Автор: Егорова Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.Инта, Республика Коми
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Модель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в условиях реализации ФГОС через деятельность школьной детской общественной организации «Солнечный город»
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
Программа внеурочной деятельности
Модель организации внеурочной деятельности на
уровне начального общего образования в условиях
реализации ФГОС через деятельность школьной
детской общественной организации
«Солнечный город»
Егорова О.И., учитель начальных классов,
куратор ДОО «Солнечный город».
Живых М.Б., учитель начальных классов,
куратор ДОО «Солнечный город».
Оглавление
стр.
1.
Описание сущности и содержания модели
1-13
2.
Список литературы
14
3.
Приложения
15-18
4.
Презентация
Модель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в
условиях реализации ФГОС через деятельность школьной
детской общественной организации
Егорова О.И., учитель начальных классов,
куратор ДОО «Солнечный город»,
Живых М.Б., учитель начальных классов,
куратор ДОО «Солнечный город»,
Самое прекрасное зрелище на свете — это вид ребенка,
уверенно идущего по дороге жизни после того,
как ее показали ему.
Конфуций
I.Актуальность проблемы
Детство — это особый общественно значимый мир, который постоянно находится в движении
и развитии. Он, как губка, обладает большой восприимчивостью к усвоению норм, ценностей
и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Дети — особая ценность общества,
его красота, здоровье, будущее, а потому они требуют более заинтересованного отношения к себе
всех взрослых структур.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом организация
внеурочной
деятельности
детей
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный
процесс. Поставленная школьной реформой задача обновления системы образования приводит к
необходимости по-новому взглянуть на место и роль внеурочной деятельности в современных
условиях.
Школа
не
может
не
учитывать
влияния
на
воспитание
детей
различных
социальных
институтов. Среди них особое место занимают детские общественные организации.
В новом
ХХI веке
в условиях
реализации
Конвенции
о правах
ребенка
и начавшегося
Всемирного
движения в интересах детей, дети способны стать партнерами, союзниками взрослого общества,
а не только объектом его воздействия.
Одной
из
моделей
такого сотрудничества
является
деятельность
детской
общественной
организации (далее ДОО) в начальном звене «Солнечный город», девизом которой стали слова:
«Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас интересных затей!».
Благодаря ДОО «Солнечный
город» познание ребенком самого себя, т.е. его самоопределение начинается уже с первой ступени
(1-4
классы)
образования.
Для
ребенка
создается
особое
образовательное
пространство,
позволяющее
развивать
собственные
интересы,
успешно
проходить
социализацию
на
новом
жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
В
условиях
современной
жизни,
существующая
система
дополнительного
образования,
физкультуры и спорта не способна охватить свободное время всех детей и подростков. Многие
существующие формы дополнительного образования направлены на работу с детьми способными
и одаренными, в каком либо виде деятельности. Осуществление воспитания в детской школьной
общественной
организации
дает большие возможности для развития социальных качеств
личности, навыков и умений организаторской деятельности, дополняя существующие институты
воспитания и образования, и создавая такую воспитательную среду, где может проявиться и
самоутвердиться ребенок с любыми потенциальными способностями и склонностями в области
спорта, творчества, развития профессиональных навыков.
Современность
предъявляет
особые
требования
к
человеку.
Сегодня
нужна
открытая,
неконфликтная,
творческая,
компетентная
личность,
умеющая
работать
в
команде.
Ведь
объединяясь, дети приносят в общую «копилку» свои знания, опыт, открытия, они приобщаются к
общественной жизни, проходят школу гражданского возмужания и ответственности, здесь же
формируется
их
мировоззрение.
Практика
свидетельствует,
что
социализация
личности
идет
успешнее в процессе общественной деятельности в объединении, чем вне ее.
Таким
образом,
актуальность
данной
модели организации внеурочной
деятельности на
уровне
начального
общего
образования
в
условиях
реализации
ФГОС
через
деятельность
школьной детской общественной организации «Солнечный город» обусловливается:
- необходимостью подрастающего поколения в проявлении инициативы и самодеятельности,
посильного и реального участия в жизни общества;
- стремлением к взрослости и утверждения себя в значимой для общества деятельности;
- формированием личности человека в результате долгого процесса его деятельности и
отношений с другими людьми. Группируясь в различные компании, команды и т. п., дети, таким
Универсальные учебные действия
- элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности
- обеспечение целостности содержания образования
Урочная
деятельность
Внеурочная деятельность
УУД
образом, объединяют свой опыт и свои возможности в игре, учебе, труде и другой деятельности.
Стремление к объединению – естественная потребность детей.
II. Целеполагание
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 10».
Особое
внимание
в
федеральных
стандартах
акцентируется
на
достижении
личностных
и
метапредметных
результатов,
что
и
определяет
специфику
внеурочной
деятельности,
в
ходе
которой учащихся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать,
чувствовать, принимать решения и др.
Цель
модели
организации
внеурочной
деятельности
на
уровне
начального
общего
образования
в
условиях
реализации
ФГОС
через
деятельность
школьной
детской
общественной организации «Солнечный город»:
становление
воспитательной
системы
через
формирование
единого
общешкольного
коллектива;
создание
условий
для
достижения
учащимися
необходимого
для
жизни
в
обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социа льных,
интеллектуальных интересов учащихся;
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное
от учёбы время.
Задачи
модели
организации
внеурочной
деятельности
н а уровне
начального
общего
образования
в
условиях
реализации
ФГОС
через
деятельность
школьной
детской
общественной организации «Солнечный город»:
развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в
новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность;
становление и проявление индивидуальности;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;
создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через
представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
обучение
принципам
коллективно-групповой
деятельности:
основы
общения
и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К
числу
планируемых
результатов
освоения
программы внеурочной деятельности
отнесены:
Рисунок 1. Основание для построения новой модели
личностные
результаты
—
готовность
и
способность
учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников
нача льной
школы,
от ражающие
и х
индивидуально-лично стные
позиции,
с о ц и а л ь н ы е
компетентности,
личностные
качества;
сформированность
основ российской, гражданской идентичности.
метапредметные
результаты —
освоенные учащимися
УУД
(познавательные,
регулятивные и
коммуникативные)
УРОКИ
ДОО
«Солнечный город»
Формы деятельности ДОО «Солнечный город» направлены на закрепление, развитие УУД.
Содержание занятий (дел, мероприятий) по программам ориентировано на формирование,
закрепление УУД.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд
очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка.
III. Модель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования в условиях реализации ФГОС через деятельность школьной детской
общественной организации «Солнечный город»
Заинтересованность нашей школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняет
не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные
результаты.
На этапе развития личности ребёнка, когда еще не накоплен социальный и культурный опыт,
основной целью деятельности детской общественной организации «Солнечный город», является
создание
максимально
широкого
поля
деятельности
для
реализации
его
идей,
замыслов,
стремлений и творческих инициатив. Это наилучшее время для формирования его взглядов на
жизнь,
лучшее
время
для
формирования
самостоятельного,
целостного,
полноценного
члена
общества, гражданина своей страны.
Детская общественная организация «Солнечный город» создана для учащихся 1-4 классов
и осуществляет
свою
деятельность
на
базе
МБОУ
«СОШ
№10».
Деятельность
организации
регламентируется Уставом, Положением о детской общественной организации.
Членов организации объединяет стремление сделать жизнь интереснее, желание научиться
слышать, понимать друг друга и действовать вместе, потребность знать больше, чем знают.
В
процессе
реализации
программы
учащиеся
участвуют
в самых
различных
аспектах
взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, социальных, экологических,
нравственных, правовых, трудовых, и т. д.
Программа детской общественной организации «Солнечный город» предоставляет не только
различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации,
так
как концептуальные
основы
программы
опираются
на
идеи,
принципы
и подходы
гуманистической педагогики и психологии:
принцип личностного подхода — признание личности развивающегося человека высшей
социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
принцип деятельного подхода — находясь в детской организации, ребенок живет реальной
жизнью,
отвечающий
общечеловеческим
потребностям,
возрастным
и половым
особенностям,
наполненной
разнообразной
деятельностью —
общественно-полезной,
самодеятельной, творческой;
членом организации может стать
любой учащийся начальной школы
обеспечение условий для сотрудничества
не только с членами детской общественной организации «Солнечный город»,
но и с членами других организаций
деятельность в рамках организации
направлена на развитие личности
обеспечение тесного взаимодействия между членами организации
сотрудничества
сотрудничества
открытости
сотрудничества
развития
сотрудничества
взаимодействия
сотрудничества
Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Направления:
спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социально-значимая деятельность; общеинтеллектуальное; общекультурное
I четверть
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
II четверть
«Хотим всё знать!»
III четверть
«Твори, выдумывай, исследуй и
пробуй!»
IV четверть
«Дорогами добра и милосердия!»
На базе школы
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов»
Центр национальных культур
Дворец спорта
Краеведческий музей
Центральная
библиотека
Центр внешкольной работы
участие
в творческих,
деловых
проектах,
в различных
акциях
формирует
способность
к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё
дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно
сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
принцип
вариативности —
разнообразие
направлений
содержания,
форм
работы.
Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);
принцип
средового
подхода —
включает
различные
варианты
взаимодействия
детской
организации со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования).
Деятельность
участников
детской
организации
строится
в соответствии
с основными
принципами.
Рисунок 2. Деятельность участников организации
Предлагаемая модель
организации внеурочной
деятельности через
деятельность
школьной детской общественной организации «Солнечный город» является эффективной, так
как происходит обучение, развитие, воспитание ребенка в различных сферах деятельности за счет
единого целеполагания и направления программы деятельности детской организации на школьном
уровне.
В начальной школе направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное)
являются
содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации
внеурочной деятельности. Данные направления реализуются ДОО по четвертям через программы
с
одноименными
названиями.
Д О О
«Солнечный
город»
осуществляет
также
сетевое
сотрудничество с различными организациями города Инты.
Модель организации деятельности ДОО
Что бы жизнь организации была не просто интересной, но и развивающей, деятельность
детской организации предполагает:
овладение знаниями по определенному направлению;
приобретение умений и навыков по определенному направлению;
общественно-значимые акции и дела по определенному направлению.
В
работе
по
основным
направлениям
программы
используются
различные
формы
деятельности в зависимости от возрастных особенностей членов организации.
1 четверть
посвящена
здоровью
и
формированию
основ
здорового образа жизни.
Девиз четверти:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Цель: содействовать утверждению в жизни идей
добра
и
красоты
духовного
и
физического
здоровья детей.
Задачи:
•
воспитание
здорового
образа
жизни
и физического самосовершенствования;
•
вовлечение
учащихся
в спортивную
жизнь
школы и города;
•
воспитание
понимания
важности
здоровья
для будущего самоутверждения.
2 четверть «Хотим всё знать!»
способствует
развитию
познавательной
активности, повышению учебной мотивации.
Цель: развитие интеллектуальных способностей
учащихся.
Задачи:
•
создание
условий
для
интеллектуального
Девиз четверти:
«Да здравствует право читать,
Да здравствует право писать,
Каждый, кто учится в школе,
Имеет право всё знать!»
развития учащихся;
•
формирование интеллектуальной культуры
учащихся,
развитие
их
кругозора
и
любознательности;
•
повышение информационной грамотности.
3 четверть «Твори, выдумывай, исследуй и
пробуй!» способствует раскрытию и развитию
творческих способностей детей.
Девиз четверти:
«Творить,
значит
учиться.
Учиться,
значит
творить!»
Цель:
развитие
творческих
способностей
и талантов детей.
Задачи:
•
развитие творческого мышления детей;
•
развитие
самостоятельности
и творческой
активности.
4 четверть «Дорогами добра и милосердия!»
раскрывается через добрые дела, формируются
основы
нравственности,
гражданственности,
патриотизма.
Девиз четверти:
«Дорогами добра и милосердия!»
Цель: формирование основ нравственности,
гражданственности, патриотизма.
Задачи:
•
ф о р м и р о в а н и е
г у м а н и с т и ч е с к о г о
мировоззрения,
осознание
своих
прав
и
прав других людей;
•
воспитание младших школьников
достойными гражданами России;
•
привитие навыков развивающей
инициативы, организаторских
способностей, ответственности и
возможности принимать самостоятельные
решения, направлять свою деятельность на
пользу общества;
•
формирование норм толерантности;
•
формирование нравственных качеств
(дружбы, товарищества, братства, чувства
милосердия).
Главным
средством
и
условием
реализации
воспитательного
потенциала
детской
общественной
организации
выступает деятельность,
основными
видами
которой
являются
игровая,
познавательная,
нравственная,
трудовая,
художественная,
эстетическая,
спортивная,
общественная.
Разнообразие
деятельности
-
одно
из
непрерывных
условий
реализации
воспитательного
потенциала: чем разнообразнее деятельность, тем больше возможности для
самореализации
личности,
проявления
социальной
активности
и
включенности
в
позитивно
направленную деятельность.
Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы
ДОО «Солнечный город»
1) Спортивно-оздоровительное:
экскурсии, подвижные игры;
беседы, игры, викторины по охране здоровья;
спортивные прогулки и флешмобы.
работа оздоровительного лагеря дневного пребывания во время каникул;
выпуск газет, информационных бюллетеней;
брейн-ринги, КВНы («Здоровому всё здорово!»), «Суд» над вредными привычками др.
игры по станциям здоровья;
ежегодный выпуск «Книги Здоровья»;
традиционные дела: «Веселые старты», День здоровья, спортивные соревнования «Рыцари
России», Школьные Олимпийские игры и др.
2) Общекультурное:
организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
тематические беседы, викторины, игры;
ролевые игры;
импровизация сценок, спектаклей;
т
радиционные дела: участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического
цикла
на
уровне
школы,
города,
республики,
России,
инсценирование
историй,
сказок,
конкурсы чтецов.
3) Общеинтеллектуальное:
библиотечные уроки;
конкурсы, экскурсии, фестивали, викторины, деловые и ролевые игры;
фестиваль «Созвездие наук»;
интеллектуальный конкурс «Умники и умницы»;
участие в научно-исследовательских конференциях.
традиционные
дела:
предметные
недели
и
олимпиады,
акция
«Помоги
библиотеке»,
интеллектуальный марафон и др.
4) Духовно-нравственное:
выставки рисунков;
оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
т
радиционные дела:
фестиваль «В дружбе народов – единство края», встречи с ветеранами
ВОВ и труда, уроки мужества, игра «Зарничка», операция «Забота».
5) Социально-значимая деятельность:
субботники;
проведение акций на уровне школы, детских садов;
социальные проекты;
традиционные дела: праздник «День птиц», операция «Птичий домик», акция «Живи,
Земля!», фотоконкурсы, декада по озеленению, акция «Школа – наш дом, будь хозяином в
нем», субботники и др.
(Приложение 1)
Деятельность детской организации в социуме:
1)
Зона
действия IV микрорайон:
шефская помощь детскому саду «Родничок», «Северное
сияние»; операция "Чистый город", «Чистый подъезд», "Листопад", "Дети - детям" и др.
2) Зона действия детской организации с детскими организациями, учреждениями дополнительного
образования.
Виды деятельности учащихся:
репродуктивная деятельность;
поисковая деятельность;
исследовательская деятельность;
творческая деятельность.
ДОО «Солнечный город» имеет свой герб, флаг, гимн. Все учащиеся начальных классов
являются жителями «Солнечного города», а каждый классный коллектив имеет свой адрес (улицу):
1-А
улица Ромашек
2-А
улица Тюльпанов
3-А
улица Астр
4-А
улица Колокольчиков
1-Б
2-Б
3-Б
4-Б
улица Лютиков
улица Ландышей
улица Одуванчиков
улица Васильков
1-В
улица Маргариток
2-В
улица Лилий
3-В
улица Гвоздик
4-В
улица Фиалок
«Жители» каждой улицы имеют свои отличия: девиз, песню, атрибутику.
В «Солнечном городе» действует собственная денежная единица «1 цветик», обеспеченная
талантом, трудом, творчеством каждого из его жителей. «Цветики» собираются каждым ребенком
на своей «Полянке Достижений»,
которая находится в личном портфолио ученика. По итогам
года, набравший наибольшее количество «цветиков», получает звание: «Лидер 1 степени», «Лидер
2 степени», «Лидер 3 степени» в каждой параллели.
У ДОО «Солнечный город» уже есть свои традиции, яркие ритуалы, красочные символы.
Например:
«Бал
цветов»
(праздник
на
котором
подводятся
итоги
года,
вручаются
награды
«Лидерам», происходит ритуал приёма в организацию новых «жителей»). Продуманная работа с
символикой организации (наличие эмблемы, легенды обосновывающие название), поощрения,
почётные звания - всё это привлекает ребят, вызывает интерес взрослых.
Особенность воспитательного потенциала детской общественной организации заключается в
том, что прежде всего, созданы педагогические условия для: удовлетворения детьми потребности в
общении и совместной социально значимой деятельности со сверстниками; устранения дефицита
содержательного разновозрастного общения, развития, социального творчества, самовыражения;
утверждения среди других своего «Я»; освоения и формирования собственного социального
опыта;
обеспечения
самореализации
детей,
воспитания
социальной
активности;
участия
в
позитивно
направленной
деятельности.
Мир
игры,
фантазии,
свободы
творчества;
«мир
настоящего детства»- самое ценное в жизни растущего человека.
IV.
Критерии готовности к внедрению модели организации внеурочной на уровне
начального общего образования в условиях реализации ФГОС через деятельность
школьной детской общественной организации «Солнечный город»
В
качестве критериев
готовности
образовательного
учреждения
к внедрению
модели
организации внеурочной деятельности
на уровне начального общего образования в условиях
реализации ФГОС через деятельность школьной детской общественной организации «Солнечный
город» следует рассматривать следующие:
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые
условия, предусмотренные ФГОС НОО. Школа располагает оборудованным спортивным залом;
актовым
залом;
библиотекой;
спортивной
и
игровой
площадкой;
кабинетами
по
предметам,
оснащенными
интерактивным
оборудованием;
кабинетом,
оборудованным
компьютерной
техникой.
Психолого-педагогическое обеспечение
Одним из важных условий реализации данной модели является психолого-педагогическое
обеспечение, которое реализуется по следующим направлениям:
изучение личности и индивидуальных качеств членов детской организации;
изучение творческого потенциала членов детской организации;
изучение межличностных отношений между членами детской организации;
Критерии готовности к внедрению модели
организации внеурочной деятельности
Критерии готовности к внедрению модели
организации внеурочной деятельности
Разработка и
утверждение
основной
образовательной
программы
Разработка и
утверждение
основной
образовательной
программы
Приведение
нормативной базы
образовательного
учреждения в
соответствие с
требованиями ФГОС
НОО
Приведение
нормативной базы
образовательного
учреждения в
соответствие с
требованиями ФГОС
НОО
Обеспеченность
материально-
техническими
ресурсами
реализации основной
образовательной
программы в
соответствии с
требованиями ФГОС
НОО
Обеспеченность
материально-
техническими
ресурсами
реализации основной
образовательной
программы в
соответствии с
требованиями ФГОС
НОО
Обеспеченность
кадровыми,
финансовыми,
ресурсами
реализации основной
образовательной
программы в
соответствии с
требованиями ФГОС
НОО
Обеспеченность
кадровыми,
финансовыми,
ресурсами
реализации основной
образовательной
программы в
соответствии с
требованиями ФГОС
НОО
диагностика детских интересов и предпочтений;
ранжирование
ценностей
членов
детской
организации
(данные
обрабатываются
психологом);
психолого-педагогические
практикумы
с
педагогами
по
овладению
основами
педагогической диагностики, прогнозирования;
Кадровое обеспечение
Для
успешной
организации
деятельности
детской
организации
к
работе
кураторов
ДОО
привлекаются
в
качестве
консультантов-помощников
классные
руководители,
учителя-
предметники, педагоги дополнительного образования, родители.
V.
Практическая значимость
модели организации внеурочной на уровне начального
общего образования в условиях реализации ФГОС через деятельность школьной
детской общественной организации «Солнечный город»
Практическая значимость предлагаемой модели организации внеурочной деятельности
состоит в том, что:
•
кураторами
ДОО
«Солнечный
город»
была
разработана
программа
деятельности
детской
общественной
организации
«Солнечный
город»,
направленная
на
активизацию воспитательного потенциала учащихся;
•
предлагаемая модель организации внеурочной деятельности является эффективной с
точки зрения воспитательного потенциала, поскольку здесь органично сочетаются
возможности учебной деятельности, внеучебной
деятельности ДОО, социальных
проб и практик;
•
разработаны
методические
материалы
для
педагогов,
учащихся:
анкеты,
листы
в
портфолио «Полянки
Достижений», сценарии мероприятий по четвертям; листы
достижений (УУД) по каждому классу (ученику);
•
полученные
результаты
помогут
сориентировать
педагогов
5-х
классов
на
дифференцированный
подход
к
вовлечению
детей
в
детские
общественные
объединения на уровне среднего общего образования;
•
разработана технология взаимодействия с родителями (законными представителями),
представителями
различных
общественных
организаций,
учреждениями
дополнительного образования детей, позволяющая объединить в рамках учреждения
детей, родителей и разных специалистов;
•
в представленной модели организации внеурочной деятельности главным является то,
что
ребёнок
делает
выбор,
свободно
проявляет
свою
волю,
раскрывается
как
личность.
Данная
модель
организации
внеурочной
деятельности
позволяет
заинтересовать
ребёнка
занятиями
(делами)
после
уроков,
что
даёт
возможность
превратить
внеурочную
деятельность
в
полноценное
пространство
воспитания
и
образования;
•
данная
модель
в
условиях
любого
образовательного
учреждения
(может
использоваться
даже
внутри
одного
класса)
позволяет
обеспечить
воспитание
социальной активности и участие в позитивно направленной деятельности;
•
предлагаемая
модель
может
быть
использована
специалистами,
работающими
в
общеобразовательных учреждениях любого типа и вида.
VI. Ожидаемые результаты
Ожидаемым
результатом
реализации
модели
организации
внеурочной
деятельности на
уровне
начального
общего
образования
в
условиях
реализации
ФГОС
через
деятельность
школьной детской общественной организации «Солнечный город» должна стать теоретически
обоснованная
и
экспериментально
апробированная
модель
уклада
школьной
жизни
и
отработанный механизм её реализации в процессе воспитания и социализации.
Механизм оценки результатов
Первый уровень
Второй уровень
Школьник знает и понимает общественную жизнь
(1-2 класс)
Школьник ценит общественную жизнь
(3-4 классы)
Приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения
в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и
повседневной жизни.
Формирование позитивных отношений школьников к
базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Достижение
двух
уровней
результатов
внеурочной
деятельности
свидетельствует
об
эффективности предлагаемой модели организации внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- сформированность у членов организации чувства принадлежности к организации;
-
освоение,
добровольное
принятие
и
выполнение
конкретных
прав
и
обязанностей,
выработанных членами организации;
- отклик на социально-значимые события в городе, республике, стране и посильное участие в них;
- участие в организации жизнедеятельности коллектива;
-
проявление
активности,
творчества,
инициативы,
ответственности,
самостоятельности,
дисциплины, воли в достижении общих и личных целей; коллективизм, товарищество, забота и
желание придти на помощь людям;
-
расширение
возможностей
для
творческого
развития
личности
ребенка,
реализации
его
интересов;
- уменьшение количества детей, состоящих на учете и детей «группы риска»;
- вовлеченность учащихся, состоящих на учете и «группы риска» во внеурочную деятельность
школы;
-
сотрудничество
с
взрослыми
и
сверстниками
на
основе
общности
взглядов,
ценностей,
интересов, доверия, уважения, терпимости к мнению каждого члена.
Внедрение в образовательный процесс работы ДОО «Солнечный город» позволяет не только
системно
подойти
к
организации
воспитательной
работы на
уровне
начального
общего
образования, но и решить важные задачи – преемственности и массового вовлечения учащихся в
разнообразную, активную деятельность.
VII. Апробация и внедрение результатов работы
Предложенная модель
организации внеурочной
деятельности
на уровне
начального
общего образования в условиях реализации ФГОС через деятельность школьной детской
общественной организации «Солнечный город»,
имея достаточную материально-техническую
базу, кадровое и информационное обеспечение, современные методы и методики мониторинга,
успешно прошла апробацию и внедрена в практическую работу МБОУ «СОШ № 10» г. Инты.
Основные мероприятия предлагаемой модели обсуждались и представлялись:
Уровень
Мероприятия
Год
школьный
Педагогический совет по теме: «Система работы школы по
вовлечению обучающихся в социально активную деятельность,
взаимодействие и сотрудничество всех структур классного и
школьного самоуправления».
2015г.
муниципальный
Семинар
«Развитие
интеллектуальных,
познавательных
и
творческих способностей младших школьников на уроке и во
внеурочной деятельности».
2016 г.
муниципальный
Фестиваль
педагогических
идей
«Учимся,
познаем
себя,
творим».
2016г.
республиканский
Семинар-практикум
«Применение
исследовательской
деятельности, метода
проектов и
развитие
творческого
мышления детей в рамках
работы детской
общественной
организации «Солнечный город».
2011г
республиканский
Учебно-методический
семинар
«Сетевое
взаимодействие
2012г.
образовательных учреждений по организации дополнительного
образования и воспитательной работы в условиях моногорода».
республиканский
Семинар
для
педагогов
образовательных
учреждений
Удорского
района
Республики
Коми
по
теме:
«Организация
внеурочной
деятельности
учащихся
в
условиях
внедрения
ФГОС НОО».
2012г.
всероссийский
Конкурс
«Моя
инициатива
–
воплощение
в
реальность»
номинация
«Гражданские
инициативы,
направленные
на
развитие
гражданского
согласия
и
развитие
гражданского
общества в школе».
2012г.
Диплом
I степени
всероссийский
Выступление
на
тематической
секции
III
Всероссийской
конференции
«Наша
будущая
школа.
Модернизация
образования
и
личность
современного
учителя»
в
Санкт-
Петербурге.
2013 г.
муниципальный
Грамота победителю муниципального тура республиканского
этапа Всероссийского конкурса в области педагогики,
воспитания и работы с детьми школьного возраста и
молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный
подвиг учителя» ,2013г.
2013г.
республиканский
Диплом Министерства Образования Республики Коми за
победу в номинации «За организацию духовно-нравственного
воспитания в рамках образовательного учреждения»
Республиканского этапа Всероссийского конкурса в области
педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста
и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный
подвиг учителя» ,2013г.
2013 г.
Республиканский
конкурс на лучшую
Республиканский
конкурс
на
лучшую
модель
организации
внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
2014 г.
всероссийский
Почётная грамота Министерство Образования и науки
российской Федерации за значительные успехи в организации и
совершенствовании учебного и воспитательного процессов,
формирование интеллектуального, культурного и
нравственного развития личности. Большой вклад в
практическую подготовку учащихся и воспитанников и
многолетний плодотворный труд.,2015г
2015 г.
муниципальный
Диплом за личный вклад в организацию круглогодичного
оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. За
высокий профессионализм и трудолюбие
2017 г.
муниципальный
Грамота
за
многолетний,
добросовестный
труд,
верность
профессии, высокий профессионализм и творческий подход к
педагогическому делу
2018 г.
Результаты
внедрения
предлагаемой
модели
положительно
оценены
на
муниципальном,
республиканском и Всероссийском уровнях.
VIII. Заключение
В
представленной
модели
организации
внеурочной
деятельности н а уровне
начального
общего
образования
в
условиях
реализации
ФГОС
через
деятельность
школьной
детской
общественной организации «Солнечный город» главным является то, что ребёнок делает выбор,
свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Детская общественная организация «Солнечный город» объединила, сплотила, увлекла ребят
своей деятельностью. Дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать
свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими
детьми,
мы,
педагоги,
лишь
управляем
этим
процессом,
направляем
на
верный
путь
и
предоставляем материал для размышления, обсуждения.
А 100%-ое
вовлечение младших
школьников в социально-значимые дела является благодатной почвой для становления Человека-
Гражданина.
Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых в процессе проводимых
мероприятий организации «Солнечный город» позволяет раскрыть талант ребенка, развивать его
интеллект, формировать нравственные чувства, гуманные отношения, ценностные ориентиры на
здоровье,
потребность
творить
добро,
создавать
красоту.
В
ситуации
сотрудничества
и
насыщенной
творческой
деятельности
формируется
социальной
опыт
ребенка
-
базис
его
личностной культуры.
Список литературы
1.
Афанасьева
С.Г.
Алгоритм
создания
детского
коллектива//
Каждый
выбирает
для
себя.
Методический сборник по проблемам детского движения №5. Автор-составитель Н.Соколова. г.
Оренбург 2003.
2. Диагностика в детской организации //Каждый выбирает для себя. Методический сборник по
проблемам детского движения № 3. Автор-составитель Н.Соколова, г. Оренбург 2002.
3. Диханова Л.Г. Социальная роль и позиция взрослого в детской общественном объединении//
Каждый выбирает для себя. Методический сборник по проблемам детского движения №5. Автор-
составитель Н.Соколова, г. Оренбург 2003.
Приложение 1
План работы ДОО «Солнечный город» на 2015 -2016 учебный год
Название
четверти
Название мероприятия
Дата
проведения
Ответственные
I четверть
«Я здоровье сберегу,
сам себе я помогу»
Линейка «Открытие нового
учебного года»
сентябрь
Кураторы ДОО «СГ»
Беседы «Маршруты безопасности
в школе»
сентябрь
Классные руководители
5-минутки «Инфекция не
пройдёт!»
сентябрь
Классные руководители
Игровая программа «Дорожная
азбука!»
сентябрь
Кураторы ДОО «СГ»
Беседы и презентации по
правилам противопожарной
безопасности
сентябрь
Классные руководители
«Рейды Мойдодыра»
сентябрь
Кураторы ДОО «СГ»
Викторина «Цветок здоровья»
сентябрь
октябрь
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Проект-презентация «Мы за
здоровый образ жизни!»
сентябрь
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Весёлые старты «Здоровому - всё
здорово!» по параллелям
сентябрь
октябрь
Кураторы ДОО «СГ»
Весёлые зарядки
октябрь
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Музей Гигиены
октябрь
Кураторы ДОО «СГ»
Марафон здоровья
октябрь
Кураторы ДОО «СГ»
Линейка по подведению итогов I
четверти
октябрь
Кураторы ДОО «СГ»
Оформление информационного
стенда
сентябрь
октябрь
Кураторы ДОО «СГ»
II четверть
«Хотим всё знать!»
Линейка открытия II четверти
ноябрь
Кураторы ДОО «СГ»
Интеллектуальная игра по
параллелям «Пик Знаний»
(4 тура)
ноябрь
декабрь
Кураторы ДОО «СГ»
I тур - «Заморочки из бочки»
ноябрь
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
II тур - «Блиц-турнир»
декабрь
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
III тур - «Пойми меня»
декабрь
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Финал «Что? Где? Когда?»
декабрь
Кураторы ДОО «СГ»
Оформление информационного
стенда по итогам
интеллектуальной игры «Пик
Знаний»
ноябрь
декабрь
Кураторы ДОО «СГ»
Линейка по подведению итогов II
четверти
декабрь
Кураторы ДОО «СГ»
III четверть
Линейка открытия III четверти
январь
Кураторы ДОО «СГ»
Предметные недели
январь
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Экологический проект «Вторая
жизнь пластиковой бутылки»
февраль
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Военно-спортивная игра
«Зарничка»
февраль
Кураторы ДОО «СГ»
«Твори, выдумывай, исследуй и пробуй!»
Конкурс к 8 марта
«Девчонки из Десятой!»
март
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Конкурс коллажей, шаржей и
поздравительных открыток «Ах,
какая девочка!»
март
Классные руководители
Фестиваль дружбы народов РК.
«В дружбе народов - единство
края».
январь
март
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
«Ты
+
Я
–
мы
теперь
с
тобой
друзья».
(совместные игры на переменах)
февраль
март
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Оформление информационного
стенда
февраль-март
Кураторы ДОО «СГ»
Линейка по подведению итогов III
четверти
март
Кураторы ДОО «СГ»
IV
«Дорогами добра и милосердия»
Линейка открытия IV четверти
апрель
Кураторы ДОО «СГ»
Конкурс сочинений и сюжетных
рисунков «Спешите делать добро»,
«Добро вокруг нас»
апрель
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Акция «Руку протяни!»
апрель
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Библиотечные часы « Доброта
спасёт мир»
апрель-май
Библиотекарь
Совместное мероприятие с СЮН
«Аквариумное рыбоводство»
«День Земли»
апрель
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Акция «Спешите делать добрые
дела!»
апрель-май
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Конкурс рисунков «Дни
Маленького Принца!»
апрель
Классные руководители
Акция «Георгиевская ленточка»
май
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
«Добрые дети мира»
(презентации)
май
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Подготовка к «Балу Цветов»
май
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Оформление информационного
стенда
апрель-май
Кураторы ДОО «СГ»
Праздник «Бал Цветов»
май
Кураторы ДОО «СГ»,
классные руководители
Приложение 2
Результаты практической деятельности по реализации модели организации
внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
в условиях реализации ФГОС через деятельность школьной
детской общественной организации «Солнечный город»
Таблица 1
Устойчиво позитивная динамика охвата учащихся
2015-2016
учебный год
2016-2017
учебный год
2017-2018
учебный год
Общее количество
учащихся
293
291
294
% от общего
количества
учащихся
100 %
100%
100%
Число лидеров в детской организации
2015-2016
учебный год
2016-2017
учебный год
2017-2018
учебный год
Лидер I степени
3
7
9
Лидер II степени
7
9
10
Лидер III степени
8
10
12
Результат деятельности организации за три года:
100% охват учащихся во внеурочной деятельности;
повышение уровня активности и результативности в урочной и внеурочной деятельности;
положительная динамика в уменьшении количества детей проявляющих тревожность и
агрессивность;
снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
улучшение межличностных отношений между учащимися 1 ступени образования (в классе,
в параллели; между параллелями);
рост числа «Лидеров» организации.
Опрос, анкетирование среди учащихся 2-4 классов показал, что мотивацией включенности
детей в ДОО «Солнечный город» является:
Таблица 2
Мотивация включенности детей в ДОО
Основные критерии
Кол-во
человек
%
возможность удовлетворить свои интересы в сфере досуга
183
89%
возможность делать то, что полезно для других людей и для
общества
143
70%
возможность развивать свои способности
172
84%
возможность общения друг с другом и с учащимися разных
параллелей 1-4 классов
198
97%
возможность общения с интересными людьми
139
68%
возможность заявить о себе
177
86%
возможность получить взаимопонимание и поддержку
199
97%
Приняло участие в опросе, анкетировании - 204 человека
Приложение 3
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в
достижении метапредметных, а
особенно
личностных
результатов
–
ценностей,
ориентиров,
потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как
ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.
Личностные, метапредметные результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты
Метапредметные
результаты
школьник знает и понимает общественную
жизнь (1 класс);
школьник ценит общественную жизнь
(2-3 классы);
школьник самостоятельно действует в
общественной жизни (4 класс).
сформированность детского
к о л л е к т и в а
( б л а г о п р и я т н ы й
психологический
м и к р о к л и м а т ,
сплоченность
коллектива,
высокий
уровень
развития
коллективных
взаимоотношений,
р а з в и т о с т ь
самоуправления, наличие традиций и
т.п.)
школьник приобретает социальные знания
(об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе
и т.п.), понимание социальной реальности и
повседневной жизни.
сформированность мотивации
воспитанников к участию в
общественно полезной деятельности
коллектива.
у школьника формируется позитивное
отношение к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир,
знание, труд, культура).
сформированность
коммуникативной культуры
учащихся во время внеурочной
деятельности.
получение школьником опыта
самостоятельного социального действия.
в сотрудничестве ставить новые
задачи.
развитие умения ориентироваться в
информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.