Авторы: Щербакова Светлана Ивановна, Васильева Вера Михайловна
Должность: методист, преподаватель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ ЧМТ
Населённый пункт: р.п. Чунский Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: Стажировка преподавателя, один из путей повышения качества профессионального образования.
Раздел: среднее профессиональное
Щербакова Светлана Ивановна,
методист ГБПОУ ЧМТ, р.п. Чунский
Васильева Вера Михайловна,
преподаватель биологии ГБПОУ ЧМТ, р.п. Чунский
Стажировка преподавателя,
один из путей повышения качества профессионального образования
Согласно
Федеральному
закону
№
273-ФЗ
с
1
сентября
2013
года
педагогические
работники
имеют
право
на
получение
дополнительного
профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической
деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47). Однако новые
Федеральные образовательные стандарты (ФГОС 3), это право переводят в
разряд обязательных требований. В них прямо указано, что преподавателям и
мастерам
производственного
обучения
необходимо
обучение
по
дополнительным профессиональным программам – программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях
не
реже
одного
раза
в
три
года.
Таким
образом,
требования
к
кадрам,
представленные
в
ФГОС
3,
направлены
на
повышение
качества
педагогических квалификаций и развитие широкого спектра педагогических
компетенций, требующихся в современных условиях.
Необходимы и целевые стажировки, направленные на методическую
подготовку
и
технологическую
грамотность
при
использовании
новых
информационных ресурсов в профессиональном образовании.
В процессе стажировки происходит практическое освоение навыков
выполнения
работы,
приобретенных
при
профессиональной
подготовке.
Стажировка как вид дополнительного профессионального образования дает
возможность осваивать современные технологии, методики, способы работы
непосредственно
на
производстве
в
целях
реализации
нормативных
документов в профессиональной образовательной организации.
Стажировка является неотъемлемой частью стратегии образовательных
организаций
в
области
подбора
персонала.
Во
время
обучения
на
предприятиях
/организациях
педагог
имеет
возможность
изучить
особенности
профессиональной
деятельности
в
реальных
условиях,
выработать
или
восстановить
необходимые
навыки.
И
далее
применить
полученный опыт в своей профессиональной деятельности.
Стажировка
проводится
на
промышленных
предприятиях
и
в
организациях
сферы
обслуживания,
профиль
деятельности
которых
соответствует
реализуемым
в
техникуме
профессиям
и
специальностям
(автомеханик;
сварщик
(ручной
и
частично
механизированной
сварки(наплавки);
повар,
кондитер;
техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта), где педагог- стажер приобретает или повышает
свою квалификацию, изучает новую технику, оборудование, знакомится с
технологией
производства
соответствующей
отрасли
и
процессами
администрирования.
Стажировка для педагога - это трамплин для профессионального роста.
Организация и реализация программы стажировки может осуществляться как
в
форме
целевой
краткосрочной
стажировки,
так
и
по
индивидуальной
программе, в том числе построенной по накопительной системе.
Стажировка проводится в организациях и предприятиях (Ресурсные
центры,
предприятия
Чунского
и
близлежащих
районов),
имеющих
материальные,
организационные
и
кадровые
ресурсы
для
эффективной
организации стажировок
педагогов системы среднего профессионального
образования.
Стажировка
проводится
под
руководством
ответ ственного
квалифицированного лица, в обязанности которого входит систематическое
консультирование
стажера
и
контроль
результатов
его
практической
деятельности в указанный период.
Основанием для стажировки является распорядительный документ –
приказ директора техникума. Предварительно на заседаниях методических
комиссий обсуждаются кандидатуры стажеров, оформляется ходатайство на
имя директора и далее готовится распорядительные документы. В приказе
указываются календарные сроки стажировки и фамилии лиц, стажирующихся
на данном предприятии, руководители, ответственные за её проведение. Для
стажеров в качестве сопроводительного документа оформляется Направление
на
стажировку.
Основным
регламентирующим
документом
для
стажера
является
утвержденная
директором
техникума
программа
стажировки,
согласованная с руководителем стажирующей организации. После освоения
программы стажером руководитель составляет отзыв, отражая полученные
результаты и достижение поставленных целей.
Стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения
может завершаться:
а) подтверждающим экзаменом, результаты стажировки оформляются в
соответствии с действующим в организации порядком;
б)
защитой
портфолио,
которое
может
содержать:
свидетельства,
подтверждающие эффективность прохождения стажировки или справку о
прохождении
стажировки;
дневник
прохождения
стажировки;
сертификат
сформированных
профессиональных
компетенций,
заверенный
печатью;
научные статьи, учебно-методические разработки и пособия;
в) составлением отчета о проделанной работе, который должен быть
представлен
пакетом
документации:
направлением
на
стажировку;
программой
и
графиком
стажировки;
методическими
рекомендациями;
отзывом
(производственной
характеристикой)
руководителя
стажировки,
заверенным
руководителем
предприятия;
отчётом
стажёра
с
прилагаемой
технологической документацией.
Документы
о
стажировке
педагогов
предъявляются
в
методический
кабинет
техникума,
а
копии
-
в
личном
деле
педагога
и
портфолио.
Документы
о
стажировке
педагога,
как
обязательной
части
повышения
квалификации,
являются
необходимыми
для
прохождения
процедуры
аттестации педагогическими работниками на квалификационную категорию.
В
нашем
техникуме
разработано
Положение
о
стажировке
п е д а го г и ч е с к и х
р а б о т н и ко в
Го с уд а р с т в е н н о го
б юд ж е т н о г о
профессионального
образовательного
учреждения
Иркутской
области
«Чунский
многопрофильный
техникум»
(далее
–
Положение),
которое
определяет порядок организации и проведения стажировки педагогических
работников техникума. Настоящее Положение разработано в соответствии с
действующими
нормативно-правовыми
актами,
регламентирующими
деятельность
образовательных
учреждений
среднего
профессионального
образования. Данное Положение содержит цели, задачи стажировки и весь
алгоритм
её
прохождения,
документальное
оформление
стажировки
и
подведение итогов.
Целью
ст ажировки
я вля ет ся
формирование
и
р а з в и т и е
профе ссиона льных
компетенций
преподавателей
и
м а с т е р о в
производственного
обучения
техникума.
Стажировка
носит
практико-
ориентированный характер.
Задачами стажировки являются: совершенствование знаний и умений в
психолого-педагогической,
научно-профессиональной
и
общекультурной
сферах на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и
технологий; ознакомление с новейшими технологиями и перспективами их
развития
в
области
соответствующей
профилю
специальности
или
профессии; освоение инновационных технологий, форм, методов и средств
обучения; изучения отечественного и зарубежного опыта оценки уровня
квалификации
рабочих,
служащих
в
соответствии
с
направлениями
WorldSkills (WSR), Абилимпикс (для инвалидов и лиц с ОВЗ); выработка
предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению
в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства.
Программы стажировок разрабатываются техникумом самостоятельно
и согласовываются с предприятиями и организациями.
Продолжительность
стажировок
устанавливается
индивидуально
в
зависимости от уровня профессионального образования, целей и
задач
стажировки, опыта работы, профессии
и должности стажера. Количество
часов - не менее 72.
Когда
обучающиеся/
студенты
нашего
техникума
проходят
производственную
практику
на
предприятиях
р.п.
Чунский
и
Чунского
района
мы
видим
имеющееся
на
предприятиях
социальных
партнеров
современное
оборудование,
применяемые
технологии
и
стараемся
их
изучить.
Определяем
предприятия,
на
которых
необходимо
пройти
стажировку
в
первую
очередь,
и
распределяем
между
мастером
производственного
обучения
и
преподавателем
учебных
дисциплин
и
междисциплинарных курсов места прохождения стажировки.
Остановлюсь
на
одном
из
предприятий
р.п.
Чунский
–
ООО
«Таежный», которое является нашим социальным партнёром. Между нами
заключён Договор о прохождении стажировки преподавателями и мастерами
производственного
обучения
по
профессии
Повар,
кондитер,
а
также
о
прохождении
производственной
практики
обучающимися
/студентами
по
этой
же
профессии
в
целях
реализации
программы
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих. Представители этого предприятия
участвуют в Государственной итоговой аттестации выпускников. Во время
защиты лучшим студентам предлагают работу на предприятии.
Благодаря
современному
техническому
оснащению
предприятие
располагает
возможностями
для
производства
продукции
общественного
питания с применением самых разнообразных сырья и технологий.
По профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки),
входящей
в
ТОП-50,
стажировка
педагогов
организуется
на
предприятии
ООО
«Чунский
лесопромышленный
комбинат»,
который
о с н а щ е н
с о в р е м е н н ы м
о б о р у д о в а н и е м
и
и м е е т
ш т а т
высококвалифицированных специалистов среднего и высшего звена. Тесное
сотрудничество с названными предприятиями дает положительную динамику
роста мастерства как педагогов нашего техникума, так и обучающихся.
Стажировка
педагогов
техникума
на
базах
Ресурсных
центров
(г.
Ангарск, г. Улан- Уде) по направлениям «Молодежное движение» (WSR),
дистанционное обучение по ФГОС ТОП-50 с выполнением практических
заданий позволяют им эффективно использовать полученные знания и опыт
в образовательной деятельности.
В целом, стажировка
педагогических работников профессионального
цикла
на
профильных
предприятиях
является
продуктивной
формой
повышения их профессионального
уровня,
а,
следовательно,
повышается
качество профессионального образования.
Литература
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», глава 9, статья 73 п.1.
2.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», глава 9, статья 73 п.6.
3.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», глава 9, статья 74 п.3.
4.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», глава 5, статья 48 п.1.
5.
Профессиональным стандартом Педагог профессионального обучения,
профессионального образования, дополнительного профессионального
образования, утвержденным 18 октября 2013 года № 544н.
Министерством труда и социальной защиты РФ.
6.
Устав ГБПОУ ЧМТ.