Напоминание

«Ручная художественная вышивка ».


Автор: Сухова Татьяна Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 имени Ярослава Василенко"
Населённый пункт: п. Пурпе
Наименование материала: Программа кружка
Тема: «Ручная художественная вышивка ».
Раздел: среднее образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО»

п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Рассмотрено на заседании МС «Утверждаю»

Протокол №___от _____2018г. Директор МОУ «СОШ №1п.Пурпе»

Ф.И.О. руководителя_________ Ф.И.О. директора____________

«____» сентября 2018г. «_____» сентября 2018г.

Программа кружка по рукоделию

«Ручная художественная вышивка ».

Программа разработана

учителем технологии

Суховой Т.В.

2018

Пояснительная записка

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и

улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными

чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта,

обычаев создавал свои приёмы вышивки, мотивы узоров и композиции.

Ещё несколько десятилетий назад секреты ручной художественной вышивки передавались в семье от

матери к дочери. Сейчас эта связь утрачена, поэтому одна из задач школы – восстанавливать традиции и

воспитывать у девочек интерес к различным видам декоративно – прикладного творчества, самобытной

культуре.

Ручная художественная вышивка – яркое явление национальной культуры, изучение и приобщение к

которой обогащает, доставляет радость. Организация обучения и знакомства школьников с

разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства –

наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.

Настоящая программа составлена для изучения ручных вышивок, знакомству с профессией

вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести основные умения

и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно –

прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс.

Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и

самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение

и применение вышитых изделий.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями вышивок и способами

труда, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные

издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и

организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.

В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов России. Программа включает

цели и задачи курса, знания и умения которые должны получить учащиеся, способы оценивания

результативности, тематическое планирование, содержание курса, виды занятий, определяет

последовательность и объем изучаемого материала, приложения. Программа рассчитана 30 часов.

Цели курса:

1 . Обучить

выполнять

задания

по

образцу;

сформировать

знания

по

ручной

вышивке

на

уровне

применения в сходной ситуации; научить самостоятельно, оценивать результаты работы; применять

полученные знания в быту.

2.Вызвать

интерес

к

культуре

и

искусству;

совершенствовать

эстетические

взгляды,

развивать

творческие способности личности;

3.С позиции актуальности для самих учащихся способствовать осмыслению ценностей и перспектив

собственной трудовой и профессиональной деятельности.

4. Улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся; ознакомить их с образцами самых популярных

видов вышивки.

Основные задачи курса:

Сохранить и развивать древний вид искусства - вышивка.

Развивать творческий потенциал учащихся.

Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.

Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.

Спецкурс предполагает сочетание теоретических знаний с практическими элементами умений и

навыков.

Формы проведения занятий:

1. Демонстрация изделий.

2. Занятия с элементами лекций.

3. Практические занятия.

4. Самостоятельная работа с литературой.

5. Работа над проектом.

Наглядность:

1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь, мережка, крест.

2. Рисунки – плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.

3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца, салфетки, скатерти в различных

техниках.

Знания и умения, формируемые у учащихся

: учащиеся должны иметь элементарные знания о

работе художника по вышивке и вышивальщицы, о классификациях вышивок, об инструментах и

материалах. Владеть способами нанесения рисунка на ткань, закрепления нити. Правильно подбирать

или составить рисунок для вышивки. Уметь вышивать на пяльцах и без них. Подбирать ткань, нитки в

зависимости от техники вышивки, рисунка. Уметь ухаживать за вышитыми изделиями, должны уметь

выполнять

основные

виды

швов,

потайные

закрепки

и

переходы,

должны

владеть

безопасными

приёмами работы с ручными инструментами.

Тематический план обучения.

п/п

Тема

Количество времени

Всего

Теория

Прак-

тика

1

Введение.

Историческая справка.

Классификация вышивок.

Основы композиции. Понятия «эскиз», «рисунок »,

«ритм», «орнамент», «раппорт», «композиция».

Применение вышивки при оформлении интерьера.

Инструменты, приспособления и материалы.

Техника безопасности.

1ч.

10 мин.

10 мин

15 мин.

5 мин.

10 мин.

2

Подготовка к вышиванию.

Способы перевода рисунка на ткань.

Увеличение и уменьшение рисунка.

Правила запяливания ткани в круглые пяльцы.

Безузловые способы закрепления рабочей нити на

ткани в начале и в конце вышивки.

Пять простейших швов.

Вопросы для повторения.

1ч.

5 мин.

5мин.

5мин.

5мин.

5мин.

35мин

3

Технология выполнения тамбурного шва.

Перевод рисунка «Полевые цветы».

Заправка ткани в пяльцы.

Тамбурные цепочки.

1ч.

10мин

5мин.

45мин

4-6

Выполнение вышивки «Полевые цветы» тамбурным

швом.

тамбурные цепочки.

Обработка края салфетки.

Уход за вышивкой.

3ч.

10мин

2ч.

50мин

7-10

Выполнения вышивки в технике двухсторонней глади.

Перевод рисунка на ткани.

Заправка ткани в пяльцы.

Технология выполнения двухсторонней глади.

Выполнение вышивки.

4ч.

10мин.

10мин

5мин.

Обработка края салфетки.

Вопросы для повторения.

10мин.

2.35

50мин

11-13

Выполнение вышивки в технике контурной или краевой

глади. «Осенний лист».

Перенос рисунка на ткань.

Технология выполнения контурной глади.

Выполнение образца в технике контурной глади.

Выполнение листика контурной гладью.

Вопросы для закрепления знаний.

3ч.

7мин.

8мин

15мин

30мин

14-19

Выполнение вышивки в технике художественной глади.

Нанесение рисунка на ткань.

Технология выполнения художественной глади.

Приёмы выполнения образца.

Выполнение образца в технике художественной

глади.

Обработка края салфетки.

Вопросы для повторения.

6ч.

5мин.

10мин

10мин

40мин

1ч.

55мин

20-26

Счётные швы. Вышивка крестом.

Знакомство с видами крестика. (двойной,

болгарский, двухсторонний).

Технология выполнения двойного креста.

Закрепление нити в начале и конце вышивки.

Изготовление образца вышивки двойным крестом.

Уход за вышивкой.

Вопросы для повторения.

7ч.

15мин

5мин.

5мин.

15мин

20мин

27-30

Выполнение поделок для выставки.

Выбор изделия, материалов, инструментов и техники

выполнения работы.

Нанесение рисунка на ткань.

Изготовление изделия.

Самоанализ.

Подведение итогов.

4ч.

10мин

5мин

5мин

10мин

3.30

Итого:

30ч.

Приложение 1.

Содержание курса. (30 часов)

1. Место вышивки в истории костюма, интерьера.

Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи,

потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия прикладного искусства. Вышивка в

интерьере своими руками. (лекция)

2. Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.

Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет? Познакомиться с разнообразием

ниток, их толщиной и способностью накладываться на ткань.

3.Техника выполнения тамбурного шва.

4.Виды гладьевого шва.

Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделия можно вышить гладьевыми швами?

Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).

5. Виды швов крестом.

Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка, Практический показ и пробы выполнения стежков

(практическая работа).

6. Другие виды вышивок, их использование.

Узелковое шитье, ришелье, показать практически и на изделиях, выполнение стежков.

7. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом.

Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении, использовании и уходе за

вышитым изделием. Работа над проектом.

8. Практическое занятие; формировать навыки вышивки выбранного вида.

9. Оценивание: защита творческого проекта, конкурс изделий и выступлений.

1.Введение (1ч)

Содержание

и

задачи

элективного

курса

«Из

прошлого

в

настоящее.

Ручная

вышивка».

Прохождение теоретического материала курса, выполнение практических

и самостоятельных работ.

Вышивка – распространённый вид декоративно – прикладного искусства. Народная вышивка издавна

славилась разнообразием и широко применялась для украшения национальных костюмов.

Все техники вышивок подразделяются на счётные (вышивание со счётом нитей ткани основы

крестом

и

другими

гобеленовыми

швами

по

конве;

вышивание

по

полотну

счётной

гладью,

т.е.

мережками) и гладевые (вышивание на белом, по шёлку и бархату, золотое шитьё, вышивка-аппликация).

Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево). Нынешние мастера

используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.

Оформление интерьера вышитыми изделиями (картины, скатерти, салфетки, диванные подушки,

шторы).

Инструменты. Приспособления и материалы, используемые для различных видов вышивок.

Безопасные приёмы работы.

2.Подготовка к вышиванию (1ч).

Ручное вышивание не требует каких-либо особых инструментов, но они должны быть тщательно

подобраны. Инструменты и материалы: пяльцы, иглы, напёрсток, ножницы, колышек, шило, Линейка,

треугольник, лекало, шаблоны, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага, сантиметровая

лента, ткань, конва, нитки.

Перенести рисунок с оригинала на кальку, затем при помощи копировальной бумаги нанести

рисунок на ткань. Рисунок можно переводить на тонкие ткани при помощи подсвечивания снизу. Можно

нанести

точный

рисунок

на

любые

ткани

припорохом

по

трафарету-сколку.

Счётные

вышивки

выполняются без переноса рисунка на ткань.

Увеличение или уменьшение рисунка до нужного размера осуществляется на копировальной

технике или с помощью сетки.

Техническое

качество

вышивки

зависит

от

точности

следования

рисунку

и

равномерности

наложения стежков. Закрепление одинарной нити. Закрепление двойной нити. Простые швы: шов вперёд

иголку, шов набор, шов шнурок, шов вилюшка или змейка, декоративная цепочка, декоративная дорожка.

3. Технология выполнения тамбурного шва (4ч).

Тамбурный шов не зависит от структуры ткани и представляет собой на лицевой стороне ряд

петель,

выходящих

одна

из

другой,

а

на

изнанке

сплошную

строчку.

Технология

выполнения

тамбурного шва. Выполняется он сверху вниз

(или справа налево). Тамбурный шов имеет много

разновидностей.

При выполнении тамбурного шва можно пользоваться не только иглой, но и вязальным крючком.

Рисунок наноситься на ткань при помощи копировальной бумаги.

4.Выполнение вышивки в техники двухсторонней глади (4ч)

а). Двухсторонняя гладь без настила.

б). Двухсторонняя гладь с настилом.

в). Гладь враскол.

2. Подбор рисунков для вышивки. Технология выполнения. Способы перевода рисунка.

3. Требования к ткани, к ниткам для вышивки. Цветовые сочетания. Вышивание с пяльцами и без них.

4. Технический рисунок глади.

5. Закрепление нити.

6. Выбор ткани и нитей для выполнения диванной подушки, игольницы, броши, грелки на чайник.

8. Расчет количества ткани.

9. Перевод рисунка.

10. Выполнение изделия с использованием двухсторонней глади.

11. Пошив изделия. Оформление готового изделия.

5.Выполнение вышивки в технике контурной или краевой глади (3ч)

Растительные орнаменты в выполнении глади. Ткани для выполнения вышивки. Нити для вышивки.

Выбор ткани для вышивки. Подбор рисунка для вышивки. Перевод рисунка. Подбор нитей. Выполнение

технического рисунка.

Лепестки цветов и листья иногда выполняют контурной или краевой гладью. Можно в одном узоре

выполнять лепестки цветов контурной гладью, а лепестки - краевой. Перенос рисунка при помощи

копирования. Приёмы выполнения контурной и краевой глади. Отличительные признаки краевой глади

от контурной. Выполнение образцов.

6.Выполнение вышивки в технике художественной глади (6ч)

Художественная гладь, как способ вышивания иглой. История тоновой глади. Связь русской

вышивки с вышивками народов мира.

Основы дизайна. Цветовые сочетания. Стежки для выполнения тоновой глади. Рисунки для вышивания.

Нити для вышивания. Ткань для вышивания.

Художественная

гладь

-

самая

интересная

и

самая

эффективная

из

всех

вышивок

гладью.

Требуется не только знание всех гладьевых швов, но и умение правильно применять и распределять

цвета.

Она

вышивается

без

настила

плотно

прилегающими

параллельными

и

непараллельными

стежками плоской двухсторонней глади. Изнаночная сторона по чистоте не должна отличаться от

лицевой. Гладь с вливанием цветов может быть одноцветной и многоцветной. Самое главное в теневой

глади – это удачно передать рельефные формы с помощью светлых и тёмных оттенков одного цвета. Всю

ткань в рисунке закрывают рядами стежков в один или несколько цветов, укладывая их от края мотива к

середине. Вышивают, выдерживая направление стежков по штрихам на рисунке. Направление стежков

последующего ряда должно быть таким, чтобы они казались продолжением предыдущего ряда. В

художественных

вышивках

применяют

все

виды

гладьевых

настилов,

а

для

выделения

отдельных

фрагментов

узора

используют

декоративные

швы.

Многообразие

швов

и

приёмов

их

выполнения

требуют от вышивальщицы не только навыка, но и большого художественного вкуса.

7.Счётные швы. Вышивка крестом (7ч)

Существуют самые разнообразные виды стежков крестом. Среди них самым распространенным

является так называемый односторонний крест. В этой технике вышивают по счетной схеме, то есть при

вышивке считают нити ткани и выполняют стежки на определенном количестве этих нитей. При

вышивке крестом обращайте внимание на следующее: основные стежки выполняют обязательно слева

снизу направо вверх, а покрывающие их – справа снизу налево вверх. Только при условии четкого

выполнения этого правила вы добьётесь безупречного виде готовых изделий.

Ткани.

Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы, на полотнах, где нити

основы и утка расположены под прямым углом друг к другу и где нити одинаковой толщины (рагожка,

льняное полотно, канва).

Нитки.

В качестве ниток для вышивки крестом подойдут хлопчатобумажные нитки для вышивания

(например, мулине). Петельный шелк, а также шерсть. Самое главное – подобрать подходящие по

толщине и качеству нитки к ткани для вышивки.

Счетные схемы.

Для вышивки крестом образцом и руководством служит счетная схема. Схемы бывают условные,

т.е. клеточки обозначены условными знаками и цветные. Мотив для вышивки можно подобрать из

журнала, в специализированных магазинах продают схемы, наборы, куда входит рисунок, нанесенный на

канву и набор ниток. Схемы можно создавать самим предварительно определив, для какого изделия

нужна вышивка.

Иглы.

Счетная вышивка крестом выполняется иглой без острого кончика, т.е. специальными иглами для

вышивания. Иглы нумеруются в зависимости от толщины и размера ушка и выбирают их, ориентируясь

на ткань, на которой собираются вышивать.

Стежки крестом.

Краткий учебный курс (образец плаката)

Справа сверху влево вниз.

Крестик выполняется

полностью затем

переходит к следующему.

Переход к другому ряду.

Слева снизу.

Крестики по диагонали.

Приложение 2

Сущность метода проектов

Слово "проект" латинского происхождения, в переводе означает "выступающий вперед".

"Большой толковый словарь русского языка" приводит несколько значений этого слова:

разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-

либо;

предварительный текст какого-либо документа;

план, замысел, намерение.

Некоторые исследователи считают, что проект – "это ограниченное по времени

целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству

результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и спецификой организаций".

Американский педагог У. Килпатрик предлагает несколько нетрадиционное эмоциональное

определение: "проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от

всего сердца".

Метод проектов дает возможность учащимся интегрировать знания из разных областей,

применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.

Деятельность учащихся при использовании метода проектов

1. Исследование конкретной потребности и краткая формулировка задачи.

2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия с оценкой требуемых знаний,

умений и навыков. Изучение профессий, которые связаны с производством данного изделия.

3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие.

4. Выработка нескольких идей для поиска возможных решений.

5. Оценка идеи, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса

производства изделия в промышленности.

6. Планирование изготовления изделия; создание изделия.

7. Экономическая оценка произведенного изделия.

8. Испытание изделия в процессе использования.

9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями.

Типы проектов

1. Салфетки: праздничные, новогодние, для торжественных случаев, салфетки – украшения,

салфетки – подставки под вазы.

2. Полотенца: для "святого угла", свадебные: для дружек, для хлеба.

3. Скатерти: для обеденного стола, для чая.

4. Теоретический проект – "Вышивка в интерьере" – коллективная работа.

5. Панно.

6. Вышивки для одежды и белья.

Литература:

1. Гурбина Е.А., Гурко М.В., Лёвина С.А. Технология. Элективный курс «Традиции русской

народной культуры». Волгоград. «Учитель». 2007.

2 Иванова А. А. Ручное вышивание. Москва. «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ» 2003.

3. Максимова М. Вышивка. Первые шаги. М.: ЗАО издательство Эксмо, 1997.

4. Морозова Л.Н., КравченкоН.Г., Павлова О.В.Технология. Проектная деятельность учащихся.

5-11классы. Волгоград. «Учитель» 2008.

5. Сасова И.А. Технология. Сборник проектов. Москва. «Вентана-Граф» 2004.

6. Симоненко В.Д. и др. "Технология" – учебники с 5 по 8 классы. М.: Издательский центр

"Вентана-Граф", 2002.

7. Жадаева А.В. Технология. Творческие проекты. Волгоград. «Учитель» 2011



В раздел образования