Авторы: Завьялова Екатерина Валерьевна, Блохина Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель ГПД, учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа №655 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные образовательные технологии"
Раздел: начальное образование
Инновационные образовательные технологии
Всем известно, что ребенок в начальной школе учится писать, читать и считать. Это,
несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что
требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой
информации,
ее
обработки,
самостоятельного
планирования
и
выстраивания
своих
действий.
Наряду
с
обучением
навыкам
чтения,
письма
и
счета
важно
учить
детей
использованию
цифровой
техники
в
качестве
рабочего
инструмента
в
учебе
и
повседневной жизни, начиная с первого класса.
Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в
современное
общество
и
решить
эту
задачу
помогает
массовое
внедрение
ИКТ
в
образовательный
процесс.
Как
показывает
практика,
без
новых
информационных
технологий
уже
невозможно
представить
себе
современную
школу.
Очевидно,
что
в
ближайшее
время
внедрение
персональных
компьютеров
будет
возрастать,
и
в
соответствии
с
этим
будут
возрастать
требования
к
компьютерной
грамотности
обучающихся начального звена.
Поэтому
в
своей
работе
я
широко
и с п ол ь зу ю
ИКТ(информационнокоммуникационные технологии). Для этого созданы все условия в
кабинете: есть интерактивная доска, проектор, ноутбуки для учеников и учителя, есть
доступ к сети ИНТЕРНЕТ.
Огромную помощь в подготовке и проведении уроков по разным предметам мне
оказывают
электронные
образовательные
ресурсы
по
предметам:
русский
язык,
математика, окружающий мир («Начальная школа XXI века»); мультимедийные диски
«Уроки Кирилла и Мефодия», в которых материал представлен в виде интерактивных
упражнений и состоит из теоретического и практического разделов. Активно в своей
работе
использую
Интернет
ресурсы.
Это
очень
важный
источник
информации.
С
использованием фрагментов видеоуроков очень интересно проходят уроки окружающего
мира, дети с большим удовольствием слушают художественные произведения на уроках
литературного чтения.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления
учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных
презентаций. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один
из
главных
принципов
создания
современного
урока
–
принцип
привлекательности.
Благодаря
презентациям,
дети,
которые
обычно
пассивны
на
уроках,
становятся
внимательнее, активнее высказывают свое мнение, рассуждают. Презентации не только
делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, но и развивают умственную
активность,
учат
грамотной
научной
речи,
расширяют
кругозор,
включают
детей
в
активную поисковую деятельность. Наиболее часто я использую презентации на уроках
окружающего мира. При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и
доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес
и
делает
разнообразным
процесс
передачи
информации;
усиливает
воздействие
выступления.
Разработанная мною презентация для обучающихся 2 класса («Начальная школаXXI
века») «Птицы-лесные жители», дает возможность детям расширить свои знания
о
птицах, которые живут в лесу,
научиться различать голоса птиц. Здесь представлен
фрагмент
урока-занятия
изучения
нового
материала
по
окружающему
миру
на
тему
«Птицы-лесные жители", на котором применяется данная презентация.
I. Самоопределение к деятельности.
Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному.
И научишься всему!
- Как вы считаете, что нам может пригодится для успешной работы на уроке?
II. Актуализация знаний.
-Ребята!
Мы
продолжаем
наше
путешествие
по
интереснейшему
царству
природы,
которое называется “Животный мир” и сегодня будем открывать для себя удивительные
вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы. -Вспомните, какие группы животных
мы
уже
изучили?
-Отгадайте
загадку.
Воробьи,
стрижи,
пингвины,
Снегири,
грачи,
павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ... (птицы)
Дети
отвечают
на
вопросы,
высказывают
свое
мнение,
размышляют,
выслушивают
различные мнения, приходят к общему выводу
Познавательные:
ориентируются
в
своей
системе
знаний.
Коммуникативные:
доносят
свою
позицию
до
других;
оформляют
свои
мысли
в
устной
речи
с
учетом
своего
жизненного опыта. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации.
III. Постановка учебной задачи.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
-Каких целей мы хотим достичь на уроке?
Работа
в паре. -подчеркнуть лишнее животное. Жук, сорока, шмель. Белка, медведь,
дятел. Лягушка, жаба, кукушка. дрозд, ерш, окунь. Крокодил, поползень, гадюка
-Подчеркните лишнее животное. -(Птицы)
-Как называют группу этих птиц? -Где они живут?
Размышляют, выслушивают различные мнения, приходят к общему выводу
Работают в паре.
Коммуникативные:
умение
работать
в
парах;
высказывают
свои
предположения,
выражают свои мысли.
Регулятивные :совместно с учителем обнаруживают и формулируют тему и цели урока.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
IV. Усвоение новых знаний.
Показ презентации. Знакомит со слайдами презентации, нацеливает обучающихся на
выполнение самостоятельной работы.
Слушают голоса птиц, определяют ее по голосу. Знакомятся с интересными фактами о
птицах.
Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют
факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
V.Физкультминутка.
VI.
Первичное
закрепление
полученных
знаний.
Организует
работу
с
атласом-
определителем.
Читают текст; сравнивают его с полученной информацией из презентации; отмечают
новизну материала.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации. Познавательные:
находить и выбирать способ решения проблемы.
VII. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся.
Читают стихотворение; высказывают предположения о птице; рисуют рисунок
Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно Регулятивные: выбирать
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.
VIII. Рефлексия деятельности
Ставит вопросы: -Какие цели ставили?
-Удалось ли решить их?
- Что нового узнали?
Где можно применить новые знания?
Отвечают на вопросы.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные: умение работать в паре, слушать и понимать речь других, умение
договориться.
Коммуникативные
уметь
оформлять
свои
мысли
в
устной
форме
Личностные: уметь выполнять самооценку
Сегодня
информационные
и
Интернет-технологии
проникли
во
все
сферы
жизни
и
деятельности
общества.
Грамотное
использование
возможностей
современных
информационных
технологий
в
начальной
школе
способствует:
активизации
познавательной
деятельности;
повышению
качественной
успеваемости
школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов,
предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков
самообразования
и
самоконтроля
у
младших
школьников;
повышению
уровня
комфортности
обучения;
снижению
дидактических
затруднений
у
обучающихся;
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию
информационного
мышления
школьников,
формирование
информационно
-
коммуникационной
компетенции;
приобретение
навыков
работы
на
компьютере
обучающимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные
технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они
оказывают
на
совершенствование
процесса
обучения.
Уроки,
проводимые
с
использованием
ИКТ
проходят
очень
интересно,
а
дети
запоминают
представленный
материал намного легче и на высоком уровне.
Из этого можно сделать вывод, что качество знаний у обучающихся повышается.
Для меня, как для учителя начальной школы, воспитателя ГПД, главным кажется показать
ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации,
таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества.