Напоминание

"Использование Лего в познавательном развитии детей с РАС"


Автор: Корюкалова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 42 комбинированного вида"
Населённый пункт: Свердловская область город Алапаевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование Лего в познавательном развитии детей с РАС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование

Лего-технологий

в

познавательном

развитии детей с расстройствами аутистического спектра.

«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводя здание

собственного интеллекта».

Ж. Пиаже.

Методы и приемы обучения детей с аутичными проявлениями

разрабатываются специальной педагогикой в течение многих лет. В нашей

стране и за рубежом активный поиск различных подходов медикаментозных

и в первую очередь психолого - педагогических, направленных на коррекцию

аутистического дизонтогенеза, нормализацию психического развития такого

ребенка.

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях

интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В).

Важно не только дать детям систему знаний, умений и навыков в

соответствии с их особенностями и возможностями, но вызвать у них

потребность общения с окружающими, способность налаживать контакты с

взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее

вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации принятыми в

человеческом обществе средствами.

Только под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в

специально организованных условиях, когда используются разнообразные

корригирующие средства, дети с выраженными физическими и

интеллектуальными нарушениями продвигаются в своем развитии.

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая

и конструктивная деятельности, в общем, и специальном образовании

большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических

технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они

оказывают коррекционно-развивающее воздействие на общее развитие

ребенка, так как способствуют формированию речи, перцептивных и

интеллектуальных действий, повышают мотивацию к обучению, учат

управлять своим поведением, таким образом, создаются предпосылки,

необходимые для успешной социализации. (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец,

А.Р. Лурия, Н.Н. Поддъяков).

Для того чтобы игра и конструктивная деятельность были направлены

на решение дидактических, развивающих и социализирующих функций в

отношении детей с аутичными проявлениями необходимо их специальное

формирование при создании организационно-методических условий. В

последнее время применяются разнообразные игровые и конструктивные

технологии, в том числе и инновационные, которые не имеют должного

методического оснащения, поэтому не могут полноценно использоваться в

образовательном процессе. Одним из таких инновационных конструктивно-

игровых средств является обучающий конструктор LEGO DUPLO

выпускающийся образовательной датской корпорацией GROUP LEGO

DACTA (Р. Расмуссен). Он широко внедряется в зарубежные и

отечественные образовательные и специальные (коррекционные)

учреждения.

Все любят LEGO, в том числе дети в спектре аутизма. Играя в LEGO

в социальной среде, мы можем найти скрытую способность аутичных детей к

сотрудничеству с другими.

Детей с аутизмом естественным образом могут привлекать и

мотивировать вещи того или иного рода. LEGO – это систематизированная

игра, которая является полезной для детей с расстройствами аутистического

спектра.

Дети с помощью занятий LEGO – конструированием повышают

умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о

предметах

и

явлениях,

развивают

умение

наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

выделять

характерные,

существенные

признаки

предметов

и

явлений, обобщают их по признакам.

Что дадут занятия:

Знания о формах и деталях

Развитие цветового восприятия

Математическое и пространственное мышление

Знания окружающего мира

Формирование эстетического вкуса

Математическое и пространственное мышление

Умение определять форму тела и воспроизводить ее

На занятих по LEGO – конструированию дети с расстройством

аутистического спектра:

Развивают моторику рук

Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

Получают математические знания о свете, форме, пропорции,

симметрии

Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре,

транспорте, ландшафте

Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части

и собрать из частей целое

Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать

свой и чужой труд. Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в

форме познавательной игры узнать много всего важного и развить

необходимые в дальнейшей жизни навыки.

В середине прошлого века появился первый конструктор LEGO, в

свою очередь, произведя революцию и положив начало в развитии

конструкторов. Отличительной чертой LEGO от других строительных

комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между

собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и

сбалансированными.

Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по

достоинству дети всей планеты.

Применение LEGO способствует:

Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются

детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

Развитию и совершенствованию высших психических функций

(памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких

мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация,

обобщение);

Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой

моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к

письму;

Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии

друг к другу.

Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи.

Вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких

деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем

помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

LEGO - конструирование теснейшим образом связано с областями

ФГОС:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Обучаясь игре с LEGO дети проходят путь от простого к сложному.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие

самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с

большими конструктивными возможностями конструктора позволяют

аутичным детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель,

которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет детям с

расстройством аутистического спектра в форме познавательной игры узнать

многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

При построении модели затрагивается множество проблем из разных

областей знания.

Принципы при обучении игре с LEGO:

Последовательность и систематичность обучения и воспитания;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Доступность и наглядность.

Этапы развития способностей к конструированию:

1. Планирование предстоящей деятельности, представление хода работы по

этапам, описание окончательного результата готового изделия.

2. Овладение умением охарактеризовать модель.

3. Самостоятельное конструирование.

4. Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с

воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за

выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и

запланированным образцом.

6. Определение назначения получившегося изделия.

В своей работе я использую игры:

1. Игра «Самоделкин»: ребенок выстраивает из LEGO любые фигуры

(поезд, дом, башня, лесенка и т. д. с целью отработки понятий высокий -

низкий, длинный - короткий, большой – маленький.

2.Игры с песком:

-«Угадай, какая деталь»: ребенок ищет закопанную в песочном бассейне

деталь конструктора и определяет ее название, а также считает количество

кнопочек на детали;

- «Соедини детали на ощупь»: ребенок ищет закопанные в песочном

бассейне детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего

вытаскивает и описывает, на что похожа постройка.

3. Игры с водой:

-«Плывет кораблик»: ребенок конструирует из LEGO кораблик, лодку или

плот, присоединяя к постройке парус (бумажную салфетку, после чего

выполняются дыхательные упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик

плывет);

- «Подводное царство»: ребенок выполняет постройки из LEGO по

инструкции педагога и ли самостоятельно по замыслу, держа руки в

контейнере с водой;

-«Ищем клад»: ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами,

держа руки в контейнере с водой;

4. Игра «Веселый поезд»: построение поезда по словесной инструкции

с использованием слов «за, перед, между, справа, слева, позади, впереди».

5. Разыгрывание практических ситуаций с использованием построек

из LEGO, Лего - животных и Лего - людей.

6. Игра «Волшебный мешочек»: ребенок нащупывает в мешочке

детали конструктора, дает им название, считает кнопочки.

7. Игра «Путешествие к звукам»: постройки из LEGO звуковых схем слов

(красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук,

зеленый кубик - мягкий согласный звук).

8. Использование лего - поезда для игры «Слоговая цепочка»: на Лего -

вагонах поезда слоги располагаются так, что последний слог слова является

первым слогом следующего слова (например, иг---ра---мы---ло---си---дим).

9. «Волшебный голосок»: построение лесенки из LEGO с

последующим использованием ее для развития силы голоса (громко - тихо,

звонко - басом, при этом дети переступают по лесенке пальчиками.

10. Построение фигурок из LEGO с последующим использованием их для

занятий артикуляционной гимнастикой

(«Окошко», «Слоник», «Змейка», «Индюк», «Лошадка»).

Правила работы с аутичными детьми:

Принимать ребенка таким, какой он есть.

Исходить из интересов ребенка.

Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни

ребенка.

Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность

ребенка).

Научиться

улавливать

малейшие

вербальные

и

невербальные

сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

Как можно чаще разговаривать с ребенком.

Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя

четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

Избегать переутомления ребенка.

Используемая литература:

1.

Веденина

М.Ю.,

Окунева

О.Н.

«Использование

поведенческой

терапии

аутичных

детей

для

формирования

навыков

бытовой

а д а п т а ц и и »

Д е ф е к т о л о г и я 3 * 1 9 9 7 г .

2. Вейс Томас Й. «Как помочь ребенку?» Москва 1992г.

3.

Комарова

Л.Г.

«Строим

из

Лего.

Моделирование

логических

отношений

и

объектов

реального

мира

средствами

Лего

конструирования» - М., 2003г

1.

3.

4.

Куцакова

Л.В

«Занятия

по

конструированию

из

строительного

материала»

5. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с

нарушениями

общения:

Ранний

детский

аутизм»

Москва

1989г.

6.

Лебединский

В.В.

«Нарушения

психического

развития

у

детей»

Москва 1985г.

7.

Лусс

Т.В.

«Формирование

навыков

конструктивно-игровой

деятельности

у

детей

с

помощью

Лего».

Пособие

для

педагогов

-

дефектологов. М., 2003г.

8.Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду».- ТЦ Сфера

2012.

9. Эльконин Д.Б. «Психология игры» 1978 год Москва: Педагогика.



В раздел образования