Автор: Зюлина Салима Яковлевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГКДОУ №1444
Населённый пункт: ГВоронеж–45.Воронежской обл
Наименование материала: НОД
Тема: «День рождения земли – Сибирской»
Раздел: дошкольное образование
Занятие «Формирование целостной картины мира» в старшей группе
Тема: «День рождения земли - Сибирской»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая,
познавательно
-
исследовательская,
коммуникативная,
продуктивная.
Цели: расширять представление о нашей Сибири познакомить с ее достопримечательностями.
Учить бережно относиться к окружающей нас природы.
Задачи: расширять знания детей о Сибири, развитие диалогической формы речи, расширять
интонационно выразительную речь. Прививать культуру поведения в лесу. Воспитывать любовь к
родному краю.
Предшествующая работа: беседа о природе, деревьях, травах, цветах, мире птиц и животных,
бережном отношении к природе. Экскурсии в лес, на озеро. Рассматривание картин, иллюстраций.
Чтение книг. Заучивание стихов о природе, о животных.
Обогащение словаря: тайга, кедровник,
сопки, валежник.
Оборудование: магнитофон с аудиозаписью «Священное море, Священный Байкал», презентация
«День рождения земли - Сибирской» в сопровождении песен о Байкале.
Активизация словаря: молот, горные реки, зимовье, лесник, проводник, течение реки.
Ход занятия
I. Вводная часть
- Воспитатель: Много раз мы говорили о нашей Сибири, а сегодня мы отмечаем необычный
праздник: «День рождения земли - Сибирской» - нашего общего дома.
Дети читают стихи:
Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирном небом,
Вдень осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой мирной тишиной.
Край, который с детства дорог,
Родиной зовется
Посмотри, как он хорош,
Край, в котором ты живешь!
«Родина моя»
Дети слушают песню « Родина моя» Е. Тиличеевой.
Дети читают стихи:
Россия… как из песни слова,
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия.
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, глубоко понимаю.
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называют.
Одним широким словом «Русь».
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Среди просторов нашей огромной страны
есть край, где ты живешь. Где твой родной дом. Твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ты
ни ездил. Всегда будешь вспоминать свою родную Сибирь.
Дети читают стихи:
Когда говорят о России
Я вижу родную Сибирь.
Как девочки, сосны босые.
Танцуют свою кадриль.
Куда бы по белому свету.
Дороги тебя не вели.
Ты сыном останешься этой
Богатой газом, алмазом и углем земли!
II. Основная часть
- Ребята, а кто знает, как называется наша область?
Дети: Иркутская область.
- А какие города в Иркутской области вы знаете?
Дети: Ангарск, Зима, Черемхово, Братск, Свирск, Усть-Кут и т. д
- А кто знает в Иркутской области самое дорогое и красивое место?
- Как оно называется?
Дети: озеро «Байкал»
- Славное море, Священный Байкал. В этом слове - всенародная любовь к Байкалу, поколение его
могучей первородной силе, почитание непобедимого гордого духа. В народном сознании Байкал
стал символом кристальной нравственной чистоты, правда и справедливости, свободной доли и
высоких стремлений. Поэтому народ и величает озеро «Славным морем и Священным Байкалом».
Озеро Байкал называется морем за его огромные размеры. В нем единственном в мире вода
пресная, т. е не соленая вода. В нем водится много рыбы.
- А как вы думаете, чем еще богата наша Сибирь?
Дети: много рек, лесов, гор, зверей, ягод. Драгоценных камней, уголь, нефть, гази т.д.
- А какие реки протекают в Сибири?
Дети: Ангара, Иркут, Кетой, Ока, Белая, Чуне и др.
- А как называется лес в Сибири?
Дети: в Сибири огромные пространства занимают леса, поэтому их называют тайгой. В ней растут
смешанные леса (ель, сосна, пихта, береза, кедр.)
- Молодцы ребята, вы много знаете о Сибири. А кто знает, какие горы есть в Иркутской области?
Дети: горы Саяны.
Появляется «Лесовик»
Лесовик: Здравствуйте дети, я старичок Лесовик. Я охраняю лес. Я очень не люблю, когда в лес
идут со злом. Они ломают ветки, рвут охапками цветы. Безжалостно топчут зеленную траву. Рубят
деревья, убивают зверей и насекомых, пресмыкающихся.
- А вы хотите попасть в мой волшебный лес?
Тогда отгадайте загадку: «Кто на зиму раздевается, а лето одевается?»
Дети: деревья.
- Ай, да молодцы! Никому никогда не удавалось так быстро загадку мою отгадать, а теперь я
расскажу вам о трех правилах, которые нужно знать тем, кто приходит к нам в лес в гости.
1. Не сори в лесу.
2. Не шуми. Будете шуметь, распугаете всех птиц. Птенцы останутся голодными, перестанут петь
свои чудесные песни.
3. Не губи. В лесу нет ничего лишнего. Не рви цветы, не ломай ветки, не бросай камни в лягушку.
Не дави, не разоряй муравьев. Все живое связано между собой. Повторите со мной эти правила и
можете идти в лес.
Игра: «Выбери правильно дорогу».
- Молодцы! Мы с вами соблюдали все правила, поэтому пришли в сказочный лес, все садятся на
поляну и смотрим фильм о тайге.
Лесовик: ребята мы с вами увидели, что наша Иркутская - Сибирская земля очень большая,
красивая и богатая. В тайге очень много ягод брусники, черники, клюквы, голубицы.
- В нашей тайге много грибов. А в кедровниках люди бьют шишку - большим молотом по стволу
кедра. Шишки падают, а люди их собирают. Кедровые орехи богаты жирами и витаминами. Но
чтобы добраться до них лесных богатств, нужно ехать по трудной дороге.
Лесовик: Ребята, а я вам принес в подарок лесные дары. Это грибочки, а это таежная клюква, а это
брусника
- Спасибо тебе Лесовик и Земле - кормилице за этот чудесный и вкусный подарок. Мы возьмем его
и попробуем.
Лесовик: ребята, растите большими и добрыми, любите и берегите землю, на котором живете, и
она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц.
Красотой природы.
- До свидание!
III. Итог занятия
Сегодня мы путешествовали по малой родине. Как она называется? Какие достопримечательности
есть в Сибири?