Напоминание

"Первые шаги в мире музыки"


Автор: Плеханова Елена Викторовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДОР "Детская школа искусств им Г.Кукуевицкого
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская область
Наименование материала: "Первые шаги в мире музыки"
Тема: "Первые шаги в мире музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого"

Платные образовательные услуги

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"Индивидуальные занятия по обучению игре на музыкальных

инструментах, сольному пению"

для детей и подростков, поступающих в детскую школу искусств

в возрасте с 9 лет до 17 лет включительно

Программа по учебному предмету

"Музыкальный инструмент. Фортепиано"

Сургут 2018

1

Рассмотрено:

Методический совет МБУДО

"ДШИ им. Г. Кукуевицкого"

"___" __________ 2018 г.

Утверждаю:

Директор МБУДО

"ДШИ им. Г. Кукуевицкого"

__________________М.С. Дунская

"___" __________ 2018 г.

Разработчик: Плеханова Е. В.

преподаватель первой квалификационной категории МБУ ДО "Детская школа

искусств им. Г.Кукуевицкого"

Рецензент: Ковалёва И. В.

преподаватель первой квалификационной категории МБУ ДО "Детская школа

искусств им. Г.Кукуевицкого"

2

Аннотация

к программе по учебному предмету "Музыкальный инструмент.

Фортепиано" дополнительной общеразвивающей программы

"Индивидуальные занятия по обучению игре на музыкальных

инструментах, сольному пению"

для детей и подростков, поступающих в детскую школу искусств

в возрасте с 9 лет до 17 лет включительно

(платные образовательные услуги)

Программа

по

учебному

предмету "Музыкальный

инструмент.

Фортепиано" разработана

на

основе

примерной

программы

по

учебному

предмету

"Музыкальный

инструмент.

Фортепиано",

(разработчики:

Е.Н.Моховикова,

заместитель

директора

по

учебно-воспитательной

работе

ДШИ №7 г.Балашихи Московской области, И.Е.Елесина, преподаватель ДШИ

№7

г.Балашихи

Московской

области.

Главный

редактор:

И.Е.Домогацкая,

генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и

искусства,

кандидат

педагогических

наук

г.Москва

2013

г.),

с

учетом

"Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности

при реализации общеразвивающих программ в области искусств" (письмо

Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-

ГИ).

Учебный

предмет

"Музыкальный

инструмент.

Фортепиано"

является

частью

дополнительной

общеразвивающей

программы

"Индивидуальные

занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, сольному пению" и

предназначен для детей и подростков, поступающих в детскую школу искусств

в возрасте с 9 лет до 17 лет включительно с целью обучения по платным

образовательным услугам в рамках основной деятельности Детской школы

искусств им. Г.Кукуевицкого.

Срок

реализации

программы

по

предмету

составляет

1

год.

Объем

учебного времени составляет 34 часа аудиторной нагрузки.

Реализация учебного предмета "Музыкальный инструмент. Фортепиано"

направлена на дальнейшее развитие и

закрепление учащимися начальных

знаний,

умений

и

навыков

игры

на

фортепиано,

на

развитие

творческих

способностей

и

формирование

устойчивого

интереса

к

творческой

деятельности, а также на общее эстетическое воспитание детей.

3

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели учебного предмета

- Задачи учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список учебной и методической литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

4

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета "Музыкальный инструмент. Фортепиано"

разработана

на

основе

примерной

программы

по

учебному

предмету

"Музыкальный

инструмент.

Фортепиано",

(разработчики:

Е.Н.Моховикова,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ №7 г.Балашихи

Московской области, И.Е. Елесина, преподаватель

ДШИ №7 г.Балашихи

Московской

области.

Главный

редактор:

И.Е.Домогацкая,

генеральный

директор

Института

развития

образования

в

сфере

культуры

и

искусства,

кандидат педагогических наук г.Москва 2013г.), с учетом "Рекомендаций по

организации образовательной и методической деятельности при реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств",

направленных

письмом

Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-

ГИ,

а

также

с

учетом

многолетнего

педагогического

опыта

в

области

исполнительства на фортепиано в детских школах искусств, в том числе,

представленного

в

программах

по

фортепиано

для

учащихся

струнных,

духовых, народных отделений.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном

образовании ребенка. "Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на

фортепиано

-

движение

души.

Обычно

мы

слышим

только

первое"

(А.Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта

деятельности

в

области

музыкального

искусства

позволяет

раскрыть

творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства.

При

этом

освоение

фортепианной

техники

не

требует

от

начинающего

пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как

новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар

включает

музыку

различных

стилей

и

эпох,

в

том

числе,

классическую,

популярную, джазовую.

5

Данная

программа

предполагает

достаточную

свободу

в

выборе

репертуара

и

направлена,

прежде

всего,

на

развитие

интересов

детей,

не

ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих

получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на

принципе

вариативности

для

различных

возрастных

категорий

детей,

обеспечивает

развитие

творческих

способностей,

формирует

устойчивый

интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы -

9 – 17 лет.

В

целях

получения

учащимися

дополнительных

знаний,

умений

и

навыков,

расширения

музыкального

кругозора,

закрепления

интереса

к

музыкальным

занятиям,

развития

исполнительских

навыков

рекомендуется

включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для

этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Занятия

ансамблевым

музицированием

развивают

музыкальное

мышление,

расширяют

музыкальный

кругозор

учащихся,

готовят

их

к

восприятию

музыкальных

произведений

в

концертном

зале,

театре,

формируют коммуникативные навыки.

Срок реализации учебного предмета

6

Срок

освоения

программы

по

предмету

составляет

1

год .

Продолжительность учебных занятий в году-34 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета составляет 34

часа аудиторной нагрузки.

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1 год обучения

Итого

Аудиторная нагрузка(в

часах)

34

34

Недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия -1 час в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия

проводятся

в

индивидуальной

форме. Продолжительность

занятия

-

40

минут.

На

каждом

занятии

используются

различные

формы

работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:

игра на инструменте, игра в ансамбле с педагогом, технические упражнения,

импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Цели учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих

способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями

о

фортепианном

исполнительстве,

формирование

практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к

самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

7

создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

формирование

у

учащихся

эстетических

взглядов,

нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями

искусства;

воспитание

активного

слушателя,

зрителя,

участника

творческой

самодеятельности.

закрепление

и

дальнейшее

развитие

детьми

начальных

базовых

знаний,

умений

и

навыков

игры

на

фортепиано,

позволяющих

исполнять

музыкальные

произведения

в

соответствии

с

необходимым

уровнем

музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

закрепление знаний основ музыкальной грамоты, основных средств

выразительности,

используемых

в

музыкальном

искусстве,

наиболее

употребляемой музыкальной терминологии;

воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования

на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных

знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

8

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета "Музыкальный инструмент.

Фортепиано" обеспечивается:

доступом

каждого

учащегося

к

библиотечным

фондам

и

фондам

фонотеки, аудио и видеозаписей;

учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не

менее

6

кв.м.,

оснащенными

роялями

или

пианино

и

имеющими

звукоизоляцию.

В

образовательной

организации

должны

быть

созданы

условия

для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными,

электронными

изданиями,

учебно-методической

и

нотной

литературой.

Материально-

техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным

нормам, нормам охраны труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно- тематический план по предмету "Фортепиано"

№ раздела

и темы

Название разделов и тем

Количество

I

Введение

3

1

Знакомство с инструментом

1

2

Слушание музыки в исполнении педагога

2

II

Основы игры на фортепиано

10

1

Подготовительные

упражнения:

посадка

за

инструментом, основы звукоизвлечения.

5

2

Знакомство с нотной грамотой, игра по нотам

5

III

Работа над репертуаром

21

1

Разучивание пьес

9

2

Чтение с листа

4

3

Игра в ансамбле

5

4

Подбор по слуху

3

Итого:

34

9

Содержание работы по предмету:

I. Введение (3 часов)

1 . Знакомство

с

инструментом

(1

час):

знакомство

с

устройством

инструмента,

пение,

подбор

по

слуху

с

использованием

простых,

но

запоминающихся мотивов с яркими образами.

2.

Слушание

музыки

(2

часа).

Включает

в

себя

грамотный

подбор

репертуара, способный вызвать в ребенке ответную реакцию. Рекомендуются

пьесы

из

"Детского

альбома"

П.И.Чайковского,

"Альбома

для

юношества"

Р.Шумана, а также пьесы современных авторов.

II. Основы игры на фортепиано (10 часов)

1.

Подготовительные

упражнения

(5

часов).

Правильная

посадка

за

инструментом

-

основа

верного

звукоизвлечения.

Подготовительные

упражнения,

гимнастика

для

рук

используется

из

сборника

Шмидт

-

Шкловской

А.

воспитании

пианистических

навыков".

Формирование

элементарных

навыков

игры

на

фортепиано

(non

legato,

legato,

staccato)

основано на принципах последовательности и постепенности. Особенности

звукоизвлечения изложены в брошюре Лобановой М.Р. "Артикуляция и основы

пианистических движений в начальный период обучения".

2. Повторение нотной грамоты, игра по нотам (5 часов). Понятия - нота,

нотный стан,

порядок расположения нот, скрипичный ключ, длительности нот, паузы, такт,

темп, размер. Рекомендованы занятия по сборникам современных авторов:

- Геталова О., Визная И. "В музыку с радостью".

- Альтерман С. "40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет".

- Королькова И. "Крохе - музыканту. Нотная азбука для самых маленьких".

- Королькова И. "Я буду пианистом". Методическое пособие для обучения.

III. Работа над репертуаром (21 часов)

Работа над репертуаром включает в себя разучивание пьес, ансамблей,

произведений полифонического склада, крупной формы и этюдов.

1. Разучивание пьес (9 часов)

10

2. Чтение с листа (4 часа)

3. Игра в ансамбле (5 часа)

4. Подбор по слуху (3 часа)

Годовые требования

Учебная

программа

по

предмету

"Музыкальный

инструмент.

Фортепиано" рассчитана на 1 год. В распределении учебного материала учтен

принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность

в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в

изучении нового материала.

Формирование у учащихся умений и навыков

происходит

постепенно:

от

первого

знакомства

с

инструментом

и

нотной

грамотой

до

самостоятельного

разбора

и

исполнения

музыкального

произведения.

Содержание

учебного

предмета

"Музыкальный

инст румент.

Фортепиано" соответствует направленности

общеразвивающей программы

на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских

программ,

разработанных

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для

продвинутых

учащихся,

а

также

с

учетом

их

возрастных

возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень

сложности программных требований.

За год учащийся может выступать на классных и академических вечерах.

Оценки

за

работу

в

классе

и

дома,

а

также

по

результатам

публичных

выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.

Примерные репертуарные списки:

Пьесы полифонического склада

"Школа игры на фортепиано" (под общ. ред. А.Николаева):

Арман Ж.

Пьеса ля минор

Аглинцова Е.

Русская песня

11

Кригер И.

Менуэт

Курочкин

Д.

Пьеса

Левидова

Д.

Пьеса

Моцарт Л.

Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель Г.Ф.

Менуэт ре минор

Гедике А.

Ригодон

Телеман Г.Ф.

Гавот, Аллегро

Альбом ученика пианиста 2 класс:

Гайдн Й. Менуэт Соль мажор

Орлянский Г. Подоляночка

Гедике А. Сарабанда ми минор

Бах И.С.

"Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах" (по выбору)

Корелли А.

Сарабанда ре минор

Моцарт В.

Менуэт Фа мажор

Моцарт Л.

Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г.

Ария

Скарлатти Д.

Ария

Обр. Беркович И. «Ой летает сокол»

Этюды

Гедике А.

40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина Е.

"Фортепианная азбука"

"Маленькие этюды для начинающих"

Гурлит М.

Этюд ля минор

Майкапар А.

Этюд ля минор

Лекуппэ Ф.

Этюд До мажор

Черни-Гермер

Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л.

Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Лешгорн А."Избранные этюды для начинающих" соч.65

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды

12

Пьесы

Королькова И. «Воробьишка»

Волков В. Мазурка

Беркович И. «На опушке»

Чайковский П. «Старинная французская песенка»

Беркович И.

25 легких пьес: "Сказка", "Осенью в лесу"

Гайдн Й.

Анданте Соль мажор

Гедике А.

Русская песня, соч. 36

Григ

Э.

Вальс ля минор, соч. 12

Майкапар А.

"Пастушок", "В садике", соч. 28

Руббах А.

"Воробей"

Фрид Г.

"Грустно"

Чайковский П.

"Мой Лизочек"

Шостакович Д.

Марш

Штейбельт Д.

Адажио

Гречанинов А.

Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"

Гедике А.

Танец

Глинка М.

Полька

Кабалевский Д. "Клоуны", "Маленькая полька"

Майкапар А.

Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок",

"Мотылек"

Хачатурян А.

Андантино

Штейбельт Д.

Адажио

Караманов А. «Лесная картинка»

Рекомендуемый ансамблевый репертуар

Майкапар С. "Первые шаги". Т. I: №№ 1, 2, 3, 8

Варламов А. "На заре ты ее не буди"

С. Прокофьев "Болтунья", «Петя и Волк»

Гладков Г. Марш парад

Чайковский П. «Итальянская песенка»

13

Римский-Корсаков Н. "Во саду ли, в огороде"

Ансамбли по выбору из сборников:

"Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих". Сост. Ляховицкая

С., Баренбойм Л. Т.1, раздел IV

"Школа игры на фортепиано" под ред. А. Николаева, ч. 1

Геталова О., Визная И. "В музыку с радостью"

Бизе Ж.

Хор мальчиков из оперы "Кармен"

Глинка М.

Хор "Славься"

Металлиди Ж.

"Дом с колокольчиком"

Шаинский В.

"Пусть бегут неуклюже"

Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф "Цирк")

Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе "Афинские развалины"

Шмитц М. "Оранжевые буги", пер.О. Геталовой

Градески Э. "Мороженое", пер.О. Геталовой

Левина З. «Куклы-неваляшки»

Примеры итоговых программ:

Вариант 1

Ансамбль: Прокофьев С. "Болтунья"

Старокадомский М. "Веселые путешественники"

Польская народная песня "Висла"

Вариант 2

Ансамбль – «Здравствуй, гостья зима»

Гнесина Е. Этюд

Майкапар А. «В садике»

Вариант 3

Ансамбль Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф "Цирк")

Гедике А. Этюд ля минор

Левидова Д. Пьеса

14

Вариант 4

Ансамбль: Металлиди Ж. "Дом с колокольчиком"

Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Чайковский П. "В церкви"

Вариант 5

Черни-Гермер Этюд № 21, 1 тетрадь

Бём Г. Менуэт

Дварионас Б. Прелюдия

Ансамбль: Чайковский П. "Танец феи Драже"

Вариант 6

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Пёрселл Г.

Ария

Чайковский П. Полька из "Детского альбома"

Ансамбль: Моцарт В.А. Менуэт из оперы "Дон-Жуан"

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету "Музыкальный

инструмент.

Фортепиано"

является

закрепление

учащимися

следующих

знаний, умений и навыков:

навыков

исполнения

музыкальных

произведений

(сольное

исполнение,

ансамблевое исполнение);

умений

использовать

выразительные

средства

для

с о зд а н и я

художественного образа;

умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей;

знаний основ музыкальной грамоты;

15

знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном

искусстве;

знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыков публичных выступлений;

навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля

успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество

образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету "Музыкальный

инструмент. Фортепиано" являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством

освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на

поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на

ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

носить

стимулирующий характер.

Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,

так и во время домашней работы;

16

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные

оценки.

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее

распространенными

формами

промежуточной

аттестации

являются

зачеты,

академические

концерты,

контрольные

уроки,

а

также

концерты,

тематические

вечера

и

прослушивания

к

ним.

Участие

в

концертах

приравнивается

к

выступлению

на

академическом

концерте.

Отметка,

полученная

за

концертное

исполнение,

влияет

на

четвертную,

годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными

требованиями.

Форма

и

содержание

итоговой

аттестации

по

учебному

предмету

"Музыкальный инструмент. Фортепиано" устанавливаются образовательной

организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может

применяться форма экзамена.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить

уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Основным критерием оценок учащегося, осваивающего

общеразвивающую

программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная

выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:

формирование

устойчивого

интереса

к

музыкальному

искусству,

к

занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

17

овладение

практическими

умениями

и

навыками

в

различных

видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 ("отлично")

предусматривает

исполнение

программы,

соответствующей

году

обучения,

наизусть,

выразительно; отличное знание текста, владение

необходимыми

техниче скими

п р и е м а м и ,

штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание

стиля исполняемого произведения; использование

художественно

оправданных

техниче ских

приемов, позволяющих создавать художественный

образ, соответствующий авторскому замыслу

4 ("хорошо")

программа

соответствует

году

обучения,

грамотное

исполнение

с

наличием

мелких

т е х н и ч е с к и х

н е д о ч е т о в ,

н е б о л ь ш о е

несоответствие темпа, недостаточно убедительное

донесение образа исполняемого произведения

3 ("удовлетворительно")

программа не соответствует году обучения, при

исполнении

обнаружено

плохое

знание

нотного

т е кс т а ,

т ех н и ч е с к и е

о ш и б к и ,

х а р а к т е р

произведения не выявлен

2

("неудовлетворительно")

незнание

наизусть

нотного

текста,

слабое

владение

навыками

игры

на

инструменте,

подразумевающее плохую посещаемость занятий

и слабую самостоятельную работу

"зачет" (без отметки)

отражает

достаточный

уровень

подготовки

и

исполнения на данном этапе обучения.

18

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на

обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные

занятия,

приобщиться

к

любительскому

сольному

и

ансамблевому

музицированию.

В а ж н е й ш и е

п ед а го г и ч е с к и е

п р и н ц и п ы

п о с т е п е н н о с т и

и

последовательности

в

изучении

материала

требуют

от

преподавателя

применения

различных

подходов

к

учащимся,

учитывающих

оценку

их

интеллектуальных,

физических,

музыкальных

и

эмоциональных

данных,

уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих

способностей учащихся, полнее

учитывать индивидуальные возможности и

личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации и индивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных

заданий;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной

задачей

применения

принципов

дифференциации

и

индивидуализации

при

объяснении

материала

является

актуализация

полученных

учениками

знаний.

Важно

вспомнить

именно

то,

что

будет

необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового

материала

учащимся

предлагается

воспользоваться

ранее

полученной

информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую

может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому

создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

19

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее

развитие

музыкально-исполнительских

данных

ученика

за в и с ят

непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,

глубоко

продуман

выбор

репертуара.

Целесообразно

составленный

индивидуальный

план,

своевременное

его

выполнение

так

же,

как

и

рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют

на успешность развития ученика.

Предлагаемые

репертуарные

списки,

программы

к

зачетам

и

контрольным

урокам,

включающие

художественный

и

учебный

материал

различной

степени

трудности,

являются

примерными,

предполагающими

варьирование,

дополнение

в

соответствии

с

творческими

намерениями

преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для

изучения, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе

над

репертуаром

будет

добиваться

различной

степени

завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены

для

публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с

целью

ознакомления.

Все

это

определяет

содержание

индивидуального

учебного плана учащегося.

На

заключительном

этапе

ученики

имеют

опыт

исполнения

произведений

классической

и

современной

музыки,

опыт

сольного

и

ансамблевого

музицирования.

Исходя

из

этого

опыта,

они

используют

полученные

знания,

умения

и

навыки

в

исполнительской

практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся

получает

знания

музыкальной

грамоты,

основы

гармонии,

которые

применяются, в том числе, при подборе на слух.

Методы

работы

над

качеством

звука

зависят

от

индивидуальных

способностей

и

возможностей

учащихся,

степени

развития

музыкального

слуха и музыкально-игровых навыков.

20

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Список рекомендуемой учебной литературы

Альбом ученика-пианиста 2 класса, Ростов-на-Дону «Феникс», 2005

Кончаловская Н. Нотная азбука. Киев «Музыкальная Украина», 1984

Королькова И. «Я буду пианистом» часть 1-4, Ростов-на-Дону «Феникс», 2009

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и

1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003

Альбом

легких

переложений

для

ф-но

в

4

руки.

Вып.2/сост.

Э.Денисов,1962

Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-

сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская

А.

Первая

встреча

с

музыкой:

Учебное

пособие.

М.:

Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С.

Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С.

Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо.

СПб: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

Ветлугина

Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-

метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006

Геталова О., Визная И. "В музыку с радостью". СПб, Композитор, 2005

21

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка,

2011

Гедике А.

40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.

пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

"Иду, гляжу по сторонам", ансамбль в 4 руки. Изд. "Композитор", СПб,

1999

Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.1-3 кл. ДМШ: Уч.

пос.

/

редакторы

составители

А.Г.Руббах

и

В.А.Натансон

М.:

Государственное музыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч.

пос.

/сост.

А.Руббах

и

В.Натансон.

М.:

Государственное

музыкальное

издательство, 1960

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:

Союз художников, 2008

Лемуан А.

Соч.37.

50

характерных

и

прогрессивных

этюдов.

М.:

Музыка, 2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

Лешгорн

А. Избранные этюды. Соч.65, 66

Металлиди Ж. "Дом с колокольчиком". Изд. "Композитор", СПб, 1994

Милич Б.

Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006

Милич Б.

Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.

Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008

Музыка

для

детей.

Фортепианные

пьесы:

вып.2,

издание

4.

Сост.

К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М.,

1972

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова.

М.: Советский композитор, 1973

22

Музыкальная

коллекция,

2-3

классы

ДМШ.

Сборник

пьес

для

ф-

но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д:

Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост.

Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:

Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976

Путешествие

в

мир

музыки:

Уч.

пособие/сост.

О.В.Бахлацкая.

М.:

Советский композитор, 1990

Парцхаладзе М.

Детский

альбом.

Учебное

пособие.

Педагогическая

редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для

фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М., 1973

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972

Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных

композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993

Педагогический

репертуар

ДМШ.

Этюды

для

ф-но

1-2

кл./

Ред.

В.Дельновой. М.,1974

Полифонические

пьесы.

Педагогический

репертуар

ДМШ

4-5

кл./

М.,1974

Пьесы

композиторов

20

века

для

ф-но.

Зарубежная

музыка/

Ред.

Ю.Холопова. М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель

С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.

Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:

Учеб.

пособие/Сост.

и

редактор

А.Юровский.

М.:

Государственное

музыкальное издательство, 1962

23

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М.,

Музыка, 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая.

М., 1961

Таривердиев М.

"Настроения". 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.

"Классика XXI век". М., 2002

Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.

Киев, Музична Украина, 1973

Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.

Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,

Л.Рощина. М.: Музыка, 1988

Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. "Композитор", 1997

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост.

М.Копчевский. М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,

К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983

Хрестоматия

для

ф-но,

1

кл.

ДМШ:

Учебник

/сост.

А.Бакулов,

К.Сорокин. М.: Музыка, 1989

Хрестоматия

для

ф-но,

2

кл.

ДМШ:

Учебник

/сост.

А.Бакулов,

К.Сорокин. М.: Музыка, 1989

Хромушин

О.

Джазовые

композиции

в

репертуаре

ДМШ.

Изд.

"Северный олень", СПб, 1994

Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост.

А.Бакулов, 1992

Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р.

Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011

Школа

игры

на

ф-но:

Учебник/

сост.

А.Николаев,

В.Натансон.

М.:

Музыка, 2011

24

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.:

Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.: Советский

композитор, 1967

Юному

музыканту-пианисту,

5

кл.:

Хрестоматия

для

уч-ся

ДМШ:

Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д:

Феникс, 2008

2.

Список рекомендуемой методической литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка,

1978

2.

Асафьев

Б.

Избранные

статьи

о

музыкальном

просвещении

и

образовании. М.-Л., 1965

3.

Баренбойм

Л.

"Путь

к

музицированию".

2-е

изд.

М,

Советский

композитор,1973

4.

Корто

А.

фортепианном

искусстве".

М.,

Музыка,

1965

5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве".

М., Музыка, 1966

6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной

игре". М., Музыка, 1961

7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004

8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967

9.

Метнер

Н.

"Повседневная

работа

пианиста

и

композитора",

М.,

Музыка, 2011

10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка,

1987

11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008

12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".

М., 1997

13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974

14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М.,

Музыка, 1975

25

15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"

26



В раздел образования