Автор: Рыжих Светлана Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ"Излучинский ДСКВ"Сказка"
Населённый пункт: пгт Излучинск ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание у старших дошкольников духовных ценностей на музыкальных занятиях
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая статья
«Воспитание у старших дошкольников духовных ценностей на
музыкальных занятиях»
Описание педагогического опыта
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась
забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и
традиций,
забота
о
передаче
подрастающим
поколениям
житейского,
духовного,
педагогического
опыта,
накопленного
предшествующими
поколениями.
Дошкольное
детство
—
это
время,
когда,
по
мнению
Н.Ф.
Виноградовой,
Л.С.
Выготского,
А.В.
Запорожца,
и
др.,
закладывается
позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к
самому себе.
Ценности
в
жизни
дошкольника
играют
огромную
роль.
Они
раскрывают главные стороны жизни общества, сущность жизнеустройства,
дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и
направляют оценочные действия, поведение человека, и, в свою очередь,
являются объектом ценностного отношения.
Ценности
должны
рассматриваться
с
учетом
уникальности
нашей
национальной русской культуры.
Детям дошкольного возраста уже доступны и понятны основные семь
базовых ценностей: Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина,
Красота, Мир. По мнению современного психолога – Н.С. Ежковой именно
«в этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны
жизни,
культуры
и
обобщённо
раскрываются
ведущие
ценностные
ориентации современного общества».
Дошкольники 6– 7 лет способны понять, что «Семья – это там, где
тебя всегда любят, где могут защитить и пожалеть, утешить и накормить;
Родина
–
это
место,
где
ты
родился,
твой
родной
язык,
родные
народные праздники и песни;
Труд
–
это
работа,
которая
даёт
радость
человеку
и
всем
людям
хорошую жизнь;
Знание – это интересное общение, книги;
Красота – это то гармоничное, прекрасное, изящное, величественное,
что существует в природе, искусстве, социальном и рукотворном мире;
Мир – это когда люди могут дружить, а не враждовать, помогать друг
другу в беде».
Об этих ценностях мы постоянно говорим на музыкальных занятиях,
развлечениях и утренниках.
Однако, для того, «чтобы ценность стала частью витального опыта
детей, внутренним регулятором и побудителем к действиям, оцениванию
поступков, событий, т.д. необходимо, чтобы она была не просто знаемой, но и
личностно
принятой,
представляла
необходимый
момент
внутреннего
существования в ценностных ориентациях, системе отношений к миру».
Именно
переживания
способствуют
обретению
душевного
опыта,
благодаря которому идёт присвоение ценностей, являются «первоисточником
знаний
о
ценностях»
(В.А.
Василенко).
Переживание
помогает
ввести
ценность в самосознание ребёнка, сделать установками самого ребёнка (Н.С.
Ежкова).
Но именно этих переживаний и не хватает современному ребенку почти
с самого его рождения.
Ведь
нынешнее
поколение
мам
признается,
что
никогда
не
поют
колыбельных песен своим малышам, не знают потешек и прибауток. А эти
совсем
простые
песни,
созданные
народными
творцами
много
столетий
назад, несут всё то, что нужно современным детям, чтобы их заинтересовать,
вызвать у них положительные эмоции. Складываясь и отшлифовываясь на
протяжении
многих
веков,
они
содержат
бесценный
опыт
воспитания,
потому, что, во-первых, всегда эмоционально воздействуют на ребенка, во-
вторых, хранят этические и моральные идеалы нашего народа.
Очень важно прививать с малых лет ценностное отношение к семье, в
которой
существуют
взаимопонимание
и
любовь
к
близким,
чувствовать
маленькому ребенку материнскую любовь. И на праздниках, посвященных
самому дорогому человеку – маме, дети признаются им в любви, благодарят
матерей за доброе сердце, дарят им свои концертные номера и подарки.
На
музыкальных
занятиях
мы
говорим
о
ценности
труда
в
нашей
жизни, рассказываем о том, что уважение и любовь к труду русский народ
выразил в своих сказках, стихах и песнях. Например, пропевая на занятиях
простенькую
попевку
«Сорока-
сорока»,
мы
с
детьми
выясняем,
что
в
русском народе издавна не любили лентяев. Вот и сорока не даст каши тому,
кто «дрова не рубил, воду не носил, печь не топил». Но лентяев не только не
любили, их ещё и высмеивали на Руси.
Например,
песня
«Дуня
–
тонкопряха»
рассказывает
нам
о
Дуне-
неумехе, а в старину умение прясть и ткать ценилось так же высоко, как и
труд земледельцев. И такие знания о жизни и быте русского народа помогают
воспитывать интерес, желание познавать культуру и обычаи русского народа,
дают детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Ведь очень
часто в песне рассказывается о том, как выращивается хлеб, описывается
поэтапный процесс, как полют лён, молотят, мочат, мнут, прядут, ткут... И эти
знания бесценны.
Бесценна
любовь
нашего
народа
к
Природе,
Матушке-Земле,
ее
бескрайним полям и лесам. Народная музыка учит детей любить и ценить
красоту
природы.
Дошкольники
6–7
лет
с
удовольствием
поют
такие
народные песни: «Земелюшка-чернозем», «Перед весной» редакции П. И.
Чайковского,
«Как
зима
с
весною
повстречалися».
Их
исполнение
способствует
и
эстетическому
воспитанию,
развивает
у
дошкольников
художественный вкус, потому что одна и сильных сторон народных песен -
красота мелодии, мыслей и содержания.
Издавна
Русь
славилась
своими
защитниками,
которые
охраняли
границы родной земли. И мы беседуем с дошкольниками о ценности мирных
отношений между разными народами, умеющих не враждовать, а дружить и
помогать
друг
другу
в
трудных
ситуациях,
беде.
В
ходе
бесед
детям
рассказывается о русских богатырях, славных полководцах, прославивших
Россию
с
древних
времен
до
нашего
времени.
Знакомя
дошкольников
с
защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви.
Такие народные песни, как «Солдатушки - бравы ребятушки», «У нас было
братцы
на
Дону»,
былинные
песни
«Илья
Муромец
и
чудища»,
«Про
Добрыню» нравятся детям, наверное, потому что в них воспевается сила и
мужество. Такие песни помогают ребенку понять, что они – часть великого
русского народа.
Таким образом, музыкальное творчество нашего народа представляет
неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального
опыта, в нем заложено богатство ценностей, которые необходимо привить
детям дошкольного возраста.