Напоминание

"Организация и содержание наблюдений в летний период"


Автор: Кичапина Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДС №8
Населённый пункт: Г.Сасово Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация и содержание наблюдений в летний период"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация и содержание наблюдений в летний период.

Роль и значение наблюдения как метода познания, используемого в дошколь-

ной образовательной организации, определяются особенностями детского вос-

приятия и мышления. Дошкольники накапливают информацию,

сенсорный,

коммуникативный, исследовательский опыт прежде всего в ходе непосред-

ственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, при-

роды и социума. Основными инструментами, способами восприятия выступают

манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами- представления

(образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От ярко-

сти образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее

включение в систему знаний, значение в практической и познавательной дея-

тельности детей.

Наблюдением в детском саду нередко называют родственные ему виды дея-

тельности – созерцание, рассматривание, экспериментирование. А чтобы пра-

вильно организовать каждый из них, воспитателю нужно чётко понимать общие

и различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности

использования на разных возрастных этапах.

Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте

ребёнка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования,

изменения свойств. Каждый из данных видов деятельности связан с эмоцио-

нально –эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмо-

ционального отклика и эстетических впечатлений является основной, а чаще

единственной задачей, то организация рассматривания и наблюдения в ДОО

преследует и другие цели.

Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности

детей раннего возраста и младших дошкольников. Его цель – выявить харак-

терные особенности внешнего строения растений, грибов, животных, устрой-

ство предметов рукотворного мира.

Можно рассматривать реальные объекты, их модели и изображения. Организуя

рассматривание, педагог различными приёмами привлекает внимание детей к

определённым

существам,

предметам,

вызывает

познавательный

интерес,

называет их и помогает запомнить, обогащает представления о них.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений окружающей действи-

тельности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и

отношениях

изучаемых

объектов.

В образовательном процессе наблюдение

позволяет решать и другие задачи:

-развивать у дошкольников наблюдательность, познавательные потребности;

-изначально осваивать данный метод научного познания;

-приобретать первичный опыт изучения с его помощью различных объектов.

Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал рассмат-

ривания. С помощью наблюдения можно выявить не только характерные черты

внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаи-

мозависимости, изменения объекта со временем и т. д. Но это утверждение

справедливо только в том случае, если наблюдение правильно организовано,

соответствует логике его использования как метода познавательно – исследова-

тельской деятельности, имеющего определённую структуру.

Цель наблюдения.

Как у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна

быть цель. Оптимально возникновение цели из познавательных потребностей

детей без навязывания задач наблюдения воспитателем. Роль взрослого состоит

в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь чётко сформулировать

на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, жела-

ние выяснить что- либо, стремление понять суть явления, найти объяснение

возникают у детей уже в ходе наблюдения.

Мотив.

Дошкольники любознательны, но познавательный мотив не всегда для них до-

минирует. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий во-

прос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия воспита-

теля (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т.д. Наблюде-

ния могут стать органичной частью трудовых действий, экспериментирования,

прогулки, экскурсии.

Мотивами включения в познавательно – исследовательскую деятельность

могут также быть:

- наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его

прикладной

характер),

интересными событиями

и

необычными

свойствами

привычных предметов;

- возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, про-

явить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, полу-

чить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.

План

Воспитателю необходимо учить детей старшего дошкольного возраста состав-

лять план наблюдения, решения учебной задачи. В подготовительной к школе

группе он составляется с учётом необходимости соблюдения правил безопасно-

го для человека и природы поведения.

Осуществление наблюдения

Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения ор-

ганизуется (см. ниже).

Подведение итогов

Главным результатом наблюдения как метода познания становятся достижение

цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляют как

само совершённое детьми открытие, так и возможности его дальнейшего при-

менения в познании, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и со-

держания наблюдения воспитателю необходимо подобрать приёмы, методы и

формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, соста-

вить о нём представление. Охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно,

задаться новыми вопросами.

Между рассматриванием и наблюдением как методом научного познания суще-

ствует множество промежуточных вариантов, применяемых в педагогическом

процессе детского сада.

Распознающее наблюдение используется для формирования у детей представ-

лений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их осо-

бенностей, признаков, качеств, характерных действий. Это относительно крат-

ковременное наблюдение, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить

состояние объекта в определённый момент.

Длительное наблюдение проводится с целью выявления особенностей роста и

развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой

природе, жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить проис-

ходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа

фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, де-

лаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на осно-

ве последовательности рисунков составить рассказ.

Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умения

анализировать,

сравнивать

и

сопоставлять.

Передавая

в

речи

результаты

наблюдения, дети учатся правильно использовать речевые конструкции срав-

нения, глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, активизируются

названия природных объектов, их частей.

Сравнительное наблюдение обладает общими чертами с распознающим и дли-

тельным. В поле зрения детей оказываются два-три объекта, которые необхо-

димо сравнить. Как и при проведении распознающего наблюдения может

иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведе-

нии разных насекомых в дождь. Можно организовать длительное наблюдение

с целью сравнения, например, особенностей развития аналогичных растений в

разных условиях, темпов развития разных растений и т. д.

Дедуктивное

наблюдение.

Обладая

достаточным

опытом

осуществления

наблюдений, знаниями о растениях и животных, взаимосвязях в природе, уме-

нием выявить причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руко-

водством педагога могут по отдельным фрагментам восстановить картину не-

давних событий. Например, определить по следам, какое животное их оставило,

как оно передвигалось, в какую сторону. Или по виду некоторых растений

(одуванчика, ели) узнать, будет ли в ближайшее время дождь.

Наблюдение

изнутри.

Отличительная

особенность

данной

разновидности-

позиция наблюдателя-участника наблюдаемых событий, социальных явлений.

Возможны различные формы организации наблюдения:

-при использовании раздаточного материала работа может проводиться фрон-

тально;

-в ходе прогулок, экскурсий наблюдение чаще организуется с подгруппами

воспитанников;

-в процессе организации выполнения трудовых поручений, уголке природы це-

лесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или парами.

Вне зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, числа изу-

чаемых объектов, необходимо ставить познавательные задачи перед каждым

ребёнком. Важно, чтобы дети могли совершить собственное открытие, про-

явить себя, получить некий образовательный результат.

Специфика организации наблюдения в разных возрастных группах определяет-

ся особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной

деятельности. Так младшие дошкольники готовы рассматривать яркий, движу-

щийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных. В этот

период наблюдение ещё не может осознанно использоваться ребёнком как спо-

собом познания. Его основные задачи-формировать познавательный интерес,

воспитывать эмпатию к живым существам, предоставлять возможность пооб-

щаться с животными, проявить свои эмоции, чувства, отношение, рассказать о

своих впечатлениях. Также необходимо формировать у воспитанников пред-

ставления о том, как можно проявлять свои чувства, какое поведение недопу-

стимо по отношению к животным.

Четырёхлетние дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего

наблюдения ответить на вопросы воспитателя,назвать характерные признаки и

действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После целесообразно про-

думать формы работы, позволяющие, с одной стороны, систематизировать и

(или) выразить полученные впечатления (рисование, чтение книги о данном

животном, беседа), с другой – стабилизировать эмоциональное состояние де-

тей.

Воспитанники

средней

группы

обладают

некоторым

запасом

конкретных

представлений о природе, мире предметов, способны воспринимать их в дета-

лях. Дети пятого года жизни учатся принимать задачу наблюдения, поставлен-

ную воспитателем, могут сконцентрировать внимание на любом объекте, рас-

пределить его между двумя объектами, на элементарном уровне с опорой на

вопросы

сравнить

их.

К

пяти

годам

могу

быть

организованы

длительные

наблюдения, формирующие представления о развитии животных и растений,

особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в приро-

де. Дети активно опираются на личный опыт.

В средней группе важны не только впечатления детей, но и собственно позна-

вательные результаты наблюдений. Дошкольники 4-5 лет могут с опорой на си-

стематизирующие вопросы воспитателя передать основные итоги в речи. Ак-

цент делается на выбор наиболее точных понятий для обозначения признаков и

действий объекта наблюдения, на речевые конструкции, передающие результа-

ты сравнения объектов, на выделении признаков различия и сходства.

В старшей группе дети способны не только принимать поставленную взрослым

задачу, но и самостоятельно ставить её, намечать элементарный план наблюде-

ния и следовать ему. С большой долей самостоятельности старшие дошкольни-

ки выбирают и используют известные им способы наблюдения, подводят итоги.

Появляется способность рассматривать объект не отдельно, а в системе его свя-

зей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружа-

ющей среде. Большое внимание необходимо уделять формированию умения

устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и

средой обитания. Задачей педагога становятся помощь детям в случае затруд-

нений вопросами, идеями; обеспечение полноты и точности восприятия изуча-

емых объектов и явлений, подведение воспитанников к самостоятельным выво-

дам, организация применения полученных знаний, умений, опыта в различных

видах деятельности (трудовой, познавательно – исследовательской, изобрази-

тельной и т. д.).

Наблюдения в подготовительной к школе группе должны отвечать стремлению

детей седьмого года жизни к обобщению. Основными задачами наблюдения

становятся формирование элементарных обобщённых понятий, подведение к

пониманию определённых закономерностей, существующих в природе, обще-

стве, воспитание самостоятельности, настойчивости, целеустремлённости, раз-

витие мотивации познавательно – исследовательской деятельности.

Воспитателю необходимо выбрать материал, способствующий систематизации

и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы су-

щественные признаки, выявить общие закономерности. Изучение отобранного

содержания должно осуществляться детьми самостоятельно в соответствии с

общей структурой исследовательской деятельности: формулировка цели, со-

ставление плана, его реализация, подведение итогов наблюдения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как

адаптированный научный метод познания. Важно отметить, что постановка до-

статочно серьёзных задач не должна исключать живого общения детей с при-

родой, получения в процессе наблюдения эстетических впечатлений. Эффекты,

характерные для детей младшего возраста, у детей 6-7 лет должны дополняться

радостью от совершённых открытий, любования не только красотой, но и муд-

ростью природы.

Примеры организации наблюдений с дошкольниками

Младший возраст

Старший возраст

Летние явления природы

Дождь

Распознающее наблюдение «Грибной

дождь»:

- учить характеризовать данное явление, по-

могать выделять его особенности;

-обогащать словарный запас, знакомить с

произведениями художественной литературы

и фольклора о дожде.

Сравнительное наблюдение «Грибной дождь

и ливень»:

- учить характеризовать наблюдаемое состо-

яние погоды, сравнивать различные явления;

- формировать умение анализировать, срав-

нивать, сопоставлять, делать выводы, пере-

давать в речи результаты наблюдения.

Рассматривание «Природа после дождя»:

- учить характеризовать объекты рукотвор-

ного мира, живой и неживой природы в связи

с определенным явлением;

-обогащать словарный запас, развивать

наблюдательность, познавательность.

Дедуктивное наблюдение «Будет ли дождь?»:

-учит применять свои знания о приметах,

связанных с дождем, опознавать соответ-

ствующие явления, делать вывод, проверять

предположение;

-учить использовать в речи конструкции

предположения, сравнения, противопостав-

ления.

Гроза

Распознающее наблюдение «Гроза»:

-учить подмечать особенности данного явле-

ния, знакомить с элементарными правилами

безопасного поведения в грозу;

-учить называть отдельные явления (гром,

молния), видеть их взаимосвязь.

Дедуктивное наблюдение «Приближается ли

гроза?»:

-знакомить с методом поиска ответа на дан-

ный вопрос (подсчитывается и сравнивается

время между вспышкой молнии и ударом

грома);

-учить фиксировать и сравнивать результаты

измерений, делать и проверять вывод.

Радуга

Распознающее наблюдение «Радуга»:

-учить зарисовывать наблюдаемое явление,

правильно воспроизводить порядок цветов;

-формировать элементарные представления о

взаимосвязи различных явлений;

-учить передавать результаты наблюдения,

впечатления в речи.

Сравнительное наблюдение «Форма радуги»:

-предположить рассмотреть радугу на небе и

радугу, полученную при помощи лампы, зер-

кала и прозрачной емкости с водой;

-подвести к выводу о том, что радуга имеет

форму круга, часть которого (дугу) мы видим

с земли.

Ветер

Распознающее наблюдение «Куда дует ве-

тер?»:

-учить обнаруживать данное явление приро-

ды, руководствуясь собственными ощущени-

ями, наблюдением за движением облаков,

ветвей деревьев;

-формировать умение выявлять при помощи

вертушек направление и силу ветра;

-знакомить с правилами выбора одежды в

ветреную погоду.

Сравнительное наблюдение «Направление и

сила ветра»:

-учить использовать различные приспособ-

ления для выявления данных характеристик

ветра, сравнивать полученные в разные дни

результаты;

-учить фиксировать итоги работы при помо-

щи символов, «читать»символьные записи,

рассказывать о проделанной работе.

Рассматривание «Ветер и растения»:

-обратить внимание на ветки деревьев и ку-

старников, сломанные ветром;

-учить различать ветки разных растений;

-формировать трудовые умения, необходи-

мые для подвязывания сломанных ветвей;

-обогащать словарный запас.

Дедуктивное наблюдение «Направление вет-

ра и дождь»:

-обратить внимание на то, что направление

ветра, определяемое по движению облаков, и

направление, видимое по движению ветвей

деревьев (вертушек), могут не совпадать;

-учить выявлять связь этого факта с выпаде-

нием осадков.

Рост и развитие растений

Серия распознающих наблюдений «Что рас-

тет на огороде (в поле, на клумбе, в парке и

т.д.)?»:

-учить различать и называть растения, соот-

носить их с

определенным

растительным

сообществом, характеризовать особенности

строения;

-формировать элементарные представления

об уходе за культурными растениями, содер-

жании трудовых операций, взаимосвязи в

природе.

Серия длительного наблюдения «Развитие

растений»:

-учить осуществлять наблюдение в процессе

ухода за растениями, выявлять происходя-

щие с ними изменения, фиксировать их при

помощи рисунков;

-формировать представления о жизненных

циклах растений, факторах, необходимых

для их развития, труде людей по уходу за

культурными растениями.

Рассматривание «Цветочные часы»:

-учить различать и называть декоративные

растения, описывать их внешний вид, харак-

теризовать состояние венчика цветка;

-обогащать словарный запас понятиями, свя-

занными со строением и жизнедеятельно-

стью растений.

Длительное наблюдение «Цветочные часы»:

-предложить наблюдать за растениями в те-

чение дня;

-помочь выявить механизмы работы цветоч-

ных часов;

-учить различными способами фиксировать

результаты наблюдений, рассказывать об их

ходе, делать выводы.

Растительные сообщества

Луг

Распознающее наблюдение «Луг в июле»:

-учить различать природные сообщества,

знакомить с их обитателями;

-формировать элементарные представления о

взаимосвязях в природе;

-обогащать словарный запас

Длительное наблюдение «Луг»:

-дополнять и уточнять представления об обита-

телях луга, изменении растительного покрова в

течение лета;

-учить выявлять причинно-следственные связи

между различными явлениями природы

Поле

Распознающее наблюдение «Поле в августе»;

-формировать представления о развитии зер-

новых культур, их пользе, учить различать

их;

-знакомить с трудом людей по выращиванию

зерновых культур, воспитывать уважение к

труду;

-обогащать словарный запас

Длительное наблюдение «Поле»:

-

учить фиксировать результаты наблюдения,

сравнивать их с явлениями, наблюдаемыми в

уголке экспериментирования;

-систематизировать представления о разви-

тии злаковых культур, труде по их выращи-

ванию

Парк

Распознающее наблюдение «Признаки при-

ближения осени»:

-знакомить с правилами безопасного для че-

ловека и природы поведения в парке;

Длительное наблюдение «Парк»:

-развивать способность сравнивать, сопо-

ставлять, делать выводы, выявлять измене-

ния, происходящие с растениями;

-учить различать и называть обитателей пар-

ка;

-обратить внимание на явления, характерные

для конца лета, пояснить суть происходящих

изменений;

-развивать наблюдательность, связную речь

-знакомить с трудовыми операциями по ухо-

ду за растениями парка, их назначением;

-поддерживать познавательный интерес, вос-

питывать бережное отношение к природе

Жизнедеятельность животных в летний период

Муравейник

Рассматривание «Муравьи у муравейника»:

-учить отличать муравьёв от других насеко-

мых, знакомить со строением муравья;

-учить соблюдать правила безопасного пове-

дения в ходе наблюдения;

-предложить ответить на вопросы по резуль-

татам наблюдения за деятельностью муравь-

ёв, рассказать детям о том, как распределены

обязанности между насекомыми в муравей-

нике

Длительное наблюдение «Жизнь муравейни-

ка»:

-предложить найти ответы на ряд вопросов:

Что и для чего несут в муравейник муравьи?

Когда закрыты входы в муравейник? и др.

-учить выявлять закономерности, находить

объяснение наблюдаемому;

-развивать связную речь, наблюдательность,

логическое мышление, способность анализи-

ровать

Пчёлы, шмели

Сравнительное наблюдение «Пчёлы и шме-

ли»:

-учить отличать пчёл и шмелей от других

насекомых;

-выявлять черты сходства и различия в их

внешнем виде, действиях;

-учить соблюдать правила безопасности в

ходе наблюдения;

-учить выявлять растения - медоносы, фор-

мировать представления о свойствах и пользе

мёда

Дедуктивное наблюдение «Пчёлы и цветы»:

-предложить выявить, какие растения выби-

рают пчёлы, выделить особенности строения

их венчика;

-формировать умение выявлять зависимость

строения и выполняемой функции;

-обратить внимание на знакомые детям по

книгам и видеопрезентациям особенности

поведения пчёл

Серия распознающих наблюдений «Насеко-

мые» (стрекозы, бабочки, жуки, кузнечики):

-учить различать наиболее часто встречаю-

щихся насекомых;

-с опорой на вопросы педагога рассказывать

об их внешнем строении, действиях, сравни-

вать их между собой

Сравнительное наблюдение «Пауки и насе-

комые»:

-помочь выявить черты сходства и различия

данных представителей типа членистоногие;

-познакомиться с особенностями жизнедея-

тельности пауков;

-формировать начальные представления о

чертах приспособленности к среде обитания

Птицы

Распознающее наблюдение «Птичьи хлопо-

ты»:

-учить различать птиц, живущих рядом с че-

ловеком по внешнему виду и голосу;

-обратить внимание на действия птиц;

-учить называть их, понимать назначение;

-учить строго соблюдать правила наблюде-

ния за птицами в период гнездования

Дедуктивное наблюдение «Чем питаются

птицы»;

-учить в ходе наблюдения находить ответы

на вопросы о жизнедеятельности птиц, узна-

вать пернатых друзей по голосу, следам;

-учить организовывать свою деятельность с

учётом правил наблюдения за птицами в пе-

риод гнездования

Труд людей в природе

Серия распознающих наблюдений «Ухажи-

ваем за растениями»:

-учить в ходе выполнения трудовых опера-

Серия длительных наблюдений изнутри

«Выращивание декоративных растений»

(овощных культур, злаков и т.д.):учить по-

ций наблюдать за растениями;

-знакомить с различными действиями по

уходу за растениями, их назначением;

- обогащать представления о труде людей

нимать назначение отдельных трудовых опе-

раций, оценивать качество их выполнения,

личный вклад в общее дело

Лето на улицах города

Распознающее наблюдение «Летняя одежда»;

-учить различать и называть предметы лет-

ней одежды, понимать их назначение;

-обогащать словарный запас, развивать

наблюдательность

Сравнительное наблюдение «Погода и

одежда»:

-учить выявлять связь выбора одежды и по-

годных условий;

-формировать осознанное отношение к свое-

му здоровью

Серия распознающих наблюдений «Кто во

что играет?»:

-учить по результатам наблюдения делать

вывод о том, во что играют их сверстники,

старшие дошкольники,каковы правила игры;

-знакомить с образцами культурного и без-

опасного для себя и окружающих поведения;

-обогащать игровой, коммуникативный и со-

циальный опыт

Серия дедуктивных наблюдений и наблюде-

ний изнутри «Что будет, если…»

-учить анализировать наблюдаемые ситуа-

ции, выявлять степень соответствия действий

людей (своих действий) культурным нормам,

правилам безопасного поведения;

-активизировать оценочную лексику;

-формировать умение рассказывать о чув-

ствах, эмоциях

Первые приметы осени

Серия распознающих наблюдений «Приметы

осени»:

-обратить внимание на определённые изме-

нения в природе;

-знакомить с характерными признаками при-

ближения осени;

-обогащать словарный запас;

-учить отвечать на вопросы по результатам

наблюдения

Серия

сравнительных

наблюдений

«Скоро

осень»:

-учить выявлять изменение окраски листьев,

травы,

температуры,

продолжительности

дня;

-обратить внимание на особенности жизне-

деятельности животных;

-учить различными способами фиксировать

результаты наблюдений, рассказывать о них



В раздел образования