Авторы: Стрелкова Ольга Григорьевна, Матросова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13 им.Ю.А.Гагарина" г.Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: разработка занятия "Игровая экология"
Тема: "Жизнь леса"
Раздел: начальное образование
Разработка занятия "Игровая экология" на тему: "Жизнь леса". На занятии "Жизнь леса» рекомендуется
просмотр мультфильма "Будь здоров, зеленый лес!»".
Тема: «Жизнь леса»
Цели:
познакомить с экосистемой леса; с флорой и фауной экосистем;
раскрыть значение экосистемы в природе и жизни человека;
показать необходимость и способы охраны;
учить видеть красоту цветущих растений.
2. развивающие:
развивать познавательную активность;
развивать речь, мелкую моторику рук.
3. воспитательные:
воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Жизнь леса», мультфильм «Будь здоров, зеленый
лес!», раскраска «Лесовичек», цветные карандаши.
Ход занятия:
I.Орг.момент. Исполняют детскую песню «Я хочу чтоб птицы пели»
II Актуализация знаний.
Предлагаю всем загадки. Отвечайте мне ребятки.
Кто ответит лучше всех, того ждёт большой успех!
*****
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
*****
Весной одевается.
Осенью раздевается (Лес)
*****
Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной. (Лес)
- Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответ детей: о лесе).
Совершенно верно сегодня мы отправимся в гости в лес, а сопровождать всех нас будет старичек -
лесовичек! Он расскажет нам о лесе, лесных этажах и обитателях. (Все слайды презентации
сопровождаются изображением старичка - лесовичка).
- Ребята, в вашем представлении, что такое лес?
Лес – это обширная территория, покрытая кустарниками и деревьями.
Леса занимают около трети
площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км².
«Русский лес»
Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичек.
Средь зарослей колючих покажет родничек.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы.
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
С. Никулин
- Кто сможет рассказать, какового значение леса? (Ответы учащихся).
Беседа старичка – лесовичка с учениками о значении леса по картинкам, представленным на слайде
презентации:
1.Из растений леса получают всевозможные лекарства.
2.Лес – это дрова, топливо.
3. Лес снабжает человека пищей – грибами, ягодами, орехами, мясом зверей и птиц.
4. Для зверей и птиц лес не только кормилец, но и дом родной.
5. Лес – это строительный материал, мебель.
6. Из дерева получают бумагу, на которой мы пишем.
7. Из древесины получают свыше 20000 различных изделий и продуктов.
8. Лес используют для защиты полей от засухи.
9. Там, где много леса, там полноводные реки.
10.Лес – это фабрика кислорода (1 га зеленых насаждений за 1 час может поглотить 2 кг углекислого
газа, а за 1 год выделить около 10 тонн кислорода).
11. Лес – украшает нашу землю, поэтому это любимое место отдыха для взрослых и детей.
Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.
Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов. Первый ярус - это главный древесный полог.
Его высота доходит до тридцати и даже более метров. Второй ярус - это подрост. Третий - подлесок.
Четвертый - травяной покров. Пятый - мхи и лишайники. (Рассказ учителя сопровождается показом
слайдов презентации «Ярусы леса» и «Экологические ниши леса»).
Лес – это дом, в котором живут братья наши меньшие. Расселение обитателей лесного дома по «этажам»
(ярусам) является одним из таких приспособлений. Мыши живут в корнях - в самом низу; разные
птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках;
дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом
верху селятся хищники: ястреба и орлы. При таком расселении каждому растению достается столько
солнечного света, сколько оно любит, а каждому животному - достаточно пищи. В лиственном лесу пять
«этажей». Основу лесного дома составляют деревья.
Старичок-лесовичок загадывает ребятам загадки о деревьях, которые растут на первом «этаже» (в
первом ярусе). Они их отгадывают, а затем показывают их на слайде.
*****
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Сосна.)
*****
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей. (Дуб.)
*****
Стоит красавица:
Косы зеленые, платье белое,
Кора горючая,
Ветки плакучие, семя летучее. (Береза.)
*****
Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер - дождевик
У него зеленые листья
Покраснеют в тот же миг. (Клен.)
*****
Есть сережки,
Но не девчонка.
Есть шишки
Да не сосенка.
А живет в низинке
Около лощинки. (Ольха.)
*****
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то - медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа.)
Лесовичок хвалит детей за то, что они справились с его заданием, и продолжает свой рассказ. «На
втором «этаже», - говорит старичок-лесовичок, - представлены такие деревья:
*****
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам - украшение,
И дроздам угощение. (Рябинка.)
*****
Белые душистые цветы
«Дают» черные вязкие плоды». (Черемуха.)
Старичок-лесовичек показывает ребятам картинки с изображением кустарников: калины, боярышника и
лещины, а шиповник ребята находят сами по его загадке:
*****
Зеленые кусточки, алые цветочки.
Кочки-коготочки стерегут цветочки
А плоды в красной рубашке,
Брюшко камешками набито. (Шиповник.)
Старичок-лесовичек обращает внимание детей на то, что кроме кустарников на третьем «этаже» они
могут видеть молодые деревца, родители которых растут на первом и втором «этажах».
Затем ученики знакомятся с четвертым ярусом. Старичок-лесовичек предлагает ребятам посмотреть под
ноги и сказать, что там растет. Дети находят землянику, ландыш, пижму, чернику.
*****
На припеке у пеньков
Много-много стебельков,
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Радугами стебельки —
Собираем огоньки. (Земляника.)
*****
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)
*****
В прореженном лесу и у дорог
Ты встретишь дикую рябинку.
Вместо красных ягод у нее
С июля по сентябрь
Желтые цветки собраны в корзинку. (Пижма.)
*****
Под листом на каждой ветке,
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черника.)
Старичок-лесовичек хвалит детей за хорошее знание травянистых растений, и напоминает, что нам
осталось познакомиться с последним этажом леса. Пятый «этаж» состоит из мхов, лишайников и
грибов.
*****
У него одна нога,
Да и та без башмака. (Гриб.)
*****
На лесных полянах, в рощах
Средь грибов расту и я.
По натуре, между прочим,
Ядовита, как змея. (Бледная поганка.)
*****
В шапке красной
Враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да скорее отойди! (Мухомор.)
*****
Похож я на гриб боровик,
Но имя мое... (Моховик.)
Старичок-лесовичок обращает внимание детей на то, что в лесу имеется еще и «подвал». Это - почва, в
которой находятся корни деревьев.
ФИЗМИНУТКА. (музыкальная)
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём,
И в розвалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее:
Раз, два, раз, два –
Позади уже вода.
Дидактическая игра «Деревья, кусты, цветы»
Начинается с музыкальной композиции.
Ведущий предлагает послушать названия цветов, кустов и деревьев и одновременно выполнять разные
движения. Например, если назван цветок, дети должны похлопать в ладоши, если назван куст - потопать
ногами, а если дерево - то попрыгать. Если участник неправильно выполняет задание, ошибается, то с
него берется фант, т. е. в конце игры он должен рассказать стихотворение, спеть песенку или загадать
загадку о растении.
Цветы Жасмин
Ландыш Сирень
Ромашка Рябина
Незабудки Малина
Колокольчик Смородина
Сирень Пижма
Боярышник Одуванчик
Деревья Мать-и-мачеха
Сосна Кусты
Береза Калина
Дуб Шиповник
Ель Липа
Тополь Яблоня
Клен Роза
Старичку-лесовичку понравилась игра детей, и он решает, что пора поговорить о других обитателях
леса. Животные также занимают определенные «этажи». Для них лес, словно многоэтажный дом с
многочисленными квартирами.
*****
Дом открыт со всех сторон,
В доме тысяча колонн,
Над колоннами - шатры,
Под колоннами ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и шатрах.
Старичок-лесовичек рассказывает детям, какие животные на каком «этаже» живут. На первом «этаже»
живут иволга, сойка, белка, а также насекомые и гусеницы. Детям предлагаются такие загадки:
*****
Жить без дела не люблю я,
В пятом я встаю часу,
То сажаю кедры клювом,
То дубы в густом лесу. (Сойка.)
*****
Прилетает иволга
В рощи позже всех,
И гнездится иволга
В рощах выше всех.
С ветром повстречается:
«Как бы не унес!»
На гнезде качается
В зелени берез. (Иволга.)
*****
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка.)
*****
В дуплах селятся дятлы, поползни, горихвостки.
Он по-рабочему одет —
Удобно, просто, ловко,
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел.)
*****
Чей напев с концовкой разной,
То синицей прозвенит,
То весничку передразнит,
То зарянку повторит.
Черно-рыжая манишка,
Подвижной с рыжинкой хвост.
Скажет вам любой мальчишка: Это ...(Горихвостка.)
*****
На третьем «этаже», в кустарнике живут дрозд, снегирь, славка. Загадки и стихи о жителях
кустарникового яруса.
Там, где растут травы - селятся мухи, пчелы, осы, птицы, бабочки, муравьи. Старичок-лесовичек читает
стихи и загадки.
*****
Расту червяком, питаюсь листком.
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весной я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю. (Бабочка.)
*****
Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы.)
*****
Хоть она и жалит больно,
Но работой мы довольны. (Пчела.)
*****
Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети,
Кто расставил сети? (Паук.)
*****
Не найдешь на белом свете
Силачей таких, как эти,
Трудовой такой семьи.
Кто же это? (Муравьи.)
Под землей живут кроты, личинки насекомых, некоторые гусеницы, дождевые черви, жуки. Детям
загадываются загадки о подземных обитателях.
*****
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда,
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем. (Крот.)
*****
Волосата, зелена,
В листьях прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница.)
Старичек – лесовичек обращает внимание учеников, что им пора возвращаться с лесной прогулки. И
дает напутствие детям: «Ребята, мы хорошо отдохнули в лесу, узнали, кто и где из лесных обитателей
живет. Обязательно приходите в гости в лес и не забывайте, что его нужно беречь! Давайте вспомним,
отчего и почему необходимо охранять лес? Вспомните правила поведения в лесу» (Ответы учеников)
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Сидит белка на тележке. (В самом начале кулачек сжат)
Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
«Раскрасим старичка - лесовичка»
Ученики получают раскраску «Лесовичек» и раскрашивают его.
III. Итоги урока.
- Каково значение леса?
- Какие «этажи» существуют в лесу? Назовите лесных жителей каждого этажа.
- Почему надо беречь лес? Каковы правила поведения в лесу?
IV. Просмотр мультфильма «Будь здоров, зеленый лес! »