Автор: Котова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №49 "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Северодвинск , Архангельская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Автор:
Котова Татьяна Владимировна
воспитатель МБДОУ № 49 «Белоснежка»
г.Северодвинск 2016г.
1
На сегодняшний день, в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» и
введением
новых
Федеральных
Государственных
Образовательных
стандартов
дошкольного
образования»,
впервые
в
истории
дошкольное
детство
стало
особым
самоценным
уровнем
образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Одной из важных задач
является
художественно-эстетическое,
речевое
развитие
ребенка.
ФГОС
ДО
указывает
на
необходимость включать в содержание образовательной области «Речевое развитие» - развитие
«творческого и речевого потенциала дошкольников». В содержание «художественно-эстетического
развития»- стимулирование у детей сопереживания персонажам художественных произведений,
реализацию самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Театр-это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.
Театральная деятельность - позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, так как
каждая
сказка
или
другое
литературное
произведение
для
детей
имеет
нравственную
направленность (доброта, смелость, дружба и т. п.). По мнению детского психолога А.В.Запорожца
«эмоциональное
сопереживание
героям
в
процессе
театрализованной
деятельности
является
первой
ступенью
в
развитии
эстетического
восприятия
дошкольника».
Театр
сопровождает
атмосфера
праздника,
которая
своей
красотой,
торжественностью,
насыщенностью
яркими
положительными эмоциями, обладает большой притягательной силой для детей. (Н. Г. Поддъяков).
Велика роль театральной деятельности в речевом развитии детей. Театрализованные игры
способствуют активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалога,
монолога, совершенствования ЗКР (Г.А.Волкова). Совместная творческая деятельность родителей
и детей наиболее эффективна: она помогает «раскрыть» актерский потенциал, как взрослого, так и
ребенка. Участие родителей и детей в театральных постановках помогает им больше узнать друг
друга: особенности темперамента, характера, ролевых предпочтений.
Таким образом, театрализованная деятельность является средством развития эмоциональных
и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель нашей работы по данной проблеме:
Цель:
1.
создать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
театральной
деятельности
2.
приобщать детей к театральной культуре
Задачи:
1.
расширять
представления
детей
о
театрах,
его
видах,
атрибутах,
костюмах,
декорациях
2.
способствовать самореализации ребенка, раскрытию его творческого потенциала,
посредством участия в театральных постановках
3.
развивать эмоциональность и выразительность речи дошкольников, побуждать детей
к импровизации, средствами мимики, пантомимики, интонации
4.
приобщать родителей к театрально-исполнительской деятельности в ДОУ
Нами разработан цикл занятий по театральной деятельности во 2 младшей группе на основе
развивающих программ и методик Н.Ф.Сорокиной «Театр - творчество - дети», Э. Г. Чурилова
2
«Организация
театрализованной
деятельности
дошкольников»,
системы
игр
и
этюдов
А.Е.
Антипиной, М. Д. Маханевой и др.
Содержание театральных занятий включает:
постановка этюдов с использованием мимики и пантомимики
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
упражнения по формированию выразительности исполнения
упражнения по социально-эмоциональному развитию детей
создание пособий для театрализованной деятельности
совместные с родителями постановки сказок
Дети 2 младшей группы в нашем ДОУ ставили спектакли «Колобок», «Репка». Перед
репетицией мы несколько раз читали детям тексты данных сказок, обсуждали сюжет, героев, их
характеры. На репетиции использовали перчаточный театр, он помогал детям «вжиться в роль».
Спектакль обязательно начинался с аплодисментов, на протяжении всего спектакля воспитатель
подбадривала маленьких артистов, это придавало им уверенности и желания дальше участвовать в
постановках. Как показывает практика, робкие и стеснительные дети, отказавшиеся от участия в
спектакле,
демонстрировали
полученные
в
ДОУ
театральные
навыки
дома,
а
мамы
и
папы
становились благодарными зрителями импровизированного домашнего театра.
Таким образом, театрализованная деятельность является оптимальным средством развития
эмоциональных
и
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста. Одним
из
инновационных направлений театрализованной деятельности является создание мультфильмов.
Под
инновацией
понимается
процесс
совершенствования
педагогических
технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения детей и расширению их
возможностей.
Инновационная
деятельность
педагога
подразумевает
научно-методическую
и
учебно-исследовательскую деятельность воспитателя.
Создание мультфильма интегрирует в себя разнообразные виды деятельности: речевую,
игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную. Кроме того возникает связь с новым
социальным институтом, в нашем случае это «детская студия «Перспектива» г. Северодвинск.
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность не только для
ребенка, но и для взрослого, так как он сам создает персонажи, озвучивает их и с помощью
взрослого получает итоговый результат – видео продукт. Дети 2 мл группы могут слепить или
нарисовать персонажей, создать элементарные декорации, дети старшего дошкольного возраста
могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера.
Процесс съемки включает:
придумывание сюжета
создание декораций, героев
создание фотографий
монтаж
3
Процесс
создания
мультфильма
является
совместным
творчеством
всех
участников
образовательного процесса: воспитателя, детей, родителей.
Работа с мультипликацией позволяет решить следующие задачи:
1.
повышает
уровень
творческой
и
познавательной
активности
детей,
их
инициативность, самостоятельность
2.
повышает уровень интереса родителей к «жизни сада», желание активно участвовать
в ней
3.
расширить возможности для образовательно-воспитательной деятельности педагога
4.
повышает
уровень
образованности
педагога,
раскрывает
в
нем
талант
мультипликатора
Таким образом, включая инновационные технологии в театрализованную деятельность, мы
делаем
жизнь
наших
детей
интересной
и
содержательной,
наполняем
ее
яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Литература:
1.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М .,2009.
2.
Зимина
И.Театр
и
театрализованные
игры
в
детском
саду//Дошкольное
воспитание.2005.№4
3.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М .,2001.
4.
С о р о к и н а
Н . Ф . И г р а е м
в
к у к о л ь н ы й
т е а т р / / Д о ш к о л ь н о е
воспитание.1997.№6,10,12,1998.№2
5.
Э.Г.Чурилова «Организация театрализованной деятельности дошкольников»
4