Автор: Корюкалова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 42 комбинированного вида"
Населённый пункт: Свердловская область город Алапаевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование Лего в познавательном развитии детей с РАС"
Раздел: дошкольное образование
Использование
Лего-технологий
в
познавательном
развитии детей с расстройствами аутистического спектра.
«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводя здание
собственного интеллекта».
Ж. Пиаже.
Методы и приемы обучения детей с аутичными проявлениями
разрабатываются специальной педагогикой в течение многих лет. В нашей
стране и за рубежом активный поиск различных подходов медикаментозных
и в первую очередь психолого - педагогических, направленных на коррекцию
аутистического дизонтогенеза, нормализацию психического развития такого
ребенка.
Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях
интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В).
Важно не только дать детям систему знаний, умений и навыков в
соответствии с их особенностями и возможностями, но вызвать у них
потребность общения с окружающими, способность налаживать контакты с
взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее
вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации принятыми в
человеческом обществе средствами.
Только под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в
специально организованных условиях, когда используются разнообразные
корригирующие средства, дети с выраженными физическими и
интеллектуальными нарушениями продвигаются в своем развитии.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая
и конструктивная деятельности, в общем, и специальном образовании
большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических
технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они
оказывают коррекционно-развивающее воздействие на общее развитие
ребенка, так как способствуют формированию речи, перцептивных и
интеллектуальных действий, повышают мотивацию к обучению, учат
управлять своим поведением, таким образом, создаются предпосылки,
необходимые для успешной социализации. (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец,
А.Р. Лурия, Н.Н. Поддъяков).
Для того чтобы игра и конструктивная деятельность были направлены
на решение дидактических, развивающих и социализирующих функций в
отношении детей с аутичными проявлениями необходимо их специальное
формирование при создании организационно-методических условий. В
последнее время применяются разнообразные игровые и конструктивные
технологии, в том числе и инновационные, которые не имеют должного
методического оснащения, поэтому не могут полноценно использоваться в
образовательном процессе. Одним из таких инновационных конструктивно-
игровых средств является обучающий конструктор LEGO DUPLO
выпускающийся образовательной датской корпорацией GROUP LEGO
DACTA (Р. Расмуссен). Он широко внедряется в зарубежные и
отечественные образовательные и специальные (коррекционные)
учреждения.
Все любят LEGO, в том числе дети в спектре аутизма. Играя в LEGO
в социальной среде, мы можем найти скрытую способность аутичных детей к
сотрудничеству с другими.
Детей с аутизмом естественным образом могут привлекать и
мотивировать вещи того или иного рода. LEGO – это систематизированная
игра, которая является полезной для детей с расстройствами аутистического
спектра.
Дети с помощью занятий LEGO – конструированием повышают
умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о
предметах
и
явлениях,
развивают
умение
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
выделять
характерные,
существенные
признаки
предметов
и
явлений, обобщают их по признакам.
Что дадут занятия:
Знания о формах и деталях
Развитие цветового восприятия
Математическое и пространственное мышление
Знания окружающего мира
Формирование эстетического вкуса
Математическое и пространственное мышление
Умение определять форму тела и воспроизводить ее
На занятих по LEGO – конструированию дети с расстройством
аутистического спектра:
Развивают моторику рук
Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
Получают математические знания о свете, форме, пропорции,
симметрии
Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре,
транспорте, ландшафте
Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление
Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить
Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части
и собрать из частей целое
Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать
свой и чужой труд. Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в
форме познавательной игры узнать много всего важного и развить
необходимые в дальнейшей жизни навыки.
В середине прошлого века появился первый конструктор LEGO, в
свою очередь, произведя революцию и положив начало в развитии
конструкторов. Отличительной чертой LEGO от других строительных
комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между
собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и
сбалансированными.
Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по
достоинству дети всей планеты.
Применение LEGO способствует:
Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются
детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
Развитию и совершенствованию высших психических функций
(памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких
мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация,
обобщение);
Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой
моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к
письму;
Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии
друг к другу.
Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи.
Вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких
деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем
помогает ребенку самому определять конечный результат работы.
LEGO - конструирование теснейшим образом связано с областями
ФГОС:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Обучаясь игре с LEGO дети проходят путь от простого к сложному.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие
самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с
большими конструктивными возможностями конструктора позволяют
аутичным детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель,
которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет детям с
расстройством аутистического спектра в форме познавательной игры узнать
многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
При построении модели затрагивается множество проблем из разных
областей знания.
Принципы при обучении игре с LEGO:
Последовательность и систематичность обучения и воспитания;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Доступность и наглядность.
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планирование предстоящей деятельности, представление хода работы по
этапам, описание окончательного результата готового изделия.
2. Овладение умением охарактеризовать модель.
3. Самостоятельное конструирование.
4. Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с
воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за
выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и
запланированным образцом.
6. Определение назначения получившегося изделия.
В своей работе я использую игры:
1. Игра «Самоделкин»: ребенок выстраивает из LEGO любые фигуры
(поезд, дом, башня, лесенка и т. д. с целью отработки понятий высокий -
низкий, длинный - короткий, большой – маленький.
2.Игры с песком:
-«Угадай, какая деталь»: ребенок ищет закопанную в песочном бассейне
деталь конструктора и определяет ее название, а также считает количество
кнопочек на детали;
- «Соедини детали на ощупь»: ребенок ищет закопанные в песочном
бассейне детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего
вытаскивает и описывает, на что похожа постройка.
3. Игры с водой:
-«Плывет кораблик»: ребенок конструирует из LEGO кораблик, лодку или
плот, присоединяя к постройке парус (бумажную салфетку, после чего
выполняются дыхательные упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик
плывет);
- «Подводное царство»: ребенок выполняет постройки из LEGO по
инструкции педагога и ли самостоятельно по замыслу, держа руки в
контейнере с водой;
-«Ищем клад»: ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами,
держа руки в контейнере с водой;
4. Игра «Веселый поезд»: построение поезда по словесной инструкции
с использованием слов «за, перед, между, справа, слева, позади, впереди».
5. Разыгрывание практических ситуаций с использованием построек
из LEGO, Лего - животных и Лего - людей.
6. Игра «Волшебный мешочек»: ребенок нащупывает в мешочке
детали конструктора, дает им название, считает кнопочки.
7. Игра «Путешествие к звукам»: постройки из LEGO звуковых схем слов
(красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук,
зеленый кубик - мягкий согласный звук).
8. Использование лего - поезда для игры «Слоговая цепочка»: на Лего -
вагонах поезда слоги располагаются так, что последний слог слова является
первым слогом следующего слова (например, иг---ра---мы---ло---си---дим).
9. «Волшебный голосок»: построение лесенки из LEGO с
последующим использованием ее для развития силы голоса (громко - тихо,
звонко - басом, при этом дети переступают по лесенке пальчиками.
10. Построение фигурок из LEGO с последующим использованием их для
занятий артикуляционной гимнастикой
(«Окошко», «Слоник», «Змейка», «Индюк», «Лошадка»).
Правила работы с аутичными детьми:
Принимать ребенка таким, какой он есть.
Исходить из интересов ребенка.
Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни
ребенка.
Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность
ребенка).
Научиться
улавливать
малейшие
вербальные
и
невербальные
сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
Как можно чаще разговаривать с ребенком.
Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя
четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
Избегать переутомления ребенка.
Используемая литература:
1.
Веденина
М.Ю.,
Окунева
О.Н.
«Использование
поведенческой
терапии
аутичных
детей
для
формирования
навыков
бытовой
а д а п т а ц и и »
Д е ф е к т о л о г и я 3 * 1 9 9 7 г .
2. Вейс Томас Й. «Как помочь ребенку?» Москва 1992г.
3.
Комарова
Л.Г.
«Строим
из
Лего.
Моделирование
логических
отношений
и
объектов
реального
мира
средствами
Лего
–
конструирования» - М., 2003г
1.
3.
4.
Куцакова
Л.В
«Занятия
по
конструированию
из
строительного
материала»
5. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с
нарушениями
общения:
Ранний
детский
аутизм»
Москва
1989г.
6.
Лебединский
В.В.
«Нарушения
психического
развития
у
детей»
Москва 1985г.
7.
Лусс
Т.В.
«Формирование
навыков
конструктивно-игровой
деятельности
у
детей
с
помощью
Лего».
Пособие
для
педагогов
-
дефектологов. М., 2003г.
8.Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду».- ТЦ Сфера
2012.
9. Эльконин Д.Б. «Психология игры» 1978 год Москва: Педагогика.