Автор: Меденцова Виолетта Владиславовна
Должность: педагог по скрипке
Учебное заведение: СПб ГБОУ "ДМШ №17 им. А. Г. Рубинштейна"
Населённый пункт: Санкт–Петербург, г. Петергоф, Санкт–Петербургский пр., д. 4а литер Б
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Первый урок игры на скрипке
Раздел: дополнительное образование
Первый урок игры на скрипке
Начальный этап в обучении игре на скрипке является определяющим для
дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое
внимание. Способов и методов работы с маленькими детьми очень много. В
этой статье я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы в
музыкальной школе.
Первый урок, очень важный и ответственный, как для педагога, так и для
ученика. В первую очередь, нужно подобрать подходящий по размеру
инструмент и решить, будет ребёнок играть с мостиком или подушечкой. Все
мои ученики играют с мостиком, как оказалось, он удобнее всего. Когда
инструмент подобран, я начинаю знакомить детей с ним. Лучше все придумать
небольшой рассказ про скрипку, из чего она состоит, рассказать как за ней
ухаживать. Так как на первых урока присутствуют родители ( это очень важно,
именно они будут помогать детям с домашним заданием ), я прошу их купить
все необходимое для занятий (канифоль, фланелевую тряпочку, нотную
тетрадь ).
Ребёнок познакомился с инструментом и заинтересовался. Мы переходим к
следующему этапу - прослушивание . Определить наличие музыкальных
способностей ребенка можно, используя такие способы, как:
- беседа с ребенком;
-
наблюдение за ребенком;
-
тестирование на определение музыкального слуха и чувства ритма.
В ходе беседы, я прошу ребёнка рассказать свой любимый стих или спеть
песню. Это поможет определит эмоциональность и артистизм ребёнка. Чтобы
выявить интерес к музыке, можно спросить, что он знает о музыке, хотел бы он
ею заниматься. Что ему больше нравится — петь или играть на каком-нибудь
инструменте?
Наблюдая за ребенком (или вспоминая какие-то эпизоды), вы легко сможете
определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.
В возрасте 3—7 лет и старше показателями музыкальности и наличия
способностей у детей являются:
-
способность легко и надолго запоминать понравившиеся песни (ребенок
более или менее «чисто» поет, любит придумывать какие-то свои песни);
-
стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное
участие в утренниках и праздниках
).
Определение музыкального слуха
- Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди
два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук
был ниже, а какой выше.
- Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько
прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно и спросите,
сколько звуков он слышит теперь.
Первые два пункта проверяют активность слуха, способность «ориентироваться
в звуковом пространстве».
-
Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка
повторить
.
Определение чувства ритма
-
Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и
попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от
успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.
Подводя итоги тестирования, важно понимать, что наличие музыкальных
способностей, таких как музыкальный слух или чувство ритма, еще не
означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание
заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок
успехов в музыке или нет.