся на знания курса,

например: «В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и

среднее общее образование»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре

общего образования в РФ.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию образования как социального

института, например: «Одна из функций образования — социализация человека».

26. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены три примера проявления человека как личности, допустим:

- школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отложив

традиционную

воскресную

игру

в

футбол

с

друзьями,

просмотр

развлекательных

телевизионных

передач,

продемонстрировав нацеленность на поступление;

- человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед;

- несмотря на атеистическое воспитание в школе, скептическое отношение к религии родителей, Дмитрий И. принял

крещение, стал посещать богослужения в храме.

27. Пояснение.

1. Вид познания: обыденное познание.

2. Приведём три отличительные черты, например:

– обыденное познание опирается в основном на эмпирические наблюдения.

– полученные знания не систематизированы.

– обыденное познание основано на здравом смысле и житейском опыте.

28.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие культуры.

2. Материальная и духовная культура.

3. Функции культуры:

а)адаптивная

б) нормативная

в) социализации

г) информационная

д) творческая

е) коммуникативная

ж) релаксационная и др.

4. Основания для классификации культуры:

а) связь с религией

б) территориальная принадлежность

в) этнические особенности

г) хозяйственный уклад

д) принадлежность к историческому типу общества

5. Основные формы культуры:

а) элитарная

б) народная

в) массовая

6. Разновидности культуры:

а) субкультура

б) контркультура

Работа с документом

21.Пояснение.

1) ответ на первый вопрос: «Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный,

поддержка фундаментальной науки объявлена государственным приоритетом»;

2) ответ на второй вопрос: «…будет создана и станет эффективно действовать национальная

инновационная система, и начнётся преобразование производства на основе высоких технологий

со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями…».

22. Пояснение.

1) три основания для уверенности в возможностях России:

– имеется индустриальная база;

– развитая система образования;

– фундаментальная наука;

– культура с её великолепными традициями;

– располагает высококвалифицированными кадрами, обладающими творческим потенциалом.

2) дополнительный фактор:

– одобрение и поддержка народом действий власти.

(Могут быть названы иные качества лидера.)

23. Пояснение.

1) ответ на первый вопрос: «…величайшее достижение человеческого интеллекта, способно

возвести человечество к новым вершинам, и погубить его».

2) Примеры роли науки в развитии общества:

– наука способна возвести человечество к новым высотам (например: найдены новые способы

борьбы в тяжелыми заболеваниями человека);

– наука способна погубить (например: изобретение ядерной бомбы и новых видов смертель-

ного оружия)

24. Пояснение.

1) инновационное развитие — преобразование всех сфер экономики и социальной системы на

основе научно-технических достижений. Национальная инновационная система — совокупность

субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осу-

ществлении инновационной деятельности.

2) объяснения:

– предполагает реализацию крупных национальных, региональных, отраслевых и корпоратив-

ных инновационных программ и проектов, развитие инновационного потенциала и инновацион-

ной культуры;

– в национальную инновационную систему объединяются научные, производственные, фи-

нансовые структуры государства и бизнеса.

баллы: 1-3, 10, 12 = по 1б 4-9, 11, 13-20 = по 2 б

25= 4

26= 3

27= 3

28= 4 итого 34+ 14 = 44 балла ( с 21 балла= 42 балла проходной)



В раздел образования