Автор: Якимовская Анна Сергеевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 17
Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Коррекция нарушения слоговой структуры слова— одна из приоритетных задач в
логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование
слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи,
усвоения звукового анализа, письма, чтения. С каждым годом увеличивается число детей,
страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение
слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план
выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение
развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование
внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей
произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития
речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между
развитием
звукопроизношения
и
овладением
слоговой
структурой
слова.
Искажения
слогового
состава
слова
признаны
ведущими
и
стойкими
проявлениями
в
структуре
речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того, чтобы помощь этим детям
была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и коррекционная работа
по устранению слогового оформления слов. Проблемой особенностей состояния слоговой
структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и
логопеды.
Лурия
Александр
Романович
дал
нейропсихологическое
обоснование
формирования слоговой структуры слов. Теплов Борис Михайлович писал о том, что
чувство
ритма
является
основой
слогосложения.
Жукова
Надежда
Сергеевна
дает
периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.
Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А.
Ковшиков занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной
алалией. Н.Н. Китаева в своей диссертации затронула проблему нарушения звукослоговой
структуры слов у дошкольников с задержкой психического развития. З.Е. Агранович, Г.В.
Бабина,
Н.Ю.
Сафонкина,
Н.В.
Курдвановская,
Л.С.
Ванюкова
и
Н.С.
Четверушкина
разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений
слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи. Многие авторы сходятся во мнении,
что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые
процессы,
как
оптико-пространственная
ориентация,
возможности
темпо-ритмической
организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке
информации.
Психолого-педагогические
условия
коррекции
звуко-слоговой
структуры
слова
Эффективная
коррекция
слоговой
структуры
слова
у
детей
недоразвитием
речи
определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий: 1. Поэтапность в
работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок
формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры
в дидактических играх на речевом материале. 2. Целенаправленное и одновременное
развитие
речеслухового
и
речедвигательного
навыков,
представляющих
собой
психофизиологический
базис
слоговой
структуры
слова.
3.
Учет
индивидуальных
особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова. 4. Взаимосвязь в работе
логопеда над слоговой структурой слова с учителями, воспитателями и родителями. В
коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются
два этапа: 1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и
вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической
структуры слов родного языка. 2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится
на
вербальном
материале.
Цель
этого
этапа
–
непосредственная
коррекция
дефектов
слоговой
структуры
слов
у
конкретного
ребенка-логопата.
Наиболее
эффективные
результаты
по
преодолению
нарушений
слоговой
структуры
слов
достигаются
при
проведении
тщательной
подготовительной
работы.
Необходима
коррекция
не
только
звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например, воспроизведение ритмов
по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса.
Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и
замены слогов. Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов на основном
этапе в свою очередь состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе
отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного
и тактильного. От того, насколько продуманно скомбинирован лексический материал с
работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах
по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.
2. Запись слова с проговаривакием.
3.
Складывание
из
букв
и
слогов
разрезной
азбуки
слогов
и
слов.
При
этом
слова
подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в
структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более
сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.
4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана
(ширмочка и т.п.).
6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут,
глядя на зарисованные схемы слога, слова).
7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с
последующей записью тоже под такт.
8. До записи слова требуется, чтобы ребёнок посчитывал количество букв в нем и обозначил
его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного
слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится
ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в
других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать
ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)
9.
При
наличии
слабого
звукового
анализа
(звуки
смешиваются,
переставляются)
он
усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения
слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-
то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.
10. При не дописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их
(учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью,
но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит
своеобразное
домино:
к
карточкам
с
началом
слова
приставляется
карточка
с
его
окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить
особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает
его. Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с
рифмующимся словом.
Во
всех
случаях
занятий
с
ребёнком
для
самостоятельных,
домашних
работ
применяется
активное
(сознательное)
списывание,
т.е.
списывание
с
выполнением
определенных
и
вполне
посильных
ученику
заданий
(подчеркивание,
обводка
определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные
буквы).