Автор: Глебова Юлия Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 31
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе
Тема: "Волшебница вода"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31
Проект образовательной деятельности
по образовательной области
Познавательное развитие
(экология)
Занятие по теме: «Волшебница вода»
в старшей группе
МБДОУ № 31
Выполнила:
Глебова Юлия Вадимовна
г. Ульяновск
2017 г.
Тема: «Волшебница вода».
Форма совместной деятельности: познавательно-поисковая деятельность.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Длительность: 25 минут.
Задачи:
1. Образовательная: уточнять и расширять знания детей о свойствах воды и её
состояниях; формировать элементарные знания о круговороте воды в природе;
совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов, умение работать в
группе.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, делать
умозаключения.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение
действовать в коллективе.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-
коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
— проведение опытов с водой: «Тонет — не тонет?»; «Растворяется — не
растворяется?»; «Смешивание красок»; «Имеет ли вода форму?»; «Есть ли вода в
растениях?»; «На каком блюдце вода испарится быстрее?»
— знакомство с картами-схемами «Свойства воды»;
— наблюдения в природе: таяние снега, иней, лед, снегопад и т.д.
— беседы: «Кому нужна вода?», «Пресная и солёная вода», «Как беречь воду? и др.
— использование художественной литературы: загадки о природных явлениях,
связанных с водой; пословицы, поговорки, устойчивые выражения о воде; чтение
художественных произведений М. Гумилевской: «Рассказ о водяной капельке», стихи.
Материалы и оборудование:
оборудование — подносы, пипетки, пластмассовые блюдца, губки, кусочки
пенопласта, лупы, песок, фартуки, лабораторные листы, карандаши или
фломастеры, значки голубого и жёлтого цветов;
оборудование для демонстрации круговорота воды в природе (электрический
чайник, стекло);
схема круговорота воды в природе.
Средства:
наглядные: предметные картинки,
литературные: стихи, загадки,
музыкальные: звуки воды.
Технологическая карта образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» (экология)
Занятие по теме: «Волшебница вода»
в старшей группе, МБДОУ № 31.
№
Этапы
деятель-
ности
Деятельность
педагога
Деятельность
детей
Ожидаемый
результат
1.
Вводная
часть.
Организа-
ционный
момент
Педагог приветствует детей,
загадывает загадку, заинтересовывает.
- Ребята, о чём мы сегодня будем с
вами говорить, узнаете, отгадав
загадку:
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут её…(вода).
- Правильно.
- Скажите, ребята, где в природе
встречается вода?
Дети внимательно
слушают
воспитателя.
Отгадывают
загадку.
Дети передают
друг другу
«капельку» и
отвечают.
Дети
настроены на
общение.
Целепо-
лагание
Рассказывает историю, задаёт
вопросы.
- Сегодня я хочу вам рассказать
интересную историю (садимся на
ковёр).
- Случилась эта история на одном
маленьком острове. Однажды там
пропала вода. Не осталось ни одной
капельки!
- Как вы думаете, хорошо ли жить без
воды?
- Кто не может жить без воды?
- Почему?
- Люди на острове спрашивали друг
друга: «Куда же исчезла вода? Что
случилось?». Но никто не мог дать
ответа. На том острове, высоко в
горах, жил один мудрый старик. Он
спустился к людям и проговорил к ним
такие слова:
Родник иссяк, ручей ослаб,
Дети садятся на
ковёр.
Дети внимательно
слушают рассказ,
подключаются к
обсуждению.
- Плохо.
- Люди, растения…
- Невозможно
приготовить еду,
попить,
постирать...
Дети
смотивирова-
ны и готовы к
путешествию.
А вы из крана — кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря.
И вот прошло немного лет —
И нет водицы — нет, нет, нет!
И тогда люди догадались, в чём дело.
- А вы догадались, почему от людей
ушла вода?
Тогда люди на том острове попросили
прощения у воды, и она к ним
вернулась.
- Чтобы беречь воду, нужно не только
заботиться, но и многое знать о ней.
- Они не берегли её.
Проявляют
интерес к
предстоящей
деятельности.
2.
Основная
часть.
- А ведь мы с вами уже немало знаем о
воде. Не правда ли?
- Я предлагаю собрать Учёный Совет и
рассказать о том, какую пользу и какой
вред приносит вода. Сейчас вы
разделитесь на две группы. Дети, у
которых значки голубого цвета,
посовещаются и расскажут о том,
какую пользу приносит вода. А те
дети, у кого значки желтого цвета, о
том, какой вред может принести вода.
Способствует самостоятельному
выбору детей,
предлагает принять решение путем
совместных обсуждений,
стимулирует интерес детей к
деятельности,
комментирует высказывания,
выражает восхищение.
- Ребята, а вы хотели бы узнать о воде
что-нибудь новое, интересное?
- Сегодня мы с вами не только
Дети делятся на 2
команды по выбору
или интересу.
Если возникла
трудность, дети
обращаются за
помощью к
воспитателю и друг
к другу.
Дети выслушивают
друг друга.
Рассуждения детей.
Составляют
рассказ, выражают
свои суждения,
рассказывают о
чувствах.
Дети в подгруппах
совещаются, а
затем выступают
представители от
каждой команды.
- Да.
У
мение делать
свой выбор и
его
аргументиро-
вать.
Связные
рассказы
детей, диалог.
говорим о воде, но и будем проводить
опыты. Давайте вспомним, как нужно
себя вести в лаборатории?
- Чтобы движения ваших рук были
точными и ловкими, предлагаю
сделать пальчиковую гимнастику:
В море бурном, в море синем
Быстро плавают дельфины.
Не пугает их волна,
Рядом плещется она.
Выплывает с моря кит
И дельфинам говорит:
Вы, дельфины, не шумите,
Рыбку быструю ловите.
Раз, два, три, четыре, пять —
Надо рыбкам уплывать.
- А сейчас займите свои рабочие
места.
Помогает сделать выбор.
Контролирует процесс, по
необходимости включается,
предлагает помощь.
- Не толкаться,
громко не
разговаривать, не
мешать друг другу.
Выполняют
движения согласно
тексту,
проговаривая текст.
Дети садятся за
столы с
необходимым
оборудованием для
проведения опытов.
Дети проводят
опыты по очистке
воды разными
способами.
Разминка
мышц рук.
Самостоятель-
ное
проведение
опыта, умение
работать в
группе.
3.
Подведе-
ние
итогов.
Рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним:
- Какого цвета вода?
- Какая она по вкусу?
- Какой она формы?
- Как вы думаете: имеет ли капля воды
форму?
- Расскажите, как вы очищали воду,
что у вас получилось, как добились
успеха.
Помогает обобщить полученную
информацию.
Ведет диалог, вовлекает в совместное
обсуждение, обобщает высказывания.
Привлекает детей к подведению
итогов.
Делает вывод.
- Спасибо всем за общение и работу.
- Бесцветная.
- Безвкусная.
- Не имеет формы.
Ответы детей.
Ответы детей.
Отвечают на
вопросы исходя из
собственного
опыта.
Делятся
впечатлениями,
выражают чувства
к проделанной
работе.
Умение
оценивать
результат
своей
деятельности.
Умение делать
выводы.