Автор: Сотская Инна Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Конаково, Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"
Раздел: полное образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
Подготовила учитель географии МБОУ СОШ №7 г. Конаково Сотская Инна
Борисовна
Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из
важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – как
приоритетное направление деятельности образовательного учреждения. В
создавшейся обстановке естественным стало активное использование
Здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу
добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением
вреда их психическому и физическому здоровью. Данные технологии должны
удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К.
Смирнов: «Не навреди!». Здоровьесберегающий подход в организации обучения
географии помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности,
заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и
минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря
широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям
поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и
своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с
учетом индивидуальных особенностей. Успеваемость детей напрямую зависит от
их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в
процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.
Можно выделить основные потребности учащихся:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к
личностям.
Таким образом, учителю необходимо строить процесс обучения,
основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии
обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и
физическое здоровье учащихся.
Я хочу представить те технологии и формы работы, которые я использую на
уроках географии:
1. Снятие эмоционального напряжения. Доброе слово и улыбка в начале урока
уже снимает эмоциональное напряжение. При изучении новой темы на этапе
актуализации знаний или мотивации я, при возможности, использую небольшие
видеофрагменты по теме. Так при изучении Кавказа я использую видеоролик с
видами Кавказский гор под национальную кавказскую музыку. При изучении
отдельных стран можно познакомить ребят с интересными, иногда очень
забавными фактами о них. Или же по изображениям каких-то известных
достопримечательностях, людях, объектах, событиях (иногда с первого взгляда и
не относящихся к географии) учащиеся угадывают страну или регион, о котором
пойдет речь на уроке.
2.Создание благоприятного психологического климата на уроке. Одним из
важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во
время урока. С одной стороны, т.о., решается задача предупреждения утомления
учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия
творческих возможностей каждого ребенка. Каждый ученик имеет способности.
Моя задача, как учителя, создать такую ситуацию, чтобы раскрыть эту
способность или показать значимость этого ученика, его успешность. Я часто
использую такой прием, когда на уроке-зачете моими помощниками являются
именно слабые ученики. В таких случаях они не только получают крепкие знания
(ведь они выслушивают ответы нескольких учеников), но у них повышается
самооценка.
3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Как показывают
исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его
образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет
ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов
жить, не болея. Такие вопросы на уроках географии мы затрагиваем при изучении
тем «Население». И чаще всего эти вопросы носят проблемный характер.
1.«Почему японцы являются мировыми лидерами по продолжительности жизни?
Почему Японию называют нацией здоровых людей, несмотря на неблагоприятную
экологическую обстановку и очень высокий темп жизни?»
2.« Почему на Кавказе так много долгожителей?»
3.« Какими качествами должен обладать человек, чтобы достойно представлять
себя на рынке труда?»
Кроме того, очень много о ЗОЖ скрывается в народном фольклоре, который я
часто использую на уроках.
4. Физ. минутки. Физкультминутки должны соответствовать возрастным
способностям учащихся. И если в начальных классах они имеют игровой
характер, то в среднем звене и старших классах физкультминутки должны
соответствовать теме урока.На уроках географии важным инструментом является
карта. В моем кабинете карты размещены по периметру, поэтому при
сопоставлении карт различной тематики учащиеся не только делают повороты
головой, но иногда и полностью разворачиваются. Еще один прием, при котором
по классу размещены таблички с географической номенклатурой, задача
учащихся – разместить таблички по соответствующим картам.
При изучении темы «Азимут и ориентирование на местности» учитель называет
стороны горизонта в разном порядке, учащиеся разворачиваются в данном
направлении.Для отдыха глаз можно предложить учащимся сыграть в игру «Да –
нет» закрытыми газами. Учащиеся закрывают глаза, если они согласны с
утверждением, то поднимают руку. В данном случае физкультминутка сочетается с
первичным закреплением знаний.
Конечно, и собственный пример учителя является немаловажным фактором на
становление личности ребенка. Применение здоровьесберегающих технологий
как отдельных элементов урока по силам каждому учителю. Если это станет
системой, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека,
наши дети будут здоровы и умны.