Напоминание

«Развитие творческих способностей детей через музыкально–театрализованную деятельность»


Автор: Шпакова Галина Федоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 24
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие творческих способностей детей через музыкально–театрализованную деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческих способностей детей через музыкально –

театрализованную деятельность »

(из опыта работы музыкального руководителя МБОУ ЦО № 24 (ДОУ №33)

Шпаковой Галины Федоровны)

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в

содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного

учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического

развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная

художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-

речевая и др.)

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей

эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих

способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также

развития их творческих способностей представляет театрализованная

деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма

музыкального воспитания, способствующая формированию творческой

личности ребёнка.

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения

театрализованной деятельности в процесс музыкального образования

дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции,

желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не

стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду

– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка,

воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот

процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Актуальность опыта обусловлена необходимостью совершенствования методов

и средств развития музыкально-творческих способностей дошкольников в

пространстве досуговой деятельности и повышением интереса к использованию

театральной деятельности в детских дошкольных учреждениях. Повышение

интереса было не случайным, так как в настоящее время уделяется не

достаточно внимания формированию художественно-эстетической культуры

детей дошкольного возраста. Предлагаемая работа поможет организовать

культурно-досуговую деятельность дошкольников, развить музыкально-

творческие способности, приобрести устойчивые знания в сфере музыкально-

театрального образования, сформировать у детей художественно-эстетическую

культуру.

Новизна опыта заключается в том, что мы рассматриваем музыкально-

театральное направление в воспитании и развитии дошкольников, как одно из

средств культурно-досуговой деятельности и формирования творческих

способностей на основе синтеза искусств (театра и музыки). А так, как одной из

ведущих целей программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения

до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.Е. Васильевой)

1

является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, т. е. его

социализация, дошкольник должен владеть азами творчества, необходимых для

самовыражения, выхода положительных и отрицательных эмоций.

Цель работы:

- формировать всесторонне развитую личность средствами музыкально-

театрального искусства.

Основные задачи:

- развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом

возможностей каждого ребенка с помощью интеграции различных видов

музыкальной деятельности;

- формировать начало музыкальной культуры, создать основы формирования

общей духовной культуры;

- воспитывать у ребёнка чувства прекрасного, любви к искусству.

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной

деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки:

слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных

построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств

музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических

этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства

героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться

предоставляла каждому ребенку. Все средства, используемые мной на

музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше

понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала

детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил

творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт

малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, я считаю, очень

важным с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру,

литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности

детей, тем больших результатов можно достичь.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста.

Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных,

имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной

деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические

произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые

с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к

подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в

детском саду. Также мной были разработаны консультации и рекомендации для

родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома.

Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников

создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более

развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением

2

разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями

партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли.

Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку

выразительности жестов.

Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда

поддерживала инициативы импровизации на музыкальных инструментах, пении,

в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило

развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной

обязанности в веселое представление.

Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю,

что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что

помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную

атмосферу.

На занятиях мы используем театральные этюды. Театральные игры-этюды

развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие,

память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для

отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера

(«трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также

включала в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие

упражнения. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который

становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником

педагогического процесса. Уже в первый год обучения мы старались объединить

театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки,

инсценировки песни в единое целое.

Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы начинаем с

проектирования предметно- развивающей среды. Я выделила следующие

основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. Нами

был подобран репертуар, практический материал для работы с детьми.

Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды

декораций, реквизит. Родители принимали активное участие в изготовлении

костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам.

Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в

музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным

средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка

«наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.

Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое

настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через

музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В

театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально

выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в

спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки,

музыкальные монологи героев.

3

Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению.

Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их

ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и

старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со

взрослыми. Счастливые улыбки и радостные лица детей после

театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им

очень нравится.

Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и

которой можно заинтересовать не только ребенка, но и их родителей. Я думаю,

что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе

с использованием театрализованной деятельности и творчеству детей

способствует установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы

стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к

творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками

воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие

родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают

вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из

интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение

родителей для участия в утренниках в качестве актеров. Родители привлекаются

и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в

изготовлении кукол различных театров, декораций.

Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения,

просматривают видеофильмы, посещают театры.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в

домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Театрализованная игра по своей психологической структуре является

прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

В процессе работы:

1.

Мною составлен календарно -перспективный план по музыкально –

театрализованной деятельности в средней, старшей и подготовительной

группах.

Разработаны занятия с применением элементов театрально-игровой технологии.

Собраны в коллекцию этюды по разным возрастным группам,

общеразвивающие игры, упражнения по артикуляции, дыхательной гимнастике

и на расслабление, а так же упражнения по ритмопластике.

Представлены сценарии праздников и развлечений.

Предлагаются перспективные планы по работе с воспитателями и родителями

Предоставлена диагностика музыкального развития.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как

она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под

музыку, слушанием, рисованием и т.д. Занимаясь развитием музыкальных

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

4

- у детей уже после первого года обучения музыкально - творческие

способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

- значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным,

инструментальным, танцевальным).

- дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

движения).

- повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в

эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства,

настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца).

- дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- у детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера

персонажа (в движении, речи).

- у детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.

- дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проведенной работы оказалась наиболее оптимальной. На протяжении этих трех

лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их

выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как

педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами

театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого

процесса совместной творческой деятельности.

В будущем планирую:

1. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных

особенностей детей.

2. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и

воплощения образов в сказках.

3. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

4. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе

подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства,

вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к миру театра, он получает

возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности.

Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей,

строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что

«вся наша жизнь - игра». На сцене жизни следует выглядеть достойно,

и чем раньше мы расскажем об этом ребенку, тем лучше.

5



В раздел образования