Автор: Трушина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка»
Подготовила: Трушина Л.А.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира
живого.
Через
познания
живого
происходит
одухотворение
бытия,
эстетическое восприятие
природы,
формируется
этика
взаимодействия
человека с миром.
Актуальность.
В
настоящее
время
очень
остро
встала
проблема
экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий
не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной
природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии
черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему
живому.
А экологическая
сказка
даёт
возможность,
благодаря
хорошо
развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью
диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами
рассвет или подводное царство.
Главная
задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить
видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему
живому,
передать
определенные
знания
в
области экологии
и
научить
соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от
того,
насколько
материал,
используемый педагогом,
будет:
интересен
и
понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.
Один
из
основных
принципов экологического
образования
–
это
принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким
детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте
рыб,
о
появлении
птиц?
Как рассказать,
не
нарушая
детскую
тягу
к
познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по
2
большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые
зачастую просто непонятны детям.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития
дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление
растений
и
животных
к
среде
обитания,
взаимосвязи
в
природных
сообществах.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая
сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на
одной
земле
с
пингвином,
хотя
бы
потому,
что
живут
они
на
разных
континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит
через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д.
Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В
каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном
итоге
схожи
между
собой,
потому
что
призваны
учить
детей
беречь
и
охранять природу, и все живое на земле.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка
помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те
или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а
так же реальные представления о природе.
В чем особенность экологических сказок?
Характерной
особенностью
является
сильно-выраженная
переработка
материала, получаемого из природного окружения.
Почему они интересны детям?
Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так
же
элементами,
из
которых
строится экологическая сказка, потому что
таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Какова их роль?
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на
чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или
иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению
экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной
форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.
3
Хорошим
материалом
в
этом
плане
являются сказка.
И
действительно,
сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с
окружающим
миром,
добром
и
злом.
Они
–
универсальный
учитель,
в
доступной
форме
объясняют
суть экологических
проблем,
причины
их
появления,
помогают
расширять экологический
кругозор,
осмыслить
окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.
Помогают
открыть
способность
души
человека
тонко
чувствовать
окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного
отношения к природе.
Чему учат экологические сказки?
Экологические сказки учат:
познавать окружающий мир;
воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру,
об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
К таким произведениям относятся сказки и рассказы:
-
Е.
Чарушин
– Рассказы
о
животных,
«Рассказы
про
зверей
и
птиц»,
«Зверята», «Про зайчат»
- М. Пришвин – «Рассказы о животных»,
«Рассказы о животных малышам»,
«Разговор деревьев», «Этажи леса»
- Н. Сладков – «Лесные сказки», «Сказки и рассказы о животных»
- В. Бианки – «Первая охота», «Лесная газета» и др…
Сказки и рассказы современных писателей: Т. А. Шорыгина, Н. Рыжова,
- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина
- Кто землю украшает А. Лопатина
- Могучая травинка М. Скребцова
- История одной Елочки (Экологическая сказка)
- Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка…
- Благородный гриб М. Малышев
- Храбрый опенок Э. Шим
- Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)
Сказки могут быть и авторским вашими, или составленные совместно с
детьми.
Принципы составления экосказок:
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не
развлекательная информация;
4
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые
наделяются
несвойственными
им
человеческими
способностями (речью,
мыслями, поступками и пр.) ;
- главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к
героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и
лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность
таких сказок
заключается
в
том,
что
все
проблемы,
приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и
закономерностей нашего большого мира.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи:
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства
открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых
сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах
передает новую информацию.
При
этом
очень
важно
выразительно,
ярко,
образно,
эмоционально
описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов
у
главных
героев.
Тогда ребенок,
сопереживая
герою,
сам
проникается
интересам к описываемым событиям.
После чтения сказок или вовремя:
- Детям могут даваться задания:
придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.
Проходит обсуждение текста
Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе
по экологическому образованию детей и может входить в другие:
экологические занятия,
опытно-эксперементальная деятельность,
беседы,
наблюдения,
театрализованная деятельность.
Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества,
душевности,
умения
замечать
прекрасное
в
обыденной
жизни.
Пройдет
время,
вырастут
наши
дети,
научатся
беречь
и
любить
природу,
чтобы
сохранить её для последующих поколений.
5