Напоминание

Воспитание у старших дошкольников духовных ценностей на музыкальных занятиях


Автор: Рыжих Светлана Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ"Излучинский ДСКВ"Сказка"
Населённый пункт: пгт Излучинск ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание у старших дошкольников духовных ценностей на музыкальных занятиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая статья

«Воспитание у старших дошкольников духовных ценностей на

музыкальных занятиях»

Описание педагогического опыта

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась

забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и

традиций,

забота

о

передаче

подрастающим

поколениям

житейского,

духовного,

педагогического

опыта,

накопленного

предшествующими

поколениями.

Дошкольное

детство

это

время,

когда,

по

мнению

Н.Ф.

Виноградовой,

Л.С.

Выготского,

А.В.

Запорожца,

и

др.,

закладывается

позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к

самому себе.

Ценности

в

жизни

дошкольника

играют

огромную

роль.

Они

раскрывают главные стороны жизни общества, сущность жизнеустройства,

дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и

направляют оценочные действия, поведение человека, и, в свою очередь,

являются объектом ценностного отношения.

Ценности

должны

рассматриваться

с

учетом

уникальности

нашей

национальной русской культуры.

Детям дошкольного возраста уже доступны и понятны основные семь

базовых ценностей: Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина,

Красота, Мир. По мнению современного психолога – Н.С. Ежковой именно

«в этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны

жизни,

культуры

и

обобщённо

раскрываются

ведущие

ценностные

ориентации современного общества».

Дошкольники 6– 7 лет способны понять, что «Семья – это там, где

тебя всегда любят, где могут защитить и пожалеть, утешить и накормить;

Родина

это

место,

где

ты

родился,

твой

родной

язык,

родные

народные праздники и песни;

Труд

это

работа,

которая

даёт

радость

человеку

и

всем

людям

хорошую жизнь;

Знание – это интересное общение, книги;

Красота – это то гармоничное, прекрасное, изящное, величественное,

что существует в природе, искусстве, социальном и рукотворном мире;

Мир – это когда люди могут дружить, а не враждовать, помогать друг

другу в беде».

Об этих ценностях мы постоянно говорим на музыкальных занятиях,

развлечениях и утренниках.

Однако, для того, «чтобы ценность стала частью витального опыта

детей, внутренним регулятором и побудителем к действиям, оцениванию

поступков, событий, т.д. необходимо, чтобы она была не просто знаемой, но и

личностно

принятой,

представляла

необходимый

момент

внутреннего

существования в ценностных ориентациях, системе отношений к миру».

Именно

переживания

способствуют

обретению

душевного

опыта,

благодаря которому идёт присвоение ценностей, являются «первоисточником

знаний

о

ценностях»

(В.А.

Василенко).

Переживание

помогает

ввести

ценность в самосознание ребёнка, сделать установками самого ребёнка (Н.С.

Ежкова).

Но именно этих переживаний и не хватает современному ребенку почти

с самого его рождения.

Ведь

нынешнее

поколение

мам

признается,

что

никогда

не

поют

колыбельных песен своим малышам, не знают потешек и прибауток. А эти

совсем

простые

песни,

созданные

народными

творцами

много

столетий

назад, несут всё то, что нужно современным детям, чтобы их заинтересовать,

вызвать у них положительные эмоции. Складываясь и отшлифовываясь на

протяжении

многих

веков,

они

содержат

бесценный

опыт

воспитания,

потому, что, во-первых, всегда эмоционально воздействуют на ребенка, во-

вторых, хранят этические и моральные идеалы нашего народа.

Очень важно прививать с малых лет ценностное отношение к семье, в

которой

существуют

взаимопонимание

и

любовь

к

близким,

чувствовать

маленькому ребенку материнскую любовь. И на праздниках, посвященных

самому дорогому человеку – маме, дети признаются им в любви, благодарят

матерей за доброе сердце, дарят им свои концертные номера и подарки.

На

музыкальных

занятиях

мы

говорим

о

ценности

труда

в

нашей

жизни, рассказываем о том, что уважение и любовь к труду русский народ

выразил в своих сказках, стихах и песнях. Например, пропевая на занятиях

простенькую

попевку

«Сорока-

сорока»,

мы

с

детьми

выясняем,

что

в

русском народе издавна не любили лентяев. Вот и сорока не даст каши тому,

кто «дрова не рубил, воду не носил, печь не топил». Но лентяев не только не

любили, их ещё и высмеивали на Руси.

Например,

песня

«Дуня

тонкопряха»

рассказывает

нам

о

Дуне-

неумехе, а в старину умение прясть и ткать ценилось так же высоко, как и

труд земледельцев. И такие знания о жизни и быте русского народа помогают

воспитывать интерес, желание познавать культуру и обычаи русского народа,

дают детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Ведь очень

часто в песне рассказывается о том, как выращивается хлеб, описывается

поэтапный процесс, как полют лён, молотят, мочат, мнут, прядут, ткут... И эти

знания бесценны.

Бесценна

любовь

нашего

народа

к

Природе,

Матушке-Земле,

ее

бескрайним полям и лесам. Народная музыка учит детей любить и ценить

красоту

природы.

Дошкольники

6–7

лет

с

удовольствием

поют

такие

народные песни: «Земелюшка-чернозем», «Перед весной» редакции П. И.

Чайковского,

«Как

зима

с

весною

повстречалися».

Их

исполнение

способствует

и

эстетическому

воспитанию,

развивает

у

дошкольников

художественный вкус, потому что одна и сильных сторон народных песен -

красота мелодии, мыслей и содержания.

Издавна

Русь

славилась

своими

защитниками,

которые

охраняли

границы родной земли. И мы беседуем с дошкольниками о ценности мирных

отношений между разными народами, умеющих не враждовать, а дружить и

помогать

друг

другу

в

трудных

ситуациях,

беде.

В

ходе

бесед

детям

рассказывается о русских богатырях, славных полководцах, прославивших

Россию

с

древних

времен

до

нашего

времени.

Знакомя

дошкольников

с

защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви.

Такие народные песни, как «Солдатушки - бравы ребятушки», «У нас было

братцы

на

Дону»,

былинные

песни

«Илья

Муромец

и

чудища»,

«Про

Добрыню» нравятся детям, наверное, потому что в них воспевается сила и

мужество. Такие песни помогают ребенку понять, что они – часть великого

русского народа.

Таким образом, музыкальное творчество нашего народа представляет

неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального

опыта, в нем заложено богатство ценностей, которые необходимо привить

детям дошкольного возраста.



В раздел образования