Напоминание

"Деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях коррекционной школы"


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях коррекционной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Деятельность обучающихся с особыми образовательными

потребностями в условиях коррекционной школы.

Деятельность

рассматривается

как

проявления

активности

человеческой

личности. В деятельности совершается становление и развитие личности.

Существуют сложные взаимоотношения между деятельностью и психикой. С

одной стороны психика формируется и проявляется в деятельности, с другой-

психика регулирует деятельность.

Психика

выступает

как

регулятор

действий

и

движений

на

различных

уровнях психического отражения. Так, на уровне ощущений и восприятий

происходит мускульная дозировка силы и характера движений; решение же

мыслительных задач регулируется второй сигнальной системой.

Личность в процессе деятельности побуждается определёнными мотивами и

стремится

к

достижению

конкретных

целей.

В

процессе

деятельности

большое

значение

имеет

и

уровень

притязаний:

при

высоком

уровне

притязаний

и

ограниченных

возможностях

может

возникнуть

конфликт

личности с окружающими людьми. У у/о детей наблюдаются различные

нарушения компонентов, влияющих на деятельность: незрелость мотивов и

целей деятельности, неумение подобрать необходимые средства реализации

для решения поставленной задачи, некритичное отношение к полученным

промежуточным и итоговым результатам деятельности и т.д. В связи с этим

возникает

ряд

недостатков

и

особенносте6й

в

структуре

и

протекании

деятельности.

Всем видам деятельности у/о школьников присущи следующие недостатки:

1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой

ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся

трудности, непониманием значимости результатов деятельности.

2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.

3.узость

мотивации,

возникающая

вследствие

низкого

уровня

осознания

мотивов и целей деятельности, неустойчивость, скудность, ситуативность,

одномоментность

мотивов,

а

так

же

неумение

планировать

свою

деятельность и предвидеть её результаты.

4. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность

внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и

др.

В

процессе

деятельности

у

школьников

с

у/о

формируются

различные

учебные и трудовые навыки. Навык-это упрочившийся способ выполнения

действий. В основе большинства навыков лежит осознанное развёрнутое

действие. Физиологической основой навыка является выработка и упрочение

условнорефлекторных связей.

Проторение

нервных

путей

и

их

закрепление

в

результате

постоянного

повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения

в определённых нервных структурах.

В результате органического поражения мозга у у/о учащихся прослеживается

ряд

особенностей

Высшей

нервной

деятельности,

затрудняющих

формирование навыков.

Во-первых,

слабость

замыкательной

функции

коры

головного

мозга,

п р и вод я щ а я

к

с л а б о й

д и фф е р е н ц и р о в ке

уже

в ы р а б о т а н н ы х

условнорефлекторных

связей.

При

формировании

условнорефлекторных

связей у у/о требуется большое количество повторений. Уже сформированные

связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться.

Этот недостаток приводит к тому, что у у/о формирование любого навыка

требует специально организованной длительной работы.

В о - вт о р ы х ,

э т о

с л а б о с т ь

п р о т е к а н и я

н е р в н ы х

п р о ц е с с о в ,

неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет

локализацию

процесса

возбуждения

при

формировании

навыка.

Разлитое

торможение осложняет его концентрацию.

Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности

процесса формирования навыков письма у учащихся специальной школы.

Например,

при

формировании

этого

навыка

обнаруживаются

следующие

недостатки:

1)недоразвитие

мелких

мышц

кистей

рук,

слабая

дифференцированность

мышечного напряжения;

2)неточность

отдельных

ощущений(зрительных,

кинестетических,

тактильных),

недостаточная

дифференцированность

восприятий

и

представлений;

3)нарушение фонематического слуха;

4)недоразвитие аналитико-синтетической деятельности;

5)грубое(у

определённых

групп,

например

ДЦП)

нарушение

моторики,

некоординированность движений, параличи, парезы и др.

В результате этого навык письма формируется на протяжении гораздо более

длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников.

У

у/о

школьников

затруднено

формирование

всех

видов

навыков:

двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др.

Теперь

мы

рассмотрим

вопрос

об

особенностях

включения

у/о

детей

в

различные виды деятельности.

Ведущим видом деятельности в дошкольном периоде является игра. У у/о

школьников

игровая

деятельность

занимает

большое

место

не

только

в

дошкольный, но и в школьный период развития и обучения. В процессе

школьного обучения у/о под руководством взрослых и при соответствующей

коррекции включаются в игровую деятельность. Их обучают коллективным

играм, знакомят с различными сюжетными, спортивными, подвижными и

др.играми. Активное включение у/о в игровую деятельность способствует

формированию

у

них

личностных

свойств

и

коррекции

познавательной

деятельности.

Учение-это

процесс

систематического

овладения

ЗУНами,

умственными

действиями под руководством учителя. Одна из важнейших целей учения-

подготовить

школьника

к

самостоятельной

трудовой

деятельности

после

окончания школы. Учение носит воспитывающий и развивающий характер. В

специальной школе осуществляется комплекс мероприятий, имеющих целью

создание адекватных структуре дефекта условий обучения и воспитания для

каждого ребёнка.

В

процессе

учения

большое

место

отводится

трудовой

деятельности.

В

специальной школе представлены различные виды труда, направленные на

формирование специальных умений и навыков, необходимых у/о учащемуся

для

будущей

жизни.

В

частности,

это

пропедевтический,

бытовой,

общественно

полезный

труд,

обслуживающий

труд,

работа

в

производственных

мастерских.

Участие

в

различных

видах

трудовой

деятельности обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности у/о

школьника, подготавливает его к профессиональному труду.



В раздел образования