Автор: Кичапина Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДС №8
Населённый пункт: Г.Сасово Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация и содержание наблюдений в летний период"
Раздел: дошкольное образование
Организация и содержание наблюдений в летний период.
Роль и значение наблюдения как метода познания, используемого в дошколь-
ной образовательной организации, определяются особенностями детского вос-
приятия и мышления. Дошкольники накапливают информацию,
сенсорный,
коммуникативный, исследовательский опыт прежде всего в ходе непосред-
ственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, при-
роды и социума. Основными инструментами, способами восприятия выступают
манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами- представления
(образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От ярко-
сти образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее
включение в систему знаний, значение в практической и познавательной дея-
тельности детей.
Наблюдением в детском саду нередко называют родственные ему виды дея-
тельности – созерцание, рассматривание, экспериментирование. А чтобы пра-
вильно организовать каждый из них, воспитателю нужно чётко понимать общие
и различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности
использования на разных возрастных этапах.
Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте
ребёнка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования,
изменения свойств. Каждый из данных видов деятельности связан с эмоцио-
нально –эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмо-
ционального отклика и эстетических впечатлений является основной, а чаще
единственной задачей, то организация рассматривания и наблюдения в ДОО
преследует и другие цели.
Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности
детей раннего возраста и младших дошкольников. Его цель – выявить харак-
терные особенности внешнего строения растений, грибов, животных, устрой-
ство предметов рукотворного мира.
Можно рассматривать реальные объекты, их модели и изображения. Организуя
рассматривание, педагог различными приёмами привлекает внимание детей к
определённым
существам,
предметам,
вызывает
познавательный
интерес,
называет их и помогает запомнить, обогащает представления о них.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений окружающей действи-
тельности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и
отношениях
изучаемых
объектов.
В образовательном процессе наблюдение
позволяет решать и другие задачи:
-развивать у дошкольников наблюдательность, познавательные потребности;
-изначально осваивать данный метод научного познания;
-приобретать первичный опыт изучения с его помощью различных объектов.
Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал рассмат-
ривания. С помощью наблюдения можно выявить не только характерные черты
внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаи-
мозависимости, изменения объекта со временем и т. д. Но это утверждение
справедливо только в том случае, если наблюдение правильно организовано,
соответствует логике его использования как метода познавательно – исследова-
тельской деятельности, имеющего определённую структуру.
Цель наблюдения.
Как у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна
быть цель. Оптимально возникновение цели из познавательных потребностей
детей без навязывания задач наблюдения воспитателем. Роль взрослого состоит
в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь чётко сформулировать
на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, жела-
ние выяснить что- либо, стремление понять суть явления, найти объяснение
возникают у детей уже в ходе наблюдения.
Мотив.
Дошкольники любознательны, но познавательный мотив не всегда для них до-
минирует. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий во-
прос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия воспита-
теля (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т.д. Наблюде-
ния могут стать органичной частью трудовых действий, экспериментирования,
прогулки, экскурсии.
Мотивами включения в познавательно – исследовательскую деятельность
могут также быть:
- наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его
прикладной
характер),
интересными событиями
и
необычными
свойствами
привычных предметов;
- возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, про-
явить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, полу-
чить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.
План
Воспитателю необходимо учить детей старшего дошкольного возраста состав-
лять план наблюдения, решения учебной задачи. В подготовительной к школе
группе он составляется с учётом необходимости соблюдения правил безопасно-
го для человека и природы поведения.
Осуществление наблюдения
Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения ор-
ганизуется (см. ниже).
Подведение итогов
Главным результатом наблюдения как метода познания становятся достижение
цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляют как
само совершённое детьми открытие, так и возможности его дальнейшего при-
менения в познании, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и со-
держания наблюдения воспитателю необходимо подобрать приёмы, методы и
формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, соста-
вить о нём представление. Охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно,
задаться новыми вопросами.
Между рассматриванием и наблюдением как методом научного познания суще-
ствует множество промежуточных вариантов, применяемых в педагогическом
процессе детского сада.
Распознающее наблюдение используется для формирования у детей представ-
лений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их осо-
бенностей, признаков, качеств, характерных действий. Это относительно крат-
ковременное наблюдение, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить
состояние объекта в определённый момент.
Длительное наблюдение проводится с целью выявления особенностей роста и
развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой
природе, жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить проис-
ходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа
фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, де-
лаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на осно-
ве последовательности рисунков составить рассказ.
Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умения
анализировать,
сравнивать
и
сопоставлять.
Передавая
в
речи
результаты
наблюдения, дети учатся правильно использовать речевые конструкции срав-
нения, глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, активизируются
названия природных объектов, их частей.
Сравнительное наблюдение обладает общими чертами с распознающим и дли-
тельным. В поле зрения детей оказываются два-три объекта, которые необхо-
димо сравнить. Как и при проведении распознающего наблюдения может
иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведе-
нии разных насекомых в дождь. Можно организовать длительное наблюдение
с целью сравнения, например, особенностей развития аналогичных растений в
разных условиях, темпов развития разных растений и т. д.
Дедуктивное
наблюдение.
Обладая
достаточным
опытом
осуществления
наблюдений, знаниями о растениях и животных, взаимосвязях в природе, уме-
нием выявить причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руко-
водством педагога могут по отдельным фрагментам восстановить картину не-
давних событий. Например, определить по следам, какое животное их оставило,
как оно передвигалось, в какую сторону. Или по виду некоторых растений
(одуванчика, ели) узнать, будет ли в ближайшее время дождь.
Наблюдение
изнутри.
Отличительная
особенность
данной
разновидности-
позиция наблюдателя-участника наблюдаемых событий, социальных явлений.
Возможны различные формы организации наблюдения:
-при использовании раздаточного материала работа может проводиться фрон-
тально;
-в ходе прогулок, экскурсий наблюдение чаще организуется с подгруппами
воспитанников;
-в процессе организации выполнения трудовых поручений, уголке природы це-
лесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или парами.
Вне зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, числа изу-
чаемых объектов, необходимо ставить познавательные задачи перед каждым
ребёнком. Важно, чтобы дети могли совершить собственное открытие, про-
явить себя, получить некий образовательный результат.
Специфика организации наблюдения в разных возрастных группах определяет-
ся особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной
деятельности. Так младшие дошкольники готовы рассматривать яркий, движу-
щийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных. В этот
период наблюдение ещё не может осознанно использоваться ребёнком как спо-
собом познания. Его основные задачи-формировать познавательный интерес,
воспитывать эмпатию к живым существам, предоставлять возможность пооб-
щаться с животными, проявить свои эмоции, чувства, отношение, рассказать о
своих впечатлениях. Также необходимо формировать у воспитанников пред-
ставления о том, как можно проявлять свои чувства, какое поведение недопу-
стимо по отношению к животным.
Четырёхлетние дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего
наблюдения ответить на вопросы воспитателя,назвать характерные признаки и
действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После целесообразно про-
думать формы работы, позволяющие, с одной стороны, систематизировать и
(или) выразить полученные впечатления (рисование, чтение книги о данном
животном, беседа), с другой – стабилизировать эмоциональное состояние де-
тей.
Воспитанники
средней
группы
обладают
некоторым
запасом
конкретных
представлений о природе, мире предметов, способны воспринимать их в дета-
лях. Дети пятого года жизни учатся принимать задачу наблюдения, поставлен-
ную воспитателем, могут сконцентрировать внимание на любом объекте, рас-
пределить его между двумя объектами, на элементарном уровне с опорой на
вопросы
сравнить
их.
К
пяти
годам
могу
быть
организованы
длительные
наблюдения, формирующие представления о развитии животных и растений,
особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в приро-
де. Дети активно опираются на личный опыт.
В средней группе важны не только впечатления детей, но и собственно позна-
вательные результаты наблюдений. Дошкольники 4-5 лет могут с опорой на си-
стематизирующие вопросы воспитателя передать основные итоги в речи. Ак-
цент делается на выбор наиболее точных понятий для обозначения признаков и
действий объекта наблюдения, на речевые конструкции, передающие результа-
ты сравнения объектов, на выделении признаков различия и сходства.
В старшей группе дети способны не только принимать поставленную взрослым
задачу, но и самостоятельно ставить её, намечать элементарный план наблюде-
ния и следовать ему. С большой долей самостоятельности старшие дошкольни-
ки выбирают и используют известные им способы наблюдения, подводят итоги.
Появляется способность рассматривать объект не отдельно, а в системе его свя-
зей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружа-
ющей среде. Большое внимание необходимо уделять формированию умения
устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и
средой обитания. Задачей педагога становятся помощь детям в случае затруд-
нений вопросами, идеями; обеспечение полноты и точности восприятия изуча-
емых объектов и явлений, подведение воспитанников к самостоятельным выво-
дам, организация применения полученных знаний, умений, опыта в различных
видах деятельности (трудовой, познавательно – исследовательской, изобрази-
тельной и т. д.).
Наблюдения в подготовительной к школе группе должны отвечать стремлению
детей седьмого года жизни к обобщению. Основными задачами наблюдения
становятся формирование элементарных обобщённых понятий, подведение к
пониманию определённых закономерностей, существующих в природе, обще-
стве, воспитание самостоятельности, настойчивости, целеустремлённости, раз-
витие мотивации познавательно – исследовательской деятельности.
Воспитателю необходимо выбрать материал, способствующий систематизации
и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы су-
щественные признаки, выявить общие закономерности. Изучение отобранного
содержания должно осуществляться детьми самостоятельно в соответствии с
общей структурой исследовательской деятельности: формулировка цели, со-
ставление плана, его реализация, подведение итогов наблюдения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как
адаптированный научный метод познания. Важно отметить, что постановка до-
статочно серьёзных задач не должна исключать живого общения детей с при-
родой, получения в процессе наблюдения эстетических впечатлений. Эффекты,
характерные для детей младшего возраста, у детей 6-7 лет должны дополняться
радостью от совершённых открытий, любования не только красотой, но и муд-
ростью природы.
Примеры организации наблюдений с дошкольниками
Младший возраст
Старший возраст
Летние явления природы
Дождь
Распознающее наблюдение «Грибной
дождь»:
- учить характеризовать данное явление, по-
могать выделять его особенности;
-обогащать словарный запас, знакомить с
произведениями художественной литературы
и фольклора о дожде.
Сравнительное наблюдение «Грибной дождь
и ливень»:
- учить характеризовать наблюдаемое состо-
яние погоды, сравнивать различные явления;
- формировать умение анализировать, срав-
нивать, сопоставлять, делать выводы, пере-
давать в речи результаты наблюдения.
Рассматривание «Природа после дождя»:
- учить характеризовать объекты рукотвор-
ного мира, живой и неживой природы в связи
с определенным явлением;
-обогащать словарный запас, развивать
наблюдательность, познавательность.
Дедуктивное наблюдение «Будет ли дождь?»:
-учит применять свои знания о приметах,
связанных с дождем, опознавать соответ-
ствующие явления, делать вывод, проверять
предположение;
-учить использовать в речи конструкции
предположения, сравнения, противопостав-
ления.
Гроза
Распознающее наблюдение «Гроза»:
-учить подмечать особенности данного явле-
ния, знакомить с элементарными правилами
безопасного поведения в грозу;
-учить называть отдельные явления (гром,
молния), видеть их взаимосвязь.
Дедуктивное наблюдение «Приближается ли
гроза?»:
-знакомить с методом поиска ответа на дан-
ный вопрос (подсчитывается и сравнивается
время между вспышкой молнии и ударом
грома);
-учить фиксировать и сравнивать результаты
измерений, делать и проверять вывод.
Радуга
Распознающее наблюдение «Радуга»:
-учить зарисовывать наблюдаемое явление,
правильно воспроизводить порядок цветов;
-формировать элементарные представления о
взаимосвязи различных явлений;
-учить передавать результаты наблюдения,
впечатления в речи.
Сравнительное наблюдение «Форма радуги»:
-предположить рассмотреть радугу на небе и
радугу, полученную при помощи лампы, зер-
кала и прозрачной емкости с водой;
-подвести к выводу о том, что радуга имеет
форму круга, часть которого (дугу) мы видим
с земли.
Ветер
Распознающее наблюдение «Куда дует ве-
тер?»:
-учить обнаруживать данное явление приро-
ды, руководствуясь собственными ощущени-
ями, наблюдением за движением облаков,
ветвей деревьев;
-формировать умение выявлять при помощи
вертушек направление и силу ветра;
-знакомить с правилами выбора одежды в
ветреную погоду.
Сравнительное наблюдение «Направление и
сила ветра»:
-учить использовать различные приспособ-
ления для выявления данных характеристик
ветра, сравнивать полученные в разные дни
результаты;
-учить фиксировать итоги работы при помо-
щи символов, «читать»символьные записи,
рассказывать о проделанной работе.
Рассматривание «Ветер и растения»:
-обратить внимание на ветки деревьев и ку-
старников, сломанные ветром;
-учить различать ветки разных растений;
-формировать трудовые умения, необходи-
мые для подвязывания сломанных ветвей;
-обогащать словарный запас.
Дедуктивное наблюдение «Направление вет-
ра и дождь»:
-обратить внимание на то, что направление
ветра, определяемое по движению облаков, и
направление, видимое по движению ветвей
деревьев (вертушек), могут не совпадать;
-учить выявлять связь этого факта с выпаде-
нием осадков.
Рост и развитие растений
Серия распознающих наблюдений «Что рас-
тет на огороде (в поле, на клумбе, в парке и
т.д.)?»:
-учить различать и называть растения, соот-
носить их с
определенным
растительным
сообществом, характеризовать особенности
строения;
-формировать элементарные представления
об уходе за культурными растениями, содер-
жании трудовых операций, взаимосвязи в
природе.
Серия длительного наблюдения «Развитие
растений»:
-учить осуществлять наблюдение в процессе
ухода за растениями, выявлять происходя-
щие с ними изменения, фиксировать их при
помощи рисунков;
-формировать представления о жизненных
циклах растений, факторах, необходимых
для их развития, труде людей по уходу за
культурными растениями.
Рассматривание «Цветочные часы»:
-учить различать и называть декоративные
растения, описывать их внешний вид, харак-
теризовать состояние венчика цветка;
-обогащать словарный запас понятиями, свя-
занными со строением и жизнедеятельно-
стью растений.
Длительное наблюдение «Цветочные часы»:
-предложить наблюдать за растениями в те-
чение дня;
-помочь выявить механизмы работы цветоч-
ных часов;
-учить различными способами фиксировать
результаты наблюдений, рассказывать об их
ходе, делать выводы.
Растительные сообщества
Луг
Распознающее наблюдение «Луг в июле»:
-учить различать природные сообщества,
знакомить с их обитателями;
-формировать элементарные представления о
взаимосвязях в природе;
-обогащать словарный запас
Длительное наблюдение «Луг»:
-дополнять и уточнять представления об обита-
телях луга, изменении растительного покрова в
течение лета;
-учить выявлять причинно-следственные связи
между различными явлениями природы
Поле
Распознающее наблюдение «Поле в августе»;
-формировать представления о развитии зер-
новых культур, их пользе, учить различать
их;
-знакомить с трудом людей по выращиванию
зерновых культур, воспитывать уважение к
труду;
-обогащать словарный запас
Длительное наблюдение «Поле»:
-
учить фиксировать результаты наблюдения,
сравнивать их с явлениями, наблюдаемыми в
уголке экспериментирования;
-систематизировать представления о разви-
тии злаковых культур, труде по их выращи-
ванию
Парк
Распознающее наблюдение «Признаки при-
ближения осени»:
-знакомить с правилами безопасного для че-
ловека и природы поведения в парке;
Длительное наблюдение «Парк»:
-развивать способность сравнивать, сопо-
ставлять, делать выводы, выявлять измене-
ния, происходящие с растениями;
-учить различать и называть обитателей пар-
ка;
-обратить внимание на явления, характерные
для конца лета, пояснить суть происходящих
изменений;
-развивать наблюдательность, связную речь
-знакомить с трудовыми операциями по ухо-
ду за растениями парка, их назначением;
-поддерживать познавательный интерес, вос-
питывать бережное отношение к природе
Жизнедеятельность животных в летний период
Муравейник
Рассматривание «Муравьи у муравейника»:
-учить отличать муравьёв от других насеко-
мых, знакомить со строением муравья;
-учить соблюдать правила безопасного пове-
дения в ходе наблюдения;
-предложить ответить на вопросы по резуль-
татам наблюдения за деятельностью муравь-
ёв, рассказать детям о том, как распределены
обязанности между насекомыми в муравей-
нике
Длительное наблюдение «Жизнь муравейни-
ка»:
-предложить найти ответы на ряд вопросов:
Что и для чего несут в муравейник муравьи?
Когда закрыты входы в муравейник? и др.
-учить выявлять закономерности, находить
объяснение наблюдаемому;
-развивать связную речь, наблюдательность,
логическое мышление, способность анализи-
ровать
Пчёлы, шмели
Сравнительное наблюдение «Пчёлы и шме-
ли»:
-учить отличать пчёл и шмелей от других
насекомых;
-выявлять черты сходства и различия в их
внешнем виде, действиях;
-учить соблюдать правила безопасности в
ходе наблюдения;
-учить выявлять растения - медоносы, фор-
мировать представления о свойствах и пользе
мёда
Дедуктивное наблюдение «Пчёлы и цветы»:
-предложить выявить, какие растения выби-
рают пчёлы, выделить особенности строения
их венчика;
-формировать умение выявлять зависимость
строения и выполняемой функции;
-обратить внимание на знакомые детям по
книгам и видеопрезентациям особенности
поведения пчёл
Серия распознающих наблюдений «Насеко-
мые» (стрекозы, бабочки, жуки, кузнечики):
-учить различать наиболее часто встречаю-
щихся насекомых;
-с опорой на вопросы педагога рассказывать
об их внешнем строении, действиях, сравни-
вать их между собой
Сравнительное наблюдение «Пауки и насе-
комые»:
-помочь выявить черты сходства и различия
данных представителей типа членистоногие;
-познакомиться с особенностями жизнедея-
тельности пауков;
-формировать начальные представления о
чертах приспособленности к среде обитания
Птицы
Распознающее наблюдение «Птичьи хлопо-
ты»:
-учить различать птиц, живущих рядом с че-
ловеком по внешнему виду и голосу;
-обратить внимание на действия птиц;
-учить называть их, понимать назначение;
-учить строго соблюдать правила наблюде-
ния за птицами в период гнездования
Дедуктивное наблюдение «Чем питаются
птицы»;
-учить в ходе наблюдения находить ответы
на вопросы о жизнедеятельности птиц, узна-
вать пернатых друзей по голосу, следам;
-учить организовывать свою деятельность с
учётом правил наблюдения за птицами в пе-
риод гнездования
Труд людей в природе
Серия распознающих наблюдений «Ухажи-
ваем за растениями»:
-учить в ходе выполнения трудовых опера-
Серия длительных наблюдений изнутри
«Выращивание декоративных растений»
(овощных культур, злаков и т.д.):учить по-
ций наблюдать за растениями;
-знакомить с различными действиями по
уходу за растениями, их назначением;
- обогащать представления о труде людей
нимать назначение отдельных трудовых опе-
раций, оценивать качество их выполнения,
личный вклад в общее дело
Лето на улицах города
Распознающее наблюдение «Летняя одежда»;
-учить различать и называть предметы лет-
ней одежды, понимать их назначение;
-обогащать словарный запас, развивать
наблюдательность
Сравнительное наблюдение «Погода и
одежда»:
-учить выявлять связь выбора одежды и по-
годных условий;
-формировать осознанное отношение к свое-
му здоровью
Серия распознающих наблюдений «Кто во
что играет?»:
-учить по результатам наблюдения делать
вывод о том, во что играют их сверстники,
старшие дошкольники,каковы правила игры;
-знакомить с образцами культурного и без-
опасного для себя и окружающих поведения;
-обогащать игровой, коммуникативный и со-
циальный опыт
Серия дедуктивных наблюдений и наблюде-
ний изнутри «Что будет, если…»
-учить анализировать наблюдаемые ситуа-
ции, выявлять степень соответствия действий
людей (своих действий) культурным нормам,
правилам безопасного поведения;
-активизировать оценочную лексику;
-формировать умение рассказывать о чув-
ствах, эмоциях
Первые приметы осени
Серия распознающих наблюдений «Приметы
осени»:
-обратить внимание на определённые изме-
нения в природе;
-знакомить с характерными признаками при-
ближения осени;
-обогащать словарный запас;
-учить отвечать на вопросы по результатам
наблюдения
Серия
сравнительных
наблюдений
«Скоро
осень»:
-учить выявлять изменение окраски листьев,
травы,
температуры,
продолжительности
дня;
-обратить внимание на особенности жизне-
деятельности животных;
-учить различными способами фиксировать
результаты наблюдений, рассказывать о них