Напоминание

Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка


Автор: Трушина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка»

Подготовила: Трушина Л.А.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира

живого.

Через

познания

живого

происходит

одухотворение

бытия,

эстетическое восприятие

природы,

формируется

этика

взаимодействия

человека с миром.

Актуальность.

В

настоящее

время

очень

остро

встала

проблема

экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий

не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной

природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии

черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему

живому.

А экологическая

сказка

даёт

возможность,

благодаря

хорошо

развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью

диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами

рассвет или подводное царство.

Главная

задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить

видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему

живому,

передать

определенные

знания

в

области экологии

и

научить

соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от

того,

насколько

материал,

используемый педагогом,

будет:

интересен

и

понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один

из

основных

принципов экологического

образования

это

принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким

детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте

рыб,

о

появлении

птиц?

Как рассказать,

не

нарушая

детскую

тягу

к

познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по

2

большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые

зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития

дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление

растений

и

животных

к

среде

обитания,

взаимосвязи

в

природных

сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая

сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на

одной

земле

с

пингвином,

хотя

бы

потому,

что

живут

они

на

разных

континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит

через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В

каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном

итоге

схожи

между

собой,

потому

что

призваны

учить

детей

беречь

и

охранять природу, и все живое на земле.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка

помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те

или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а

так же реальные представления о природе.

В чем особенность экологических сказок?

Характерной

особенностью

является

сильно-выраженная

переработка

материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям?

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так

же

элементами,

из

которых

строится экологическая сказка, потому что

таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Какова их роль?

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на

чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или

иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению

экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной

форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.

3

Хорошим

материалом

в

этом

плане

являются сказка.

И

действительно,

сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с

окружающим

миром,

добром

и

злом.

Они

универсальный

учитель,

в

доступной

форме

объясняют

суть экологических

проблем,

причины

их

появления,

помогают

расширять экологический

кругозор,

осмыслить

окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.

Помогают

открыть

способность

души

человека

тонко

чувствовать

окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного

отношения к природе.

Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру,

об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

К таким произведениям относятся сказки и рассказы:

-

Е.

Чарушин

– Рассказы

о

животных,

«Рассказы

про

зверей

и

птиц»,

«Зверята», «Про зайчат»

- М. Пришвин – «Рассказы о животных»,

«Рассказы о животных малышам»,

«Разговор деревьев», «Этажи леса»

- Н. Сладков – «Лесные сказки», «Сказки и рассказы о животных»

- В. Бианки – «Первая охота», «Лесная газета» и др…

Сказки и рассказы современных писателей: Т. А. Шорыгина, Н. Рыжова,

- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина

- Кто землю украшает А. Лопатина

- Могучая травинка М. Скребцова

- История одной Елочки (Экологическая сказка)

- Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка…

- Благородный гриб М. Малышев

- Храбрый опенок Э. Шим

- Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)

Сказки могут быть и авторским вашими, или составленные совместно с

детьми.

Принципы составления экосказок:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не

развлекательная информация;

4

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые

наделяются

несвойственными

им

человеческими

способностями (речью,

мыслями, поступками и пр.) ;

- главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к

героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и

лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность

таких сказок

заключается

в

том,

что

все

проблемы,

приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и

закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства

открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых

сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах

передает новую информацию.

При

этом

очень

важно

выразительно,

ярко,

образно,

эмоционально

описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов

у

главных

героев.

Тогда ребенок,

сопереживая

герою,

сам

проникается

интересам к описываемым событиям.

После чтения сказок или вовремя:

- Детям могут даваться задания:

придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.

Проходит обсуждение текста

Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе

по экологическому образованию детей и может входить в другие:

экологические занятия,

опытно-эксперементальная деятельность,

беседы,

наблюдения,

театрализованная деятельность.

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества,

душевности,

умения

замечать

прекрасное

в

обыденной

жизни.

Пройдет

время,

вырастут

наши

дети,

научатся

беречь

и

любить

природу,

чтобы

сохранить её для последующих поколений.

5



В раздел образования