Автор: Меркулова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Термальненская СШ
Населённый пункт: пос. Термальный Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы через нетрадиционные формы обучения"
Раздел: среднее образование
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы через
нетрадиционные формы обучения (из опыта работы)
Современное образование претерпевает серьезные изменения. В связи с этим
существует ряд проблем, одна из которых заключается в том, что успех в школе не всегда
означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не
учим детей чему-то очень важному? Один из предполагаемых путей решения данной
проблемы – компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании сегодня
– это ответ на вопросы: как решать практические задачи в условиях реального мира, как
стать успешным, как строить собственную линию жизни. Компетентностный подход по-
новому определяет систему методов, средств и форм обучения, т.е. предлагает не прямое
усвоение учеником «отдельных» друг от друга знаний и умений, а овладение ими в
комплексе и актуализирует необходимость наличия у школьников следующих блоков
личностных качеств, подлежащих развитию: когнитивных (познавательных), креативных
(творческих),
оргдеятельностных
(методологических),
коммуникативных
и
мировоззренческих.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, -
ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во
многом
зависит
от
способности
человека
приобретать
и
развивать
умения,
навыки,
компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно
к
ряду
жизненных
ситуаций.
Что
будет
с
обществом
в
середине
21
века
-
трудно
представить. А нынешним школьникам жить в это время. Мы должны готовить учеников к
жизни,
поэтому
нужно
воспитывать
в
н6их
готовность
к
переменам,
развивая
такие
качества,
как
мобильность,
конструктивность,
умение
учиться.
Соответственно
принципиально
меняются
и
цели
образования.
Отечественная
школа
нуждается
в
смещении
акцентов
со
знаниевого
на
компетентностный
подход
к
образованию.
Он
присутствует
в
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
второго
поколения. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для
активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от
пассивного усвоения информации к активному её поиску, критическому осмыслению,
использованию
на
практике.
Мы.
Педагоги,
понимаем,
что
одних
знаний,
умений,
навыков
недостаточно,
нужно
осваивать
деятельностные
технологии,
изменять
содержание урока.
Поскольку важнейшим звеном образовательного процесса был и остаётся урок, то
любые
нововведения
в
школе
его
прежде
всего
и
затрагивают.
Однако
устаревшая
структура
урока
не
отвечает
ни
новым
задачам,
ни
новому
содержанию
учения.
Традиционный
урок,
предполагающий
ведущую
роль
учителя,
н6а
мой
взгляд,
мало
способен
для
свободного
обсуждения
и
осмысления
языкового
материала
или
литературных
произведений,
не
предоставляет
возможности
раскрыться
каждому
ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.
Интерес к уроку в целом и к нестандартному уроку в частности закономерно возрос в
ситуации
внедрения
Федеральных
государственных
стандартов
второго
поколения.
Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с
жизнью, на применении новых форм обучения.
Урок русского языка и литературы должен заставлять учащихся мыслить,
анализировать
,
отстаивать
свою
точку
зрения.
Это
невозможно
сделать
при
сухом,
догматическом подходе к преподаванию. Поэтому и возник нетрадиционный урок как
одно из средств решения проблемы. Нетрадиционный урок – это голос учителя, живой
опыт,
это
реакция
педагога
на
проблемы,
происходящие
вокруг,
попытка
внести
разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер. Важна идея,
а творческий учитель найдёт формы ее воплощения.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня
нет
такого
учителя,
который
не
задумывался
бы
над
вопросами:
«Как
сделать
урок
интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию
успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы
ребята
на
уроке
работали
добровольно,
творчески;
мажорно
познавали
предмет
на
максимальном для каждого уровне успешности?
В результате поиска ответа на волнующие меня вопросы я пришла к выводу, что
интерес
к
урокам
русского
языка
и
литературы
можно
вызвать
у
учащихся
нестандартностью
подхода
к
содержанию
в
организации
изучения
предмета.
Формирование положительной мотивации ученика к обучению должно рассматриваться
каждым
учителем
как
специальная
задача.
Как
правило,
мотивы
связаны
с
познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями,
навыками,
умениями.
Для
организации
благоприятного
климата,
ориентирующего
учащегося
на
коммуникацию,
необходимо
выбирать
такие
формы,
которые
будут
стимулировать деятельность учащихся. В свое время Бернард Шоу сказал: «Единственный
путь, ведущий к знанию – деятельность». Для плодотворной и эффективной деятельности
учащихся
характерн6ы
нетрадиционные
формы
проведения
занятий.
Нестандартные
уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую Существует несколько
классификаций нестандартных уроков и множество их видов. Многие из них мы, учителя-
предметники, применяем в своей работе.
Нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, т.к. они формируют у
учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать
навыки
учебной
деятельности,
оказывают
эмоциональное
воздействие
на
детей,
благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Следовательно,
исходная идея современного урока – повышение активности каждого ученика. В решении
поставленных
задач
мне
помогают
нетрадиционные
формы
обучения.
Начинаю
с
осознания
того,
чему
мои
ученики
должны
научиться
к
старшим
классам,
что
им
пригодится на всю жизнь:
самостоятельно, творчески осмысленно добывать знания на всех этапах обучения;
систематизировать и обобщать полученные знания;
уметь читать вдумчиво, творчески осмысливая прочитанное;
работать со справочниками и словарями;
уметь вести споры, диспуты, дискуссии;
овладеть всеми видами языкового разбора;
выразительно говорить, уметь выступать перед публикой;
уметь работать в коллективе, брать инициативу и ответственность перед публикой;
осознавать роль и место языка в системе наук;
уметь писать творческие работы всех типов, знать основы стихосложения.
Излюбленной формой урока учащихся 5-7 классов остаётся урок-игра. Отличительной
особенностью
таких
уроков
является
то,
что
их
психологическую
основу
составляет
механизм
воображения:
учащиеся
представляют
себя
в
определённых
ролях,
оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за
основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В
чём же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного
фантастического
сюжета,
приглашение
любимых
героев),
и
в
доступности
изложения
материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь учащимся надоедает Зубрить» из
урока
в
урок
материал
учебника.
Но
если,
например,
представить,
что
ты
попал
на
необитаемый остров или другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради
этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжение
или научиться писать частицу со словом. На нестандартных уроках с 5 класса мои ученики
выполняют такие виды работы, которые требуют о них самостоятельных, нестандартных
решений,
творческого
поиска:
составляют
кроссворды,
литературные
викторины,
придумывают
задания
к
тестам,
разгадывают
ребусы,
сочиняют
сказки,
участвуют
в
лингвистических экспериментах, демонстрируют свои способности в рисовании. Затем в
старших
классах
с
этими
учащимися
провожу
уроки,
способствующие
активизации
мыслительной
деятельности
учеников:
семинар,
диспут,
урок-исследование,
урок-
конкурс,
урок-концерт.
Эти
уроки
позволяют
формировать
ключевые
компетенции
учащихся, в том числе и компетенцию личностного самосовершенствования. На таких
уроках учащиеся становятся не только
зрителями, слушателями, но и художниками,
актёрами,
что
объединяет
компетенцию
личностного
самосовершенствования
с
общекультурными компетенциями.
При всём многообразии и эффективности нетрадиционных форм обучения
использовать
их,
на
мой
взгляд,
нельзя
часто
по
целому
ряду
причин.
Для
себя
я
разработала
правила
проведения
нестандартных
уроков,
которыми
руководствуюсь
в
своей
работе.
Но
ведь
хочется,
чтобы
каждый
урок
был
особенный,
со
своей
«изюминкой»,
поэтому
часто
прибегаю
к
нестандартным,
творческим
элементам
отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант-кроссворд, и
составление загадок на уроке, и задание по типу «найди
лишнее», и многие другие.
Главное, чтобы учащимся на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать,
учиться,
а
ведь
для
этого
важны
и
ситуация
успеха,
которую,
как
правило,
создают
нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой учащиеся
приучаются
на
таких
уроках,
и
творческое
отношение
к
родному
языку,
которое
воспитывается только на творческих уроках.
К непосредственному участию в организации нестандартных уроков по наиболее
интересным и особенно социально-значимым темам важно привлекать как отдельных
учащихся,
так
и
группы.
Работа
в
группе
воспитывает
у
учащихся
умение
общаться,
сотрудничать, совместно наблюдать, ставить проблемы и решать их. Проводимая ими
работа при подготовке таких уроков, результаты исследования ложатся в основу урока. Так
прием
педагогической
техники
«сотрудничество»
позволяет
учащимся
выйти
на
функциональную позицию «коллега», что обеспечивает формирование коммуникативной
и учебно-познавательной компетенций.
При проведении интегрированных уроков, являющихся, как правило, нестандартными,
выстраивается
содержание
образования,
которое
помогает
учащемуся
удерживать
и
воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей
между объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с
разных сторон один и тот же предмет. В нашей школе сложилась система проведения
интегрированных уроков по литературе и истории, литературе и ИЗО, русскому языку и
географии,
русскому
языку
и
биологии.
На
такие
уроки
приглашаются
учителя-
предметники,
учителя
начальной
школы
и
все
желающие
окунуться
в
необычную
атмосферу
такого
урока.
Такие
уроки
способствуют
активизации
познавательной
деятельности
школьников,
стимулируют
их
познавательную
активность,
являются
условием
успешного
усвоения
учебного
предмета
и
формируют
познавательную
компетенцию учащихся.
Что дают такие уроки самому учителю?
Рождение
нового
уровня
мышления
–
глобального,
интегрированного,
а
н6е
замкнутого в своей узкой специализации;
освобождает учебное время для изучения другого явления;
исключает дублирование учебного материала;
усиление межпредметных связей.
Что даёт данная работа ученику?
Активизацию мыслительной деятельности;
Интенсификацию учебного материала;
Расширение сферы получаемой информации;
Подкрепление мотивации в обучении;
Умение
сопоставлять
и
анализировать
отдельные
явления
с
различных
точек
зрения, рассматривать их в единстве взглядов;
Снижение перегрузок.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для
ученика и учителя в процессе обучения.
Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства,
поэтому
важно
интегрировать,
правильно
сочетать
разнообразие
приёмов
учебной
деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат
обучения и здоровья у школьников.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска,
творческого
творчества
и
уже
не
на
уровне
традиционной
методики,
а
на
уровне
интеграции знаний по предметам, нестандартных форм обучения и воспитания.
Таким образом, можно утверждать, что нестандартные уроки в современной школе
являются средством формирования ключевых компетенций учащихся. Хочется сказать, что
задумываться
над
тем,
что
нестандартный
урок
в
современной
школе
–
реальная
потребность
времени,
необходимо
всем
тем,
кто
заинтересован
в
формировании
всесторонне
развитой
личности,
а
также
всем,
кто
занимается
вопросами
базового
педагогического
образования
и
использования
инновационных
методов
в
процессе5
обучения и воспитания.
Формирование ключевых компетенций невозможно измерить привычными
контрольно-измерительными материалами, да и не нужно. На сегодняшний день главным
«измерителем» становится успешность личности в социуме. Развивая компетентность, мы
развиваем личностные качества учащегося и качества, связывающие его с социумом, с
жизнью. Именно это и позволяет выпускнику быть в ней успешным.