Напоминание

"Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы через нетрадиционные формы обучения"


Автор: Меркулова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Термальненская СШ
Населённый пункт: пос. Термальный Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы через нетрадиционные формы обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы через

нетрадиционные формы обучения (из опыта работы)

Современное образование претерпевает серьезные изменения. В связи с этим

существует ряд проблем, одна из которых заключается в том, что успех в школе не всегда

означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не

учим детей чему-то очень важному? Один из предполагаемых путей решения данной

проблемы – компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании сегодня

– это ответ на вопросы: как решать практические задачи в условиях реального мира, как

стать успешным, как строить собственную линию жизни. Компетентностный подход по-

новому определяет систему методов, средств и форм обучения, т.е. предлагает не прямое

усвоение учеником «отдельных» друг от друга знаний и умений, а овладение ими в

комплексе и актуализирует необходимость наличия у школьников следующих блоков

личностных качеств, подлежащих развитию: когнитивных (познавательных), креативных

(творческих),

оргдеятельностных

(методологических),

коммуникативных

и

мировоззренческих.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, -

ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во

многом

зависит

от

способности

человека

приобретать

и

развивать

умения,

навыки,

компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно

к

ряду

жизненных

ситуаций.

Что

будет

с

обществом

в

середине

21

века

-

трудно

представить. А нынешним школьникам жить в это время. Мы должны готовить учеников к

жизни,

поэтому

нужно

воспитывать

в

н6их

готовность

к

переменам,

развивая

такие

качества,

как

мобильность,

конструктивность,

умение

учиться.

Соответственно

принципиально

меняются

и

цели

образования.

Отечественная

школа

нуждается

в

смещении

акцентов

со

знаниевого

на

компетентностный

подход

к

образованию.

Он

присутствует

в

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

второго

поколения. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для

активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от

пассивного усвоения информации к активному её поиску, критическому осмыслению,

использованию

на

практике.

Мы.

Педагоги,

понимаем,

что

одних

знаний,

умений,

навыков

недостаточно,

нужно

осваивать

деятельностные

технологии,

изменять

содержание урока.

Поскольку важнейшим звеном образовательного процесса был и остаётся урок, то

любые

нововведения

в

школе

его

прежде

всего

и

затрагивают.

Однако

устаревшая

структура

урока

не

отвечает

ни

новым

задачам,

ни

новому

содержанию

учения.

Традиционный

урок,

предполагающий

ведущую

роль

учителя,

н6а

мой

взгляд,

мало

способен

для

свободного

обсуждения

и

осмысления

языкового

материала

или

литературных

произведений,

не

предоставляет

возможности

раскрыться

каждому

ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Интерес к уроку в целом и к нестандартному уроку в частности закономерно возрос в

ситуации

внедрения

Федеральных

государственных

стандартов

второго

поколения.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с

жизнью, на применении новых форм обучения.

Урок русского языка и литературы должен заставлять учащихся мыслить,

анализировать

,

отстаивать

свою

точку

зрения.

Это

невозможно

сделать

при

сухом,

догматическом подходе к преподаванию. Поэтому и возник нетрадиционный урок как

одно из средств решения проблемы. Нетрадиционный урок – это голос учителя, живой

опыт,

это

реакция

педагога

на

проблемы,

происходящие

вокруг,

попытка

внести

разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер. Важна идея,

а творческий учитель найдёт формы ее воплощения.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня

нет

такого

учителя,

который

не

задумывался

бы

над

вопросами:

«Как

сделать

урок

интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию

успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы

ребята

на

уроке

работали

добровольно,

творчески;

мажорно

познавали

предмет

на

максимальном для каждого уровне успешности?

В результате поиска ответа на волнующие меня вопросы я пришла к выводу, что

интерес

к

урокам

русского

языка

и

литературы

можно

вызвать

у

учащихся

нестандартностью

подхода

к

содержанию

в

организации

изучения

предмета.

Формирование положительной мотивации ученика к обучению должно рассматриваться

каждым

учителем

как

специальная

задача.

Как

правило,

мотивы

связаны

с

познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями,

навыками,

умениями.

Для

организации

благоприятного

климата,

ориентирующего

учащегося

на

коммуникацию,

необходимо

выбирать

такие

формы,

которые

будут

стимулировать деятельность учащихся. В свое время Бернард Шоу сказал: «Единственный

путь, ведущий к знанию – деятельность». Для плодотворной и эффективной деятельности

учащихся

характерн6ы

нетрадиционные

формы

проведения

занятий.

Нестандартные

уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую Существует несколько

классификаций нестандартных уроков и множество их видов. Многие из них мы, учителя-

предметники, применяем в своей работе.

Нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, т.к. они формируют у

учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать

навыки

учебной

деятельности,

оказывают

эмоциональное

воздействие

на

детей,

благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Следовательно,

исходная идея современного урока – повышение активности каждого ученика. В решении

поставленных

задач

мне

помогают

нетрадиционные

формы

обучения.

Начинаю

с

осознания

того,

чему

мои

ученики

должны

научиться

к

старшим

классам,

что

им

пригодится на всю жизнь:

самостоятельно, творчески осмысленно добывать знания на всех этапах обучения;

систематизировать и обобщать полученные знания;

уметь читать вдумчиво, творчески осмысливая прочитанное;

работать со справочниками и словарями;

уметь вести споры, диспуты, дискуссии;

овладеть всеми видами языкового разбора;

выразительно говорить, уметь выступать перед публикой;

уметь работать в коллективе, брать инициативу и ответственность перед публикой;

осознавать роль и место языка в системе наук;

уметь писать творческие работы всех типов, знать основы стихосложения.

Излюбленной формой урока учащихся 5-7 классов остаётся урок-игра. Отличительной

особенностью

таких

уроков

является

то,

что

их

психологическую

основу

составляет

механизм

воображения:

учащиеся

представляют

себя

в

определённых

ролях,

оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за

основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В

чём же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного

фантастического

сюжета,

приглашение

любимых

героев),

и

в

доступности

изложения

материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь учащимся надоедает Зубрить» из

урока

в

урок

материал

учебника.

Но

если,

например,

представить,

что

ты

попал

на

необитаемый остров или другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради

этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжение

или научиться писать частицу со словом. На нестандартных уроках с 5 класса мои ученики

выполняют такие виды работы, которые требуют о них самостоятельных, нестандартных

решений,

творческого

поиска:

составляют

кроссворды,

литературные

викторины,

придумывают

задания

к

тестам,

разгадывают

ребусы,

сочиняют

сказки,

участвуют

в

лингвистических экспериментах, демонстрируют свои способности в рисовании. Затем в

старших

классах

с

этими

учащимися

провожу

уроки,

способствующие

активизации

мыслительной

деятельности

учеников:

семинар,

диспут,

урок-исследование,

урок-

конкурс,

урок-концерт.

Эти

уроки

позволяют

формировать

ключевые

компетенции

учащихся, в том числе и компетенцию личностного самосовершенствования. На таких

уроках учащиеся становятся не только

зрителями, слушателями, но и художниками,

актёрами,

что

объединяет

компетенцию

личностного

самосовершенствования

с

общекультурными компетенциями.

При всём многообразии и эффективности нетрадиционных форм обучения

использовать

их,

на

мой

взгляд,

нельзя

часто

по

целому

ряду

причин.

Для

себя

я

разработала

правила

проведения

нестандартных

уроков,

которыми

руководствуюсь

в

своей

работе.

Но

ведь

хочется,

чтобы

каждый

урок

был

особенный,

со

своей

«изюминкой»,

поэтому

часто

прибегаю

к

нестандартным,

творческим

элементам

отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант-кроссворд, и

составление загадок на уроке, и задание по типу «найди

лишнее», и многие другие.

Главное, чтобы учащимся на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать,

учиться,

а

ведь

для

этого

важны

и

ситуация

успеха,

которую,

как

правило,

создают

нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой учащиеся

приучаются

на

таких

уроках,

и

творческое

отношение

к

родному

языку,

которое

воспитывается только на творческих уроках.

К непосредственному участию в организации нестандартных уроков по наиболее

интересным и особенно социально-значимым темам важно привлекать как отдельных

учащихся,

так

и

группы.

Работа

в

группе

воспитывает

у

учащихся

умение

общаться,

сотрудничать, совместно наблюдать, ставить проблемы и решать их. Проводимая ими

работа при подготовке таких уроков, результаты исследования ложатся в основу урока. Так

прием

педагогической

техники

«сотрудничество»

позволяет

учащимся

выйти

на

функциональную позицию «коллега», что обеспечивает формирование коммуникативной

и учебно-познавательной компетенций.

При проведении интегрированных уроков, являющихся, как правило, нестандартными,

выстраивается

содержание

образования,

которое

помогает

учащемуся

удерживать

и

воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей

между объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с

разных сторон один и тот же предмет. В нашей школе сложилась система проведения

интегрированных уроков по литературе и истории, литературе и ИЗО, русскому языку и

географии,

русскому

языку

и

биологии.

На

такие

уроки

приглашаются

учителя-

предметники,

учителя

начальной

школы

и

все

желающие

окунуться

в

необычную

атмосферу

такого

урока.

Такие

уроки

способствуют

активизации

познавательной

деятельности

школьников,

стимулируют

их

познавательную

активность,

являются

условием

успешного

усвоения

учебного

предмета

и

формируют

познавательную

компетенцию учащихся.

Что дают такие уроки самому учителю?

Рождение

нового

уровня

мышления

глобального,

интегрированного,

а

н6е

замкнутого в своей узкой специализации;

освобождает учебное время для изучения другого явления;

исключает дублирование учебного материала;

усиление межпредметных связей.

Что даёт данная работа ученику?

Активизацию мыслительной деятельности;

Интенсификацию учебного материала;

Расширение сферы получаемой информации;

Подкрепление мотивации в обучении;

Умение

сопоставлять

и

анализировать

отдельные

явления

с

различных

точек

зрения, рассматривать их в единстве взглядов;

Снижение перегрузок.

Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для

ученика и учителя в процессе обучения.

Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства,

поэтому

важно

интегрировать,

правильно

сочетать

разнообразие

приёмов

учебной

деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат

обучения и здоровья у школьников.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска,

творческого

творчества

и

уже

не

на

уровне

традиционной

методики,

а

на

уровне

интеграции знаний по предметам, нестандартных форм обучения и воспитания.

Таким образом, можно утверждать, что нестандартные уроки в современной школе

являются средством формирования ключевых компетенций учащихся. Хочется сказать, что

задумываться

над

тем,

что

нестандартный

урок

в

современной

школе

реальная

потребность

времени,

необходимо

всем

тем,

кто

заинтересован

в

формировании

всесторонне

развитой

личности,

а

также

всем,

кто

занимается

вопросами

базового

педагогического

образования

и

использования

инновационных

методов

в

процессе5

обучения и воспитания.

Формирование ключевых компетенций невозможно измерить привычными

контрольно-измерительными материалами, да и не нужно. На сегодняшний день главным

«измерителем» становится успешность личности в социуме. Развивая компетентность, мы

развиваем личностные качества учащегося и качества, связывающие его с социумом, с

жизнью. Именно это и позволяет выпускнику быть в ней успешным.



В раздел образования