Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях коррекционной школы"
Раздел: начальное образование
Деятельность обучающихся с особыми образовательными
потребностями в условиях коррекционной школы.
Деятельность
рассматривается
как
проявления
активности
человеческой
личности. В деятельности совершается становление и развитие личности.
Существуют сложные взаимоотношения между деятельностью и психикой. С
одной стороны психика формируется и проявляется в деятельности, с другой-
психика регулирует деятельность.
Психика
выступает
как
регулятор
действий
и
движений
на
различных
уровнях психического отражения. Так, на уровне ощущений и восприятий
происходит мускульная дозировка силы и характера движений; решение же
мыслительных задач регулируется второй сигнальной системой.
Личность в процессе деятельности побуждается определёнными мотивами и
стремится
к
достижению
конкретных
целей.
В
процессе
деятельности
большое
значение
имеет
и
уровень
притязаний:
при
высоком
уровне
притязаний
и
ограниченных
возможностях
может
возникнуть
конфликт
личности с окружающими людьми. У у/о детей наблюдаются различные
нарушения компонентов, влияющих на деятельность: незрелость мотивов и
целей деятельности, неумение подобрать необходимые средства реализации
для решения поставленной задачи, некритичное отношение к полученным
промежуточным и итоговым результатам деятельности и т.д. В связи с этим
возникает
ряд
недостатков
и
особенносте6й
в
структуре
и
протекании
деятельности.
Всем видам деятельности у/о школьников присущи следующие недостатки:
1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой
ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся
трудности, непониманием значимости результатов деятельности.
2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
3.узость
мотивации,
возникающая
вследствие
низкого
уровня
осознания
мотивов и целей деятельности, неустойчивость, скудность, ситуативность,
одномоментность
мотивов,
а
так
же
неумение
планировать
свою
деятельность и предвидеть её результаты.
4. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность
внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и
др.
В
процессе
деятельности
у
школьников
с
у/о
формируются
различные
учебные и трудовые навыки. Навык-это упрочившийся способ выполнения
действий. В основе большинства навыков лежит осознанное развёрнутое
действие. Физиологической основой навыка является выработка и упрочение
условнорефлекторных связей.
Проторение
нервных
путей
и
их
закрепление
в
результате
постоянного
повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения
в определённых нервных структурах.
В результате органического поражения мозга у у/о учащихся прослеживается
ряд
особенностей
Высшей
нервной
деятельности,
затрудняющих
формирование навыков.
Во-первых,
слабость
замыкательной
функции
коры
головного
мозга,
п р и вод я щ а я
к
с л а б о й
д и фф е р е н ц и р о в ке
уже
в ы р а б о т а н н ы х
условнорефлекторных
связей.
При
формировании
условнорефлекторных
связей у у/о требуется большое количество повторений. Уже сформированные
связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться.
Этот недостаток приводит к тому, что у у/о формирование любого навыка
требует специально организованной длительной работы.
В о - вт о р ы х ,
э т о
с л а б о с т ь
п р о т е к а н и я
н е р в н ы х
п р о ц е с с о в ,
неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет
локализацию
процесса
возбуждения
при
формировании
навыка.
Разлитое
торможение осложняет его концентрацию.
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности
процесса формирования навыков письма у учащихся специальной школы.
Например,
при
формировании
этого
навыка
обнаруживаются
следующие
недостатки:
1)недоразвитие
мелких
мышц
кистей
рук,
слабая
дифференцированность
мышечного напряжения;
2)неточность
отдельных
ощущений(зрительных,
кинестетических,
тактильных),
недостаточная
дифференцированность
восприятий
и
представлений;
3)нарушение фонематического слуха;
4)недоразвитие аналитико-синтетической деятельности;
5)грубое(у
определённых
групп,
например
ДЦП)
нарушение
моторики,
некоординированность движений, параличи, парезы и др.
В результате этого навык письма формируется на протяжении гораздо более
длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников.
У
у/о
школьников
затруднено
формирование
всех
видов
навыков:
двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др.
Теперь
мы
рассмотрим
вопрос
об
особенностях
включения
у/о
детей
в
различные виды деятельности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном периоде является игра. У у/о
школьников
игровая
деятельность
занимает
большое
место
не
только
в
дошкольный, но и в школьный период развития и обучения. В процессе
школьного обучения у/о под руководством взрослых и при соответствующей
коррекции включаются в игровую деятельность. Их обучают коллективным
играм, знакомят с различными сюжетными, спортивными, подвижными и
др.играми. Активное включение у/о в игровую деятельность способствует
формированию
у
них
личностных
свойств
и
коррекции
познавательной
деятельности.
Учение-это
процесс
систематического
овладения
ЗУНами,
умственными
действиями под руководством учителя. Одна из важнейших целей учения-
подготовить
школьника
к
самостоятельной
трудовой
деятельности
после
окончания школы. Учение носит воспитывающий и развивающий характер. В
специальной школе осуществляется комплекс мероприятий, имеющих целью
создание адекватных структуре дефекта условий обучения и воспитания для
каждого ребёнка.
В
процессе
учения
большое
место
отводится
трудовой
деятельности.
В
специальной школе представлены различные виды труда, направленные на
формирование специальных умений и навыков, необходимых у/о учащемуся
для
будущей
жизни.
В
частности,
это
пропедевтический,
бытовой,
общественно
полезный
труд,
обслуживающий
труд,
работа
в
производственных
мастерских.
Участие
в
различных
видах
трудовой
деятельности обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности у/о
школьника, подготавливает его к профессиональному труду.