Автор: Шпакова Галина Федоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 24
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие творческих способностей детей через музыкально–театрализованную деятельность»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей детей через музыкально –
театрализованную деятельность »
(из опыта работы музыкального руководителя МБОУ ЦО № 24 (ДОУ №33)
Шпаковой Галины Федоровны)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного
учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического
развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная
художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-
речевая и др.)
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей
эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих
способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также
развития их творческих способностей представляет театрализованная
деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма
музыкального воспитания, способствующая формированию творческой
личности ребёнка.
На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения
театрализованной деятельности в процесс музыкального образования
дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции,
желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не
стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду
– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка,
воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот
процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.
Актуальность опыта обусловлена необходимостью совершенствования методов
и средств развития музыкально-творческих способностей дошкольников в
пространстве досуговой деятельности и повышением интереса к использованию
театральной деятельности в детских дошкольных учреждениях. Повышение
интереса было не случайным, так как в настоящее время уделяется не
достаточно внимания формированию художественно-эстетической культуры
детей дошкольного возраста. Предлагаемая работа поможет организовать
культурно-досуговую деятельность дошкольников, развить музыкально-
творческие способности, приобрести устойчивые знания в сфере музыкально-
театрального образования, сформировать у детей художественно-эстетическую
культуру.
Новизна опыта заключается в том, что мы рассматриваем музыкально-
театральное направление в воспитании и развитии дошкольников, как одно из
средств культурно-досуговой деятельности и формирования творческих
способностей на основе синтеза искусств (театра и музыки). А так, как одной из
ведущих целей программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения
до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.Е. Васильевой)
1
является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, т. е. его
социализация, дошкольник должен владеть азами творчества, необходимых для
самовыражения, выхода положительных и отрицательных эмоций.
Цель работы:
- формировать всесторонне развитую личность средствами музыкально-
театрального искусства.
Основные задачи:
- развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом
возможностей каждого ребенка с помощью интеграции различных видов
музыкальной деятельности;
- формировать начало музыкальной культуры, создать основы формирования
общей духовной культуры;
- воспитывать у ребёнка чувства прекрасного, любви к искусству.
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной
деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки:
слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных
построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств
музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических
этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства
героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться
предоставляла каждому ребенку. Все средства, используемые мной на
музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше
понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала
детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил
творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт
малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, я считаю, очень
важным с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру,
литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности
детей, тем больших результатов можно достичь.
Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста.
Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных,
имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной
деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические
произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые
с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к
подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в
детском саду. Также мной были разработаны консультации и рекомендации для
родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома.
Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников
создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более
развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением
2
разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями
партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли.
Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку
выразительности жестов.
Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда
поддерживала инициативы импровизации на музыкальных инструментах, пении,
в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило
развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной
обязанности в веселое представление.
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю,
что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что
помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную
атмосферу.
На занятиях мы используем театральные этюды. Театральные игры-этюды
развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие,
память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для
отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера
(«трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также
включала в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие
упражнения. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который
становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником
педагогического процесса. Уже в первый год обучения мы старались объединить
театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки,
инсценировки песни в единое целое.
Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы начинаем с
проектирования предметно- развивающей среды. Я выделила следующие
основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. Нами
был подобран репертуар, практический материал для работы с детьми.
Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды
декораций, реквизит. Родители принимали активное участие в изготовлении
костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам.
Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в
музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным
средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка
«наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.
Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое
настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через
музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В
театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально
выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в
спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки,
музыкальные монологи героев.
3
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению.
Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их
ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и
старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со
взрослыми. Счастливые улыбки и радостные лица детей после
театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им
очень нравится.
Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и
которой можно заинтересовать не только ребенка, но и их родителей. Я думаю,
что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе
с использованием театрализованной деятельности и творчеству детей
способствует установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы
стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к
творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками
воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие
родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают
вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из
интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение
родителей для участия в утренниках в качестве актеров. Родители привлекаются
и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в
изготовлении кукол различных театров, декораций.
Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения,
просматривают видеофильмы, посещают театры.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в
домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Театрализованная игра по своей психологической структуре является
прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.
В процессе работы:
1.
Мною составлен календарно -перспективный план по музыкально –
театрализованной деятельности в средней, старшей и подготовительной
группах.
Разработаны занятия с применением элементов театрально-игровой технологии.
Собраны в коллекцию этюды по разным возрастным группам,
общеразвивающие игры, упражнения по артикуляции, дыхательной гимнастике
и на расслабление, а так же упражнения по ритмопластике.
Представлены сценарии праздников и развлечений.
Предлагаются перспективные планы по работе с воспитателями и родителями
Предоставлена диагностика музыкального развития.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как
она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под
музыку, слушанием, рисованием и т.д. Занимаясь развитием музыкальных
творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в
процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
4
- у детей уже после первого года обучения музыкально - творческие
способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.
- значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным,
инструментальным, танцевальным).
- дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,
движения).
- повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в
эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства,
настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
- дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.
- у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества
личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело
или роль до конца).
- дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- у детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера
персонажа (в движении, речи).
- у детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.
- дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система
проведенной работы оказалась наиболее оптимальной. На протяжении этих трех
лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их
выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как
педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами
театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого
процесса совместной творческой деятельности.
В будущем планирую:
1. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных
особенностей детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и
воплощения образов в сказках.
3. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
4. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе
подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства,
вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к миру театра, он получает
возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности.
Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей,
строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что
«вся наша жизнь - игра». На сцене жизни следует выглядеть достойно,
и чем раньше мы расскажем об этом ребенку, тем лучше.
5