Автор: Николаева Надежда Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Дюймовочка"г.Вуктыл
Населённый пункт: город Вуктыл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД по бусоплетению «Браслет из бус»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл
Конспект ООД по бусоплетению
«Браслет из бус»
Составитель:
Николаева Надежда Константиновна
2016 год
Цель: обучение детей технике бусоплетения.
Задачи:
Углублять и расширять знания об истории и развитии бусоплетения.
Учить детей составлять композицию из бусинок.
Развивать творческое воображение, эстетический вкус, мелкую мотори-
ку пальцев рук.
Воспитывать любовь к прекрасному.
Материалы:
Ножницы, подносы (плетёные корзины), индивидуальные подносы для каж-
дого ребёнка, декоративная нить (тонкая, мягкая проволока), бусинки разного
цвета и размера, образцы бус на мольберте.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций украшений из бус.
Ход:
(
дети заходят в аудиторию, оформленную в стиле русской избы – вязаные изделия, нитки,
платки-шали и т.д.)
Добрый день, гости дорогие! Я очень рада видеть вас в мастерской (прово-
дится мини-экскурсия по избе). Мои руки умеют творить и мастерить очень
много. А вы хотите научится своими руками делать такие же красивые подел-
ки? (ответы детей). Я вам предлагаю научится плести браслет из бус. Нани-
зыванию бусин на тонкую проволоку. Но, прежде чем начать нашу работу, я
хочу рассказать, что такое бусоплетение (
пособия для мастер-класса разложены на
стол и прикрыты цветастым платком).
Бусоплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и до-
статочно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось и
развивается с модой как в нашей стране, так и во всём мире. Развитие новых
идей отражалось на бусах: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и
т. д.
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой
древности люди изготавливали украшения из ягод, семян растений, раковин и
камешков, нанизывая их на травинку. Со временем их заменили полудраго-
ценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия – бусинки.
Материал, из которого изготавливали бусины, привлекал внимание мастеров
с давних времен, о чем рассказывают сказки. А вы любите сказки? Одну из
сказок о бусинках я вам сейчас расскажу.
Сказка о бусинках (показ презентации)
В давние-давние времена ехали на ярмарку заморские купцы. Путь был не-
близкий, застала их в дороге ночь. Решили купцы заночевать на берегу реки.
Речка течёт, песенку поёт, речной песочек под ногами поскрипывает. Развели
купцы костёр, рыбы наловили да уху сварили, поели да спать улеглись.
Огонь догорел, кострище пеплом покрылось, лишь один огонёк схоронился
да в сторонку откатился. Скучно ему одному лежать, вот и завёл он разговор с
речными песчинками. Стали они спорить, кто из них краше. Песчинки скри-
пят: «Мы водой выточены, ветром высушены, солнышком выкрашены. Мы
красивее тебя!». А уголёк шипит: «Я от дерева рождён, огнём накален. Нет
никого на свете меня красивее!».
Спорили они, спорили, никто уступать не хочет. Рассердился уголёк и обжёг
песчинки. Проснулись купцы – видят – рядом с потухшим костром уголёк ле-
жит, а вокруг стеклянные бусинки рассыпаны. Удивились купцы такому чуду,
да раздумывать долго не стали. Собрали бусинки и свезли их на ярмарку.
Увидали их красны девицы, обрадовались такой красоте, и всё скупили. Ста-
ли ими сарафаны расшивать, браслеты плести, кокошники украшать, стали в
косы русые вплетать. С тех пор стали бусы и браслеты любимым украшением
мастериц и рукодельниц.
Ну что, мастерицы, понравилась вам сказка? (ответы детей)
Тогда, мои маленькие мастерицы, приступим к работе. А чтобы пальчики
ваши были послушные и проворные, перед работой сделаем гимнастику для
них.
Пальчиковая гимнастика «Бусинки – горошки»:
Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!
Вот такими ловкими пальчиками мы и будем нанизывать бусы.
(Воспитатель приглашает детей за стол).
1. Дети садятся на стулья.
2. Проводится небольшая информация по технике безопасности о работе с
острыми предметами.
Чтобы изготовить браслет на руку, нам понадобятся:
ножницы;
бусинки разного цвета и размера;
мягкая проволока.
Прежде чем начать работу, вы должны знать, что мы должны соблюдать пра-
вила работы с острыми предметами:
Ножницы берём за 2 кольца, острым концом вниз. Режем аккуратно.
Работа с декоративной проволокой и бусинками тоже требует аккурат-
ности.
Бусинки красивые, но бывают проказницами. Это значит, что бусинки
нельзя брать в рот.
Рабочее место должно быть в порядке в течение работы и при её завер-
шении.
Вы будете делать свой браслет, а я тоже себе буду делать свой браслет. Выби-
раем себе на поднос бусинки какие хотите.
3.Показ изделий и иллюстраций с изделиями из бус (бисера).
4.Дети выбирают бусы по цвету, форме, величине по желанию. Кладут на ин-
дивидуальный поднос.
5.Затем под цвет выбранных бусин дети подбирают декоративную проволоку
(руководитель помогает советом). Отрезают кусок декоративной проволоки
ножницами (во время работы детей звучит музыка и мастерица помогает де-
тям советом и руками закреплять, нанизывать. Выбирать и т.д.)
6.Дети нанизывают бусы на декоративную проволоку (самостоятельная рабо-
та под руководством педагога).
7.Показ закрепления браслета на руке у ребёнка (закручивание декоративной
проволоки по спирали несколько раз под руководством педагога).
8.Мастерицы (дети) рассматривают браслеты друг у друга. Радуются творче-
ской работе своей и других мастериц.
Рефлексия.
- А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы сегодня
пришли ко мне в мастерскую: свой багаж мыслей, знаний, опыта, а на
правую руку – то, что получили нового на сегодняшнем занятии. Предла-
гаю всем одновременно хлопнуть в ладоши и объединить все то, что вы
знали и умели до прихода сюда и то, чему вы научились здесь! Ваш ба-
гаж знаний и умений пополнился и стал намного богаче!
Под русскую народную музыку предлагается мастерицам поводить потанце-
вать и поиграть на музыкальных инструментах.
- Но я, дорогие мои маленькие мастера, пришла к вам не с пустыми руками.
На память я вам хочу подарить браслеты, изготовленные мною. Спасибо за
совместное творчество! Учитесь делать наш мир красивым! Творческих всем
успехов!
Библиографический список:
Румянцева Е.А. Украшение для девочек своими руками. –М.: Айрис-пресс,
2005 - 208с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).
Артамонова Е.В. Бисер. Практическое руководство. – М.: Эксмо, 2007. -272с.:
ил.
Вязаные украшения. 48 ярких идей для стильного образа. (Специальный
выпуск газеты «Вязание: модно и просто»). №10, 2013.
В.В. Пивовар Фенечки для девочек ООО «Издательство» «Тригон», 2007.
Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2004. -208с. +8с. цв.
вклейка: ил. – (Внимание: дети!).