Автор: Мамаева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад№57"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: программа саморазвития 2016-2017 учебного года
Тема: формирование нравственно- патриотического воспитания старших дошкольников при ознакомлении с родным городом
Раздел: дошкольное образование
программа саморазвития
1.
ФИО педагога – Мамаева Ирина Владимировна
2.
Образование/ категория – средне – специальное педагогическое
3.
Тема самообразования: «Формирование нравственно - патриотического
воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным городом»
4.
Работа начата – сентябрь 2016 года
5.
Предполагается закончить – май 2017 года
6.
Цель: Развитие у детей патриотических чувств к родному городу.
7.
Задачи:
- Способствовать формированию основ патриотического сознания у детей
старшего дошкольного возраста;
- Развивать познавательный интерес к родному краю;
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к объектам родного города.
Актуальность:
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
через ознакомление с историей и культурой родного города.
Актуальность
проблем,
связанных
с
нравственным
воспитанием
на
современном этапе развития общества, приобретает чрезвычайную значимость.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип
личности. Обществу требуются люди деловые, коммуникабельные, уверенные в
себе,
ответственные,
независимые.
В
тоже
время
в
обществе
наблюдается
«дефицит нравственности» во взаимоотношениях между людьми.
Патриотизм
–
это
категория
нравственная.
В
широком
понимании
патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная
сопричастность
к
её
истории,
культуре,
природе,
к
современной
жизни,
её
достижениям и проблемам. Воспитать – значит сформировать характер, навыки,
воздействуя
на
духовное
и
физическое
развитие,
дав
образование,
обучив
правилам поведения; путём систематического воздействия, влияния.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого
и
детей
в
совместной
деятельности
и
общении,
которое
направлено
на
раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств
личности, приобщение к истокам культуры, природы родного края, воспитания
эмоционального
действенного
отношения,
чувства
сопричастности
к
окружающему.
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в деликатном
возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы
ребёнка,
эмоций,
чувств,
мышления,
механизма
социальной
адаптации
в
обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Это время
является
наиболее
благоприятным
для
эмоционально-психологического
воздействия на ребёнка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и
поэтому они остаются в памяти на долго, а иногда и на всю жизнь, что очень
важно в воспитании патриотизма. У детей дошкольного возраста формируется
заинтересованное,
уважительное
отношение
к
культуре
родного
города,
создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических
чувств.
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,
потому что маленькому ребёнку трудно представить устройство большого
города, историю его возникновения, достопримечательности.
Работа ведётся последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский
сад, район), к более сложному – город, край, страна. Знакомство с двором улицей,
на которой живут дети, микрорайоном дают начало формированию у детей
представлений о родном городе, истории, достопримечательностях. Нет ничего
лучше прогулки по родному городу с папой и мамой. Любование его красотами,
обсуждение, участие в субботниках на благо двора, детского сада. От каждого
маленького гражданина, его причастности к жизни родного двора, улицы, города
сегодня, зависит благосостояние и процветание его страны в будущем. Ребёнку
понятно и близко то, что он видит, может ощутить. Необходима наглядность,
личный пример взрослого, который руководит процессом воспитания.
Большое значение в данном направлении имеет работа с родителями. Главный
момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие,
сотрудничество педагога и родителей.
Таким образом, планомерное системное воздействие на формирование
дошкольника со стороны педагогов и семьи станет благодатной почвой для
накопления социально-нравственного опыта, усвоения нравственных и
правовых норм сознания, развития чувств и поведения, свойственных
гражданину своей страны.
Раздел плана
Сроки
Форма работы
Практический выход
Работа с детьми
Сентябрь
Подбор иллюстраций,
книг, дидактических игр
по патриотическому
воспитанию.
Октябрь
История возникновения
Дзержинска.
Беседы о Дзержинске.
Аппликация на тему:
«транспорт нашего
города».
Рисование на тему:
«Наш город».
Чтение легенд «Как
строили Дзержинск».
Презентация на тему
«Мой Дзержинск».
Ноябрь
Архитектура города.
Рассмотрение открыток,
фотографий, архитектуры
прошлого и настоящего.
Д/И «Кому что нужно для
работы».
Рисование на тему: «Дома
на нашей улице»
Изготовление альбома
«Путешествие по
родному городу»
Декабрь
Беседа на тему: «Родной
город и его
достопримечательности».
Конструирование из
строительного материала
на тему: «Детский сад».
Чтение стихов о
Дзержинске.
Слушание гимна нашего
города.
Оформление плаката
«Памятники нашего
города»
Январь
Знаменитые люди
Дзержинска.
Беседа о знаменитых
людях, прославивших
наш город.
Д\И «Узнай и назови
знаменитых людей».
Рисование на тему: «наши
главные здания».
Изготовление игры
«Знатоки
Дзержинска».
Февраль
Беседа о Российской
армии.
Рассматривание
Поздравительная
открытка «Мой
папа».
иллюстраций воинов
Древней Руси и
Российской армии.
Рисование на тему: «Три
богатыря».
Конструирование на тему:
«Моряк».
Чтение: Л. Кассиль «Твои
защитники»
Развлечение
«История
Защитников
Отечества»
Март
Беседа на тему: «Город
мастеров» (знакомство с
видами росписи
Нижегородского края).
Рассматривание книг,
альбомов с образцами
народных промыслов.
Рисование на тему: «Узор
на чашке» (хохлома).
Аппликация на тему:
«Городецкие цветы».
Рисование на тему:
«Укрась наряд
матрешки».
Вернисаж на тему:
«Веселая ярмарка».
Апрель
Беседа на тему: «Музей
родного города».
Н/П игра
«Художественный музей».
Словесная игра «Из
какого музея эта вещь».
Рисование на тему:
«Пейзаж».
Создание мини –
музея.
Где находятся
фотографии,
альбомы, книги.
Май
Беседа о дзержинцах,
которые участвовали в
Великой Отечественной
войне.
П/И «Сигнальные
флажки».
Рисование на темы:
«Открытка для
ветеранов», «Боевая
техника».
Чтение рассказов о войне.
Игра-викторина
«Символика России».
Работа с
Сентябрь-
Рекомендации:
Викторина «Знатоки
родителями
май
«Прививаем детям
любовь к родному краю»,
«Этот удивительный
город».
Организация
фотовыставки: «Моя
мама», «Путешествие по
родным местам».
родного края».
Самореализация
Март-май
Презентация
дидактических пособий,
методических разработок
для педагогов ДОУ.
Отчет о проделанной
работе на
мероприятиях в ДОУ.
Изучение
методической
литературы
1.
Программа «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2.
Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое
воспитание детей 6-7 лет».