Напоминание

Повышение качества математического образования в условиях модернизации.


Авторы: Бостанова Халимат Муссаевна, Чагарова Светлана Аслановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ с.Холоднородниковское"
Населённый пункт: КЧР, Прикубанский район, с. Холоднородниковское
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение качества математического образования в условиях модернизации.
Раздел: среднее образование





Назад




Повышение качества математического образования в условиях модернизации.

Образование - это то, что остается,

когда забываешь все, что изучал в школе.

Альберт Эйнштейн

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной

задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это

комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер

образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при

сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это

фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования,

унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой.

Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой

образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты

прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие

изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и

тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей

личности, общества, страны.

Качество образования - это есть равнодействующая следующих составляющих:

потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса

и результатов.

Качество образования относительно общеобразовательного учреждения находит свое

выражение в качестве образовательного процесса.

К наиболее важным критериям оценки результатов работы школы относят критерий

качества, выражающийся в соотношении реальных результатов деятельности школы с

поставленными целями, государственными стандартами, ожиданиями общества, и

критерий эффективности, показывающий отношение достигнутых результатов к затратам

времени, усилий, других ресурсов.

Повышение качества математического образования школьников в общеобразовательной

школе является одной из наиболее актуальных проблем. Бесспорно, что хорошее

математическое образование необходимо не только будущим математикам, но и

инженерам, экономистам, политикам, управленцам, квалифицированным рабочим.

Главной целью математического образования школьников является развитие

математического способа мышления. Под математическим способом мышления

понимается умение открывать закономерности между разнородными на первый взгляд

явлениями, умение принимать решение. Овладев этими умениями, ученик может

приступить к решению задачи, не ожидая помощи учителя, обоснованно составить ход её

решения и оценить полученный результат, то есть он нацеливается на самостоятельные

рассуждения, выработку собственных идей и аргументацию своих решений.

Формирование математического стиля мышления непосредственно зависит от развития

математических способностей. Для успешного развития способностей к математической

деятельности необходимы соответствующие задатки. Но само по себе наличие задатков

ещё не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Даже самые ярко

выраженные задатки могут дальше развиваться лишь в процессе труда, учения, в условиях

усвоения знаний, умений, навыков.

Инновационные процессы в школе, интегрируя традиции и новаторство, выступают

механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий

организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся

школы.

Информатизация образовательного процесса – явление нужное, и, главное, неизбежное.

Идя в ногу со временем, необходимо применять новые технологии в учебном процессе.

Задача современного учителя использовать эти технологии при обучении.

С внедрением компьютеров меняется методика преподавания математики, все больше

используется проектная и исследовательская формы учебной деятельности, все больше

индивидуализируется обучение.

Используя обучающие программы, учитель может нагляднее представлять изучаемый

материал, показывать модели, недоступные в реальных условиях.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит

повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных

направлений процесса информатизации общества – информатизация образования.

В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся умений

и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации,

её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями

информационной компетентности.

Практическая значимость ИКТ: для учащихся - повышают интерес к изучению

предмета, делают процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт

возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с

другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию

творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт

возможность участвовать в различных конкурсах, проектах. Для учителей - решая новые

методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный

уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Для родителей -

дают уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное

образование, соответствующее требованиям времени. Повышают уважение к

учительскому труду. Изменяют взаимоотношения с собственными детьми в лучшую

сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения.

В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и

активный характер. Для успешного формирования у школьников как общих, так и

специальных (математических) способностей необходимо, прежде всего, развивать у них

интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться.

Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций в

решении тех или иных учебных задач, необходимость постоянного сравнения, обобщения,

анализа и синтеза изучаемого материала в процессе обучения в школе есть та основа, на

которой развиваются умственные способности учащихся.

К тому же ученик с радостью станет союзником учителя тогда, когда он с

увлечением решает нестандартные задачи, выполняет более сложные для себя задания,

чувствует себя одаренным исследователем, так как в основу заложен надежный, а значит

неиссякаемый источник познавательного интереса. В связи с этим возникает

необходимость использования на уроках математики нестандартных, логических и

занимательных задач.

Особенностью предлагаемых нами заданий на уроках является то, что кроме

требования произвести те или иные вычисления они содержат вопросы, направленные на

развитие логического мышления, математической речи. В условии такого рода задач

изображена система расположенных в определенном порядке объектов, которыми могут

быть числа, слова, буквы, фигуры, алгебраические выражения, рисунки или разные их

комбинации, один или несколько из которых известны. Требуется, проанализировав

систему выявить принципы её построения, то есть выделить отношения, которые

существуют между её элементами и, исходя из этих отношений и имеющихся элементов,

найти неизвестный.

Для выполнения таких заданий требуется весь комплекс основных мыслительных

операций. Логические задания влияют на развитие наблюдательности, углубление

взаимосвязи наглядно – образных и словесно – логических компонентов мышления

школьников.

Высоким развивающим потенциалом обладают провоцирующие задачи. С их

помощью можно предупредить различного рода заблуждения или ошибки школьников.

Попадая в заранее подготовленную ловушку, ученик испытывает сожаление от того, что не

придал особого значения некоторым нюансам условия задачи. Эти задачи способствуют

воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу

воспринимаемой информации.

Научить ученика учиться – основная задача педагога. Одним из способов решения

этой задачи может быть проведение самостоятельных и исследовательских работ, которые

позволяют ученику приобретать знания в процессе деятельности. Например,

сформулировав теорему, можно предложить самостоятельную работу, которая

спровоцировала бы у учащихся сомнения в истинности формулировки, а значит, побудила

бы потребность в доказательстве. Тогда доказательство стало бы естественным ответом на

сомнения ученика. Следовательно, самостоятельная работа побудила учащихся к

самообразовательной деятельности, связанной с их самопознанием и овладением

основными приемами мышления.

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша

задача – искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это –

итог деятельности школы, то есть нашей с вами работ.



В раздел образования