Напоминание

Использование Технологий ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Мироненко Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование Технологий ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология ТРИЗ

В ДОУ

Мироненко Елена Вячеславовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Березка»

«Пусть гением будет ребёнок

лишенный всяческих стереотипов

в своём познании мира»

Л.С. Выготский

ТРИЗ - схема системного,

талантливого мышления, используя

которую педагог сможет вместе с

детьми находить логический выход

из любой жизненной ситуации, а

ребенок грамотно и правильно

решать любые свои проблемы

Основателем

является

Генрих

Саулович

Альтшуллер

(15.10.1926-

24.09.1998)

1. ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЕТЕЙ С ЧЕЛОВЕКОМ И МИРОМ

2.

ФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ

3. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К СВОИМ ОТКРЫТИЯМ ЧЕРЕЗ ПОИСКОВУЮ И

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4. ВОСПИТЫВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ

5. РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО, ВООБРАЖЕНИЕ В РАЗНООБРАЗНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 .ПРИДАВАТЬ ЗАНЯТИЯМ, ИГРАМ КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР

Задачи решения с помощью ТРИЗ

ТРИЗ – принципы построения занятий

1.Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

2.Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций —

мозговой штурм.

3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое

явление должно рассматриваться в развитии).

4. Включение в процессе познания всех доступных для ребенка

мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов,

причинно-следственных выводов и заключений, сделанных

самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

5. Обязательная активизация творческого воображения.

ТРИЗ – основные функции

1.Решение творческих и изобретательских задач любой

сложности и направленности.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и

получение перспективных решений (в том числе и

принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

У детей обогащается круг представлений, растет

словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику,

способствует преодолению застенчивости, замкнутости,

робости; маленький человек учится отстаивать свою точку

зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно

находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно -образного,

причинного, эвристического мышления; памяти,

воображения, воздействует на другие психические

процессы.

Положи тельные стороны

ТРИЗ

Методы и приемы технологии ТРИЗ

можно использовать в разных видах

детской деятельности

ТРИЗ

По ознакомлению

с художественной

литературой

В режимных

моментах

По

ознакомлению

с предметным

миром

По развитию

речи

По

ознакомлению

с природой

По

изобразительной

деятельност

и

По математике

Физминутки

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество

методов, которые хорошо зарекомендовали себя в

работе с детьми дошкольного возраста. В детских

садах используются следующие методы ТРИЗ

Мозговой

штурм

Мозговой

штурм

Метод

фокальных

объектов

Метод

фокальных

объектов

МЕТОДЫ

ТРИЗ

МЕТОДЫ

ТРИЗ

Метод проб и

ошибок

Метод проб и

ошибок

Чудесная

лестница

Чудесная

лестница

Эмпатия

Эмпатия

Морфологический

анализ

Морфологический

анализ

Приемы

разрешения

противоречий

Приемы

разрешения

противоречий

Метод маленьких

человечков

Метод маленьких

человечков

Системный

оператор

«Волшебный

телевизор»

Системный

оператор

«Волшебный

телевизор»

Методика располагает как

индивидуальными, так и коллективными

приемами активизации деятельности.

Метод проб и ошибок – наш врожденный

метод мышления. Поняв задачу, мы

поочередно выдвигаем идеи, оцениваем

их, и если они нам не нравятся,

отбрасываем и выдвигаем новые.

Метод морфологического анализа

появился в середине 30-х годов XX

века, благодаря швейцарскому

астрофизику Ф.Цвикки, который

использовал его исключительно для

решения астрофизических задач.

Метод морфологического анализа

появился в середине 30-х годов XX

века, благодаря швейцарскому

астрофизику Ф.Цвикки, который

использовал его исключительно для

решения астрофизических задач.

Еще один вид активизации мышления

Морфологического анализа – Круги Луллия.

Сам круг сделан из нескольких кругов разного

диаметра, нанизанных на общий стержень. Все

круги разделены на одинаковое количество

секторов. Круги подвижны. С помощью

Кругов Луллия закрепляются и систематизируются

знания детей об объектах

окружающей

действительности.

Метод фокальных объектов предложен

американским психологом Ч.Вайтингом

Выбирается предмет, который мы хотим

усовершенствовать или придать другие

обычные и необычные свойства.

Фея

Шар

Костер

Добрая

Расписной

Большой

Красивая

Летучий

Жаркий

Воздушная

Мыльный

Яркий

Матрешка

Добрая, красивая, расписная, большая, яркая

Типовые приёмы фантазирования. Г. С.

Альтшуллер в 70 годы двадцатого века

предложил использовать для развития

творческого воображения типовые

приемы фантазирования:

- увеличение-уменьшение,

- дробление-объединение,

- оживление-окаменение,

- специализация-универсализация,

- преобразование свойств времени,

- приём «Наоборот».

Метод Мозгового Штурма

предложен

американским учёным А. Осборном,

используется для активизации мыслительных

операций, развития ассоциативных связей, как

групповое и индивидуальное обсуждение

разнообразных проблемных ситуаций.

Например, нужно придумать и сочинить

необычный рисунок, а изобразительных

материалов нет. Как быть? Что же делать? То

есть ставится некая задача, решение которой

дети предлагают сами. Главное в том, чтобы

ребенок сам мог выдвигать разные, даже

самые невероятные и нереалистические

идеи и решения.

Синектика предложен У. Гордоном в50

годы XX столетия– возможности метода –

незнакомое сделать знакомым, а

привычное – чуждым. В основе такой

работы лежат прием: Эмпатии –

личностного уподобления –

способности ребенка отождествлять

себя с кем-либо или чем-либо,

уметь сопереживать объекту.

Очень удачен этот прием на

физкультминутках.

Метод каталога.

Был разработан в 20-х годах XX века

профессором Берлинского университета

Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован

к работе с дошкольниками.

Метод каталога позволяет в большой

степени решить проблему обучения

дошкольников творческому

рассказыванию.

ММЧ( метод маленьких человечков).

Суть методики в том, что дети представляют

себе маленьких человечков, которые живут,

действуют в окружающих предметах и

явлениях. Игра в маленьких человечков

позволяет представить фазовые переходы

веществ, моделировать строение веществ и

процессы, происходящие в них, способствует

развитию логического мышления, внимания,

наблюдательности, сообразительности,

позволяет делать умозаключения.

Системный оператор

Работа с системным оператором

предполагает формирование у

ребёнка умение анализировать и

описывать систему связей любого

объекта материального мира: его

назначение, динамику развития в

определённый отрезок времени,

признаки и строение.

Этапы работы по использованию

элементов ТРИЗ в воспитательно

-образовательном процессе

дошкольного учреждения

.

Цель первого этапа –

научить ребенка

находить и различать противоречия,

которые окружают его повсюду. Что общее

между цветком и деревом? Что общее

между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей

фантазировать, изобретать. Например,

предложено придумать новый стул,

удобный и красивый. Как выжить на

необитаемом острове, где есть только

коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение

сказочных задач и придумывание разных

сказок с помощью специальных методов

ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и

хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет

полученные знания и, используя

нестандартные, оригинальные решения

проблем, учится находить выход из

любой сложной ситуации.

Уважаемые педагоги!

Если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия

максимум удовольствия; если вы желаете

общаться с умными, думающими детьми; если

вы хотите получить ключи к творчеству,

сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Спасибо за

внимание



В раздел образования